Личностно-ориентированный развивающий урок по физике.
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированный развивающий урок на тему
«Закон всемирного тяготения» (9 класс).
Цели урока:
- изучить закон всемирного тяготения, историю открытия закона;
- показать практическую значимость закона, границы его применения.
Задачи
- Обучающие: создать условия для осознания понятия гравитация; в результате эксперимента формировать практические умения и понимание сущности метода естественнонаучного познания.
- Развивающие: развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации; добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.
- Воспитательные: эстетическое воспитание наглядно-демонстрационными средствами, эпиграфом, стихотворением; нравственное воспитание воли и волевых черт характера(вера в свои силы, дисциплинированность).
Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
План урока
- Организационный момент (2 мин).
- Изучение нового материала (30 мин).
- Закрепление материала. Итог (7 мин).
- Домашнее задание. Рефлексия (3мин).
- Подведение итогов урока (3 мин).
Эпиграф на доске «Легче кажется двигать самые планеты, чем постичь их сложное движение». К. Птолемей
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | Результат |
Организационный Начальный. Его цели: создать потребность в познании, Создать мотив к познанию. Основной этап. Его цель: изучение материала силами самих учащихся. Закрепление материала. Итоговый этап. Его цель: сведение воедино всей новой информации, добытой учениками. Заключительный этап. Его задачи: применить полученные знания для решения задач, провести рефлексию( обдумывание выполненной работы: её этапов, удач и сложностей) | Приветствует учащихся. Зачитывается эпиграф. - Сегодняшний разговор на уроке имеет большую значимость для людей и для всего живого на земле. О чём пойдёт речь вам подскажут интересные факты которые находятся у вас в распечатках на столах. (см. приложение 1). После того, как вы прочитаете задания, предложенные на листах, вы должны продумать: как лучше презентовать ваш материал. После чего приступим к обсуждению т.е. каждый должен кратко высказаться. На всю работу у вас 15 минут. Время пошло – приступайте. - Так какая цель нашего урока? Случились вместе два Астронома в пиру
- Проведем опыт, из которого видно, как сила притяжения, действующая на тело под прямым углом к направлению его движения, превращает прямолинейное движение криволинейное. Шарик, скатившись с наклонного желоба, по инерции продолжает двигаться по прямой линии. Если же сбоку положить магнит, то под действием силы притяжения к магниту траектория шарика искривляется.
-Что это вам напоминает? Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. С земным притяжением человек знакомится в раннем возрасте. Упавшая на пол игрушка знакомит ребёнка с притяжением тел к Земле. Мяч, брошенный вверх, падает на Землю. Яблоко отрывается от яблони и тоже падает на Землю. Луна словно на привязи обращается вокруг Земли, а Земля вместе с другими планетами обращается вокруг Солнца. Все тела во Вселенной притягиваются друг другу. Это притяжение было названо всемирным тяготением. Попытки объяснить движение небесных тел, в частности, планет солнечной системы предпринимались очень давно. - О притяжении планет к Солнцу говорили многие учёные. - Какую, по вашему мнению, нужно записать тему урока?
- Хорошо. Проверим ваши предположения с помощью единиц измерения величин. Сила в ньютонах слева, а справа кг/м. Нестыковка? Значит здесь чего то не хватает? - Мы говорили о пропорциональности, но не равно. Поэтому чтобы поставить знак равенства нужна какая- то константа. А именно: Гравитационная постоянная была измерена Кавендишем с помощью крутильных весов. Установка представляла собой деревянное коромысло с прикреплёнными к его концам небольшими свинцовыми шарами радиусом 5 см и массой 775 г. Оно подвешено на нити из посеребрённой меди длиной 1 метр. К шарам подносят шары большего размера радиусом 20 см и массой 49,5 кг, сделанные также из свинца. В результате действия гравитационных сил коромысло закручивается на некий угол. По углу поворота коромысла можно вычислить гравитационную постоянную. ( Демонстрация: из бумаги окружность 5см и 20 см и разновесы 775 грамм) - Итак, к чему мы пришли? - Сравнить свой вывод с выводом, данным в учебнике. - И ещё сделаем записи: Границы применимости закона: - Посмотрим о чём была речь на уроке. Презентация. - Решим задачу она на экране. (в презентации решённая).
- Первый вопрос запишите на дом. -Дома: Параграф 15. Упражнение 15 (2,3). | Проверяют свою готовность к уроку Читают, обдумывают, что будут говорить. Высказывают предположения (гравитация, всемирное тяготение, притяжение планет) Слушают. Геоцентрическая (К. Птолемей) и гелиоцентрическая (Н. Коперник). Высказывают свои предположения. Луна обращается вокруг Земли, удерживаемая силой притяжения. Прекратись действие силы притяжения Луны к Земле — и Луна по прямой линии умчится в бездну космического пространства. Закон всемирного тяготения Наблюдают, устно делают краткие сообщения. Сила прямо пропорциональна массе шаров. Сила обратно пропорциональна расстоянию. Устно делают краткие сообщения. Формулируют вывод. Читают учебник. И делают записи в тетради. Записывают формулу F=G m 1 m 2 / r2, где G= 6,67*10-11Н*м2/кг2 Работают в тетради. Работают в тетради. Делают записи в дневниках | Самоконтроль Сотрудничество с товарищем по парте и учителем Поставлена проблема Введён элемент историзма Проведено исследование силы. Введён элемент историзма Поставлена новая проблема Выяснение зависимости силы от ряда факторов. Поставлена новая проблема Сделан общий вывод из всех экспериментов: словесный и математический. Выведен закон всемирного тяготения. Просуммирована «добытая» учениками информация. |
Литература:
1. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник "Физика 9 класс",2014 г.,
2. КИМы "Физика"9 класс, Н.И.Зорин
3. Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
1. Согласно сайту space.com, каждый год поверхности Земли достигают около 30000 тонн межпланетной пыли. Большинство астероидов блуждает вокруг Солнца в поясе между Марсом и Юпитером. Фрагменты, образующиеся от их столкновений, и пыль затягиваются внутрь солнечной системы, и иногда приближаются к Земле. Пыль и камни, движущиеся по отношению к Земле достаточно быстро, часто врезаются в атмосферу и сгорают, создавая эффект «падающих звезд». Осколки, движущиеся медленнее, могут быть захвачены гравитацией планеты и уцелеть.
2. В результате на той стороне, которая обращена к Луне, и на ее противоположной стороне вода поднимается, образуя приливные выступы, и там накапливается излишек воды. За счет этого уровень воды в других противоположных точках Земли в это время снижается – здесь происходит отлив. Если бы Земля не вращалась, а Луна оставалась неподвижной, то Земля вместе со своей водной оболочкой всегда сохраняла бы одну и ту же вытянутую форму. Но Земля вращается, а Луна движется вокруг Земли примерно за 24 часа 50 минут. С этим же периодом и приливные выступы следуют за Луной и перемещаются по поверхности океанов и морей с востока на Запад. Поскольку таких выступов два, то над каждым пунктом в океане дважды в сутки с интервалом около 12 часов 25 минут проходит приливная волна.
3. Тот, кто весит на Земле 60 килограмм, весил бы на Юпитере (если бы это было возможно – встать на газовый гигант) 142 килограмма. Большая масса планеты означает и большую силу притяжения.
Чтобы покинуть гравитационный колодец Земли, любой объект должен достигнуть скорости 11,2 километра в секунду – это скорость убегания нашей планеты.
4. Первопроходцы Марса будут идти по Красной планете легкой походкой. Степень гравитационного притяжения Марса составляет всего 38% от гравитационного притяжения Земли.
5. Гравитация распределяется по Земле неравномерно. Наша планета не является идеально правильной сферой. Неровность земной поверхности является причиной небольшой разности в ее гравитационном поле. Одной из наиболее характерных гравитационных аномалий ученые называют регион Гудзонова залива.
В
II Закрепление изученного материала (на всякий случай, если останется время).
Решение задач.
Скажите, а мы с вами притягиваемся?
Задача №1. Оцените силу притяжения между соседями по парте. Все необходимые данные оцените сами. Работаем в парах.
Задача №2. Вычислите силу притяжения Луны к Земле. Все необходимые данные найдите в таблице. (F = 2*1020 Н).
Задача №3. Два корабля массой 50000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км друг от друга. Какова сила притяжения? (F = 0,17 Н).
Презентация закон всемирного тяготения (открыть гиперссылку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...
Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики
В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Личностно- ориентированный подход на уроках физики.
Личностно-ориентированный подход (ЛОП) – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обесп...
Личностно-ориентированное обучение на уроках физики
Признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом построения урока на основе личностно-ориентированных образовател...
Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в школе
Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в школе....