Роль сетевых проектов в формировании УУД учащихся
статья по теме
Современный урок…
Каким он должен быть в условиях «новых» стандартов в основной школе?
Каковы его содержание, формы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_seti_afanaseva_chernyshova.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сетевых проектов в формировании УУД учащихся
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 Афанасьева Н.А.,
учитель информатики, педагог-психолог МБОУ СОШ № 63 Чернышова Н.Ю.
Даже если и есть хороший
способ, но не знаешь приёмов
его осуществления, то результат
будет такой же, как будто и нет ничего.
Мо-цзы
Современный урок… Каким он должен быть в условиях «новых» стандартов в основной и начальной школе? Каковы его содержание, формы?
Конечно, прежде всего необходимо формирование мотивации на познание: от «объяснения - формирования» - к пониманию, сотрудничеству, саморазвитию.
Для успешной реализации ФГОС используются такие современные технологии, как:
- технология развития критического мышления учащихся;
- технология проектного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Прекрасной основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся является русский язык.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе базируется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование, развитие коммуникативной и, языковой и лингвистической (языковедческой) культуроведческой компетенций.
Реализация коммуникативно – деятельностного подхода предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно - деятельностной направленности курса русского (родного) языка является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и т. д.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Достаточно широкие возможности для проектирования у обучающихся универсальных учебных действий предоставляет информационно – образовательная среда. В связи с этим наша работа была связана с формированием УУД в условиях медиапространства. Широкие возможности для этого предоставляют сетевые проекты.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:
- электронную почту,
- списки рассылок,
- электронные доски объявлений,
- дискуссионные группы,
- средства поиска информации в Internet,
- средства общения в реальном и отложенном времени,
- аудио- и видеоконференции,
- социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.
Следует обратить особое внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект:
1. Учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
Основным видом деятельности при этом является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов.
Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе проекта. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:
- Соответствие теме.
- Наличие исследования.
- Грамотность.
- Дизайн.
- Оригинальность.
Критерии оценки образовательных результатов проекта – это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.
Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики.
Данный вид работы широко используется педагогами нашей школы. Одним из последних сетевых проектов, в котором приняли участие наши ученики, был Всероссийский конкурс «С миру по нитке». Организатором этого сетевого познавательно-творческого проекта было Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 84» г.Омска.
Цель проекта: создание интеллектуально-творческой среды для развития интереса к русскому языку; повышение уровня языковой культуры школьников; реализация их потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей; представление результата своей деятельности.
Задачи:
- сформировать интерес учащихся к фразеологии как одному из важных разделов лексики, обучать нормам употребления фразеологизмов в речи;
- расширить кругозор школьников, языковую культуру, фразеологический запас;
- организовать поисковую деятельность;
- развивать творческий потенциал;
- научить представлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий;
- воспитывать нравственные и коммуникативные качества личности через работу в коллективе и в сотрудничестве.
Сроки проведения проекта: 28.11.11г. – 24.01.12г. Всего – 8 этапов.
Этап 1. «Прошу любить и жаловать!»
В указанный срок нужно подготовить презентацию команды на тему «Клуб юных лингвистов». Команда представила себя в виде клуба юных исследователей русского языка. Выбрали своё название, девиз, эмблему; дали краткую характеристику членов своего клуба, разместили коллективную фотографию участников проекта с руководителями (учителем-предметником и учителем информатики).
Этап 2. Викторина «Семи пядей во лбу». Чтобы ответить на вопросы, засучив рукава, взялись за кропотливую работу с книгой и Internet. Вопросов было 10. Справились отлично. После 2 этапа – II место.
Этап 3. Поисковый «Ума палата». Необходимо было провести мини – исследование по одной из тем«Что такое фразеологизм», «Откуда в нашу речь пришли фразеологизмы», «Сходства и различия фразеологизмов и слов», «Что можно узнать из фразеологического словаря».
Результаты исследования необходимо было представить в виде презентации.
Этап 4. «Фразеологический зоопарк». Разгадывание кроссворда, толкование восстановленных фразеологизмов. Справились быстро, почти не обращаясь к словарям и Internet.
Этап 5. Художественный. «Мастер на все руки». Предлагалось подготовить 3 иллюстрации к русским фразеологизмам. Рисунки должны быть крупными, яркими, оригинальными. По качественно выполненной иллюстрации нужно было легко угадать фразеологизм. Каждый член команды представил свою иллюстрацию, но, к сожалению, отправить можно было только 3.
Этап 6. Творческий. «Бойкое перо». Эстафету приняли юные писатели. Появилась возможность заткнуть за пояс своих соперников. Командам необходимо было сочинить текст в любом жанре (рассказ, сказка, репортаж, басня) на новогоднюю тему с использованием 10 фразеологических оборотов и составить в качестве приложения фразеологический словарик, пояснив в нём значение каждого использованного в тексте фразеологизма. Каждый член команды внес свою лепту в общее дело. Написали рассказ, репортаж, сказку.
С большим интересом участвовали в проекте, хотя нам и было трудно, но, как говорят, глаза боятся, а руки делают. Конечно, не всё сразу получалось, но мы не падали духом, каждый раз узнавали что-то новое, и это окрыляло нас, вселяло уверенность в собственные силы, и теперь мы можем использовать в своей речи многие устойчивые выражения, теперь у нас ума палата.
(Кулешова Маша)
Этап 7. Аналитический. «За небольшим дело стало». Командам необходимо было в 5-6 предложениях рассказать о своём участии в проекте, проанализировав свои успехи и затруднения в работе. Желательно с использованием фразеологизмов.
Руководители команды, т.е. мы, отвечали на вопросы анкеты.
Этап 8. «По Сеньке и шапка». Подведение итогов, награждение победителей.
Результатом участия стало II место в общей рейтинговой таблице среди 88 команд РФ.
Итак, чему научились учащиеся в ходе работы над проектом? Расширили словарный запас, научились грамотно употреблять фразеологизмы в речи, излагать текст правильным литературным языком; представлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий: создавать компьютерные рисунки, сканировать иллюстрации, создавать презентации, работать с электронной почтой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося
Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...
Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.
Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...
Роль мини-проектов в формировании метапредметных результатов при изучении предмета «Технология» на примере раздела «Кулинария»
Данный материал может быть интересен учителям технологии....
Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...
Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...
Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка
о роли меиода пректов на уроке английского языка...
«Роль метода проектов в формировании лингвосоциокультурной компетенции при обучении английскому языку».
Для формирования лингвосоциокультурной компетенции метод проектов имеет ключевое значение. Он является комплексным обучающим методом, расширяет индивидуальную картину мира учащихся, критически усвоить...