Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности
презентация по теме

 

Презентация на тему "Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности" подготовлена для школы педагогического мастерства в 2011г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konferenciya16_dekabrya_2011_ot_timofeevoy.ppt114.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конференция Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности

Слайд 2

Презентация преподавателя клинических дисциплин Тимофеевой Л.Е. Дидактическое обеспечение личностно-ориентированного занятия

Слайд 3

Словарь терминов Действие – сознательно спланированный фрагмент деятельности человека, имеющий свою собственную цель Дидактическая единица – часть учебной информации, выделенная с целью оптимизации организации учебного процесса

Слайд 4

Знание (в педагогике) – наличие у человека в памяти сведений из какой-либо области науки и / или практической деятельности человека (формулировки и / или формулы законов, принципы, правила, методы, термины и понятия, отдельные явления и факты, их классификации и др. Квалификация – уровень и вид профессиональной обученности,

Слайд 5

(продолжение) характеризующий возможности специалиста решать профессиональные задачи определённой сложности Квалификационная характеристика – раздел Государственного образовательного стандарта, определяющий конечные цели обучения студента в профессиональном учебном заведении по конкретной специальности

Слайд 6

Клиническое мышление - одна из когнитивных (познавательных) функций, осуществляемая врачом(фельдшером) в целях достижения определенного результата Этим результатом могут быть постановка правильного диагноза, грамотный выбор необходимого лечения

Слайд 7

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа(или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углублённые профессиональные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продлённой подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации

Слайд 8

Методика учебного предмета(дисциплины) – частная дидактика , теория обучения учебному предмету, совокупность предписаний для педагога Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в ходе учебного процесса. Методы активного обучения – методы, организующие непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность по ходу учебного процесса

Слайд 9

Навык - полностью автоматизированное действие, протекающее быстро, без контроля со стороны сознания человека Ориентировочная основа действия – последовательность выполнения (алгоритм) операций и система сведений (ориентиров), на которую надо опираться при выполнении действия

Слайд 10

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Слайд 11

Умение – способность индивида (человека) выполнять какое-либо действие (решать задачи, выполнять какое-либо простое действие руками или комплексные профессиональные действия и др.)

Слайд 12

Дидактическое обеспечение личностно-ориентированного занятия В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях .

Слайд 13

Педагогика сотрудничества - особого типа технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть Целевые ориентации данной технологии: Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно-личностный подход к студенту Единство обучения и воспитания

Слайд 14

Особенности содержания и методики В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления: 1. Гуманно-личностный подход к студенту 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс 3. Концепция воспитания 4. Педагогизация окружающей среды

Слайд 15

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики: - Способствовать становлению, развитию и воспитанию в студенте благородного человека путем раскрытия его личностных качеств - Развитие и становление познавательных сил студента - Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений

Слайд 16

Идеал воспитания – самовоспитание Требование обучать всех студентов в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным , поскольку в действительности часть студентов не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики Необходимо использовать элементы технологии разноуровневого обучения

Слайд 17

Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее: Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным

Слайд 18

Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего студента, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина

Слайд 19

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности студентов применяют разнообразные и мощные средства обучения перестраивают содержание образования

Слайд 20

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к студенту – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности

Слайд 21

Требования к личностно-ориентированному занятию: создание условий для познавательной активности учеников Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, преподаватель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки группы, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал

Слайд 22

Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация студенческой деятельности. Студенты должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвести их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы урока спросить:

Слайд 23

Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии? Какие задачи вы ставите перед собой? Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии? Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно

Слайд 24

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня технология сотрудничества . На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания

Слайд 25

Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное преподавателем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным

Слайд 26

Задания при групповой работе необходимо давать дифференцированные Например, группы (2-3человека) получают разные задачи для решения Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе

Слайд 27

Часто используется работа в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий, при выполнении манипуляций и на других этапах занятия

Слайд 28

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбирается в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся (контрольные вопросы, клинические задачи, разыгрывание ролей и т.д.)

Слайд 29

Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного практического занятия по клинической дисциплине необходимо уделять работе по развитию клинического мышления студентов(практические занятия фельдшеров). Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению запаса знаний, умений и навыков студентов, связанных выработкой правильной тактики фельдшера при том или ином заболевании

Слайд 30

Наиболее востребованным видом деятельности является разыгрывание сценариев с выполнением всех этапов работы фельдшера, включая заполнение медицинской документации

Слайд 31

Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые (решение клинических задач) и диалогические Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений

Слайд 32

О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных педагогов. Рефлексия - необходимый и органичный момент личностно-ориентированного занятия. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на занятии, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали студенты на разных этапах занятия:

Слайд 33

( продолжение) - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания? - Достигли ли мы цели занятия? - Какие трудности при решении задач занятия возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли? - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

Слайд 34

Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать

Слайд 35

Домашнее задание Студент должен получить задание для самостоятельной внеаудиторной работы в соответствии со своими знаниями и умениями Студент должен иметь алгоритм выполнения того или иного задания и соответствующие разъяснения по выполнению задания Задания для разных студентов должны быть разной степени сложности

Слайд 36

Итог педагогической деятельности В конце хотелось бы отметить, что при любых педагогических приёмах обучения, в результате мы должны получить квалифицированного специалиста, соответствующего полученной специальности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития

В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"...

Практическое применение методов и приёмов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в СОШ

Приведем примеры индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку...

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...

Электронный образовательный ресурс по английскому языку для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся 10 класса учебно-консультационных пунктов в условиях дистанционного обучения по теме “SHOPPING”

Электронный образовательный ресурс по английскому языку по теме “SHOPPING”  предназначен  для самостоятельной  учебной деятельности учащихся 10 класса учебно-консультационны...