Описание технологии учебных циклов
статья на тему
В своей работе мне нравится применять особенно в старших классах технологию учебных циклов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskoy_tehnologii.docx | 614.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогической технологии
учебных циклов
Учитель математики -Громашева Н.В.
1)Тип технологии - сущностно - репродуктивный ( или продуктивный );
2) Ориентация на личностные структуры - ЗУН + СУД;
3) Организационные формы - индивидуальная и групповая;
4) Преобладающие методы - активные и интерактивные;
5) Какие УУД формируются с помощью данной технологии - регулятивные
( целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) и познавательные
(•общеучебные,
•логические,
•действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
•моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•подведение под понятия, выведение следствий;
•установление причинно-следственных связей,
•построение логической цепи рассуждений,
•доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);
6)Технология учебных циклов направлена на реализацию междисциплинарных программ. С её применением формируются на уроках математики основы читательской компетенции у обучающихся ( умение отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях), проектно-исследовательская деятельность (обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни), ИК- компетентность (способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;
овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий).
7) Описание деятельности обучаемого:
мотивация - средний тип, основанный на практических потребностях или теоретический, опирающийся на выявление внутренних закономерностей курса (последний осуществим тогда, когда учащийся хорошо понимает структуру материала, фрагмент которого изучается);
целеполагание - установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах (ученик должен ставить учебную цель для того, чтобы почувствовать, что за свою работу он отвечает сам, что во время урока он может выполнять свои небольшие цели и отслеживать, насколько они выполняются, и в учебе чувствовать себя более самостоятельно);
понимание информации - выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту учащихся;
– поддержка активности учащихся;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта учащихся;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания учащихся;
– поощрение творчества учащихся (Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию);
обдумывание -( при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной). Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации);
реализация - репродуктивное закрепление (учащиеся выполняют задания, аналогичные тем, которые выполнялись ими во время объяснения учителя; новые задания отличаются от прежних несущественными для учеников деталями), тренировочное (наращивается техника решения: вырабатываются скорость и автоматизм), продуктивное ( выполнение учащимися новых для них заданий);
контроль - всеобщий (мониторинг) и целесообразный( контроль знаний. умений и навыков);
оценивание - ( любой контроль должен быть оценен. Всё, что задано, должно быть оценено. Развивается контрольно-оценочная самостоятельность).
Технология учебных циклов на уроках математики
Задача учителя – из существующих технологий; с учётом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему (учителю) «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель и у каждого она своя».
(Герман Григорьевич Левитас, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва.)
Единицей учебного времени в школе обычно считают урок. Но не всегда за один урок удаётся охватить материал в полном объёме, иногда для этого необходимо несколько уроков, совокупность которых можно назвать циклом.
Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого школьники усваивают определённую порцию материала.
Как же построить учебный цикл? Структура цикла зависит не только от содержания материала, но и от стоящих перед учителем целей и задач, выбранных им методов, форм и средств обучения, от личностных особенностей учителя и учеников. При этом в каждом цикле обязательной является следующая структура:
СТРУКТУРА ЦИКЛА
- Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового).
- Сообщение нового материала.
- Репродуктивное (первоначальное) закрепление.
- Тренировочное закрепление.
- Опрос по теории.
- Итоговое закрепление.
В таблицах 1-4 представлены уроки основных типов, которые могут входить в учебный цикл.
Ниже в виде схем приведены возможные комбинации уроков рассмотренных типов в рамках одного цикла: одноурочного (рис.1),двухурочного (рис.2), трёхурочного (рис.3) и четырёхурочного (рис.4,5)
Таблица 1
УРОК ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(УРОК И)
Этапы урока | Время | Цель, результативность | Описание, особенности |
1.Атуализация знаний | 10 | Цель: активизировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников. Результативность: формирование познавательней компетентности. | Проводится математический диктант (по изученной ранее теме) с последующей проверкой |
2. Объяснение нового материала | 15 | Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения. Результативность: формирование информационной компетентности | Материал структурируется в виде схемы, плана, конспекта |
3. Репродуктивное закрепление | 15 | Цель: закрепить умение решать задачи и примеры. Результативность: формирование интеллектуальной и коммуникативной компетентностей. | Проходит с опорой на схему ООД (ориентировочной основы действия) и пошаговой проверкой деятельности каждого ученика. Ученики выполняют одинаковые задания, работая в парах, учитель оказывает им помощь, а в конце работы выставляет всем оценки |
4. Тренировочное закрепление | Цель: закрепить знания учеников, умение решать задачи и примеры. Результативность: формирование интеллектуальной и социальной компетентностей. |
Таблица 2
УРОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
(УРОК Р)
Этапы урока | время | Цель, результативность | Описание, особенности |
1.Организация работы в парах | 5 | Цель: настроить учащихся на позитивную работу. Результативность: формирование познавательней компетентности. | Распределение по парам. Напоминаем правила работы в парах. |
2. Практикум (решение задач в парах) | 25-30 | Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы; развивать навыки позитивного общения. Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности. | Учащиеся получают задания (упорядоченные по степени сложности для достижения каждым учеником доступного ему уровня), выполняют их в парах, обращаются к учителю за помощью и за оценкой. Учитель наблюдает за работой пар, консультирует, проверяет и оценивает результаты у первых пар. |
3. Проверка и оценка | 5-10 | Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки. Результативность: формирование интеллектуальной и коммуникативной компетентностей. . | Ученики, чьи работы проверил учитель, проверяют и оценивают работы остальных пар. |
Урок решения задач «Р»
В начале урока учитель знакомит учащихся с заданиями, записанными на доске: классным и домашним. Ученики приступают к классному заданию, разбившись на пары так, чтобы было удобно и полезно работать с соседом (обычно все остаются на своих местах). Учитель предупреждает, что работу будет принимать от двоих, поэтому, решив задачу, ученик должен побеспокоиться о своём соседе. Решение каждой задачи должно быть записано в тетради каждого из них. Ученики начинают работать, учитель наблюдает за работой, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается и, следит за тем, чтобы пара не отвлекалась. Если окажется, что какая-либо пара не может продуктивно работать – рассаживает таких учеников. Однако в основном следует стремиться к тому, чтобы ученики сами определяли, кто с кем будет сидеть.
Важная роль учителя на уроке решения задач – оценить работу каждого ученика. Если видно, что самые сильные пары заканчивают работу, учитель проверяет их тетради, ставит высокие оценки и просит приступить к выполнению домашнего задания. За пять минут до конца урока должно быть проверено не менее 1/3 всех работ. Тогда за оставшиеся пять минут учащиеся, получившие пятерки могут проверить работы у других учеников. Оценка ставится каждому ученику в зависимости от того, сколько задач им решено. Нужно добиваться, чтобы учащиеся работали в парах. Следует принять такое правило: оценки соседей не могут отличаться более чем на один бал. Это значит, что, решив, например, четвертую задачу, ученик обязан добиться, чтобы и его сосед решил эту задачу, и только после этого он может приступить к пятой задаче.
Уроки такого типа имеют большое воспитательное значение: осуществляется трудовое воспитание, (дети приучаются организовывать свой самостоятельный труд), нравственное воспитание (дети несут ответственность за работу своего соседа), коммуникативное воспитание (дети сотрудничают как во время работы, так и во время проверки её результатов). На этих уроках используется коллективная работа в классе.
Таблица 3
УРОК ОБЩЕНИЯ (ПРОВЕРКИ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ С
ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСПЕКТОВ) (УРОК О)
Этапы урока | время | Цель, результативность | Описание, особенности |
1.Организация работы в парах | 5 | Цель: настроить учащихся на позитивную работу. Результативность: формирование познавательней компетентности. | Разбиение на пары, повторение пройденного материала |
2. Изучение и закрепление материала | Различно для разных учеников | Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы; развивать навыки позитивного общения. Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности. | Учащиеся работают в парах: изучают материал по учебнику, обсуждают, решают задачи. |
3. Опрос | 15 | Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки. Результативность: формирование интеллектуальной и коммуникативной компетентностей. . | Учитель опрашивает первые две пары, после чего они опрашивают других учеников |
Таблица 4
УРОК - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ( УРОК С )
Вид урока | Время | Цель, результативность | Описание, особенности |
Урок- самостоятельная работа | 40 | Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетентности. | Завершение каждого цикла. Выполнение учениками разноуровневой самостоятельной работы. |
Контрольная работа | 40 | Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетентности. | Проводится в нескольких вариантах. Работа над ошибками проходит в группах с привлечением учеников- консультантов. Каждый учащийся должен найти и исправить все свои ошибки, а если не может найти- обратиться за помощью к учителю |
Схемы учебных циклов
Одноурочный цикл
Если все эти этапы удается уложить в один урок, то в таких случаях цикл одноурочный.
Приведём пример одноурочного цикла на тему «Построение циркулем и линейкой биссектрисы угла» из курса «Планиметрия».
1. Учитель раздаёт учащимся листы с начерченными на них углами разной величины. Предлагает вспомнить материал прошлого урока и построить циркулем и линейкой на обратной стороне листа угол, равный данному углу. Так актуализируются необходимые знания. Ту же работу выполняют два ученика на скрытых полях классной доски. После окончания работы (5 мин) и сдачи листов учителю вызванные к доске открывают свои ответы и подробно рассказывают, как они выполняли задание. Учитель поощряет добавления и исправления с мест.
2. Затем он вводит новый материал – построение биссектрисы циркулем и линейкой. Объяснение сопровождается конспектом на доске: чертеж, описание построения и доказательство его правильности. Дети копируют конспект в тетради.
3. Раздаются учащимся листы бумаги с начерченными на них углами (у всех – разные углы и их обозначения). Затем предлагается задание: построить циркулем и линейкой биссектрису и доказать правильность построения.
4. После завершения работы – домашнее задание: выучить конспект.
Как видим, одноурочный цикл включает в себя принципиальное содержание всего учебного цикла. К тому же одноурочный цикл строится так, чтобы каждый ученик был занят на каждом этапе и отчитывался в своей работе письменно. В течение одноурочного цикла все учащиеся получают по одной или даже две оценки.
Уроки такого цикла используются в том случае, когда изучаемый материал небольшого объёма.
Двухурочный цикл
Двухурочный цикл применяется, когда на изучение материала отводится по плану два урока.
Двухурочные циклы гораздо эффективнее одноурочных. Они состоят из урока изложения нового материала «И», домашней работы и урока самостоятельной работы «С». Все содержание учебного цикла распределяется между ними так:
- первый урок: актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала; сообщение нового материала; репродуктивное (первоначальное) закрепление;
- домашняя работа: тренировочное закрепление;
- второй урок: итоговое закрепление; контроль знаний.
Первый урок.
Первый этап урока - предметный диктант (тест) - занимает вместе с проверкой около 10 минут. К началу урока на ученических столах лежат чистые листы бумаги для ответов и листы с заданиями. (Приложение 2)
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
- Под копирку.
- Лист перегибается пополам. На верхней половине записывается фамилия ученика, номер варианта и ставятся номера заданий варианта. В нижней части листа выписываются в столбик такие же номера. Выполнив задание, ученик ставит полученный ответ, как в верхней части листка, так и в нижней. Учителю сдается верхняя часть листка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ:
- С помощью записи верных ответов на доске.
- ИКТ
- Дети не сдают листки мне, а передают их товарищам, которые писали тот же вариант. У всех учеников два листка, свой «дубликат» и «подлинник». И в том и в другом, ученик оценивает работу. Когда называется фамилия «Иванов», то Иванов говорит отметку, которую поставил себе, и сразу же, проверяющий называет ту отметку, которую он поставил Иванову. Если отметки совпадают, учитель ставит ее в журнал. Если не совпадают – берёт листочки на проверку.
Ученики сдают листы с ответами. Учитель напоминает задания, ученики объясняют свои ответы. Правильные ответы они отмечают плюсами, неправильные - минусами, Не вполне правильные – плюсами-минусами. При обсуждении ответов использую приём «да - нет». Способы проверки и оценки предметных диктантов могут быть разными. Иногда это самопроверка: ученики не сдают листы учителю, а сами проверяют свои ответы с ответами учителя и сообщают результаты учителю, который ставит оценки в журнал. Иногда это взаимопроверка: ученики, сидящие за одной партой, обмениваются своими листочками. При сообщении ответов учителем ученик ставит плюсы или минусы в лист другого ученика. После этого листы возвращают их владельцам, которые выставляют себе оценки и сообщают их учителю.
Второй этап урока - объяснение материала. На него отводится не более 15 минут. Учитель вводит новую информацию, фиксирует на доске конспект, а дети переносят конспект в свои тетради. Учитель должен добиваться того, чтобы в беседе по излагаемому материалу участвовали все. Показывать, как можно использовать новый материал практически: выполняя соответствующие задания, решая задачи и т.п.
- Объяснение нового материала
ТРЕБОВАНИЯ:
- Мотивация
- Доступность, наглядность
- Структурирование. Сопровождать объяснение составлением слева на доске плана, схемы, конспекта.
- Доведение до решения типовых задач.
- Обеспечение внимания учащихся.
1. Мотивация –создание у школьников интереса к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен видеть, зачем нужен предлагаемый материал. Необходимый тип мотивации определяется как возрастом учащегося, так и содержанием самого материала. Например, введение теоремы Виета мотивируется необходимостью проверять корни квадратного уравнения. Теоретический тип мотивации-факультативы, подготовка к ЕГЭ; развлекательная форма мотивации (для младших классов).
2.Доступность и наглядность. Эти требования объединены в одно не случайно: наглядность сама по себе кажется ненужной. Она нужна для достижения доступности изложения. Цель объяснения – «пересадка» информации в сознание учащихся. Необходимо дать ученику некий образ этой модели, простой для восприятия.
3 Структурирование – обязательное требование к изложению. Даже достаточно наглядный рассказ учителя может быть плохо понят, если ученик не видит логики в изложении. Объяснение должно сопровождаю составлением на доске плана, схемы, конспекта. Благодаря этому рассказ делается обозримым и воспроизводимым. Разрабатывая конспект по новому материалу, учитель должен иметь в виду, что учащиеся будут в дальнейшем его заучивать и воспроизводить по памяти. Поэтому к нему предъявляются требования, например, краткость.
4. Объяснение материала доводится до выполнения типовых заданий. Цель объяснения не считается достигнутой, если после него ученики не знают, какие задачи они будут решать с помощью изложенной теории и как именно эти задачи решаются.
5. И ещё одно требование к объяснению нового материала: обеспечение внимания учащихся. Для этого объяснение всего должно быть содержательным и кратким. Если оно продолжается более 15 минут, то внимание учеников удержать трудно. Поддержке внимания при объяснении способствуют вопросы по ходу изложении, которые обращаю ко всему классу. Но при этом нужно, чтобы и отвечали на эти вопросы все ученики. Без таких вопросов и ответов объяснение не будет полноценно восприниматься учащимися. Вопросы должны быть простыми, не прерывающими нить изложения. Например, при изложении теоремы Пифагора можно спросить, к каким треугольникам относится эта теорема. Чтобы на вопрос ответили все, можно задать его одному из учеников, а затем спросит остальных, согласны ли они с его ответом. Использовать причём «да - нет». «Да» (согласен с ответом) – поднять левую руку; «нет» (не согласен с ответом) – поднять правую руку. Этот приём хорош тем, что все ученики отвечают на вопрос одновременно и вполне определённо. После поднятия рук продолжить объяснение или обсудить полученные ответы.
Третий этап урока - первоначальное (репродуктивное) закрепление изложенного материала. На него отводится около 15 минут. Учащиеся под руководством учителя выполняют задания, аналогичные тем, которые были рассмотрены при объяснении. Учитель добивается проверки каждого этапа выполнения задач самими учащимися или их соседями по парте.
Первоначальное закрепление должно быть очень четким. Нужны точные вопросы, точные письменные или устные ответы, должны быть достигнуты правильные формулировки ответов, всеобщее одобрение их классом.
В работе должны быть не только задания, но и алгоритм выполнения этих заданий, в котором пропущены фрагменты. Ученик, заполняя пропуски, тем самым участвует в обсуждении. Это помогает ему овладеть новой деятельностью сразу после полученной ориентировки в рассказе учителя.
На дом дается задание выучить конспект наизусть для последующего воспроизведения. Этим решается не только задача развития памяти: выучив конспект, ученик твердо уверен, что его спросят, и что он получит высокую оценку. Такую возможность не представляет ученику ни одна известная образовательная технология.
Вместе с тем необходимо, чтобы перед учениками прозвучал и текст учебника. Я назначаю двух учеников, которые должны будут на следующем уроке отвечать по материалу учебника у доски. Остальным рекомендуется внимательно прочитать учебник, чтобы квалифицированно выслушать ответ (всякое дельное добавление и исправление во время ответа поощряется).
- Закрепление:
а) Репродуктивное (воспроизводящее) закрепление состоит в решение учащимися задач, аналогичных тем задачам, которые решались во время объяснения. Новые задачи могут отличаться от прежних лишь не существенными для учеников деталями.
ТРЕБОВАНИЯ:
- Наличие перед глазами учащихся шаблонов в виде описания любого примера.
- Одновариантность работы.
- Проверка каждого шага деятельности каждого ученика (например, с помощью взаимопроверки соседей по парте, голосование «да – нет», разноцветными флажками и пр.)
Метод «Да – Нет»: на доске слева записывается «Да», справа – «Нет». Учитель просит поднять левую руку (Да), тех, кто согласен, или правую (Нет) – кто не согласен. Все учащиеся отвечают одновременно и однократно, а значит вполне определенно. После поднятия рук можно продолжить объяснение или обсудить ответы.
б) Тренировочное закрепление состоит в решении задач, аналогичных решенным учениками ранее. В процессе тренировочного закрепления ученики наращивают технику решения задач: скорость и автоматизм.
ТРЕБОВАНИЯ:
- Одновариантность работы.
- Нарастание трудности и сложности заданий.
- Коллективность работы (работа в парах).
- Постоянная помощь учителя.
- Выставление оценок всем учащимся.
Требования к закреплению материала
а) Первоначальное закрепление должно быть организованно как воспроизводящее (т.е. перед глазами учащихся должен находиться алгоритм выполнения задания или пример решения задачи. При этом желательно проводить работу в одном варианте. Это даёт возможность индивидуальной её проверки.
Работа и её проверка на этом этапе должны быть пошаговыми. Ведь важно добиться не просто правильного ответа, а воспроизведения каждым учеником правильного хода выполнения задания или решения типовой задачи.
Первоначальное закрепление удобно проводить сразу, после объяснения, на том же уроке, имея перед глазами конспект, составленный при изложении или алгоритм решения (образец).
б) Тренировочное закрепление может быть отнесено к домашней работе, но лучше, если оно будет организованно в классе. Чтобы сделать его именно тренировочным, нужно добиться его безусловной доступности для каждого ученика. Вместе с тем необходимо добиваться и всеобщей работы в классе. Это значит, что нужно давать такие задания, трудность и сложность которых постепенно возрастает. Самые слабые ученики успевают сделать лишь первые упражнения, а самые сильные – все.
Для того чтобы все ученики включились в работу, нужно организовать консультирование и выставление оценок всем учащимся. Это достигается, например, парной работой учеников, при которой каждый ученик находит помощь у соседа, а учитель вместо того, чтобы вызывать учащихся к доске, ходит между рядами и консультирует тех, у кого что-либо не получается. В конце урока сам учитель и наиболее сильные ученики из класса проверяют и оценивают работу каждого.
Итак, требования к тренировочному закреплению по технологии учебных циклов
- одновариантность работы;
- нарастание трудности и сложности заданий;
- коллективность работы (работа в парах);
- постоянная помощь учителя;
Итоговое закрепление должно быть включено в завершающий этап изучения данной темы. Оно включает в себя творческие задания и имеет индивидуальную форму, (дети применяют новые знания в незнакомых для них ситуациях).
Требования к итоговому закреплению:
- Наличие тренировочных и творческих заданий;
- Наличие различных (одинаковых по сложности и трудности) вариантов;
- Возрастание сложности и трудности заданий внутри каждого варианта.
Обычная форма итогового закрепления – самостоятельная работа.
Опрос теоретического материала не всегда удаётся провести письменно (по конспекту) на уроке самостоятельной работы (учитывая возраст ученика, изучаемый материал).
Если ответ по теории должен включать записи, то нужно заменять письменный ответ устным.
Устно опросить всех учащихся можно на так называемом уроке общения.
Урок проверки знаний теоретического материала.
После распределения по парам учитель сообщает, какой материал учебника необходимо прочесть и какие задания по этому материалу надо выполнить. Затем, он знакомит детей с вопросами, на которые они должны ответить. Эти вопросы записаны на доске (так же, как и указания страниц учебника). Кроме того, на доске должно быть записано домашнее задание.
Ученики читают материал в учебнике и отвечают на вопросы друг другу, выполняют указанные задания. Когда пара считает, что готова отвечать, она сигнализирует об этом учителю.
Учитель опрашивает, только две пары, а всех остальных опрашивают учащиеся, успешно ответившие до этого.
Уроки общения позволяют опросить каждого учащегося по всему необходимому материалу курса. Исчезают гадания «спросят - не спросят», опрос по теории становится обязательным элементом общения.
Конечно, не любой класс готов к урокам.
Второй урок
Второй урок двухурочного цикла также состоит из трёх этапов. Этап проверки знания теоретического материала - примерно 10 минут. На этом этапе все учащиеся воспроизводят по памяти конспект нового материала, записанный ими на предыдущем уроке и выученный дома.
№ этапа | Содержание этапа | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Проверка теоретического материала | 10 | Наблюдает за работой учащихся; по окончании собирает работы. | Воспроизводят по памяти конспект нового материала. |
2 | Тренировочное закрепление | 15 | Руководит и контролирует правильность решения. | Выполняют задания аналогичные первым заданиям самостоятельной работы |
3 | Самостоятельная работа | 15 | Дает задания. Первые четыре – типовые задания на «4», пятое - на «5», шестое – повышенной трудности - на отдельную «5». Контролирует правильность работы. | Выполняют задания. |
Таким образом, и во время двухурочного цикла учитель постоянно руководит работой, а ученики все это время заняты делом и письменно отчитываются в своей работе на каждом этапе.
Двухурочный цикл достаточен для организации обучения, если не требуется длительного закрепления материала и опрос по теории можно осуществить с помощью воспроизведения конспекта.
Если же нарушается какое-нибудь из этих условий, то в учебный цикл нужно вводить дополнительные уроки, на которых большое внимание уделяется решению задач и выполнению упражнений. На этих уроках задания должны выполняться всеми учащимися (а не списыванием с доски, как это часто бывает), чтобы ученик на каждом уроке получил оценку за свою работу. Двухурочный цикл не достаточен для такой работы – нужны специальные уроки. Это достигается на уроках решения задач «Р».
Краткая схема урока решения задач «Р»
№ этапа | Содержание этапа | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организация работы | 2 | Просит распределиться по парам для решения задач. Предъявляет задания на урок и на дом | Распределяются по парам по собственному выбору |
2 | Решение задач | Организует проверку и оценку работ всех учащихся | Ученики, чьи работы проверены учителем, проверяют и оценивают работу остальных пар | Работают в парах, обращаются к учителю за помощью и оценкой |
3 | Оценка работы | 5 |
Второе затруднение, возникающее при двухурочных циклах, - невозможность опросить весь теоретический материал по конспектам. Эта проблема решается путем введения в учебный цикл урока общения.
Трехурочный цикл
Краткая схема урока общения (урок проверки теоретических знаний с привлечением конспектов) «О»
Тип урока | Основные этапы | Время (мин.) |
Урок общения. (урок проверки теоретических знаний с привлечением конспектов) | 1. Организация работы. Учитель просит учащихся разделиться на пары, сообщает о предстоящей работе. На данном уроке проводится тренировочное закрепление. | 5 |
2. Изучение материала. Учащиеся изучают материал по учебнику, отвечают друг другу на вопросы, решают задачи в парах, по окончании отвечают учителю и приступают к домашним заданиям. | Различно для разных учеников. | |
3. Ответы учащихся. Учитель опрашивает первые две пары, а опрошенные опрашивают других (по указанию учителя). Требования к контролю- в каждой его части он должен быть всеобщим и целесообразным. | 15 |
Включение в учебный цикл одного или нескольких уроков решения задач (или уроков общения) приводит к многоурочным циклам. Это можно увидеть на ниже приведенных примерах.
Четырехурочный цикл
Компетентностно-ориентированный подход - один из новых концептуальных ориентиров, направленный на развитие содержания образования в России и развитых странах мира.
По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей даёт человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования
Под понятием «компетентностный подход» подразумевается направленность обучения на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знания, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. межпредметные компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы;
Общеотраслевые – их ученик приобретает во время освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета
Заключение
Технология учебных циклов не требует от учителя, каких либо новых умений по сравнению с традиционными. Она лишь требует отказа от неэффективных приемов работы и систематического использования эффективных.
Вместо «устного счета», в котором участвуют лишь желающие отвечать, вводятся систематические предметные диктанты (тесты), при которых на вопрос отвечают все ученики. Вместо выборочного контроля за усвоением теории вводится постоянный опрос всех учащихся по всем темам.
В практике освоения технологии учебных циклов у учителя не возникают конфликты с учениками, коллегами и родителями.
В результате применения данной технологии в классе налаживается рабочее отношения к предмету, дети более добросовестно готовятся к урокам, увеличилось число оценок, улучшилось понимание излагаемого материала.
Литература
1. Антоновский М.Я., Левитас Г.Г. Учебное оборудование на уроках алгебры (6 класс). – М.: Просвещение, 1980.
2. Арутюнян Е.Б. и др. Методика обучения математике с использованием системы учебного оборудования. Пособие для учителей и студентов пединститутов. – М., 1994.
3. Арутюнян Е.Б. и др. Самодельное оборудование на уроках математики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001.
4. Арутюнян Е.Б. и др. Математические диктанты для 5-9 классов. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
5. Арутюнян Е.Б, Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Взаимообучение школьников на уроках математики. // Математика в школе, 1998, № 4; 1988, № 4.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). – М.: Просвещение, 1992.
7. Болтянский В.Г. и др. Кабинет математики. – М.: Педагогика, 1999.
8. Волович М.Б. Не мучить, а учить. — М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.
9. Волович М.Б., Левитас Г.Г. Тетради с печатной основой. // Математика в школе, 2000, № 1.
10. Гальперин П.Я, Кабыльницкая С.В. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1994.
11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.
12. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001
13. Еремеев А.М. Гигиеническая оценка современной формы активного обучения // Гигиена и санитария, 1998, № 11.
14. Еремеев А.М. Организация обучения школьников с учетом уровня их работоспособности // Гигиена и санитария, 1991, № 11.
15. Антоновский М.Я. и др. Комплексы учебного оборудования по математике. – М.: Педагогика, 1971.
16. Левитас Г.Г. Использование лингафонного кабинета в преподавании математики // Новые исследования в пед. науках, 1974, № 9.
17. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике, 5-9 классы. – М.: Илекса, 2000.
18. Левитас Г.Г. Современный урок математики. — М.: Высшая школа, 1989.
19. Левитас Г.Г. Технология преподавания математики в школе // Ежегодник МГОПИ, № 4. — М., 1994.
20. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: МГУ, 1996.
21. Нусбаум Д.Г. Гигиеническое обоснование режима учебных занятий школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 101. — М., 1959.
22. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. – М.: Педагогика, 1974.
23. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1995.
24.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования – Народное образование. - № 5. - 2003. – С.58-64.
25. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе.
– М.: Просвещение, 1993.
26. http://festival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей» – сайт в сети Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностика уровня работоспособности
Изучив методическую литературу по психологии, я решила проверить уровень работоспособности у своих учащихся. Совместно психологом проводились теппинг – тесты по определению силы нервной системы (изучение работоспособности)
ТЕППИНГ ТЕСТ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
(изучение работоспособности) Этот тест позволяет определить, насколько у человека сильная или слабая нервная система. Сила или слабость нервной системы связана со скоростью переработки информации в ЦИС (скорость сигнала от анализатора и обратной реакции от него.) Тест выполняется только карандашом! Инструкция: «Сядьте ровно на стул. Рука на уровне стола. Возьмите карандаш в ведущую руку, предплечье нужно держать на весу. Постарайтесь поставить как можно больше точек в каждом квадрате за 5 секунд. Первые 2 квадрата — пробные. Переход на другой квадрат осуществляется по команде «раз». Работать нужно на максимальном напряжении.» Затем подсчитывается количество точек в разных квадратах, не учитывая 2 первых. Они были пробными и их результаты не принимаются во внимание. Номер квадрата в дальнейшем будет соответствовать номеру пробы.
Таблица перевода сырых отметок в баллы.
Итоговое количество точек | 74 и | 75 - | 130 - | 152 - | 163 - | 173 - | 184 - | 196 - | 205 - | 211 и |
баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-
1-3 балла — низкая подвижность (лабильность) нс, нервных процессов.
- Люди инертны в поведении, склонны к монотонной работе, трудно приспосабливаются к изменяющимся условиям, придерживаются старых приоритетов в привычках и образе мыслей.
+ Лучше развита память умеют хорошо планировать, анализировать, очень хорошее внимание, запоминание (профессии — человек-знак, секретарь).
4-б баллов - средний уровень подвижности (лабильности)
7—9 баллов — высокий уровень
10 баллов — очень высокий.
СРЕДНЕСЛАБАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
В идеале нужно взять З пробы, чтобы реально определить тип. Люди с сильной нервной системой обладают, как правило, большой работоспособностью, концентрацией внимания. Умеют выходить из любых ситуаций. В условиях повышенной опасности быстро принимают решения.(можно рекомендовать работу в милиции, пожарной службе, МЧС.) Они инициативны, настойчивы, ни на кого не опираются, не ищут сочувствия. У них, как правило, не бывает нервных срывов в общении с людьми, не любят ни с кем делиться, терпеливы к физическим нагрузкам, эмоционально устойчивы. Могут себя ограничивать в еде, питье.
Люди со слабой нервной системой часто склонны анализировать проблемы, доверять инстинктам. Могут хорошо планировать работу, учитывая окружающую обстановку. Умеют сочувствовать, очень эмоциональны, хорошо чувствуют других людей, в основном с людьми имеют бесконфликтные отношения, легко находят с ними общий язык (врачи, психологи, педагоги).
Люди, имеющие высокий уровень подвижности нервной системы, обладают быстрым мышлением и выполнением деятельности, мозг способен перерабатывать много информации, большой объем восприятия, хорошая непроизвольная память, эмоциональная устойчивость, быстро обучается, хорошо адаптируется, имеет высокий потенциал обучения. (можно рекомендовать обучение в ВУЗе)
Эргические компоненты активности ( компонент выносливости, терпимости к физической утомляемости, скуке, болевым ощущениям). Чем выше компонент, тем он терпеливее, выносливее, терпим к боли, склонен к монотонной работе. Возможно умственное и общее утомление.
Чем выше балл, тем выше способность к общению ( педагогическая, художественная деятельность, творчество), чем ниже балл, тем выше познавательные способности (математические, интеллектуальные)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
По горизонтальной оси откладывается 10 баллов, по вертикальной — количество точек по каждой из проб, в порядке возрастания количества точек, независимо от номера пробы. Затем строится график соответствия номера пробы количеству точек.
ВЫПУКЛЫЙ ТИП (сильная нервная система) — нарастает по отношению к первому результату
СРЕДНИЙ ТИП ( то выше, то ниже) — ровная кривая.
СРЕДI-ГЕСИЛЫ-IАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
СЛАБЫЙ ТИП (вогнутая)
(Проанализировав результаты исследования, можно сделать следующий вывод:
на 1-ом уроке уровень работоспособности составляет 83%, на 2-ом – 99%, на 3-ем – 99,3%, на 4-ом – 99,5%, на 5-ом – 98,3%, на 6-ом – 74%.
Эти результаты подтверждают данные научных психологических исследований, согласно которым была разработана так называемая «кривая утомляемости»; при высоком темпе деятельности работоспособность учащихся распределяется следующим образом:
1-й урок – период врабатывания в деятельность;
2 – 5 уроки – пик работоспособности;
6-й урок – начало периода утомления
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тесты и диктанты
1.Диктанты
Формулы суммы арифметической и геометрической прогрессий.
1. Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии, если её первый член 6 (-20), а пятый -6 (20).
2. Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии, если её первый член -20 (6), а разность равна 10 (-3).
3. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии, если её первый член равен 1 (-1), а знаменатель равен -2 (2).
4. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии с первым членом 3 (6) и вторым членом 0,3 (0,6).
5. Обратите периодическую десятичную дробь 3,77… (2,88…) в обыкновенную.
2 Формулы сокращённого умножения.
- Закончите формулу (а-в)(а+в)=…
- Закончите формулу (а-в)=…
- Закончите формулу а + в =…
- Представьте в виде многочлена:(у+3)=…
- Представьте трёхчлен в виде квадрата двучлена: 64-16х=х
- Выполните умножение: (в+7)(7-в)
- Разложите на множители: 9у -121
- Запишите в виде произведения :х -125
ответы
1. (а-в)
2. а -2ав+в
- (а-в)(а –ав+в )
- у+6у+9
- (8-х)
- 49-в
- (3у-11)(3у+11)
- (х -5)(х +5х+25)
2. Тесты.
Виды тестов:
- На заполнение пропусков в истинных утверждениях или в верно сформулированных определениях. Учащимся следует вместо многоточий вписать одно-два слова, которые они считают недостающими.
Пример
- На рисунке точка … лежит между точками В и С.
А В D С
- На рисунке точка … лежит на отрезке ВД.
А В С D
- На рисунке … развёрнутый.
В С
А О D
- На рисунке угол ВОД – тупой, а угол АОВ -…
С
В
А О D
5.На рисунке угол 1 и угол 2 –вертикальные, угол 3 и угол 4-…
3
1 2
4
6. На рисунке 1 + 2= 120; 2=…
1 2
7. На рисунке точки М и К не принадлежат …области угла.
М
K
8. Если угол АВС равен 70 , то величина угла, смежного с углом АВС, равна…
9. На рисунке АВ=СД=8мм, АС=20мм. Тогда ВД=…
А В С D
10. На рисунке АС=ВД, АВ=…
А В С D
11. Если точки А, В и С лежат на одной прямой и АВ=12 см, ВС=26см, то АС=…
12* Если один из смежных углов на 72 меньше другого, то больший из этих углов равен…
- Тест на усвоение истинности (ложности) предложенного утверждения и правильности сформулированного определения. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать верно сформулированное математическое предложение от неверного.
Пример
- Через любые две точки можно провести прямую и притом
только одну.
- Если две прямые имеют общую точку, то они пересекаются.
- Лучи, ограничивающие угол, называют его сторонами.
- На рисунке точка С лежит между сторонами А и В.
М В
С
А К
- Точка, делящая отрезок пополам, называется серединой
отрезка.
- Если угол АОВ равен углу ВОС, то ВО - биссектриса
угла АОС.
- Если точка О делит отрезок АВ на два отрезка, то АВ=АО+ОВ.
- Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными.
- Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется лучом.
- НА рисунке лучи КМ и КВ дополнительные.
М
А К В
N
11. Если угол АОВ составляет часть угла АОС, то угол ВОС меньше
угла АОС.
- Если точка О середина отрезка АВ, то АО=ОВ.
- Если два угла равны, то они вертикальные.
14* На рисунке АВ= СД. Тогда АС=ВД
А В С D
- Третий вид тестов предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный, и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Нужно внимательно прочитать текст задания и предложенные на него ответы и выбрать верный ответ.
Пример.
1. Сколько общих точек имеют две пересекающиеся прямые?
а) ни одной; б) одну; в) не знаю.
2. Прямая а проходит через точку О и не проходит через точку М. Какая из этих точек лежит на прямой а ?
а) точка М; б) точка О; в) не знаю.
3. Могут ли совместиться при наложении угол АВС, равный 45 градусов, и угол МРЕ, равный половине угла?
а) нет; б) да; в) не знаю.
4. Точка О лежит между точками А и С. Луч ОВ не лежит на прямой АС. Получились ли при этом смежные углы?
а) нет; б) да: в) не знаю.
5. Верно ли утверждение, что если сумма двух углов равна 180 градусов, то эти углы смежные?
а) нет; б) да: в) не знаю.
6. Верно ли утверждение, что если два угла, имеющие общую вершину, равны, то эти углы вертикальные?
а) нет; б) да: в) не знаю.
7. При пересечении двух прямых образовалось четыре угла, равные между собой. Перпендикулярны ли эти прямые?
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. Всегда ли верно равенство: МК+КР=МР?
а) нет; б) да: в) не знаю.
9. На рисунке 1= 2, 3=135 градусов. Чему равен 4?
3 1 2
4
а) 45; б) 135; в) не знаю.
10*. При пересечении двух прямых одна пара образовавшихся вертикальных углов на 72 больше второй пары вертикальных углов. Чему равна величина каждого из четырёх углов?
а) 43, 43, 137, 137.
б) 72, 72, 108,108.
в) не знаю.
Критерии оценки результатов тестов.
Каждое выполненное задание оценено в тесте количеством баллов, указанных справа от текста задания:
8-11 баллов оценка «3»
12-16 баллов оценка «4»
17-18 баллов оценка «5»
Если же ученик выполнил все задания и задание, отмеченное *, он получает 23 балла и две «5
ПРИЛОЖНИЕ 3. Алгоритмы решения. Первичное закрепление
Действия с рациональными числами сложение (вычитание)
Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно:
- Из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
- Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
Например:
Знак большего числа
по модулю
3 – 5 = +3 + ( - 5 ) = - 2
Знак большего числа
по модулю
- 3 + 5 = - 3 + 5 = + 2 = 2
(5 3 и 5-3=2)
задание | решение |
Вычислите 1) 12 – 18 2) - 6,3 + 4,1 | 12 – 18 = 12 + ( - 18 ) = - ( 18 – 12 ) = - 6 - 6,3 + 4,1 = - ( 6,3 – 4,1 ) = - 2,2 |
Действия с рациональными числами
умножение и деление
Чтобы перемножить (разделить) два числа с разными знаками,нужно:
1)Перемножить (разделить) модули этих чисел;
2) Поставить перед полученным числом знак «-»
задание | Решение |
Вычислите:
| 1) 15 (- 6 ) = - (15 6 ) =-90 2) – 56 : 7 = - ( 56 : 7 ) = - 8 |
Чтобы перемножить (разделить) два отрицательных числа, нужно:
- Перемножить (разделить ) модули этих чисел;
- Поставить перед полученным числом знак «+»
задание | Решение |
Вычислите:
| 1) – 12 ( - 4 ) = + ( 12 4 ) = 48 2)– 1,2 : ( - 0,4 ) = +( 1,2 : 0,4 ) = 3 |
ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ
Вычислите:
1) – 16 – 36;
2) 8 – 9,4;
- 16 -36;
- 8 - 9,4;
- -5 - 14;
- -4,7 - 3;
- (-16) (-6);
- 11 (-6);
- -0,7 (-1,2);
- 72 : (-4);
- -5,48 : (-0,4);
- -52,4 : 2;
- (-3) ;
- 7 .
Норма времени: 10 минут.
Критерии оценки:
«5»- 12 правильных ответов;
«4»- 10-12 правильных ответов;
«3» -7-9 правильных ответов;
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Урок в 10 классе по теме «Применение производной в решении задач прикладной направленности».
Цель: Создать условия для:
1. Систематизации навыков и умений применять знания о производной при решении задач прикладной направленности;
2.Развития навыков логического мышления, сопоставления, анализа на математическом материале;
3.Формирования основных групп компетентностей учащихся на различных этапах урока ;
4. Воспитания культуры умственного труда.
Тип урока: Урок решения прикладных задач.
Ход урока
І. Проверка домашнего задания – формирование самообразовательной компетентности
(Самостоятельная работа с последующей самопроверкой; содержит задания, аналогичные домашним упражнениям)
ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ | ||||
ВАРИАНТ – 1 | ВАРИАНТ – 2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Найти , если : | -2 | -1 | 1 | 2 | |
Напишите уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой если: | |||||
Найдите наибольшее(В-1) и наименьшее(В-2) значение функции на отрезке , если: | 18 | 2 | -18 | -2 | |
Ответ: В-1 - 331
В-2 - 413
ІІ. Актуализация опорных знаний – формирование познавательной компетентности
(Фронтальный опрос)
- Дать определение непрерывной функции в точке.
- Какую функцию называют возрастающей/убывающей?
- Что представляют собой max и min функции?
- Как определить критические точки функции?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности – формирование информационной компетентности
Решение многих практических задач часто сводится к определению наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Ведь и возникновение математического анализа явилось следствием из необходимости решать практические задачи на нахождение оптимальных значений величин, например:
- увеличение урожайности с гектара пашни;
- получение балки с наибольшим прямоугольным сечением из круглого бревна;
- ограждение земельного участка наибольшей площади изгородью заданной длины и т.д.
Поэтому целью нашего урока является систематизация навыков и умений учащихся по применению знаний, полученных в ходе изучения темы «Производная и ее применение» к решению задач этого типа, а так же для решения различных физических задач.
IV. Систематизация навыков и умений по решению практических задач при помощи производной – формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной компетентностей
ЗАДАЧА 1: Заготовленна изгородь длиной 480м. Этой изгородью надо огородить с трех сторон,
примыкающий к реке, участок. Какова должна быть ширина и длина участка, чтобы его
площадь была наибольшей при заданной длине изгороди?
(Параллельно с решением данной задачи, составить и записать алгоритм решения задач на нахождение max/min функции – формирование познавательной, самообразовательной и социальной компетентностей)
РЕШЕНИЕ:
S=AB·BC
Пусть АВ=х, тогда ВС= 480-2х
S(х) = х · (480 - 2х) = 480х - 2х2
D(х) = (0;240), т.к. S(х) > 0
480х – 2х2 > 0
2х · (240 – х) > 0
х1 = 0, х2 = 240
0 < х < 240
S? (x) = 480 - 4x
S? (x) = 0, 480 - 4x =0
x = 120
Т.о. Smax = S (120) = 28800м2 при АВ = 120м и ВС = 240м
Ответ: при ширине 120м и длине 240м площадь участка будет наибольшей.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ :
- определить исследуемую функцию;
- ввести переменную;
- установить область определения функции;
- вычислить max/min функции на заданном интервале.
ЗАДАЧА 2: Дан прямоугольный лист жести (АВ = 80см, ВС = 50см). Надо вырезать около всех углов
одинаковые квадраты так, чтобы после загибания оставшихся кромок получилась открытая
сверху коробка максимальной вместимости.
РЕШЕНИЕ:
V(x) = ( 80-2x)( 50-2x)x = 4x3 – 260x2 – 4000x
D(V) = (0;25), т.к. V(x) > 0
( 80-2x)( 50-2x)x > 0
x1 = 40, x2 = 25, x3 = 0
0 < x < 25
V′ (x) = 12x2 – 520x + 4000
V′ (x) = 0, 12x2 – 520x + 4000 = 0
3x2 – 130x + 1000 = 0
D = 4900
x1 = 10, x2 =
x1 Є (0;25)
Vmax (x) = V(10) = 1800см3
Ответ: Объем коробки будет максимальным, если сторона вырезаемого квадрата равна 10см.
ЗАДАЧА 3 : Пусть электрическая лампочка движется с помощью блока вдоль вертикальной прямой ОВ.
На каком расстоянии от горизонтальной плоскости следует ее разместить, чтобы в точке А
этой плоскости освещённость была наибольшей (ОА = а, ∟ОАВ = , ВА = r)?
РЕШЕНИЕ:
Пусть ВО = х, тогда , где 0 < х < + ∞
Значит,
Т.к. функция Е(х) имеет одну критическую точку, а в условии сказано, что существует положение лампочки, при котором освещенность в точке А наибольшая, то х является искомой точкой.
Ответ: для достижения наибольшей освещенности лампочка должна висеть на высоте .
ЗАДАЧА 4 : Вписать в данный шар радиуса R цилиндр с наибольшей боковой поверхностью
( рассмотреть два способа решения).
(опережающее задание для учащихся, интересующихся математикой – формирование продуктивной творческой компетентности)
РЕШЕНИЕ :
І способ - геометрический
Sб = 2π , т.к. то Sб = 2π
Рассмотрим и преобразуем выражение :
наибольшее=R4, когда
Тогда , а значит Sб = 2π.
Ответ: наибольшее значение Sб = , при .
ІІ способ - алгебраический
Sб = 2π
Т.К. это Sб = 2π
Обозначим , тогда Sб = 2π
Рассмотрим , 0< х < 4
,
max = , т.о. Sб max = Sб ( ) = .
Ответ: искомый цилиндр имеет Sб = .
V. Применение производной в решении физических задач – формирование интеллектуальной, социальной компетентностей
(Самостоятельная работа с одновременным решением за доской, для последующей проверки результата)
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ - 2 |
Материальная точка массой 3 кгдвижется по прямой согласно уравнению ( S измеряется в метрах, t - в секундах ). Найти действующую на неё силу в момент времени t=2 | Материальная точка массой 4кг движется по прямой согласно уравнению ( S измеряется в метрах, t - в секундах ). Найти действующую. на неё силу в момент времени t=3 |
РЕШЕНИЕ:
t=5c m=3кг | F=ma a=V′(t) V=S′(t) | t=3c m=4кг |
F-? | F-? |
F=ma
a=V′(t)
V=S′(t)
V=6t2-2 V=3+6t2
a=12t a=12t
a(5)=5·12=60(м/с2) а(3)=12·3=36(м/с2)
F=3·60=180(H) F=4·36=144(H)
Ответ: 180Н Ответ: 144Н
VI. Итог урока:
В ходе урока были систематизированы навыки и умения по применению знаний о производной для решения различных типов задач, сводящихся к нахождению оптимальных значений величин; использованию механического смысла производной.
VII. Домашнее задание – формирование самообразовательной и интелектуальной компетентностей
ЗАДАЧА 1 . Вписать в данный конус, радиус основания которого R и высота Н, цилиндр, имеющий
наибольшую площадь полной поверхности.
(рассмотреть два способа решения – для ребят, имеющих высокий балл по математике)
ЗАДАЧА 2. Из круглого бревна диаметром 50см требуется вырезать балку прямоугольного сечения
набольшей площади. Какие должны быть размеры сторон поперечного сечения балки?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Двухурочный цикл уроков по теме «Измерение и построение углов» (5 класс).
Цели:
Создать условия для усвоения учащимися новой единицы измерения углов (градус), прибора для измерения углов, умения измерять разные виды углов;
развивать умение анализировать и систематизировать знание;
воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи, аккуратности, точности.
Первый урок – урок изложения нового материала.
Второй урок – урок проверки знаний, умений и навыков
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
1. Организационный момент (1 мин.) | Здравствуйте дети. Садитесь. | Дети приветствуют учителя. Садятся. | ||
2. Проверка знаний (10 мин.) | . Учебник. Упражнение № 520. Задание: Вычислить устно и выбрав правильный ответ, заполнить таблицу. Зашифрованное слово – название инструмента, который служит для измерения углов. (Ответ: ТРАНСПОРТИР)
| |||
3. Работа в парах. (7 мин.) | Задание 1: Заполнить пропуски в алгоритме измерения угла. (Проводится взаимопроверка.) Задание 2. Повторение опорного конспекта. | Заполняют пропуски и проверяют работу соседа. Учащиеся выполняют задания и затем сдают на листочках записанный ответ учителю. | ||
4. Проверка знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме (20 мин.) | 1. Самостоятельная работа Когда работы будут сданы учителю, открываются верные ответы. | Самостоятельная работа заканчивается за 5 минут до конца урока. Ученики в рабочей тетради записывают ответы ко всем заданиям. Проверяют ответы. | ||
5. Домашняя работа: (2 мин.) | § 29. Учебник. Контрольные задания, стр. 146. | |||
6.Итог урока (2мин.) | В чем возникло затруднение? Что помогло разрешить затруднение? Что получилось в результате? Давайте повторим эти правила. Какие цели ставили перед собой? Достигли цели урока? Спасибо за урок. Урок закончен. | Не знали, как измерять углы. Знакомство с транспортиром и правилами измерения и построения углов. Научились пользоваться транспортиром. Повторяют правила. Называют цели. Да. |
Анализ урока
Урок проводился в 5 классе по теме «Измерение и построение углов»
Урок состоит из двух частей (двухурочный цикл). По типу урока – урок приобретения новых знаний, их закрепления и применения на практике.
По форме проведения – нетрадиционный, с использованием технологий учебных циклов, ИКТ.
Данный урок является первым при изучении темы.
Полученные знания будут использованы на последующих уроках при решении геометрических задач.
Поставлены следующие цели:
1.Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися правил измерения углов, работы с транспортиром;
2. Развивающая цель: способствовать развитию умения анализировать и систематизировать знания;
3. Воспитательная цель: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика и воспитанию у школьников интереса к изучению математики.
Поставленные цели реализуются в ходе урока. Углубление изученного и усвоение нового материала идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, через логический диалог с учителем, который подводит учащихся к осмыслению новых умений.
Реализация поставленных целей ведется через аналитическую работу и проблемную ситуацию.
Эффективными приемами для усвоения нового материала, для систематизации знаний является применение технология учебных циклов и ИКТ.
Для закрепления изученного материала используется игра «Найди верное высказывание», «Найди ошибку».
В ходе урока используются такие формы обучения как индивидуальная работа, фронтальная работа, коллективная работа (работа в парах) это позволяет занять каждого ученика на каждом этапе урока. Что способствует более прочному усвоению материала урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока
Этапы урока | Цель Результативность | Виды деятельности |
Проверка домашнего задания | Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности | 1.Рецензирование ответов (домашнего задания) |
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование самообразовательной компетентности | 2. Математический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) | |
Объяснение нового материала | Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование поликультурной компетентности | 1. Доказательство теорем, лемм и т.п. |
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетентности | 2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации | |
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей | 3. Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа) | |
Физкульт-минутка | Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью | Игры-физкультминутки |
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: изучить свойства дроби, и т.п. Результативность: формирование познавательной компетентности | 1. Учебная самостоятельная работа |
Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию | 2. Исследование различных видов памяти | |
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей | 3. Решение задач, примеров с комментированием | |
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетентности | 4. Математическая эстафета | |
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование интеллектуальной компетентности | 5. Решение задач несколькими способами | |
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности | 6. Работа с учебником (учебная практическая работа) | |
Творческая работа | Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование поликультурной компетентности | 1. Создание проектов |
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование поликультурной, коммуникативной компетентностей | 2. Заседание математического кружка | |
Контроль | Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование интеллектуальной компетентности | 1. Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой |
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социальной компетентности | 2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа | |
Домашнее задание | Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию | 1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока |
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетентности | 2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: " Технология учебных циклов"
Данная разработка позволит учителю познакомиться с технологией учебных циклов....
Технология учебных циклов
Презентация Волковой О. В, учителя математики и информатики...
применение технологии учебных циклов в 5 классе (разработки 15 уроков)
Технология учебных циклов используется в преподавании тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это математика, физика, химия, биология, география.Те...
Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)
Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....
Описание технологии учебных циклов
В своей работе мне нравится применять особенно в старших классах технологию учебных циклов....
Конспект уроков по теме: " Делители и кратные. 6 класс " в технологии учебных циклов
В данном материале представлены два урока двухуровневого цикла урока по теме: " Делителт и кратные"...
Описание технологии проблемного обучения. Этапы технологии.
Проблемное обучение можно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача спец...