открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
методическая разработка (5 класс) по теме

Шадрина Лариса Викторовна

Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения  был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе II вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

КГС(К)ОУ «Озёрская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида»

Проект урока в 5 классе

по теме:

«Сложение и вычитание смешанных чисел»

Автор учебника: Н.И. Виленкин, В.И. Жохов

Технологии: Технология здоровьесбережения с элементами  индивидуально-  дифференцированного обучения.                                                                        

                                    учитель математики                                                                                                                                                                                  

Шадрина Лариса Викторовна

с. Озёрки 2010г

                                                                  Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации  знаний и умений  на сложение и вычитание смешанных чисел.

Задачи:

  1. способствовать формированию  умения выполнять арифметические действия со смешанными числами, выделять целую часть из неправильной дроби и представлять число в виде неправильной дроби;
  2. развивать   долговременную память, мыслительные операции (анализ, сравнение),  умение  делать выводы на основе изученного материала,  способствовать  эмоциональному  восприятию происходящего;
  3. продолжить  работу  по расширению  и  обогащению  словарного запаса учащихся,  по  развитию слухового восприятия;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  4.  продолжить формирование  коммуникативной и социальной  компетентности учащихся, способствовать развитию   двигательной  сферы учащихся,  а именно  умению управлять своими  действиями,  сохранению физического и психического здоровья детей;
  5. воспитывать  стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: текст задачи, переносная доска, карточки, мультимедийная установка.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет работу ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры),

доброжелательным тоном настраивает на успешную работу.

- Садитесь те, кто хорошо меня слышит. (подчёркнутый текст даётся за экраном)

- Сейчас  у нас урок ....(математики)

- Успешной вам работы и хороших оценок!

Концентрируют своё внимание, включают в работу слуховой анализатор, настраиваются на позитивную работу.

II.

Фонетическая зарядка

Дежурные звуки  (Б-П)

На доске:

Правильная дробь      

Неправильная дробь                    

 

Смешанное число                  

 Числитель дроби                                              

Знаменатель дроби

Целая часть

Дробная часть

- Проверяет произношение дежурных  звуков, дифференцирует их, даёт установку на правильное произношение, проводит работу по концентрации внимания.

- Прочитайте словосочетания.

- Прочитайте дроби.

- Найдите соответствие.

Работа по развитию долговременной памяти.

Собрать правило, как выделить целую часть

Чтобы выделить целую часть, надо:

  1. Разделить с остатком числитель на знаменатель;
  2. Неполное частное будет целой частью;
  3. Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель- знаменатель дробной части

( правило развешано по  разным сторонам класса )

Автоматизируют и дифференцируют дежурные звуки, работают над  словесным ударением. Развивают слуховое восприятие. Активизируют знания  по  теме урока, концентрируют свое внимание.

III.

Устный счёт

На доске записаны примеры.

Учитель за экраном читает примеры:

                            10

4 +10                           4 + 3

7          3

9            4 -

5 -1               1

1              5 -

 +

- если вы верно найдёте значение выражений и заполните таблицу, то прочтёте  предложение

7 3/8

3 3/7

14 1/6

7 5/9

32/7

7 5/9

7 3/8

7 5/9

9

2 2/12

3 4/9

3 4/5

34/9

33/7

141/6

7 5/9

3 2/7

7 5/9

7 3/8

3 5/8

5

141/6

8\10

2

Ученики слухо-зрительно определяют пример, решают его, находят ответы

IV.

Решение задач

Беседа  по теме высказывания.

- Как вы понимаете эту фразу?

-Кто знает, что нужно делать,  чтобы быть здоровым? (слайд №2)

 

Задача №1.

На круговой диаграмме: «Норма питания за сутки» показано распределение дневной нормы питания, которую рекомендуют врачи.

(слайд №3)

Нормы питания за  сутки

.

Используя диаграмму, ответьте на вопросы:

1)Сколько раз в день рекомендуют питаться врачи?

2) На какой приём пищи приходиться большая часть нормы питания за день?

3) Какая норма питания приходится на обед?

4) Какая норма питания приходится на ужин?

5) А вы можете найти? Как?

Сделайте краткую запись  и решите задачу.

- Прочитайте, какой ответ у вас получился?

- Отчего ещё зависит здоровье? ( слайд №2)

- Как вы понимаете «физическая активность»?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения по теме, приходят к мнению, что здоровье зависит от многих факторов, среди которых есть правильное питании, физическая активность и чёткий режим дня.

Рассматривают круговую диаграмму и отвечают на поставленные вопросы. Концентрируют своё внимание на определение частей приёма пищи.  Рассуждают, как найти неизвестную часть в диаграмме.

                   

Записывают краткую запись,  выполняют решение задачи.

По просьбе учителя зачитывают ответ к задаче.

- Делать утром зарядку, подвижные перемены, заниматься на уроках физкультурой, спортом, физкультминутки на уроках

V.

Физкульминутка

1 Упражнение по профилактике нарушения зрения

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) по периметру класса расположены плакаты с  начерченными  произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении
.

Выполняют упражнения гимнастики для глаз, снимают напряжение глазных мышц.

VI

Решение задачи

 

 

На задней стенке класса  записана задача (совершают двигательные акты, повороты головы в стороны и назад).

- Прочитайте задачу. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Вова Перестукин из  «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 2/24 части суток –приём пищи, 9/24 части суток- совершение добрых дел; 4/24 части суток-занятия спортом и 8 часов на сон. Выполним ли его план?

 

  С помощью учителя составляют план решения задачи. Записывают краткую запись и выполняют решение.

Записывают ответ.

VII.

Самостоятельная работа

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

Первое задание (слайд №4)

1.На листочках с числовой прямой (единичный отрезок 8 клеточек) отметить следующие точки

( координаты точек записаны разным шрифтом  и цветом)

А( 2/8)  ;   В(1/2);  С(2/4);   Д( 1 1/8);   Е(10/8);  К(15/8) ; О(20/8)

2. Выполнить действия (карточки с разноуровневым заданием)

Карточки зелёного цвета

Вариант-1

2. Выполнить действия

а) 5 -4  5/7    б)6 5/8+2 7/8     в) 7 4/15-3 11/15

3. Решить уравнения

3 4/15 + у=7 11/15

Карточка красного цвета

Вариант-2

2. Выполнить действия

а) 8 -4 5/7                      б) 6 5/8+2 7/8        в) 4 7/9 -2 4/9

3. Решить уравнение

 6 2/9 –х  = 4 7/9

Выполняют самостоятельную работу.

1-ое задание из презентации, 2,3 по листочкам.

Развивают умение самостоятельно выполнять задания,  отмечать на координатной прямой точки с соответствующими координатами.

VIII.

Самопроверка

Кто всё сделал,  может встать  и проверить самостоятельную работу (ответы находятся на обратной  стороне доски, ученики самостоятельно находят  примеры и проверяют)

Оценка «5» - если ошибок нет или 1

Оценка «4»- если ошибок 2-3

Оценка «3» - если 4-

Если ошибок 5 и более, то оценка «2»

Проверяют задание и выставляют оценки по оценочной таблице.   Совершают двигательные акты (физминутка  по  Базарнову). Развивают умение делать самооценку своих действий.

IX.

Рефлексия. Итог урока.

Проводится опрос:

- Как вы оценили свою работу?

- Что вам было трудно?

- Вам понравился урок? Почему?

- Что нового вы сегодня узнали?

Закончить урок мне хочется такими словами, давайте вместе с вами их прочитаем.

Чтение стихотворения

Быть здоровым – это быть счастливым

Лишь здоровье ценится всегда

Быть здоровым – это быть красивым

Молодым на долгие года. Быть здоровым – это значит,

Успевать в учёбе и труде. Быть здоровым – это ведь удача

Всех людей, живущих на земле. Но здоровье – ценность нашей жизни,

Надо очень бережно хранить,

Лишь его ни за какие деньги, ни за что на свете не купить.

X.

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания ( карточки   с разноуровневым заданием).

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.

   

 Литература:

  1. . Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М.: АРКТИ.– 2005.
  2. Базарный В.Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  3. С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения.» Волглград 2009г
  4. Алимов  Т.М.  «Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5–9 классы»: Методическое пособие, М. 2003.

Приложение№1

Разделить с остатком числитель на знаменатель;

Чтобы выделить целую часть, надо:

Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель- знаменатель дробной части

Неполное частное будет целой частью;

  1. Разделить с остатком числитель на знаменатель;
  2. Неполное частное будет целой частью;
  3. Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель- знаменатель дробной части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Конспект открытого урока по математике в 6 классе на тему "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" с презентацией...

Открытый урок на тему: "сложение и вычитание чисел, полученных при измерении"

урок-сказка по математики для 5 класса коррекционной школы. тип- закрепление проиденного материала...

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Открытый урок по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" Калиниченко М. П.,учитель математики,МОУ средняя общеобразовательная школа №17 ,г. Серпухов Цели урока:1. Образов...

План «открытого» урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 кл.

В данном плане приведено подробное описани проведение урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении практических задач" для учащихся 5 класса, а также описаны цели...

открытый урок по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

презентация на закрепление темы "Сложение и вычитание десятичных дробей"( работа в группах)...

Проект урока по математике «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Технология урока РКМ. Форма урока: урок систаматизации знаний....

Открытый урок на тему "Сложение, вычитание и умножение смешанных чисел"

Разработка урока содержит сценарий урока и презентацию. Урок - путешествие в 6 классе....