Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности
презентация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya16_dekabrya_2011_ot_timofeevoy.ppt | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация преподавателя клинических дисциплин Тимофеевой Л.Е. Дидактическое обеспечение личностно-ориентированного занятия
Словарь терминов Действие – сознательно спланированный фрагмент деятельности человека, имеющий свою собственную цель Дидактическая единица – часть учебной информации, выделенная с целью оптимизации организации учебного процесса
Знание (в педагогике) – наличие у человека в памяти сведений из какой-либо области науки и / или практической деятельности человека (формулировки и / или формулы законов, принципы, правила, методы, термины и понятия, отдельные явления и факты, их классификации и др. Квалификация – уровень и вид профессиональной обученности,
(продолжение) характеризующий возможности специалиста решать профессиональные задачи определённой сложности Квалификационная характеристика – раздел Государственного образовательного стандарта, определяющий конечные цели обучения студента в профессиональном учебном заведении по конкретной специальности
Клиническое мышление - одна из когнитивных (познавательных) функций, осуществляемая врачом(фельдшером) в целях достижения определенного результата Этим результатом могут быть постановка правильного диагноза, грамотный выбор необходимого лечения
Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа(или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углублённые профессиональные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продлённой подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации
Методика учебного предмета(дисциплины) – частная дидактика , теория обучения учебному предмету, совокупность предписаний для педагога Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в ходе учебного процесса. Методы активного обучения – методы, организующие непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность по ходу учебного процесса
Навык - полностью автоматизированное действие, протекающее быстро, без контроля со стороны сознания человека Ориентировочная основа действия – последовательность выполнения (алгоритм) операций и система сведений (ориентиров), на которую надо опираться при выполнении действия
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
Умение – способность индивида (человека) выполнять какое-либо действие (решать задачи, выполнять какое-либо простое действие руками или комплексные профессиональные действия и др.)
Дидактическое обеспечение личностно-ориентированного занятия В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях .
Педагогика сотрудничества - особого типа технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть Целевые ориентации данной технологии: Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно-личностный подход к студенту Единство обучения и воспитания
Особенности содержания и методики В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления: 1. Гуманно-личностный подход к студенту 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс 3. Концепция воспитания 4. Педагогизация окружающей среды
Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики: - Способствовать становлению, развитию и воспитанию в студенте благородного человека путем раскрытия его личностных качеств - Развитие и становление познавательных сил студента - Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений
Идеал воспитания – самовоспитание Требование обучать всех студентов в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным , поскольку в действительности часть студентов не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики Необходимо использовать элементы технологии разноуровневого обучения
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее: Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным
Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего студента, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности студентов применяют разнообразные и мощные средства обучения перестраивают содержание образования
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к студенту – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности
Требования к личностно-ориентированному занятию: создание условий для познавательной активности учеников Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, преподаватель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки группы, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал
Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация студенческой деятельности. Студенты должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвести их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы урока спросить:
Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии? Какие задачи вы ставите перед собой? Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии? Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня технология сотрудничества . На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания
Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное преподавателем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным
Задания при групповой работе необходимо давать дифференцированные Например, группы (2-3человека) получают разные задачи для решения Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе
Часто используется работа в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий, при выполнении манипуляций и на других этапах занятия
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбирается в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся (контрольные вопросы, клинические задачи, разыгрывание ролей и т.д.)
Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного практического занятия по клинической дисциплине необходимо уделять работе по развитию клинического мышления студентов(практические занятия фельдшеров). Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению запаса знаний, умений и навыков студентов, связанных выработкой правильной тактики фельдшера при том или ином заболевании
Наиболее востребованным видом деятельности является разыгрывание сценариев с выполнением всех этапов работы фельдшера, включая заполнение медицинской документации
Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые (решение клинических задач) и диалогические Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений
О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных педагогов. Рефлексия - необходимый и органичный момент личностно-ориентированного занятия. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на занятии, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали студенты на разных этапах занятия:
( продолжение) - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания? - Достигли ли мы цели занятия? - Какие трудности при решении задач занятия возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли? - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?
Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать
Домашнее задание Студент должен получить задание для самостоятельной внеаудиторной работы в соответствии со своими знаниями и умениями Студент должен иметь алгоритм выполнения того или иного задания и соответствующие разъяснения по выполнению задания Задания для разных студентов должны быть разной степени сложности
Итог педагогической деятельности В конце хотелось бы отметить, что при любых педагогических приёмах обучения, в результате мы должны получить квалифицированного специалиста, соответствующего полученной специальности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения»
Трудно всякое дело, если только не хо...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
методический опыт...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
Методический опыт...
Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития
В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"...
Практическое применение методов и приёмов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в СОШ
Приведем примеры индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку...
Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ
Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...
Электронный образовательный ресурс по английскому языку для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся 10 класса учебно-консультационных пунктов в условиях дистанционного обучения по теме “SHOPPING”
Электронный образовательный ресурс по английскому языку по теме “SHOPPING” предназначен для самостоятельной учебной деятельности учащихся 10 класса учебно-консультационны...