Приемы свертывания и развертывания информации на уроках химии в 9 классе
статья (9 класс) на тему

Медведева Елена Леонидовна

Навыки информационной грамотности являются необходимым условием для повышения функциональной грамотности выпускников школы, и, как следствие этого, их успешности во взрослой жизни. Статья знакомит с приемами свертывания и развертывания информации и их применением на уроках химии в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_raboty_s_informaciey.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы свертывания и развертывания информации на уроках химии в 9 классе.

Социальным заказом современного общества школе является формирование успешности личности выпускника. Качество образования, основные образовательные результаты все чаще определяются в компетентностном подходе, оценивающем  умения учащихся и выпускников школ применять академические знания в практической деятельности, в жизненных ситуациях. Такие навыки обозначаются термином «функциональная грамотность». Её сравнительную оценку проводит PISA (международная программа исследований образовательных достижений учащихся). Исследования проводятся раз в три года среди 15-ти летних учащихся, Россия начала принимать в них участие с 2000 года.

В PISA-2009, как и 9 лет назад, принимали участие 39 стран. В тринадцати странах реформы образования, на которые PISA-2000 оказала существенное влияние, прошли чрезвычайно успешно и привели к значительному улучшению качества образования, в девяти странах результаты существенно ухудшились. В остальных семнадцати странах не произошло значимых изменений. Россия находится в числе таких стран. К сожалению, наша страна по-прежнему значимо отстает от средних показателей развитых стран (ОЭСР) и все еще находится в нижней трети списка стран, участвующих в международном исследовании. Сквозь призму компетентностного теста PISA этот результат означает, что за девять лет ничего не изменилось в качестве и уровне готовности выпускников российских школ к успешной и деятельной жизни в современном информационном мире.

При исследовании тестировались читательская, математическая и естественнонаучная грамотности. Так как химия – естественная наука, рассмотрим естественнонаучную грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Вот результаты тестирования 2009 года.

1. Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически значимо ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов (по странам ОЭСР – 501). С учетом ошибки измерения российские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают 37-40 места среди 65 стран.

В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга (Китая) – 547 баллов, Сингапура – 542 балла и Японии – 539 баллов.

2. В соответствии с уровнями естественнонаучной грамотности исследования PISA 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-ой по международной шкале). При этом результаты большинства учащихся (около 60%) соответствовали 2 и 3 уровням естественнонаучной грамотности, которые можно охарактеризовать умениями выявлять явно сформулированные научные проблемы в простых ситуациях, делать выводы на основе простых исследований, формулировать короткие высказывания, используя имеющиеся факты, объяснять явления и процессы в знакомых ситуациях, используя имеющиеся естественнонаучные знания.

Лишь 4,2% учащихся продемонстрировали высокий уровень естественнонаучной грамотности (5-6 уровни по международной шкале). При выполнении заданий теста они успешно выявляли естественнонаучные аспекты в достаточно сложных жизненных ситуациях, связывали информацию из различных источников и использовали ее для объяснений и обоснований различных решений, строили аргументацию на основе критического анализа.

Потенциальные возможности к продолжению естественнонаучного образования (4-6 уровни) продемонстрировали около четверти российских учащихся. В среднем по странам ОЭСР эта группа составляет более 29%, а в лидирующих странах или территориях, например, Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), превышает 45%.

Более 22% российских учащихся не достигают порогового (2-го) уровня естественнонаучной грамотности (средний показатель по ОЭСР – 18%).

3. В результатах российских учащихся по естественнонаучной грамотности не выявлено изменений по сравнению с предыдущим этапом исследования PISA-2006 ни в средних результатах, ни в распределении учащихся по уровням естественнонаучной грамотности: 2006 год – 479 баллов, 2009 год – 478 баллов.

Одной из причин таких низких общих результатов российских школьников может являться их невысокая информационная грамотность. Вот её определение, выработанное международной ассоциацией школьных библиотек (IASL): умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

Информационная грамотность как часть грамотности функциональной является обязательным условием успешности личности в современном мире. Поэтому необходимо научить школьников методам работы с информацией, позволяющих преобразовать информацию в форму, удобную для дальнейшего использования.

Рассмотрим применение этих методов и закрепление навыков их использования учащимися на уроках химии в 9 классе.

Свертывание и развертывание информации в текстовых формах.

Для того чтобы представить информацию в свернутом виде, необходимо сначала ее структурировать, систематизировать, выделить главное.

Один из видов свертывания информации - текстовые формы. Это: план, тезисы, конспект, обзор, реферат.

План – заранее намеченный порядок, последовательность выполнения работы, передающий основные этапы изложения текста.

Конспект – краткое изложение, запись лекции, доклада.

Реферат – краткое изложение (в письменном виде или в форме доклада), предоставляющее исчерпывающую информацию по заданной теме.

В школьной практике возникло понятие учебного реферата. Он создается по нескольким источникам, и задача ученика – не только передать информацию, но в результате сделать самостоятельный обобщающий вывод. (Составление рефератов, их значение в проектной деятельности школьников – отдельная тема).

В качестве примера рассмотрим работу с текстом учебника - составление плана и конспектирование параграфа учебника по темам «Химия элементов».

Структурирование информации. В начале года, при изучении первой темы 9 класса – «Водород» учениками с моей помощью составляется общий план доклада. Пункты плана в целом соответствуют выделенным названиям разделов параграфа. В дальнейшем, при изучении нового элемента, ученики находят ответы на вопросы: подходит ли имеющийся план для составления конспекта нового параграфа; есть ли в нем лишние пункты; надо ли добавить какие-то пункты? При этом закрепляются навыки работы с текстом и структурирования информации.

Выделение главного: записав в тетрадь план, ученики начинают составлять конспект. Для этого в тексте каждого раздела параграфа учеником выбираются важные сведения. Выбранные предложения зачитываются вслух и обсуждаются в классе, при этом отвечая на вопросы: действительно ли эти сведения важны и необходимо ли их запоминание. В классах с невысоким общеобразовательным уровнем я упрощаю задачу, задавая количество предложений, которое надо выбрать из текста.

В начале учебного года учащиеся с трудом выполняют эти (казалось бы, элементарные) действия по свертыванию текстовой информации. Но к концу второй четверти картина улучшается, и большинство учеников справляется с заданием без моей помощи.

Обратная задача – развертывание текстовой информации неразрывно связана с другой частью определения информационной грамотности – поиском информации.

Рассмотрим пример. В практических работах 9 класса часто встречается вопросы типа: «В трех пробирках находятся растворы известных веществ. Определить в какой пробирке - какое вещество, используя возможные реактивы». Ученики знают, что ответы на подобные вопросы относятся к теме «Качественные реакции веществ» (в классах с невысоким общеобразовательным уровнем это подсказываю я). Хорошо, если ученик помнит ответ, то есть заранее выучил. А если не выучил или забыл? В таком случае поможет учебник, только нужно им правильно воспользоваться. В учебнике есть «Содержание», которое представляет собой план (свернутая информация). В содержании ученик находит название параграфа, в котором рассказывается о данном веществе. По номеру страницы открывает соответствующий параграф и в его тексте находит раздел «Качественная реакция». Находит ответ и записывает его в лабораторный журнал. Казалось бы, набор элементарных действий. Но, как ни печально, об этом ученикам приходится рассказывать, и закреплять усвоение этого алгоритма действий на последующих уроках.

Свертывание и развертывание информации в графических формах.

Другой вид свертывания информации - графические формы. Это: схема; таблица; график; диаграмма; карта или план. Таблицы и схемы позволяют систематизировать информацию, увидеть целостность и взаимосвязь различных блоков.

Схемы традиционно делятся на два класса: структурные схемы (кластеры и схемы подчинения) и схемы, отражающие процесс (схемы взаимодействия).

Схема подчинения – вид графического отображения взаимосвязей между разными частями (элементами) целого. Такая схема, как правило, показывает иерархическую структуру чего–либо (например, классификация неорганических веществ). В химии распространен специфический вид таких схем – схема химического процесса, то есть схема превращения одного вещества в другое, записанная с помощью химических символов. Вот здесь и возникают проблемы, особенно заметные при решении задач. Причем трудности у учащихся возникают не в «химической» части решения, а в «информационной». Труднее всего ученикам, как оказалось, «свернуть» текст в схему.

Рассмотрим в качестве примера простейшую задачу (8 класс): «Найти количество воды, если для её получения израсходовали 2 моль водорода». Схема процесса, описанного в задаче, выглядит так: водород→ вода. Стрелочка показывает направление процесса, что во что превратилось. Но для большинства учеников самостоятельное превращение текста задачи в такую схему оказалось невозможным. Поэтому, прежде чем приступать к решению задачи, приходится отрабатывать поэтапное свертывание информации, пользуясь следующим алгоритмом:

- из текста выписать названия веществ;

- еще раз прочитать текст и для каждого перечисленного вещества ответить на вопросы: Это вещество взяли (реагент)? Это вещество образовалось (продукт)?;

-реагенты записать слева, до стрелки; продукты записать справа, после стрелки.

Только после выполнения этих действий возможен переход к непосредственно химическому решению задачи. В связи с очень малым количеством часов, отведенных в программе на решение задач, ученики овладевают данными навыками только к окончанию 9 класса.

Схема взаимодействия отражает влияние одних частей (элементов) целого на другие. Её отличие от схемы подчинения в том, что выстраиваются не иерархические (однонаправленные), а партнерские взаимосвязи звеньев. Стрелки на таких схемах нередко оказываются направленными навстречу друг другу. Примерами cхем взаимодействия при изучении химии могут служить схемы «круговорота» веществ. Их составление дает учащимся навыки работы с текстом, интерпретации и свертывания информации, перевода информации из текстовой формы в графическую; позволяют увидеть взаимосвязь различных блоков.

Таблицы являются наиболее известными и часто используемыми формами свертывания информации. С некоторой долей условности можно сказать, что таблица – это схема, на которой отсутствуют стрелки взаимосвязей. Несмотря на их отсутствие, линейная связь между клетками таблицы подразумевается, а характер этой связи указывается в заголовочной строке (верхней) и/или заголовочном столбце (левом) таблицы. В химии всем известной таблицей является Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, заключающая в себе огромное количество информации. Периодическая система как графическое выражение Периодического закона обобщает и систематизирует сведения о химических элементах и образуемых ими соединениях. Умение пользоваться этой таблицей является обязательным навыком выпускника средней школы.

Умение развертывать информацию важнейшая часть информационной грамотности. Это способность человека по краткой форме создать или восстановить полное содержание источника, передав его своими словами, но точно по существу. Навыки в развертывании информации на уроках химии нарабатываются при ответах с использованием вышеназванных схем круговорота элементов и Периодической системы элементов. При этом формируется умение делать самостоятельные выводы в том случае, если таковые не содержатся в краткой записи (схеме, таблице).

Таким образом, систематическое закрепление навыков информационной грамотности на уроках химии как части естественнонаучного цикла, является необходимым условием для повышения функциональной грамотности выпускников школы, и, как следствие этого, их успешности во взрослой жизни.

Список использованных источников:

п/п

Использованные материалы

Источник

Использование информации

1

Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к осуждению.

http://www.centeroko.ru/pisa09

Ознакомление с результатами исследований PISA за 2009 год

2

Гейн А.Г.

Лекция 4:

 Продуктивные технологии обучения и информационная поддержка их осуществления

Гейн А.Г. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки: лекции 1-4.-М: Педагогический университет «Первое сентября», 2010

Ознакомление с приемами свертывания и развертывания информации

3

Малышева Г.И.

Методический прием ИНСЕРТ применительно к экологическим аспектам в изучении химии

Малышева Г.И.

 Использование технологии критического мышления при реализации экологической компоненты на уроках химии (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия», вып. 31). –М: Чистые пруды, 2010

Ознакомление с технологией критического мышления; примеры применения ИНСЕРТ как методического приема на уроках химии

4

Новошинский И.И.,

 Новошинская Н.С.

 Химия 9 кл

§§ 5;6; 8;9;23

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

 Химия 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»», 2004

Примеры применения методов свертывания и развертывания информации на уроках химии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.

В статье рассматриваются основные элементы технологии критического мышления и на примере химии показано использование приёмов данной технологии на уроках....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ОБОБЩАЮЩЕГО ТИПА

Методы и приемы работы с источниками информации на уроках обобщающего типа...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....


 

Комментарии

Примак Анна Александровна

Елена Леонидовна! Мне для выполнения контрольной требуется набрать комментариев на форуме:)