Выступление на Краевой региональной практической конференции по теме: Повышение эффективности и качества коррекционно - развивающего обучения младших школьников с ОВЗ
статья по теме

Материалы содержат материал работы учителей начального звена Канской коррекционной школы - интернат VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_konferenciya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в современных условиях: проблемы, опыт, перспективы.

Лунева Е.В., Томберг Е.С.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.

Организуя процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях учителя начального звена нашей школы, сталкиваются со следующими проблемами:

  1. адаптация школьников;
  2. социальная среда учащегося;
  3. мотивация обучения;
  4. слаборазвитая моторика пальцев рук;
  5. бедный словарный запас учащихся.

Проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Школьная адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Возникает новый для детей вид деятельности – учение, новые правила поведения, которые нужно выполнять, новые взаимоотношения в коллективе, полностью меняется социальная роль.

Начальное обучение - это всегда стресс, вызванный сменой привычного стереотипа и возрастания психической напряженности. С поступлением ребенка в школу изменяется вся его жизнь: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботами - это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом.

Одним из условий адаптации первоклассника в нашей школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит нам учителям. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учителя начального звена  помогают первоклассникам в успешной адаптации.

Для повышения эффективности и качества коррекционно – развивающего обучения мы ставим перед собой следующие задачи:

1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

2)  создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей с ОВЗ уверенности в себе;

3)  помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

4)  создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;

5)  создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

В адаптационный период работа проводиться не только с первоклассниками, но и с их родителями. С этой целью нами разрабатываются тематические родительские собрания, где даются советы и рекомендации родителям первоклассников.

В период адаптации мы используем разнообразные формы взаимодействия школы с семьей: как индивидуальные (беседы, консультации, посещение семьи учащегося, общение по телефону), так и коллективные (родительское собрание, открытые уроки для родителей, круглые столы, вечера вопросов и ответов и т.д.).

        Вторая проблема с которой сталкиваются учителя и воспитатели нашей школы – социальная среда учащихся. В основном дети нашей школы из неблагополучных семей.  Здесь одним из главных направлений является работа с родителями, которые растят и воспитывают ребёнка. К сожалению,  часто родители наших учащихся занимают пассивную позицию и практически отстраняются от процесса воспитания,  возлагая основную ответственность на школу. В связи с этим появляется необходимость   искать новые формы сотрудничества и взаимодействия с родителями,  проводить с ними просветительскую работу по вопросам развития детей,  создавать условия для формирования единого образовательного пространства «семья и школа».

Для решения этой проблемы педагоги ставят перед собой следующие задачи.

1. Осуществлять помощь в овладении грамотными приемами взаимодействия с детьми и   построении конструктивных отношений с детьми,  педагогами и окружающим миром.

2. Повысить уровень участия родителей в жизни  через  формирование у родителей активной гражданской позиции.

3. Обратить внимание родителей на важность собственного примера в воспитании и  формировании ребенка.

4. Помочь освоить методы воспитания,  направленные на сохранение здоровья учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни.

  У детей с интеллектуальными нарушениями  положительная мотивация их деятельности способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводит в целом к повышению продуктивной деятельности.

Мотивационная основа учебного процесса учащегося состоит из следующих элементов.

  1. Сосредоточение внимания на учебной ситуации.
  2. Осознание смысла предстоящей деятельности.
  3. Осознанный выбор мотива.
  4. Целеполагание.
  5. Стремление к цели (осуществление учебных действий).
  6. Стремление к достижению успеха.
  7. Самооценка процесса и результатов деятельности              (эмоциональное отношение к деятельности).

Работа педагогов младшего звена нашей школы, направлена на упрочнение и развитие мотивационной сферы и включает в себя следующие виды воздействия на учащихся с ОВЗ.

  1. Актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок.
  2. Создание условий для появления новых мотивационных установок.
  3. Коррекция дефектных мотивационных установок.
  4. Изменение внутреннего отношения ребёнка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Используем в своей работе различные формы обучения, учителя начальных классов дифференцируют эту деятельность для разных категорий учащихся, задания разрабатывают так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика. Это повышает мотивацию к учебному процессу наших учеников. Повышению мотивации к учению способствуют :

  1. дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);
  2.  наглядность;
  3.  творческие работы по разным темам;
  4. участие в конкурсах;
  5. внеклассные мероприятия;
  6. индивидуализация;
  7. дифференциация (разноуровневые задания).

На своих уроках учителя используют различные психолого -педагогические и здоровьесберегающие технологий.
  Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности. На уроках предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение физминуток, динамических пауз, релаксационных упражнений. Нарушение развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания мы выстраиваем с позиций системного подхода. Формируем полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечиваем специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. Для преодоления нарушений в развитии мелкой моторики у воспитанников мы проводим специально организованную коррекционную работу, направленную на совершенствование моторной сферы детей: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики кистей рук, силы, точности, сочетаемости движений.
 «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, речедвигательные процессы помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.        

Коррекционно-педагогическую работу учителя начального звена осуществляют опираясь на знание индивидуальных психофизических особенностей учащихся с ОВЗ, на  развитие их собственной активности в учебно-познавательном процессе, на умение организовать коллективную, групповую и  индивидуальную деятельность, на создание благоприятной коррекционно-развивающей среды на уроках.

          Для этого создаём вокруг ребёнка атмосферу раскрепощённости,  желания с удовольствием воспринимать новое. Принимаем детей такими, какие они есть, оказываем необходимую помощь, поддерживаем стремление к самостоятельности и творчеству, тем самым создаём устойчивую мотивацию к предметам.

          Максимально вовлекая учащихся в активную деятельность, пробуждаем у них интерес к предстоящей работе через коллективно-трудовые и творческие дела, соревнования,  игровые и непредвиденные ситуации, вызываем желание самому познать новое. Используя игровые моменты на уроках, благотворно влияем на развитие познавательной деятельности детей, пробуждая интерес к изучаемому материалу, что способствует повышению эффективности урока. Игровая терапия снижает у ребят состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, зависимости от окружающих. Это также помогает сплочению коллектива.

         Использование коррекционных приёмов с опорой на несколько анализаторов способствует более успешной коррекции всех мыслительных процессов, повышению мотивации, осуществлению межпредметных связей, активизирует любознательность учащихся. 

         Дидактические игры, красочные  иллюстрации  способствуют формированию устойчивого интереса к предметам, развитию мыслительной деятельности, практических умений и навыков и коррекции психических процессов. Доступный и  интересный материал помогает формировать понятия и устанавливать межпредметные связи с уроками природоведения, изобразительного искусства, музыки, ритмики.

            Развивая познавательную активность, повышаем мотивационную деятельность учащихся в овладении общеучебными и предметными умениями и навыками.  Подбираем и систематизируем различные упражнения, задания, дидактические игры, карточки, направленные на формирование навыков развития и совершенствования ручной моторики.

           Формируя навыки выразительного чтения, используем различные виды работы: чтение по ролям, пересказ, чтение цепочкой,  по абзацам,  до точки,  до ошибки,  чтение «про себя»,  чтение отрывка на время, словесное рисование, работаем с трудными словами. Используя в своей работе таблицы, памятки, планы ответов, кроссворды, развиваем умения и навыки учащихся выполнять задания осмысленно, расширяем и обогащаем активный и пассивный словарь учащихся.

          Системное применение коррекционно-развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, творческий подход, постоянный поиск, опора на педагогическую науку и опыт – всё это позволяет учителям начального звена повышать эффективность и качество коррекционно – развивающего обучения и решать сложные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, стоящие перед современной школой.

Библиографический список

Истратова О.Н., Эксакуско Т.В. Справочник психолога начальной школы. 3-е издание, Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г. – с.442

Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512с.

Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208с.

Новая модель обучения в специаных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Новые учеб. Программы и метод. материалы. – Кн. 2/ Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Коррекционно-развивающее обучение: опыт регионов"

28 марта мне довелось выступить на Всероссийской конференции с докладом на тему "Организация обучения детей с ЗПР и УО в условиях общеобразовательной школы". В докладе описано как в условиях общеобраз...

Методическая разработка Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе младшего школьника с детским церебральным параличом. Воспитатель Колоненкова М.И.

ВведениеВ настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так эта патология чрезвычайн...

Выступление "Различные способы повышения эффективности работы по развитию речи глухих младших школьников"

   Умение полноценно общаться - одна из главных целей развития глухих  школьников. Основная задача развития речи в начальных классах - научить глухих школьников излагать свои мыс...

Статья «Коррекционно - развивающее обучение школьников с ОВЗ как условие повышения качества жизни».

Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду....

Выступление на Межвузовской научно-практической конференции по теме "Роль психологической подготовки в работе полиции"

Межвузовская научно-практическая конференция «Психологические и социально-педагогические аспекты работы правоохранительных органов»  в Московском Университете МВД России имени В.Я.Кик...