Личностно-ориентированный развивающий урок по физике.
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

План-конспект урока по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный развивающий урок на тему

«Закон всемирного тяготения»  (9 класс).


Цели урока: 
- изучить закон всемирного тяготения, историю открытия закона;
- показать практическую значимость закона, границы его применения.
Задачи

- Обучающие: создать условия для осознания понятия гравитация; в результате эксперимента формировать практические умения и понимание сущности метода естественнонаучного познания.

- Развивающие: развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации; добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.

- Воспитательные: эстетическое воспитание наглядно-демонстрационными средствами, эпиграфом, стихотворением; нравственное воспитание воли и волевых черт характера(вера в свои силы, дисциплинированность).

Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Изучение нового материала (30 мин).
  3. Закрепление материала. Итог (7 мин).
  4. Домашнее задание. Рефлексия (3мин).
  5. Подведение итогов урока (3 мин).

   Эпиграф на доске «Легче кажется двигать самые планеты, чем постичь их сложное движение». К. Птолемей

                                          Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Результат

Организационный

Начальный. Его цели: создать потребность в познании,

Создать мотив к познанию.

Основной этап. Его цель: изучение материала силами самих учащихся.

Закрепление материала.

Итоговый этап. Его цель: сведение воедино всей новой информации, добытой учениками.

Заключительный этап. Его задачи: применить полученные знания для решения задач, провести рефлексию( обдумывание выполненной работы: её этапов, удач и сложностей)

Приветствует учащихся. Зачитывается эпиграф.

- Сегодняшний разговор на уроке имеет большую значимость для людей и для всего живого на земле. О чём пойдёт речь вам подскажут интересные факты которые находятся у вас в распечатках на столах. (см. приложение 1).

После того, как вы прочитаете задания, предложенные на листах, вы должны продумать: как лучше презентовать ваш материал. После чего приступим к обсуждению т.е. каждый должен кратко высказаться. На всю работу у вас 15 минут. Время пошло – приступайте.

- Так какая цель нашего урока?

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?» 
1761 г. М.В. Ломоносов


О чём и о ком речь?

- Проведем опыт, из которого видно, как сила притяжения, действующая на тело под прямым углом к направлению его движения, превращает прямолинейное движение криволинейное. Шарик, скатившись с наклонного желоба, по инерции продолжает двигаться по прямой линии. Если же сбоку положить магнит, то под действием силы притяжения к магниту траектория шарика искривляется.

 

-Что это вам напоминает?

Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. С земным притяжением человек знакомится в раннем возрасте. Упавшая на пол игрушка знакомит ребёнка с притяжением тел к Земле. Мяч, брошенный вверх, падает на Землю. Яблоко отрывается от яблони и тоже падает на Землю. Луна словно на привязи обращается вокруг Земли, а Земля вместе с другими планетами обращается вокруг Солнца. Все тела во Вселенной притягиваются друг другу. Это притяжение было названо всемирным тяготением. Попытки объяснить движение небесных тел, в частности, планет солнечной системы предпринимались очень давно.

- О притяжении планет к Солнцу говорили многие учёные.
1) Тихо Браге – датский астроном, наблюдал за движением планет.
2) Иоганн Кеплер – установил законы движения планет вокруг Солнца.
3) Исаак Ньютон – выяснил, как планеты обращаются вокруг Солнца.

- Какую, по вашему мнению, нужно записать тему урока?


- Возврат к опыту.
Пробуем брать шарики разной массы и желоб двигаем на разные расстояния.

- Хорошо. Проверим ваши предположения с помощью единиц измерения величин.

Сила в ньютонах слева, а справа кг/м. Нестыковка? Значит здесь чего то не хватает?  

- Мы говорили о пропорциональности, но не равно. Поэтому чтобы поставить знак равенства нужна какая- то константа. А именно:

Гравитационная постоянная была измерена Кавендишем с помощью крутильных весов. Установка представляла собой деревянное коромысло с прикреплёнными к его концам небольшими свинцовыми шарами радиусом 5 см и массой 775 г. Оно подвешено на нити из посеребрённой меди длиной 1 метр. К шарам подносят шары большего размера радиусом 20 см и массой 49,5 кг, сделанные также из свинца. В результате действия гравитационных сил коромысло закручивается на некий угол. По углу поворота коромысла можно вычислить гравитационную постоянную. ( Демонстрация: из бумаги окружность 5см и 20 см и разновесы 775 грамм)

- Итак, к чему мы пришли?  

- Сравнить свой вывод с выводом, данным в учебнике.

- И ещё сделаем записи:

Границы применимости закона:
1. Для шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых значительно меньше размеров шара.
2. Для тел, имеющих форму шара.
3. Для материальных точек.

- Посмотрим о чём была речь на уроке. Презентация.

- Решим задачу она на экране.

(в презентации решённая).


- Попробуем кратко ответить на вопросы. Они тоже на экране.

- Первый вопрос запишите на дом.

 -Дома:

Параграф 15. Упражнение 15 (2,3).

Проверяют свою готовность к уроку

Читают, обдумывают, что будут говорить.

Высказывают предположения (гравитация, всемирное тяготение, притяжение планет)

Слушают.

Геоцентрическая (К. Птолемей) и гелиоцентрическая (Н. Коперник).

Высказывают свои предположения.

Луна обращается вокруг Земли, удерживаемая силой притяжения. Прекратись действие силы притяжения Луны к Земле — и Луна по прямой линии умчится в бездну космического пространства.

Закон всемирного тяготения

Наблюдают, устно делают краткие сообщения.

Сила прямо пропорциональна массе шаров.

Сила обратно пропорциональна расстоянию.

Устно делают краткие сообщения. Формулируют вывод. Читают учебник. И делают записи в тетради.

Записывают формулу

F=G m 1 m 2 / r2, где G= 6,67*10-11Н*м2/кг2

Работают в тетради.

Работают в тетради.

Делают записи в дневниках

Самоконтроль

Сотрудничество с товарищем по парте и    

учителем

Поставлена проблема

Введён элемент историзма

Проведено исследование силы.

Введён элемент историзма

Поставлена новая проблема

Выяснение зависимости силы от ряда факторов.

Поставлена новая проблема

Сделан общий вывод из всех экспериментов: словесный и математический. Выведен закон всемирного тяготения.

Просуммирована «добытая» учениками информация.

 

   Литература:

             1. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник "Физика 9 класс",2014 г.,

 2.    КИМы "Физика"9 класс, Н.И.Зорин

             3.   Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ1


1.  Согласно сайту space.com, каждый год поверхности Земли достигают около 30000 тонн межпланетной пыли. Большинство астероидов блуждает вокруг Солнца в поясе между Марсом и Юпитером. Фрагменты, образующиеся от их столкновений, и пыль затягиваются внутрь солнечной системы, и иногда приближаются к Земле. Пыль и камни, движущиеся по отношению к Земле достаточно быстро, часто врезаются в атмосферу и сгорают, создавая эффект «падающих звезд». Осколки, движущиеся медленнее, могут быть захвачены гравитацией планеты и уцелеть.


2.  В результате на той стороне, которая обращена к Луне, и на ее противоположной стороне вода поднимается, образуя приливные выступы, и там накапливается излишек воды. За счет этого уровень воды в других противоположных точках Земли в это время снижается – здесь происходит отлив. Если бы Земля не вращалась, а Луна оставалась неподвижной, то Земля вместе со своей водной оболочкой всегда сохраняла бы одну и ту же вытянутую форму. Но Земля  вращается, а Луна движется вокруг Земли примерно за 24 часа 50 минут. С этим же периодом и приливные выступы следуют за Луной и перемещаются по поверхности океанов и морей с востока на Запад. Поскольку таких выступов два, то над каждым пунктом в океане дважды в сутки с интервалом около 12 часов 25 минут проходит приливная волна.


3.  Тот, кто весит на Земле 60 килограмм, весил бы на Юпитере (если бы это было возможно – встать на газовый гигант) 142 килограмма. Большая масса планеты означает и большую силу притяжения.
Чтобы покинуть гравитационный колодец Земли, любой объект должен достигнуть скорости 11,2 километра в секунду – это скорость убегания нашей планеты.

4.  Первопроходцы Марса будут идти по Красной планете легкой походкой. Степень гравитационного притяжения Марса составляет всего 38% от гравитационного притяжения Земли.

5.  Гравитация распределяется по Земле неравномерно. Наша планета не является идеально правильной сферой. Неровность земной поверхности является причиной небольшой разности в ее гравитационном поле. Одной из наиболее характерных гравитационных аномалий ученые называют регион Гудзонова залива.

В

II Закрепление изученного материала (на всякий случай, если останется время).

Решение задач.
Скажите, а мы с вами притягиваемся?

Задача №1. Оцените силу притяжения между соседями по парте. Все необходимые данные оцените сами. Работаем в парах.

Задача №2. Вычислите силу притяжения Луны к Земле. Все необходимые данные найдите в таблице. (F = 2*10
20 Н).

Задача №3. Два корабля массой 50000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км друг от друга. Какова сила притяжения? (F = 0,17 Н).


Презентация закон всемирного тяготения (открыть гиперссылку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...

Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики

В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно- ориентированный подход на уроках физики.

Личностно-ориентированный подход (ЛОП) – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обесп...

Личностно-ориентированное обучение на уроках физики

Признание индивидуальности ученика, создание  необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом  построения урока на основе личностно-ориентированных образовател...

Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в школе

Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в школе....