мотивация при деятельностном подходе в обучении
статья по теме
мотивация при деятельностном подходе в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivaciya_pri_deyatelnostnom_podhode_v_obuchenii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ 23.12.09г
МОТИВАЦИЯ И СИТУАЦИЯ УСПЕХА (ФОРМИРОВАНИЕ «Я- ПОЗИЦИИ»)
ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ
«Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному выбору, чтобы он не пошёл по своему ошибочному пути. Но если я доверяю способности индивида развивать свою собственную потенциальность, то я могу предоставить ему массу благоприятных возможностей, могу позволить ему выбрать свой собственный путь и своё собственное направление в процессе учения».
М. Роджерс.
В личностно-ориентированной педагогике ребёнок является субъектом обучения. При отношении к ребёнку как к объекту обучения из практики учителя уходят методы и приёмы, направленные на развитие мотивации обучения. Уроки в этом случае носят репродуктивный характер. По данным психологов, при наличии у школьников только репродуктивных учебных умений, примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников – ситуационный интерес, у большинства остальных – отрицательная мотивация. Вы знаете, что существует 4 основных вида методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ методы: создание положительного эмоционально-психологического фона урока, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ методы: опора на жизненный опыт, поиск альтернативных и оригинальных решений, создание условий видеть обычное под новым углом и стимулирование интересов к новизне, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация.
ВОЛЕВЫЕ методы: познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЕ методы: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.
На уроках ХЭЦ используются в равной степени все мотивационные методы. Большую роль в становлении позитивной самооценки и формировании мотивации учения ученика играет учитель. Характер Я – концепции учителя влияет на выбор им того или иного стиля преподавания. Учителя с низкой самооценкой склонны к применению традиционных, формальных методов обучения. Учителя, обладающие позитивной самооценкой, отличаются творческим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, что ведёт к активности детей на уроке. А это главное в деятельностном обучении.
Как создать на уроке положительный эмоционально - психологический фон? В первую очередь нужно начать с себя: дать положительный настрой себе, что всё получиться, улыбнуться, войдя в класс, доброжелательно поздороваться с детьми, ведь они очень чутко реагируют на настрой учителя. Поддержать положительный эмоциональный фон можно радуясь минимальному успеху ребёнка. А это приводит нас к другому эмоциональному методу – удовлетворение желания быть значимой личностью.
Используя методы мотивации, мы формируем положительную Я – позицию, которая развивает способность к рефлексии и самооценке. Положительная Я - позиция зависит от одобрения личности со стороны других людей, от чувства уверенности личности, т.е. то её способности достичь цель и от чувства собственной значимости. По данным исследований, неудовлетворительная успеваемость, низкая мотивация, плохое поведение обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, это результат их представления о себе. Когда ученик заявляет: «Я этого никогда не осилю», это говорит не о нём самом, а об изучаемом предмете. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и не что так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание. Умение объективно оценивать свои возможности определяет залог успеха и формирует позитивную самооценку. Самооценку можно рассчитать по формуле:
УСПЕХ
САМООЦЕНКА=----------------------------------------
ПРИТЯЗАНИЯ
Эта формула указывает на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе увеличивая числитель этой дроби или уменьшая её знаменатель. Стремиться к успеху необходимо. В этом суть самоактуализации личности.
Приведу примеры.
- Программа по технологии предусматривает привлечение учащихся к исследовательской творческой деятельности, которая осуществляется путём выполнения проекта. Зная интересы и возможности своих учеников, Надежда Ивановна имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика. Делает это Надежда Ивановна очень деликатно, без нажима, чтобы не снизить интерес школьника и не погасить его инициативу. Это обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность, повышает самооценку. Работая над проектом, дети опираются на свой жизненный опыт, привлекают знания из разных областей и находят альтернативные и оригинальные решения задания.
- Хочу рассказать, как я работаю над созданием урока. Для себя я разработала такую схему.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА - ЗАЧЁТА
ЭТАПЫ УРОКА | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭТАПА | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1.ВВОДНАЯ БЕСЕДА | ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, ЗНАКОМСТВО С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ПРИМЕНЕНИЕ ВОЛЕВОГО МЕТОДА) | СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ, НАСТРОЙ НА ЗАЧЁТ, АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ВОЛЕ-ВЫЕ МЕТОДЫ | БЕСЕДА, ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ | ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, УЧАСТИЕ В БЕСЕДЕ, ЗНАКОМСТВО С КАРТОЙ-СХЕМОЙ |
2. ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЫ И СУДЕЙСТВО ПООЧЕРЁДНО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ | ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, УЧИТЬ ОСНОВАМ КОНКУРСНОГО СУДЕЙСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТАНЦА - СОЦИАЛЬНЫЕ МЫТОДЫ | СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК (НОВЫХ МОТИВОВ, ЦЕЛЕЙ) И ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КАЧЕСТВ (УСТОУЧИВОСТИ, ОСОЗНАННОСТИ И ДР.), ПРИНЯТИЕ РОЛИ «Я- УЧАСТНИК», «Я – СУДЬЯ, ЖЮРИ» - ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ | КОНТРОЛЬ ЗАЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ; ВКЛЮЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОНОГРАММ | ПООЧЕРЁДНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ И СУДЕЙСТВО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ |
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1 ЧАСТИ КОНКУРСА ДЕТЬМИ И УЧИТЕЛЕМ | РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ОБСУЖДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ – СОЦИАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ | ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ, ПООЩРЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКОВ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ УЧАЩИХСЯ – ВОЛЕВЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ | ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АНАЛИЗ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ВЫСТАВЛЕНИЕ МЕСТ ПАРАМ И АНАЛИЗ ИСПОЛНЕННЫХ ТАНЦЕВ ПРИ ПОМОЩИ КАРТЫ-СХЕМЫ И ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯ |
4. ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ И СУДЕЙСТВО ПООЧЕРЁДНО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ | ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, УЧИТЬ ОСНОВАМ КОНКУРСНОГО СУДЕЙСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТАНЦА | СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК (НОВЫХ МОТИВОВ, ЦЕЛЕЙ) И ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КАЧЕСТВ (УСТОУЧИВОСТИ, ОСОЗНАННОСТИ И ДР.), ПРИНЯТИЕ РОЛИ «Я- УЧАСТНИК», «Я – СУДЬЯ, ЖЮРИ» | КОНТРОЛЬ ЗАЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ; ВКЛЮЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОНОГРАММ | ПООЧЕРЁДНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ И СУДЕЙСТВО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ |
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2 ЧАСТИ КОНКУРСА ДЕТЬМИ И УЧИТЕЛЕМ | РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ОБСУЖДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ | ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ, ПООЩРЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКОВ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ УЧАЩИХСЯ. | ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АНАЛИЗ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ВЫСТАВЛЕНИЕ МЕСТ ПАРАМ И АНАЛИЗ ИСПОЛНЕННЫХ ТАНЦЕВ ПРИ ПОМОЩИ КАРТЫ-СХЕМЫ И ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯ |
6.РЕФЛЕКСИЯ УРОКА | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | ПООЩРЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКОВ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ УЧАЩИХСЯ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ | ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК, ВОПРОСЫ О ТРУДНОСТЯХ И УСПЕХАХ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ | ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ВЫСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ САМОМУ СЕБЕ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКУ |
Но на проведении урока моя работа по мотивации учебной деятельности и формированию положительной самооценки не заканчивается. Как бы ни трудна была организация чемпионатов классов и командных первенств по бальным танцам, я ни за что не откажусь от этого вида деятельности детей. Потому что здесь проявляется характер ученика, его волевые качества, его умение быстро принимать решения, умение общаться с партнёром и парами на площадке, это помогает ему раскрыться, выплеснуть эмоции, быть значимым для коллектива, для своих родителей и друзей, а для некоторых детей это одно из самых ярких событий в жизни. Благодаря ДО у наших детей есть прекрасная возможность дарить свой талант окружающим. Красивые костюмы, аплодисменты зрителей, свет рампы, участие и победы в районных и областных конкурсах дают возможность ребёнку самореализоваться и активизируют его творческий потенциал. Хочу выразить благодарность администрации школы, коллегам, родителям, которые понимают, поддерживают и дают возможность реализовать мне все мои начинания и проекты.
Могу вас уверить, что в нашей школе так работают все творческие коллективы. Я предлагаю посмотреть маленький фильм о хоровом коллективе.
Закончить своё выступление хочу словами одного психолога: «Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, заключается в том, чтобы самому верить в это». М. Ксикзентмихали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
Доклад на РМО учителей географии в 2011 году...
Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .
В работе рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...
Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...
Конспект урока по чтению в 1 классе с использованием системно- деятельностного подхода в обучении в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( индивидуальное обучение)
Конспект урока по теме: "Буква «ш», дифференциация звуков с-ш"...
Приемы мотивации на уроках русского языка и литературы в системе деятельностного подхода к обучению.
Вся система моей работы построена на идее, что ребенок - саморазвивающееся существо. Моя задача – создать условия для развития его личности, для обеспечения эмоционально-нравственной, комм...