Технология учебных циклов
презентация по теме
Презентация Волковой О. В, учителя математики и информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_uchebnyh_ciklov.ppt | 620.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология учебных циклов Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему (учителю) «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя». (Герман Григорьевич Левитас, д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва . )
Сравнительная характеристика Традиционных методик преподавания и Технологии учебных циклов . ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД УРОК МОДУЛЬ ИЛИ ЦИКЛ УРОКОВ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Объяснительно – иллюстративный и ,частично, эвристический Объяснительно – иллюстративный , эвристический и программированный ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Беседа и рассказ Беседа и практикум ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ Текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы Текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.
УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ – это фрагмент учебного процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают отдельную порцию учебного материала. ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ЦИКЛА. 1. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового. 2. Сообщение нового. 3. Репродуктивное ( первоначальное) закрепление. 4. Тренировочное закрепление. 5. Опрос по теории. 6. Итоговое закрепление.
ТИПЫ УРОКОВ В УЧЕБНОМ ЦИКЛЕ. ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) 1. Диктант ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ : 1.Под копирку. 2. Лист перегибается пополам. На верхней половине записывается фамилия ученика, номер варианта и ставятся номера заданий варианта. В нижней части листка выписы- ваются в столбик такие же номера. Выполнив задание 1, ученик ставит полученный ответ как в верхней части листка, так и в нижней. Учителю сдается верхняя часть листка. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ . 1.С помощью записи верных ответов на доске 2. Дети не сдают листки учителю, а передают их товарищам, которые писали тот же вариант. У всех учеников 2 листка, свой «дубликат» и «подлинник» товарища. И в том, и в другом ученик оценивает работу. Когда называется фамилия « Иванов», то Иванов говорит отметку, которую поставил себе, и сразу же, проверяющий называет ту отметку, которую он поставил Иванову. Если отметки совпадают , учитель ставит ее в журнал. Если не совпадают – берет листочки на проверку. 10
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) 2. Объяснение нового материала. Требования: 1. Мотивация 2. Научность 3. Доступность, наглядность 4.Структурирование Учитель сопровождает объяснение составлением слева на доске плана, схемы, конспекта. 5. Доведение до решения типовых задач 6. Обеспечение внимания учащихся. 15
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) 3. Закрепление: а) Репродуктивное ( воспроизводящее) закрепление состоит в решении учащимися задач, аналогичных тем задачам, которые решались во время объяснения. Новые задачи могут отличаться от прежних лишь не существенными для учеников деталями. ТРЕБОВАНИЯ: 1.Наличие перед глазами учащихся четких предписаний о порядке действий (ООД) в виде описания любого примера. 2. Одновариантность работы 3. Проверка каждого шага деятельности каждого ученика (например, с помощью взаимопроверки соседей по парте, голосование «да – нет» , разноцветными флажками и пр.) Метод « Да- Нет»: на доске слева записывается «Да» , справа – «Нет». Учитель просит поднять левую руку (Да) тех, кто согласен, или правую (Нет) – кто не согласен. Все учащиеся отвечают одновременно и однократно, а значит вполне определенно. После поднятия рук можно продолжить объяснение или обсудить полученные ответы. 15
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (УРОК И) б ) Тренировочное закрепление состоит в решении задач, аналогичных решенным учениками ранее. В процессе тренировочного закрепления ученики наращивают технику решения задач : скорость и автоматизм. Требования: 1. Одновариантность работы. 2. Нарастание трудности и сложности заданий. 3. Коллективность работы ( работа в парах) 4. Постоянная помощь учителя. 5. Выставление оценок всем учащимся.
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. (УРОК Р) 1. Организация работы. Учащиеся распределяются по парам. Учителю нужно предложить ученикам сесть по парам так, чтобы им было удобно и приятно работать вместе. Только если потом окажется , что та или иная пара неработоспособна (мешают друг другу, или не могут справиться с материалом, или не хотят сотрудничать, или просто не могут включиться в работу), учитель должен их рассадить. Пары рассматриваются как гомогенные ( роли участников одинаковы, точнее – ученики постоянно меняются ролями обучающего или обучаемого) Лишь в крайних случаях ( при наличии в классе особо сильных и особо слабых детей) возможно образование гетерогенных пар («учитель» + « ученик»).Так снимается трудность распределении обязанностей между парами и внутри пар. 2
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. (УРОК Р) 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. Учитель наблюдает за работой пар, консультирует, проверяет и оценивает результаты у первых пар. Учащиеся работают в парах, обращаются к учителю за помощью и за оценкой. Задания даются в порядке возрастания трудности, и пусть каждый ученик достигнет доступного ему сегодня уровня. А вот если он показал особо выдающийся или, наоборот, особо слишком низкий результат, тогда и будут нужны особые приемы работы. Чтобы работать со слабоуспевающими учащимися, нужны карточки, на которых в соответствии с теорией Гальперина изложен полный вариант ориентировки и даны задания для каждого, этапа формирования умственных действий. 3. ОЦЕНКА РАБОТЫ. Учитель организует проверку и оценку всех учащихся. ученики, проверенные учителем, проверяют и оценивают работу остальных пар. 30-35 5
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВРЕМЯ мин. УРОК ОБЩЕНИЯ. ( УРОК ПРОВЕРКИ ТЕОРЕТИЧЕС-КИХ ЗНАНИЙ С ПРИВЛЕЧЕНИ-ЕМ КОНСПЕКТОВ ) ( УРОК О) 1. Организация работы. Учитель просит учащихся разделиться на пары, сообщает о предстоящей работе. На данном уроке проводится тренировочное закрепление. 2. Изучение материала. Учащиеся изучают материал по учебнику, отвечают друг другу на вопросы, решают задачи в парах, по окончании отвечают учителю и приступают к домашним заданиям. 3. Ответы учащихся . Учитель опрашивает первые две пары, а опрошенные опрашивают других (по указанию учителя). Требования к контролю : в каждой его части он должен быть всеобщим и целесообразным . 5 Различно для разных учеников. 15
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОК САМОСТОЯ-ТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ( УРОК С) Обязательное завершение учебного цикла. Самостоятельную работу удобнее составлять из 6 заданий : первые 4 – это типовые задания, пятое – для отличников ( более сложное), шестое – повышенной сложности на отдельную «пятерку». (достаточно одного варианта задания) В двухурочном цикле : 1.Проверка конспектов и опрос у доски. 2. Подготовка к решению первых четырех заданий. 3. Проведение самой самостоятельной работы. Если в учебном цикле был урок Р, то не нужен второй этап, а если урок О, не нужен первый этап. В старших классах, где уроки О и Р становятся системой, самостоятельная работа более продолжительна, занимая весь урок С.
ТИП УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Контроль-ная работа. Анализ контроль-ной работы. Лучше, если работа проводится в несколько вариантов, так, чтобы не только рядом, но и впереди и позади ученика не было учащихся с тем же вариантом работы. По поводу того, как проверять работы, существуют различные мнения. По мнению Левитаса Г.Г., ничего подчеркивать и исправлять в проверяемой работе не следует, а надо только указать на полях, решена ли каждая из задач. При работе над ошибками ученик должен сам найти все свои ошибки, а не найдет — пусть обратится к учителю. Что делать с теми, кто с работой не справился? Левитас Г.Г. предлагает рассадить на следующем уроке всех детей группами по вариантам, которые они писали (иногда для этого полезно передвинуть столы). В каждой группе должен быть ученик, хорошо справившийся с работой. Этот ученик должен обеспечить написание набело всеми учащимися его группы всей работы. Работы собираются и проверяются либо учителем, либо сильными учениками (Можно сделать так, чтобы они проверяли «чужие» группы). Если проверка показывает, что все все поняли, работа с переменой варианта переписывается.
Схема учебного цикла. Одноурочный цикл ДИКТАНТ 10 МИН. СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 15 МИН. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: а) РЕПРОДУКТИВНОЕ б) ТРЕНИРОВОЧНОЕ 10 МИН. КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (САМ.Р)- 10МИН.
ДВУХУРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК С
ТРЕХУРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК Р ИЛИ УРОК О УРОК С
ЧЕТЫРЕХ- УРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК Р УРОК О УРОК С
ЧЕТЫРЕХ- УРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК Р УРОК Р УРОК С
ЧЕТЫРЕХ- УРОЧНЫЙ ЦИКЛ УРОК И УРОК О УРОК О УРОК С
ЛИТЕРАТУРА 1. Волович М.Б. Не мучить, а учить. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992г. 2. Волович М.Б. Математика без перегрузок. М.: Педагогика, 1991г. 3. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике. 5-9 кл. М.: Илекса, 2002г. 4. Левитас Г.Г.Технология учебных циклов. М.: Илекса, 2002г. 5. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов. Ж-л «Завуч», №2, 2002г. 6. Ж-л « Педагогические технологии» №3 , 2004г. 7. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения. М: АРКТИ, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: " Технология учебных циклов"
Данная разработка позволит учителю познакомиться с технологией учебных циклов....
применение технологии учебных циклов в 5 классе (разработки 15 уроков)
Технология учебных циклов используется в преподавании тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это математика, физика, химия, биология, география.Те...
Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)
Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....
Описание технологии учебных циклов
В своей работе мне нравится применять особенно в старших классах технологию учебных циклов....
Описание технологии учебных циклов
В своей работе мне нравится применять особенно в старших классах технологию учебных циклов....
Конспект уроков по теме: " Делители и кратные. 6 класс " в технологии учебных циклов
В данном материале представлены два урока двухуровневого цикла урока по теме: " Делителт и кратные"...
Банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по дисциплине ОГСЭ.История Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по дисциплине История...