Проектная деятельность на уроках изоискусства
методическая разработка на тему
В помощь работающим по проектному методу обучения на примере собственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_metodrazrabotka.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
Человек – существо творческое. Этим даром наградила его природа. Чем больше он проявляет творческую активность в деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В конечном счете жизненный уровень каждого зависит от его творческого потенциала. «Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, т.е в стремлении выявлению наиболее полного использования своих созидательных возможностей».
Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес.
Учащимся нужно дать возможность для самовыражения и для проявления творческой активности, т.к. в этом выражается личность. Именно поэтому я применяю проектную деятельность на своих уроках, т.к. это позволит учащемуся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей.
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию обучаемого.
Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формировании его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что пригодиться в дальнейшей жизни. Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенку внушается главная мысль – он сам способен сформировать свои личные качества, умение проектировать в малом и большом, что в конечном итоге определит его личную карьеру. Личные качества, интеллектуальное развитие и технологическая грамотность являются гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.
В проектной деятельности творческими составляющими являются этапы выполнения проекта: 1) организационно- подготовительный этап (выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор оптимального варианта конструкции; подбор материала; планирование технологического процесса; разработка конструкторской документации; организация рабочего места. 2) технологический этап (выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; самоконтроль деятельности; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. 3) заключительный этап (корректирование конструкторско- технологической документации; экономическое обоснование; мини-маркетинговые исследования; подведение итогов). Вся работа сопровождается творческим подходом учащихся и контролируется и направляется учителем. Без помощи учителя учащийся не сможет довести работу до логического завершения.
Проектная деятельность включена в планирование уроков каждого класса (в 5 классе, например, выполнение проекта эмблемы родного села, проекта интерьера старинной русской избы, подводного царства (итог – коллективная работа) и др.; в 6 классе – выполнение проекта современного национального костюма с использованием традиционных национальных элементов (итог- коллективная работа – хоровод на национальном гулянии - вайа), проекта забора, ворот с узорами и т.д.; в 7 классе – выполнение проекта плакатов на разные темы, проекта фирменных знаков промышленных изделий, архитектурных проектов).
В 7 классе перед тем, как непосредственно начать выполнять проект «Наш снежный городок» (мы назвали город снежным потому, что все макеты зданий выполнены из белой бумаги), мы знакомимся с известными архитекторами России и Чувашии (В.И. Назаровым, П.Е. Егоровым, М.В. Посохиным,
Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер), с известными прекрасными архитектурными ансамблями (слайды или фотографии Московского Кремля и Дворцовой площади в Петербурге, репродукции картин с изображениями данных ансамблей А. Васнецова, К. Юн, В Алексеева, А. Остроумовой-Лебедевой, репродукции картин Ф. Алексеева «Вид Дворцовой набережной», Н. Рериха «Ростов Великий» и др.), говорим о важности архитектурных сооружений, об их многообразии форм, об их значении (урок проводиться с использованием ИКТ, показываются слайды) - (1 час). Также 1 час отводится на экскурсию к архитектурным сооружениям села.
До начала работы я объясняю детям, что здания и сооружения они должны стараться делать оригинальными, чтобы здания не были похожи друг на друга, чтобы они проявляли свою творческую активность.
На следующих 2 уроках мы работаем непосредственно над проектом. Перед началом работы мы ставим цель – построить оригинальный снежный городок, используя бумагу и принадлежности (клей, ножницы, канцелярский ножик), в объеме. Сами учащиеся выступают в роли архитекторов. Работу над проектом учащиеся начинают с организационно- подготовительного этапа – они выполняют эскизы зданий и сооружений, которые хотят видеть в своем городе, подбирают материал (можно использовать белую, цветную, гофрированную бумагу, ватман и др.), готовят рабочее место к работе.
После того, как выполнят эскизы, учащиеся переходят к технологическому этапу – каждый ребенок выполняет макет своего здания.
На последнем, заключительном этапе, учащиеся корректируют проекты, устраняют недостатки. Так как на 2 уроках учащиеся успевают выполнить не много элементов (зданий, деревьев, фонарей, детских площадок и т.д.), мы объединяем все макеты в один проект – в данном случае – проект « Наш снежный городок». Это уже получается у нас коллективная работа.
Если позволяет время – можно дать каждому учащемуся выполнить проект целого уголка города, сказочного городка и т.д.
Проектная деятельность дает большой толчок в развитии творческой активности учащихся. Такие проекты учащиеся выполняют увлеченно, с энтузиазмом, с интересом. Также нужно отметить, что результатами труда они остаются довольны, стремятся к еще более интересному и необычному.
Вопросы для обсуждения с учащимися:
1) Что вам понравилось и что не понравилось в проектировании снежного городка? Почему?
2) Какие чувства вы испытывали, будучи архитекторами?
- Как вам кажется, легко ли быть творческим человеком? Обоснуйте ответ.
- Что бы вы еще хотели спроектировать?
- Какое здание вы бы построили, если бы стали архитектором?
Литература.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. - М.: Педагогика, 1976.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, умение, воображение. – М., 1996.
- Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся.// Шк. и пр. – 1997, №2
- Неменский Б.М. Познание искусством. М.: Издательство УРАО, 2000.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2006
- Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. / Серия «Компетеннтностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...