"Приемы формирования познавательных учебных действий обучающихся на уроках чтения"
методическая разработка
Выступление на семинаре РЦ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1 | «Приемы активизации мышления и внимания на уроках чтения» Чтение - неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил; мощное средство воспитания нравственных качеств и эстетических чувств; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В том числе уроки чтения имеют коррекционную направленность. Кроме того, чтение тесно связано с письмом, если ребёнок владеет техникой чтения в совершенстве, то и на письме у него будет меньше ошибок. Поэтому главнейшей и очень трудной задачей обучения ребёнка в школе становится формирование у него навыка чтения. |
Слайд 2 | Уроки чтения направлены на развитие связной устной речи, в основе которой лежат познавательные учебные действия. Эти действия можно разделить на: общеучебные и логические . Общеучебные действия предполагают самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); Логические действия делятся на простые - это анализ, синтез, сравнение, обобщение; и составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). |
Слайд 3 | Процесс чтения и работа с текстами неразрывно связаны с мышлением и вниманием, которые можно развивать различными упражнениями и разнообразными приемами при работе с текстом.
|
Слайд 4 Примеры: | Для активизации внимания и мышления можно использовать, кторые вы видите на слайде. Эти задания учат детей строить элементарные логические цепочки, формируют умение анализировать, классифицировать, синтезировать и обобщать. То есть «запускается» процесс самостоятельного поиска, исследования, обработки и систематизации полученной информации. “найди отличия”;“на что похоже?”;поиск лишнего;“лабиринты”; “логические цепочки”;хитроумные решения;составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)составление и распознавание диаграмм; работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета). |
Слайд 5 | Все эти задание и упражнения направленые на активизацию мышления и концентрацию внимания, необходимы, чтобы сформировать умения
2 представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) делать выводы на основе анализа объектов; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Видео урок фрагмент | Все эти умения невозможно сформировать без концентрации внимания, так как концентрация позволяет удерживать фокус НА ОДНОМ предмете или задаче в течение некоторого времени. Способность сосредотачиваться имеет огромное значение для достижения успеха при работе с текстом, при его анализе. Она позволяет более эффективно учиться и запоминать информацию и работать с ней. Решать задачи быстрее и качественнее. Еще исследования, проведенные профессором П. Я. Гальпериным, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить. Зрительное внимание как специфический внутренний механизм над которым можно и нужно работать. С этой целью на уроках чтения можно использовать такие упражнения (разминка для ума):Струп тест, Таблицы шульте, Алфавит, Анаграммы , Нейропсихологические упражнения и многие дргие. Во 1-ых эти упражнения очень нравятся детям, ну а во вторых решают главную задачу - помогают детям сконцентрировать внимание. |
Слайд 6 | Работа с таблицей проводится по ходу (или после прочтения текста). заполняется по группам или самостоятельно, Работа с таблицей могут быть даны различные задания:
«+» заполнения: - пишу – лучше запоминаю - детям проще ориентироваться в тексте при ответах на вопросы, при пересказе - новые, непонятные не ушли «мимо», учимся употреблять их в своей речи, обогащение словаря, работа со словарем. |
Слайд | При работе с большим материалом, (Например «Снежная королева» рассчитана на 8 уроков) дети забывают содержание текста. В этом случае так ж удобно работать с таблицей, тогда наглядно, все основные события, герои и т.д перед глазами. Используя таблицу, дети самостоятельно могут составить характеристику персонажа. Сделать сравнительную характеристику героев или сравнить поведение героя до и после определенного события. Распределить героев на «положительных» и «отрицательны» персонажей и привести доказательство своего мнения, используя содержание таблицы Составить пересказ текста. |
Слайд | Работа с макетом или схемой помогает восстановить цепочку событий, составить пересказ текста |
слайд | Логические цепочки помогают построить речевое высказывание в устной и письменной речи. |
слайд | Интеллектуальные карты. Составление характеристик персонажей. Построение рассуждения «Что если» |
слайд | Ассоциативный куст - Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. В некоторых случаях учитель может оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы. |
слайд | Волшебный квадрат позволяет структурировать текст и подготовить пересказ. |
Выводы | Эти приемы позволяющие актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся, их внимание и мышление и мотивировать их на дальнейшую работу. Обучающиеся учится извлекать и анализировать информацию, полученную из текста, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать, обобщать, оценивать данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями. |
Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Василий Александрович Сухомлинский | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные действия
Приемы работы с текстом :
Задания, используемые на уроках:
Активизация мышления:
Чтение. 6 класс. «Январь» Народ говорит о январе Изменения в природе Растения Животные Птицы Новые , непонятные слова Художественные средства изображения, слова в переносном значении Январь – к весне поворот, году начало, зиме середка…. Земля, вода и лес – все покрыто снегом… диво Непробудный, мертвый сон; Кулачки – шишки;
«Снежная королева» Герой Характеристика героя Событие, действие, поступок Художественные средства изображения, слова в переносном значении Новые, непонятные слова. Тролль Злющий-презлющий Смастерил зеркало, Работа со словарями, справочной литературой. Кай Любопытный злой
Макет (схема) Кай Тролль Снежная королева Герда Старушка Принц, принцесса Разбойники Северный олень
Логические цепочки Сивка-бурка Журавль и Цапля Сказка о животных Бытовая сказка Волшебная сказка Умный мужик О бедных и богатых… Необыкновенные, фантастические события… Главные герои животные …
Интеллектуальные карты М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка» Лёля Минька жадность зависть любопытство досада обида Испорченные подарки Обида друг на друга Не пришлось бы спорить Радость друг другу
Ассоциативный куст 11/16/23 10:47 Москва Кремль храмы столица город река памятники парад
Волшебный квадрат СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, СЛОВА - ПОМОЩНИКИ СОБЫТИЯ КТО? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? РИСУНОК ГЛАВНЫЕ СЛОВА ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Проект "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Инновационный педагогический проект с разработанными учебным и внеурочным занятиями...
Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся.
Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ....
Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."
ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...