Роль сетевых проектов в формировании УУД учащихся
статья по теме

Современный урок…

Каким он должен быть в условиях «новых» стандартов в основной  школе?

Каковы его содержание, формы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_seti_afanaseva_chernyshova.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сетевых проектов в формировании УУД учащихся

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 Афанасьева Н.А.,

учитель информатики, педагог-психолог МБОУ СОШ № 63 Чернышова Н.Ю.

Даже если и есть хороший

способ, но не знаешь приёмов

его осуществления, то результат

будет такой же, как будто и нет ничего.

                                                      Мо-цзы

Современный урок… Каким он должен быть в условиях «новых» стандартов в основной и начальной школе? Каковы его содержание, формы?

Конечно, прежде всего необходимо формирование мотивации на познание: от «объяснения - формирования» - к пониманию, сотрудничеству, саморазвитию.

Для успешной реализации ФГОС используются такие современные технологии, как:

- технология развития критического мышления учащихся;

- технология проектного обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

Прекрасной основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся является русский язык.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе базируется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование, развитие коммуникативной и, языковой и лингвистической (языковедческой) культуроведческой компетенций.

Реализация коммуникативно – деятельностного подхода предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно - деятельностной направленности курса русского (родного) языка является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникативные  универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета); познавательные универсальные учебные действия (формулировать  проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и т. д.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Достаточно широкие возможности для проектирования у обучающихся универсальных учебных действий предоставляет информационно – образовательная среда. В связи с этим наша работа была связана с формированием УУД в условиях медиапространства. Широкие возможности для этого предоставляют сетевые проекты.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:

- электронную почту,

- списки рассылок,

- электронные доски объявлений,

- дискуссионные группы,

- средства поиска информации в Internet,

- средства общения в реальном и отложенном времени,

- аудио- и видеоконференции,

- социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.

Следует обратить особое внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект:

1. Учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.

2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.

3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

Основным видом деятельности при этом является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов.

Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

Критерии оценивания зависят от характера  работы на том или ином этапе проекта. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того  или иного вида деятельности:

  1. Соответствие теме.
  2. Наличие исследования.
  3. Грамотность.
  4. Дизайн.
  5. Оригинальность.

Критерии оценки образовательных результатов проекта – это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики.

Данный вид работы широко используется педагогами нашей школы. Одним из последних сетевых проектов, в котором приняли участие наши ученики, был Всероссийский конкурс «С миру по нитке». Организатором этого сетевого познавательно-творческого проекта было Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 84» г.Омска.

        Цель проекта: создание интеллектуально-творческой среды для развития интереса к русскому языку; повышение уровня языковой культуры школьников; реализация их потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей; представление результата своей деятельности.

         Задачи:

  1. сформировать интерес учащихся к фразеологии как одному из важных разделов лексики, обучать нормам употребления фразеологизмов в речи;
  2. расширить кругозор школьников, языковую культуру, фразеологический запас;
  3. организовать поисковую деятельность;
  4. развивать творческий потенциал;
  5. научить представлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий;
  6. воспитывать нравственные и коммуникативные качества личности через работу в коллективе и в сотрудничестве.

Сроки проведения проекта: 28.11.11г. – 24.01.12г. Всего – 8 этапов.

Этап 1. «Прошу любить и жаловать!» 

В указанный срок нужно подготовить презентацию команды на тему «Клуб юных лингвистов». Команда представила себя в виде клуба юных исследователей русского языка. Выбрали своё название, девиз, эмблему; дали краткую характеристику членов своего клуба, разместили коллективную фотографию участников проекта с руководителями (учителем-предметником и учителем информатики).

        Этап 2. Викторина «Семи пядей во лбу». Чтобы ответить на вопросы, засучив рукава, взялись за кропотливую работу с книгой и Internet. Вопросов было 10. Справились отлично. После 2 этапа – II место.

        Этап 3. Поисковый «Ума палата». Необходимо было провести мини – исследование по одной из тем«Что такое фразеологизм», «Откуда в нашу речь пришли фразеологизмы», «Сходства и различия фразеологизмов и слов», «Что можно узнать из фразеологического словаря».

Результаты исследования необходимо было представить в виде презентации.

        Этап 4. «Фразеологический зоопарк». Разгадывание кроссворда, толкование восстановленных фразеологизмов. Справились быстро, почти не обращаясь к словарям и Internet.

        Этап 5. Художественный. «Мастер на все руки». Предлагалось подготовить 3 иллюстрации к русским фразеологизмам. Рисунки должны быть крупными, яркими, оригинальными. По качественно выполненной иллюстрации нужно было легко угадать фразеологизм. Каждый член команды представил свою иллюстрацию, но, к сожалению, отправить можно было только 3.

        Этап 6. Творческий. «Бойкое перо». Эстафету приняли юные писатели. Появилась возможность заткнуть за пояс своих соперников. Командам необходимо было сочинить текст в любом жанре (рассказ, сказка, репортаж, басня) на новогоднюю тему с использованием 10 фразеологических оборотов и составить в качестве приложения фразеологический словарик, пояснив в нём значение каждого использованного в тексте фразеологизма. Каждый член команды внес свою лепту в общее дело. Написали рассказ, репортаж, сказку.

С большим интересом участвовали в проекте, хотя нам и было трудно, но, как говорят, глаза боятся, а руки делают. Конечно, не всё сразу получалось, но мы не падали духом, каждый раз узнавали что-то новое, и это окрыляло нас, вселяло уверенность в собственные силы, и теперь мы можем использовать в своей речи многие  устойчивые выражения, теперь у нас ума палата.

                                                                                                 (Кулешова Маша)

        Этап 7. Аналитический. «За небольшим дело стало». Командам необходимо было в 5-6 предложениях рассказать о своём участии в проекте, проанализировав свои успехи и затруднения в работе. Желательно с использованием фразеологизмов.

        Руководители команды, т.е. мы,  отвечали на вопросы анкеты.

        Этап 8. «По Сеньке и шапка». Подведение итогов, награждение победителей.

  Результатом участия стало II место в общей рейтинговой таблице среди 88 команд РФ.

        Итак, чему научились учащиеся в ходе работы над проектом? Расширили словарный запас, научились грамотно употреблять фразеологизмы в речи, излагать текст правильным литературным языком; представлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий: создавать компьютерные рисунки, сканировать иллюстрации, создавать презентации, работать с электронной почтой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося

Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...

Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.

Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...

Роль метода проектов в формировании метапредметных умений

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...

Роль метода проектов в формировании метапредметных умений

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...

Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка

о роли меиода пректов на уроке английского языка...

«Роль метода проектов в формировании лингвосоциокультурной компетенции при обучении английскому языку».

Для формирования лингвосоциокультурной компетенции метод проектов имеет ключевое значение. Он является комплексным обучающим методом, расширяет индивидуальную картину мира учащихся, критически усвоить...