мотивация при деятельностном подходе в обучении
статья по теме

мотивация при деятельностном подходе в обучении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_pri_deyatelnostnom_podhode_v_obuchenii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ  23.12.09г

МОТИВАЦИЯ И СИТУАЦИЯ УСПЕХА (ФОРМИРОВАНИЕ  «Я- ПОЗИЦИИ»)

  ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ

«Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией    по моему собственному выбору, чтобы он не пошёл  по своему ошибочному  пути. Но если я доверяю способности  индивида развивать свою собственную   потенциальность, то я могу предоставить ему массу                                                           благоприятных   возможностей, могу позволить ему выбрать свой  собственный   путь и своё собственное направление  в процессе учения».  

                                                                                                                                                               М. Роджерс.

 В личностно-ориентированной педагогике ребёнок является субъектом обучения. При отношении к ребёнку как  к объекту обучения из практики учителя уходят методы и приёмы, направленные на развитие мотивации обучения. Уроки в этом случае носят  репродуктивный характер. По данным психологов, при наличии у школьников только репродуктивных  учебных умений, примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников – ситуационный интерес, у большинства остальных – отрицательная мотивация.  Вы знаете, что существует 4 основных вида методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ методы: создание положительного  эмоционально-психологического фона урока, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ методы: опора на жизненный опыт,  поиск альтернативных и оригинальных  решений, создание условий видеть обычное под новым углом и стимулирование интересов к новизне, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация.

ВОЛЕВЫЕ методы: познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ методы: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

 На уроках ХЭЦ  используются в  равной  степени все мотивационные методы.  Большую роль  в становлении позитивной самооценки и формировании мотивации учения ученика играет учитель. Характер Я – концепции учителя   влияет на выбор им того или иного стиля преподавания.  Учителя с низкой самооценкой склонны к применению традиционных, формальных  методов обучения. Учителя, обладающие позитивной самооценкой, отличаются творческим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, что ведёт к  активности детей на уроке. А это главное в деятельностном  обучении.  

  Как  создать на уроке положительный эмоционально - психологический фон? В первую очередь нужно начать с себя: дать положительный настрой себе, что всё получиться, улыбнуться, войдя в класс, доброжелательно поздороваться с детьми, ведь они очень чутко реагируют на настрой учителя. Поддержать  положительный эмоциональный  фон можно радуясь минимальному успеху ребёнка. А это приводит нас к другому эмоциональному методу – удовлетворение желания быть значимой личностью.

   Используя  методы мотивации, мы формируем положительную Я – позицию, которая  развивает способность к рефлексии и самооценке.  Положительная Я - позиция зависит от одобрения личности со стороны других людей, от чувства уверенности личности, т.е. то её  способности  достичь цель и от чувства собственной значимости. По данным исследований, неудовлетворительная успеваемость, низкая мотивация, плохое поведение обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, это результат их представления о себе. Когда ученик заявляет: «Я этого никогда не осилю», это говорит не о нём самом, а об изучаемом предмете. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и не что так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание. Умение объективно оценивать свои возможности определяет залог  успеха и формирует позитивную самооценку.       Самооценку  можно рассчитать по формуле:

                                                                                             УСПЕХ                                                                                                                                                                                        

                                                САМООЦЕНКА=----------------------------------------    

                                                                                       ПРИТЯЗАНИЯ      

 Эта формула указывает на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе увеличивая числитель этой дроби или уменьшая её знаменатель. Стремиться к успеху необходимо. В этом суть самоактуализации  личности.  

Приведу примеры. 

  1.  Программа по технологии предусматривает привлечение  учащихся к исследовательской творческой деятельности, которая осуществляется путём выполнения проекта. Зная интересы и возможности своих учеников,  Надежда Ивановна имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта  для каждого ученика. Делает это Надежда Ивановна очень деликатно, без нажима, чтобы не снизить интерес школьника и не погасить его инициативу.  Это  обеспечивает положительную мотивацию  и дифференциацию в обучении,  активизирует самостоятельную творческую деятельность, повышает самооценку. Работая над проектом, дети опираются на свой жизненный опыт, привлекают знания из разных областей  и находят альтернативные и оригинальные решения задания.
  2. Хочу рассказать,  как я работаю над созданием  урока.   Для себя я разработала такую схему. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА - ЗАЧЁТА

ЭТАПЫ УРОКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭТАПА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.ВВОДНАЯ БЕСЕДА

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, ЗНАКОМСТВО С     ТРЕБОВАНИЯМИ  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ПРИМЕНЕНИЕ ВОЛЕВОГО МЕТОДА)

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ, НАСТРОЙ НА ЗАЧЁТ, АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ВОЛЕ-ВЫЕ МЕТОДЫ

БЕСЕДА, ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, УЧАСТИЕ В БЕСЕДЕ, ЗНАКОМСТВО С КАРТОЙ-СХЕМОЙ

2. ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЫ И СУДЕЙСТВО ПООЧЕРЁДНО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, УЧИТЬ ОСНОВАМ КОНКУРСНОГО СУДЕЙСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТАНЦА - СОЦИАЛЬНЫЕ МЫТОДЫ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК (НОВЫХ МОТИВОВ, ЦЕЛЕЙ) И ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КАЧЕСТВ (УСТОУЧИВОСТИ, ОСОЗНАННОСТИ И ДР.), ПРИНЯТИЕ РОЛИ «Я- УЧАСТНИК», «Я – СУДЬЯ, ЖЮРИ» - ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ

КОНТРОЛЬ ЗАЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ;  ВКЛЮЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОНОГРАММ

ПООЧЕРЁДНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ И СУДЕЙСТВО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1 ЧАСТИ КОНКУРСА ДЕТЬМИ И УЧИТЕЛЕМ

РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ОБСУЖДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ – СОЦИАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ, ПООЩРЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКОВ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ УЧАЩИХСЯ – ВОЛЕВЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АНАЛИЗ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ВЫСТАВЛЕНИЕ МЕСТ ПАРАМ И  АНАЛИЗ ИСПОЛНЕННЫХ ТАНЦЕВ ПРИ ПОМОЩИ КАРТЫ-СХЕМЫ И ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯ

4. ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ И СУДЕЙСТВО ПООЧЕРЁДНО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, УЧИТЬ ОСНОВАМ КОНКУРСНОГО СУДЕЙСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТАНЦА

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК (НОВЫХ МОТИВОВ, ЦЕЛЕЙ) И ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КАЧЕСТВ (УСТОУЧИВОСТИ, ОСОЗНАННОСТИ И ДР.), ПРИНЯТИЕ РОЛИ «Я- УЧАСТНИК», «Я – СУДЬЯ, ЖЮРИ»

КОНТРОЛЬ ЗАЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ;  ВКЛЮЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОНОГРАММ

ПООЧЕРЁДНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВ И СУДЕЙСТВО ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕТЕЙ

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2 ЧАСТИ КОНКУРСА ДЕТЬМИ И УЧИТЕЛЕМ

РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ОБСУЖДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ, ПООЩРЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКОВ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ УЧАЩИХСЯ.

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АНАЛИЗ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ВЫСТАВЛЕНИЕ МЕСТ ПАРАМ И  АНАЛИЗ ИСПОЛНЕННЫХ ТАНЦЕВ ПРИ ПОМОЩИ КАРТЫ-СХЕМЫ И ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯ

6.РЕФЛЕКСИЯ УРОКА  

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ПООЩРЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКОВ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ УЧАЩИХСЯ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ  И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК, ВОПРОСЫ О ТРУДНОСТЯХ И УСПЕХАХ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ВЫСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ САМОМУ СЕБЕ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКУ

   Но на проведении урока моя работа по мотивации учебной деятельности и формированию положительной самооценки не заканчивается. Как бы ни трудна была организация чемпионатов классов и командных первенств по бальным танцам, я ни за что не откажусь от этого вида деятельности детей. Потому что здесь проявляется характер ученика, его волевые качества, его умение быстро принимать решения, умение  общаться с партнёром и парами на площадке, это помогает ему раскрыться, выплеснуть эмоции, быть значимым для коллектива, для своих родителей и друзей,  а для некоторых детей это одно из самых ярких событий  в жизни.  Благодаря ДО  у наших детей есть прекрасная возможность дарить свой талант окружающим. Красивые костюмы, аплодисменты зрителей, свет рампы, участие и победы в районных и областных конкурсах дают возможность ребёнку самореализоваться и активизируют его творческий  потенциал. Хочу выразить  благодарность администрации школы, коллегам, родителям, которые понимают, поддерживают и дают возможность реализовать мне все  мои  начинания и проекты.

 Могу вас уверить, что в нашей школе  так работают все творческие коллективы. Я предлагаю посмотреть маленький фильм о хоровом коллективе.

Закончить своё выступление хочу словами одного психолога: «Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, заключается в том, чтобы самому верить в это».    М. Ксикзентмихали.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

Приемы мотивации на уроках русского языка и литературы в системе деятельностного подхода к обучению.

Вся  система моей работы построена на идее, что ребенок - саморазвивающееся существо. Моя задача – создать условия для развития его личности, для обеспечения эмоционально-нравственной, комм...