Приемы мотивации на уроках русского языка и литературы в системе деятельностного подхода к обучению.
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Вся система моей работы построена на идее, что ребенок - саморазвивающееся существо. Моя задача – создать условия для развития его личности, для обеспечения эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности, любой урок превратить в урок развития. Для себя я давно определила главное условие успешной деятельности: сформированность у детей внутренней мотивации (удовольствие от самой деятельности, её результатов, стремление к успеху, понимание необходимости знания для жизни, учения как возможность общения). Используя множество приемов создания у детей мотивации к изучению программного материала, добиваюсь хороших результатов. Вот некоторые из них: “погружение” в тему через исследование эпиграфа, выбор позиции по отношению к проблеме, сравнение, сопоставление, “обращение за помощью” в реализации целей урока, “взаимодействие с героем”, “возврат к началу”, оценка и самооценка, тренинг внимания, театрализация, «не пропусти ошибку!», словесное рисование, продолжи предложение, составление сценария, сказкотерапия, придумывание клипов на стихи, иллюстрирование произведений, «своя точка зрения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_motivatsii_v_sisteme_deyatelnostnogo_podhoda_k_obucheniyu.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы мотивации на уроках русского языка и литературы в системе деятельностного подхода к обучению.
Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ
№26, г. Сызрань Самарской области
1. Вся система моей работы построена на идее, что ребенок - саморазвивающееся существо. Моя задача – создать условия для развития его личности, для обеспечения эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности, любой урок превратить в урок развития. Для себя я давно определила главное условие успешной деятельности: сформированность у детей внутренней мотивации (удовольствие от самой деятельности, её результатов, стремление к успеху, понимание необходимости знания для жизни, учения как возможность общения). Используя множество приемов создания у детей мотивации к изучению программного материала, добиваюсь хороших результатов. Вот некоторые из них: “погружение” в тему через исследование эпиграфа, выбор позиции по отношению к проблеме, сравнение, сопоставление, “обращение за помощью” в реализации целей урока, “взаимодействие с героем”, “возврат к началу”, оценка и самооценка, тренинг внимания, театрализация, «не пропусти ошибку!», словесное рисование, продолжи предложение, составление сценария, сказкотерапия, придумывание клипов на стихи, иллюстрирование произведений, «своя точка зрения». На уроках русского языка, создавая мотивацию успеха, провожу тренинги на внимание, формирую умения и навыки постановки целей и задач. Этот прием необходимо проводить систематически на первом этапе урока – организационно-психологического настроя. Например: 6 класс – обобщение по теме «Имя существительное». Задание классу: откройте учебники на странице 92; в течение минуты внимательно посмотрите содержание текстов и заданий к упражнениям. Ответьте на вопросы:
- Какую цель ставит автор учебника? - Какие темы и проблемы затронуты в текстах? - Давайте вместе поставим учебные задачи на данном уроке перед классом.
Создавая мотивацию постоянного контроля и взаимоконтроля, применяю прием «не пропусти ошибку!»
Работая над проектом «Контурная карта города Имя Существительное», ученик допустил ошибку. Поиск ошибки направляю на создание мотивации исследовательской деятельности. /Постарайтесь найти ошибку, пока картой не воспользовались заказчики – ученики 5 класса. Выполните задание, которое поможет вам в этом. Приведите в соответствие таблицу/.
Имена собственные | Имена нарицательные | ||
Одушевленные | неодушевленные | Одушевленные | неодушевленные |
Словесное рисование – это способность человека выражать мысли и чувства на основе прочитанных произведений. Методическая разработка проблемы обогащения и активизации словаря, развития воображения и речи учащихся встречается в работах Л. С. Выготского, З. И. Романовской, Н. Н. Светловской, В. А. Левина. Предлагаю такие задания: представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту, подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.; вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению; какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»? подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку; какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации? Результаты работы по словесному рисованию: значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью; активизировался словарный запас школьников; дети научились находить в тексте образные средства языка (подготовка к выполнению заданий ЕГЭ); большая часть детей умеет создавать словесное описание предмета, чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи. «Диалог с автором», составление сценария, театрализация, в гостях у читателя: подобные приемы развивают воображение, речь, ставит ребенка в комфортные условия творчества. Иллюстрирование произведений: развивается воображение, речь, возникают ассоциации. На уроках русского языка использую прием графического обозначения любой орфограммы или пунктограммы для прочного усвоения алгоритма применения правила. По таким конспектам – подсказкам лучше усваивается материал. Практикую приглашение на урок «грамматических героев». В класс свободно входят знаки препинания, части речи. Если предстоит сочинение по картине, разыгрываем сценки – ситуации (прием пантонимы).
Эти методические приемы способствуют созданию эмоционального настроя на сотворчество класса с учителем; обладают большими диагностическими возможностями, поскольку позволяют сделать вывод о степени усвоения изученного материала; дают возможность каждому в группе почувствовать свою значимость; мотивируют на осознанное участие в познавательной деятельности, принятие ответственности за собственные действия, то есть формируют реальную субъективную позицию каждого ученика; создают ситуацию преодоления (реабилитируют не способных к учению детей); социализируют материал урока, делают его личностно значимым; развивают навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, актуализируют полученные знания (дети видят главный результат своей деятельности). Долгие годы педагогической практики подтвердили необходимость поиска все новых и новых приемов мотивации познавательной деятельности, что дает возможность расширить и методическую базу, и привести к успешности ученика и себя как учителя.
2. Невысокая мотивация к изучению русского языка и литературы, недостаточно высокое качество знаний по русскому языку и литературе, отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося - проблемы, выявленные в ходе диагностики мотивации учения. Пришла к выводу: необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал; развивать познавательный интерес учащихся к изучению предмета. Для этого необходимо использовать современные образовательные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей. Работаю над проблемой «Возможности личностно-ориентированных технологий в формировании мотивации учения». Актуальность опыта: применение современных образовательных технологий для социального становления образовательных технологий. Ведущая идея: обеспечение высокого качества образования и воспитания посредством современных образовательных технологий. Основные задачи: развитие творческой активности ученика; содействие реализации личностной образовательной траектории обучаемых в процессе изучения русского языка и литературы; сохранение здоровья учащихся; подготовка учащихся к условиям жизни в информационном обществе. Ожидаемые результаты: обеспечение высокого качества образовательного процесса; овладение учащимися ключевыми компетентностями, в том числе информационными; сформированность научно-исследовательских и творческих навыков; сформированность потребности в здоровом образе жизни.
Содержание инновационного опыта, ориентированного на высокий
предметный результат, формирование УУД в свете реализации ФГОС-2.
Обязательный минимум содержания - ядро образования, создающий для меня условия творчества, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса. Технология встречных усилий отвечает всем этим требованиям. Уроки, которые я строю в соответствии с технологией встречных усилий, способствуют формированию лингвистической, межкультурной, интеллектуальной, коммуникативной и других компетентностей школьника. Пять этапов, которые входят в структуру урока, это комплексное соединение выделенных мной рациональных зерен современных технологий (исследование, дебаты, критическое мышление). Результат: ежегодное участие обучающихся в конкурсах творческих работ разного уровня, есть победители как городских, так и региональных, всероссийских. Технологию встречных усилий внедрила в практику работы над проектом, разработала приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. Учение, общение и творчество – основа формирования ключевых компетентностей школьника. Технология педагогических мастерских, которую активно применяю в работе со старшеклассниками, способствует этому. По своей специфике эта технология основана на целях и средствах обучения и воспитания, которые в модернизации и гуманизации образования выделены как важнейшие: ученик действует автономно и рефлексивно; интерактивно использует различные средства; входит в социально-гетерогенные группы и функционирует в них. Именно в мастерской дети лучше всего обучаются творчески мыслить. Поэтому даже традиционные формы уроков стараюсь преобразовать в мастерские. Этапы мастерской:
- Индуктор (задание, мотивирующее деятельность учащихся).
- Создание творческого продукта из разрозненных частей.
- Коллективная работа по исследованию проблемы.
- Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности (выявление новых проблем).
- Обработка информации (групповая или индивидуальная работа).
- Социализация (проживание себя на месте героя).
- Рефлексия (выход на новую систему проблем).
Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, открывший новые возможности для коммуникации. Новые информационные технологии способствуют его реализации. Компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, виео-аудиоконференции, мультемедийные средства - далеко не полный перечень средств обучения, осваиваемых мною сейчас.
Исследовательской, проектной деятельности уделяю особое внимание. Информационно-коммуникативные технологии, технологии исследовательских и проектных методов направляю на формирование готовности к разрешению проблем, пониманию алгоритма деятельности, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, к рефлексии, что необходимо школьнику для адаптации в социуме. Данные технологии помогли решить проблему успешности обучающихся на итоговой аттестации (выполнение части С). Исследовательскую проектную деятельность веду в различных направлениях: в области языка – поиски причин орфоэпической неграмотности, путей решения проблемы – привели к созданию проекта «Влияние речевой среды на культуру человека». Исследования КИМов (часть С) показали снижение интереса учащихся к русскому языку, отсутствие мотивации для его изучения. Результатом стала авторская программа элективного курса «Языковые средства изобразительности». Исследование школьных программ по литературе помогли мне выяснить одно из слабых звеньев в работе: невозможность формирования общей культуры ученика, его духовного, эстетического, нравственного потенциала средствами отдельно взятого предмета. Разработала проект программы факультативных курсов: «Древнерусская литература» и «Сызрань литературная». Большие исследования провожу с учащимися по теме «Христианские сюжеты и образы в русской литературе». Метод проекта стал основным в моей работе. По данной технологии работаю давно. Разработала алгоритм деятельности по структурированию исследуемого материала
(создание мотивации учения на уроках развития речи)
Преимущества метода проекта вижу в том, что он формирует у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора, умение адаптироваться к изменяющим условиям, ориентироваться в различных ситуациях; работать в разных коллективах; развивает творческое мышление. Изменилась роль учителя. Он - наставник, т.е. консультирует, мотивирует, наблюдает. Метод проекта позволяет мне вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. При этом ученик становится субъектом познавательной деятельности. Он выбирает (принимает решение), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, то есть сотрудничает. Эту технологию использую в том случае, если для этого есть условия:
- наличие задачи, требующей интегрированного поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;
- самостоятельность;
- структурирование содержательной части проекта;
- рефлексия деятельности (учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своего труда);
- личностный интерес. Итак, технологии, соответствующие региональной и федеральной политике в сфере образования: информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие;дифференцированное обучение;компетентностно-ориентированное обучение (метод портфолио и метод проекта) – рационально направляю на развитие интереса учащихся к русскому языку и литературе, к истории родного города и края, на повышение грамотности, качества литературного образования, формирование навыков художественного восприятия окружающего мира, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции.
3. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, - деятельностный метод. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено. Поскольку деятельностный подход – это организация и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью обучающихся, уроки должны предполагать осознанное учение, т.е. мотивированное, с самостоятельно поставленными целями, самостоятельным поиском путей достижения целей, а также обязательной рефлексией своей деятельности.
Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей:
-анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета; -определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов -выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической
литературы по проблемам развивающего обучения,
-методических рекомендаций по реализации авторской программы, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ; -выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников); -проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).
При этом новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. «Главная цель воспитания, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...». Об этом писали Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Сущность реализации деятельностного подхода раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Уроки – диспуты, суды, выборы, конференции, кафе, бинарные, интервью, КВН, презентации, диалоги, путешествия, семинары, зачеты, лабораторные работы по литературоведению, широко практикуемые мной, - требуют систематизации компетентностных заданий по отдельным разделам и темам школьного курса русского языка. Они обеспечивают формирование УУД и условия для применения предметных ЗУНов в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях. Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой, на разных этапах обучения, а также спланировать различные формы контроля. Примеры компетентностных заданий. 1)Используя различную справочную литературу, подберите 5-6 пословиц, поговорок о языке, речи, роли слова в жизни человека, потренируйтесь произносить их беззвучно, но с максимально четкой артикуляцией; произнесите их беззвучно перед классом, который должен по артикуляции понять, что вы говорите. 2) Сочините фантастическую историю, героями которой будут звуки. Помните, что каждый звук имеет свой характер: р – сильный, грубый, агрессивный; ш – тихий, медлительный, тревожный. Какие ощущения вызывают у вас другие звуки? 3) Придумайте рассказ, в котором слова «благодарю», «спасибо» были бы употреблены с горькой иронией. 4) Составьте фразеологический словарик на тему «Милосердие» или «Благородство». 5) Какие факты и события, особенности культуры и истории народа отразились в происхождении названий: Москва, Ростов-на-Дону, Дон, Волга, Таганрог? Проверьте свои выводы по этимологическим словарям. 6) Сочините текст любого жанра, в котором известный литературный герой оказался бы в нашем времени. Как он повел бы себя в современных условиях? Методический конструктор под редакцией Т.И. Павловой, Т.В. Белоусовой окажет практическую помощь учителю в реализации профессиональной мобильности конструирования метапредметного содержания образования на уроках русского языка. Обязательный минимум содержания - ядро образования, создающий для меня условия творчества, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса. В классах, где преподаю, созданы постоянные группы, в каждой из которых есть консультант. Кроме того – два эксперта, анализирующие достижения класса вместе с учителем. Я бы хотела представить свое видение деятельностного подхода на примере урока литературы для обучающихся 5 класса, показать приемы реализации личностной образовательной траектории обучаемых в процессе изучения литературы.
Выводы: приемы мотивации познавательной деятельности, которые учат добывать знания и всегда ведут к успешности как учеников, так и учителя – это
- «погружение» в тему; - исследование эпиграфа; - выбор (согласен – не согласен); - сравнение; - сопоставление; - «вызов» (обращение за помощью); - «цель и цели»; - театрализация; - взаимодействие с героем; - «кластер»; - «возврат к началу»; - оценка и самооценка; - тренинг внимания; - «не пропусти ошибку!» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ"СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
ДОКЛАД О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...
Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода
Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.
В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети, имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...
Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы».
Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных услов...
Доклад "Как применить известные приемы и технологии для повышения качества образования и мотивации на уроках русского языка и литературы"
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неуме...