Личностно-ориентированный урок
методическая разработка по теме

Долгова Галина Николаевна

В данном инновационном проекте показано использование личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках бухгалтерского учета профессии НПО «Бухгалтер» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

(использование личностно ориентированного обучения учащихся

             на уроках бухгалтерского учета профессии НПО «Бухгалтер»)

                                                                                          Выполнила: Долгова Г. Н.

                                                                                          преподаватель специальных

                                                                                          дисциплин

                                                                                         

                                                                                         

                                                                                         

Энгельс , 2011

    В результате модернизации образования изменились подходы и методы в обучении. Сегодня социальный заказ в обществе направлен на подготовку высококвалифицированного рабочего. Но  современные технологии обучения постоянно меняются, поэтому воспитать такого рабочего, используя массовое обучение, невозможно. С этой целью, а также учитывая, что в учебное заведение приходят разные по уровню подготовки учащиеся, я использую в своей педагогической деятельности индивидуализацию обучения.

   Социально-экономические преобразования в стране  потребовали более взвешенного подхода к качеству подготовки учащихся. Поэтому  сегодня качество профессионального образования стоит  на первом месте.

    Решение поставленных задач  невозможно без учета индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности, т.е. без личностно ориентированного подхода к обучению учащихся.

     Моя задача как педагога заключается в разработке средств и создание условий обучения, при которых учащийся может раскрыть свои учебно-познавательные возможности и с максимальной активностью продвинуться в усвоении программного материала. На своих уроках я реализую   современные педагогические технологии, что дает положительные результаты моей педагогической деятельности. Но это требует качественной подготовки к каждому уроку и создание комплекса методического обеспечения предмета.

           Конечный результат современного образования в соответствии с Законом «Об образовании» заключается в развитии всей совокупности качеств личности ученика.

       В своей педагогической деятельности очень важным считаю принцип

гуманизации процессов обучения и воспитания, который  предлагает создание условий для раскрытия и реализации возможностей каждого учащегося .

         При реализации этого принципа на своих уроках я всегда учитываю:

1.уважение к детям, заинтересованность в их судьбе;

2.веру в ребенка;

3.сотрудничество в учебной деятельности;

4.терпимость к недостаткам детей;

5.равенство в правах преподавателя и учащегося;

6.право учащегося на собственную точку зрения;

7.право учащегося на ошибку;

8.построение отношений  по схеме: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять возможность выбора.

9.отсутствие прямого принуждения.

Поскольку учение есть труд, то осуществлять его без принуждения не возможно. Однако оно должно быть гуманным и ненасильственным, а следовательно:

       -учение должно быть интересным

       -учение должно быть осознанным желанием

       -необходимо предоставлять в учении большую самостоятельность

       -прямые требования заменить советами, пожеланиями, замечаниями, доброжелательными указаниями.

       При подготовке учащихся по профессии «Бухгалтер»  я использую одно из направлений личностно ориентированного подхода- индивидуализацию обучения. Здесь центром учебного процесса является не учитель и не предмет, а ребенок.

       Я стараюсь видеть в ученике личность, способную развивать свои природные ум и любознательность. Личность способную делать выбор, принимать решение и нести за них ответственность; личность, способную вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и другой деятельности.

        Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где происходит обучение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на

систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого учащегося.                          

         На уроке я работаю со всей группой, но при этом должна видеть и понимать каждого. Эта задача трудная, порой кажущаяся  неразрешимой, но ее необходимо выполнять, т.е. в результате, на деле   строить и проводить личностно ориентированный урок. Но как сочетать, а главное – как реализовать столь  разноплановые задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения знаний, а с другой- находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности.

Возможно ли это? И при каких условиях?

        Справедливо отметить, что современный урок сегодня стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств. И все же не всегда его можно назвать личностно ориентированным.

        В последнее время, чтобы повысить интерес к уроку, преподаватель иногда не ставит плохой оценки, даже если ответ учащегося того заслуживает. Стремясь помочь слабым, он нередко старается «не замечать» проявлений недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты: интеллектуальные игры в виде различных кроссвордов, тестов, творческих заданий на смекалку, сообразительность, вводит на уроке элементы соревновательности и т.п.

         Все это, конечно, делает урок более интересным, привлекательным, результативным с точки зрения поставленных целей. Но еще не дает достаточных оснований считать его личностно ориентированным уроком.

        Я считаю, что личностно ориентированный урок – это не просто создание преподавателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное    обращение к субъектному опыту учащихся как к опыту их собственной  жизнедеятельности.

      На своих уроках я использую различные формы обучения, способствующие сотрудничеству с учащимися. На моих уроках ученик как носитель субъектного опыта, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно  принимать (усваивать) все, что сообщает преподаватель.

     На уроках я раскрываю содержание субъектного опыта учащихся по рассматриваемой теме, согласовываю его с задаваемым знанием, привожу в соответствующее научное содержание и тем самым добиваюсь усвоения материала.

     Я считаю, что профессиональная позиция преподавателя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться  к любому высказыванию учащегося по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения всех «версий». Она не должна быть жесткой в виде оценочных ситуаций (правильно-неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый учащийся может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Моя задача обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и требованиям предмета.

        Обращение к процессуальной стороне освоения, т.е. к тому, как учится учащийся и как он сотрудничает с учителем (одноклассником) является основной ценностью личностно ориентированного урока. При его построении и проведении я часть своих функций поручаю учащимся. Сильные учащиеся проверяют работу друг друга или более слабых учащихся.  При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, я не всегда  излагаю его, а организовываю беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учащихся. При этом можно судить не только о том, что усвоили из прочитанного, но и как они организовали свою работу над чтением учебника (например, «старались запомнить текст», «выделить главную мысль», «связать с уже известным» и др.). Это позволяет работать на уроке с каждым учащимся и группой в целом.

         Я считаю, что интерес к уроку во многом зависит от выбора учебного материала. Он должен быть интересный, живой и разнообразный. Подбор и применение средств обучения мною осуществляется комплексно, с учетом основных характеристик учебно-воспитательного процесса, позволяющих достичь образовательную, развивающую, воспитательную и методическую цели.

             Я считаю, что характерной особенностью личностно ориентированного урока является опора на психофизиологические предпосылки, предоставляющие учащемуся возможность прохождения программного материала. Для этого нужны необходимые карточки-задачи, тестовые задания разной степени сложности .

       В целях реализации Федеральных государственных общеобразовательных стандартов , мною проводится систематическая работа по комплексно методическому обеспечению предмета «Бухгалтерский учет».

Так как учащиеся поступают к нам с разным уровнем знаний, мною разработаны и оформлены индивидуальные задания на карточках, которые являются дополнительной формой опроса и используются мною при проверке знаний учащихся (Приложение №1).

Тестовый контроль знаний позволяет выявить общее состояние подготовки учащихся и совершенствовать учебный процесс в группах. Большая работа проводится по составлению и оформлению  тестовых заданий разной степени сложности (Приложение № 2). Хочу отметить основные преимущества при применении тестового контроля:

А)значительная экономия времени при проверке знаний;

Б)большая накопляемость оценок и ответственность при подготовке    

    учащимся домашнего задания.

       Учебный план и стандарт по профессии «Бухгалтер»  предусматривает  по окончании 4 курса выполнение учащимися техникума письменной экзаменационной работы по бухгалтерскому учету. Решение  поставленных задач невозможно без учета индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовки, т.е. без личностно ориентированного подхода к обучению учащихся.  Темы письменных экзаменационных работ разрабатываются и утверждаются на заседании цикловой методической комиссии в начале учебного года. При закреплении конкретной темы за учащимися, учитывается их желание, способности и возможности работать по данной теме, так же учитывается индивидуальный подход к слабым учащимся.  Основной результат моей педагогической деятельности- глубокие и прочные знания, которые учащиеся демонстрируют на итоговой аттестации по бухгалтерскому учету, при защите отчетов по производственной практике, при защите письменных экзаменационных работ (Приложение № 3).                                                                                                  В моей педагогической деятельности  личностно ориентированные уроки по бухгалтерскому учету являются необходимыми, так как в результате,  я- преподаватель,  отбираю материал для занятий с учетом способностей учащихся к его восприятию, составляю задания исходя из поставленных целей с учетом межпредметных связей, разрабатываю задания для самостоятельных и контрольных работ. В результате у

учащихся формируются: - знания и ответственность

                                                  -умения и навыки работы с книгой

                                                  -личностное отношение  к тексту

                                                  -практические предметные умения.

Проводя личностно ориентированные уроки по бухгалтерскому учету, мною сделан вывод, что:

А) каждый учащийся    работает успешно, на уровне максимальных возможностей и все продвигаются вперед в своих знаниях и умениях;

Б) развивается взаимопомощь и сотрудничество, внимание друг к другу, мышление, речь, самоконтроль и самооценка;

В)знания и умения учащихся хорошие, и главное, нет напряжения, перегрузки в работе преподавателя и учащихся.    

            Таким образом, один из важнейших признаков учительской профессии – авторитет в глазах учеников. Это не только факт признания знаний  учителя, его умений, способностей его личности. Стремясь постичь секреты профессионального мастерства, я, главным образом, стремлюсь совершенствовать методы обучения и воспитания.                                  

       Хочу отметить, что на своих уроках во всех группах я уделяю большое внимание созданию спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллектива. В результате учащиеся работают свободно, активно, с удовольствием. Стараюсь свое внимание во время урока сосредотачивать не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

      Основной результат моей педагогической деятельности- глубокие и прочные знания по бухгалтерскому учету, при защите отчетов по производственной практике, при защите письменных экзаменационных работ. Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся группы 11 показывает следующие показатели:  на первом курсе- 42%, на втором курсе- 58%, на третьем курсе -57%, на четвертом курсе-64% (Приложение №4).

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Карточка № 1

Составить бухгалтерский баланс на 1 марта 20__ г.

Дано:

1.нематериальные активы

2.уставный капитал

3.касса

4.расчеты с поставщиками и подрядчиками

5.резервы предстоящих расходов

6.расчетный счет

7.расчеты с заказчиками

8.расчеты с бюджетом по налогам

9.резервный капитал

10.расчеты с подотчетными лицами

11.долгосрочные кредиты

12.дебиторская задолженность

13.основные средства

14.расчеты с органами социального страхования

15.нераспределенная прибыль

16.производственные запасы

17.готовая продукция

18.кредиторская задолженность

19.расчеты с персоналом по оплате труда

20.товары отгруженные

Карточка № 2

Составить бухгалтерский баланс на 1 апреля 20__ г.

Дано:

1.уставный капитал    -250000

2.основные средства   -170000

3.резервный капитал  -120000

4.расчеты с подотчетными лицами   -3100

5.добавочный капитал  -8000

6.расчеты по краткосрочным кредита -22000

7.полуфабрикаты собственного производства  -17000

8.расчеты с заказчиками   -30000

9.расчеты с поставщиками и подрядчиками    -25000

10.касса  - 5200

11.расчеты с персоналом по оплате труда  -16500

12.расчетный счет  -157000

13.расчеты с бюджетом по налогам   -9000

14.производственные запасы  -32000

15.резерв предстоящих расходов  -7500

16.нематериальные активы  -18000

17.готовая продукция  -20100

18.основное производство   -9800

19.расчеты с органами социального страхования  -4200

ВАРИАНТ № 1

Обработать выписку банка.

Сн.      560.000.00

                                     Дебет              Кредит

                                     35000.00         5000.00

                                     7200.00          

                                     27000.00

Ск.       495.800.00

Дано:

1)Платежное поручение № 32.

    Перечислено цементному заводу 35.000

2)Платежное поручение № 33.

    Перечислены в бюджет налоги 7.200

3)Объявление на взнос наличными № 102.

   Из кассы зачислена выручка на расчетный счет 5.000

4)Чек № 4.

    С расчетного счета в кассу поступило на выдачу заработной платы 27.000

                                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

                                         Тестовое задание

                                                                                                                             на « 4»

Тема: Учет операций по расчетному счету

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1)В ведомости № 2А на каждую выписку банка отводится

                    А)четыре строки

                    Б)две строки

                    В)одна строка

2)Аналитический учет расчетного счета ведется в

                     А)выписках банка

                     Б)ведомости № 2А

                     В)журнале-ордере № 2

3)Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк

                     А)объявление на взнос наличными

                     Б)заявление на открытие расчетного счета

                     В)платежное поручение

4)Когда инициатива об оплате исходит от плательщика, то выписывается

                     А)платежное поручение

                     Б)платежное требование

                     В)объявление на взнос наличными

5)Выписывается лицом, сдающим деньги в банк, взамен полученных денег выдается квитанция

                      А)платежное требование

                      Б)платежное поручение

                      В)объявление на взнос наличными

6)Испорченный чек

                       А)уничтожаем

                       Б)сдаем в банк

                       В)оставляем  в чековой книжке

7)Выписка банка составляется с позиции

                        А)банка

                        Б)организации

8)В банке расчетный счет

                         А)активный

                         Б)пассивный

                         В)активно-пассивный

                                                                                       Преподаватель  Долгова Г.Н.

Тестовое задание

                                                                                                                              на « 5 »

Тема: Учет операций по расчетному счету

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1)Для получения наличных денег с расчетного счета в кассу  используют

                        А)расчетный счет

                        Б)объявление на взнос наличными

                        В)денежный чек

2)Зачислить денежные средства на расчетный счет можно с помощью

                        А)объявления на взнос наличными

                        Б)заявления на открытие расчетного счета

                        В)выписки банка

3)Контроль за движением денежных средств на расчетном счете осуществляется в

                         А)чеках

                         Б)выписках банка

                         В)платежных поручениях

4)Синтетический учет расчетного счета ведется в

                         А)выписках банка

                         Б)платежных поручениях

                         В)журнале-ордере № 2

5)В журнале-ордере № 2 на каждую выписку банка отводится

                         А)одна строка

                         Б)две строки

                         В)три строки

УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

       Дт      Кт

1)   51       50           а)оплата счетов поставщиков

2)   68       51           б)перечислено органам социального страхования

3)   60       51           в) зачислено на расчетный счет

4)   69       51           г)перечислены налоги в бюджет

                                                                               Преподаватель     Долгова Г.Н.

                                          Тестовое задание

Тема: Учет кассовых операций

УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

     Дт          КТ

1) 70           50            а)поступило в кассу со специального счета

2) 50           73            б)поступила выручка от реализации материалов

3) 94           50            в)выдано подотчет Петрову В.В.

4) 50           71            г)выдана заработная плата рабочим

5) 51           50            д)зачислено на расчетный счет из кассы

6) 50           76            е)возврат неиспользованных подотчетных сумм

7) 71           50            ж)выплачена депонированная заработная плата

8) 50           91            з)поступило в кассу в возмещение материального ущерба

9) 76           50            к)выявлена недостача при инвентаризации кассы

10)50          55            и)поступили деньги от дебиторов

ДОПОЛНИТЬ:

1.Помещение кассы должно быть     ……….       .

2.Все приходные и расходные кассовые ордера выписывает    …………      .

3. Кассир является       …………   -    ………….          ……………       .

4.В подтверждении приема денег выписывается       …………..  .

5.Результаты ревизии оформляются     ………….   .

6.Каждый день кассир делает запись в      …………….       ……………    .

7.На каждый отчет кассира отводится     …………        ……………   .

8.Один раз в месяц внезапно проводится         …………..  кассы.

                                                                  Преподаватель     Долгова Г.Н.

                                                                                                             Приложение № 3

Мониторинг качества защиты письменных экзаменационных работ по профессии «Бухгалтер»

                    

                       Кол-во учащихся

          2008-2009                                   2009-2010                                             2010-2011

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

                 

                        «3» «4»  «5»                             «3»  «4»   «5»                     «3»  «4»  «5»

Оценки    

Приложение 4

Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся группы № 11

с I по IV курс

Курс  

№ группы

Предмет, 1 полугодие

% успеваемости

%

Качество знаний 

2007-2008 год

1

11

Бухгалтерский учет

100

42

Курс  

№ группы

Предмет, 1 полугодие

% успеваемости

%

Качество знаний

2008-2009 год

2

21

Бухгалтерский учет

100

58

Курс  

№ группы

Предмет, 1 полугодие

% успеваемости

%

Качество знаний 

2009-2010 год

3

31

Бухгалтерский учет

100

57

Курс  

№ группы

Предмет, 1 полугодие

% успеваемости

%

Качество знаний 

2010-2011 год

4

41

Бухгалтерский учет

100

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"

Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно-ориентированная технология урока истории

Материал содержит описание личностно-ориентированной технологии урока истории, фрагменты уроков, сертификаты мастер-классов по данной технологии, награды учителя и учеников....

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...