«Здоровьесберегающий компонент в работе коллективов театральной направленности».
статья по теме

Жилионис Ольга Николаевна

В статье описана система здоровьесберегающих компонентов, которые активно применяются в театральном коллективе театра студии "Веселый ветер" г.Воркуты.  Такая система работы и отслеживания образовательной и внеучебной деятельности в области формирования здорового образа жизни обучающихся позволяет вносить изменения и делать корректировку всей дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников театр студии  «Веселый ветер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_zhilionis_o.n..doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жилионис О.Н.

(МОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи», г.Воркута,

olga.zhilionis@gmail.com)

«Здоровьесберегающие компонент

в работе коллективов  театральной  направленности».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить  возможность сохранения здоровья за период всего его обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене, расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.        

Обозначая  цели деятельности по здоровьесбережению,  мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Специфика театральной деятельности театр студии «Веселый ветер» Дворца творчества детей и молодёжи г.Воркуты открывает большие возможности для сохранения и укрепления здоровья детей. Помимо традиционных мероприятий по здоровьесберегающей деятельности: занятие на свежем воздухе; тренинги с участием психолога; беседы с участие медицинского  работника; разминки; упражнений для снятия психофизических зажимов на занятиях также используется элементы системы Пилатеса, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой и З.Савковой, использование лампы Чижевского и  элементы артпедагогики.

В решении здоровьесберегающих задач регулярно используются ресурсы Дворца: посещение зимнего сада, живого уголка и кабинета аквариумного рыбоводства. Здоровьесберегающая деятельность гармонично вплетается в каждый раздел образовательной программы «Играем в жизнь» театральной студии «Веселый ветер».  Работа ведется по следующим направлениям деятельности:

           1. Сценической речи.

Использование на занятиях сценической речи методик дыхательной гимнастики Стрельниковой и Савковой помогает обучающимся овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: делать дыхательную и речевую разминку; знать правила гигиенического дыхания; самостоятельно проводить речевые тренинги;  работать с текстом – расставляя логические паузы и ударения, выбирать нужную интонацию, темп, ритм и громкость; свободно импровизировать при общении с партнером. Выносливый, закаленный тренингами, сценический голос работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний дыхательных путей.    

2. Сценическое движение.

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляет систематические занятия физическими упражнениями, эффективно решающими задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения и развитие двигательных навыков.  Упражнения по сценическому движению помогают включить в работу всю опорно-двигательную систему ребенка: система Пилатеса направлена на укрепления и тонизирование мышц, улучшение осанки, гибкости и чувства равновесия, на единение тела и разума. Так же на занятиях сценического движения обучающиеся учатся  определять места мышечного зажима и избавляться от них при помощи пластических этюдов и релаксационных упражнений. Это работа помогает воспитанникам  преодолевать психологические барьеры, выражать свое отношение к происходящему и учиться владеть своим телом.              

3. Актерское мастерство.

Данное направление  работы помогает обучающимся  контролировать свои эмоции и чувства,  выполнять этюды на воображение, чувство правды, логику переживаний и последовательность действий, развивает умение работать с партнером, поскольку общение играет не менее важную роль общение – взаимодействие с партнером на сцене, умение слушать, слышать друг друга и адекватно реагировать на партнера. На каждом занятии предусматривается смена двигательного режима, режим движения наглядного учебного материла, постоянный зрительный поиск.

4. Элементы артпедагогики.

Применение различных артпедагогических методов на занятиях дает возможность более основательно понять детей, поскольку рисунки отображают их эмоциональное и психологическое состояние. Рисунки отличаются высокой степенью творческого воображения, оригинальностью и неповторимостью. Подобные результаты достигаются не только за счет использованных интересных тем, но и за счет применения методов артпедагогики в три этапа.

1. Вводная часть.

2. Изобразительная работа.

3. Обсуждение.

Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогает ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление, что является более успешного познания театрального искусства.  

На учебном занятии в соответствии с требованиями  СанПиН соблюдается питьевой режим, проветривание кабинета на перерывах, а также по необходимости перед занятием дается время  для приема детьми пищи, т.к. многие приходят на занятие сразу после школы (важно проследить, чтобы пища была полезная).

Не маловажную роль в сохранении здоровья воспитанников на занятиях играет  озеленение кабинета растениями, не вызывающими аллергических реакций у детей: фикус, пальма, хлорофитум. Именно эти растения являются живым фильтром по очистке воздуха от вредных  веществ.  В сочетании с такими растениями на занятиях также применяется Лампа Чижевского. Принцип действия приборов типа Лампы Чижевского заключается в насыщении воздуха отрицательными ионами кислорода. В свою очередь, вдыхаемые человеком аэроионы отдают свои электрические заряды эритроцитам крови, а с ними - клеткам всего организма, нормализуя обменные процессы.

        Мониторинг состояния физического и психического здоровья обучающихся представляет собой замкнутый цикл, который включает в себя систему мер: на входе (в начале года) мониторинг по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся;  на выходе (в конце года) мониторинг позволяющий оценить эффективность работы и выработать новые рекомендаций.  

Такая система работы и отслеживания образовательной и внеучебной деятельности в области формирования здорового образа жизни обучающихся позволяет вносить изменения и делать корректировку всей дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников театр студии  «Веселый ветер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Из опыта работы

Региональный конкурс творческих работ в рамках  X Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»...

Взгляд с позиции здоровьесберегающих технологий: Работа над певческим дыханием

Часто заостряется внимание на то, что занятия пением дают человеку в плане сохранения и укрепления его здоровья, физического и психологического.Работа с певческим голосом начинается с постановки дыхан...

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы музыкального руководителя)

Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в детском саду....

Здоровьесберегающие системы работы физкультурной деятельности в школе (доклад)

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Сохранения здоровья нации, здоро...

Статья "Здоровьесберегающие системы работы физкультурной деятельности в школе"

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Сохранения здоровья нации, здоровья по...