Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности
материал по теме

 

Существовавшая веками система образования была ориен­тирована на носителя готового знания — на учителя, преподавате­ля, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушате­лей, знающего «рецепт» решения их проблемы, но сегодня носи­телем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней обра­зования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут), самостоятельного создания (проек­тирования) содержания образования, самостоятельного проекти­рования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими, проектирования образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_pedagogike.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности

Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования социума и порождения новых форм общественной жизни, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Из носителей готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Он перестал быть пассивным исполнителем, новые нормативы в образовании позволили ему выстраивать собственный проект по реализации содержания образования.

Как утверждают И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская, характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогно стического видения действительности, который охватывает и из меняет ее согласно требованиям развития практики. Проектная де ятельность — это всегда стремление изменить несовершенную дей ствительность (настоящее) и тем самым приблизить более совер шенное.

Мы рассматриваем проектирование прежде всего как вид профессиональной педагогической деятельности, который представляет собой разработку проекта определенного отрезка процесса обучения. Проект, по мнению Л.А. Филимонюк, это дидактическое описание учебно-познавательной деятельности учащихся и средств, необходимых для ее реализации. При проектировании процесса обучения в центр ставится система действий  учащихся, продуктом которых являются определенные изменения в самих учащихся.

Как было сказано выше, изменилась позиция учителя. Усилилась потребность в педагогах, способных к проектированию развивающей социально-культурной среды, к выявлению и созданию психолого-педагогических условий для нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Но готов ли учитель средней общеобразовательной школы к проектировочной деятельности и занимается ли он педагогическим проектированием? Выявить это было основной целью нашего анкетирования, проведенного нами среди учителей различных специальностей, которые в апреле 2008 года прошли курсы повышения квалификации в ИДПО на базе Елабужского государственного педагогического  университета.

Анкетированием было охвачено всего 56 преподавателей различных городов и районов Республики Татарстан (г.Елабуга и Елабужский район, г. Менделеевск, г.Мамадыш, г.Бугульма, г.Нижнекамск, п.г.т.Джалиль, районный центр Сарманово). Из них 10 человек не заполнили анкеты.

Как показал анализ полученных результатов, наиболее важным (56%) учителя считают умение планировать содержание своей работы на уроке. Для 33% опрошенных главным является умение давать объективную оценку удачам и недостаткам своей работы. 8% учителей ведущим считают умение создавать уроки, непохожие один на другой, и около 3% респондентов в качестве основного выделяют умение осуществлять психолого-педагогический и методический анализ материала каждой темы. Таким образом, для большинства учителей на первом месте стоит планирование содержания своей  работы на уроке. В связи с этим хотелось бы отметить, что в понимании Г.Е. Муравьевой сущность педагогического проектирования состоит не в составлении плана деятельности учителя на уроке, а в разработке структуры деятельности учащихся в процессе учения, что является основой для плана работы учителя.

59% опрошенных педагогов рассматривают своих учащихся в качестве объекта, имеющего кроме типологических особенностей еще и индивидуальное  своеобразие, непохожесть на других. И 41% опрошенных принимают учеников как субъектов собственного развития, способных к самостоятельному и ответственному выбору, как того и требует занятие педагогическим проектированием.

Сегодня, существовавшая долгое время функция учителя, как носителя готовых знаний, потеряла свою актуальность. И 51% учителей отметили, что для них главным является научить учащихся добывать знания. Большую роль, по мнению учителей, участвовавших в проектировании, играет формирование творческой личности, развитие мышления и дарований. С этим утверждением согласился 31% учителей. Возможно, они пришли к такому мнению под влиянием курсов повышения квалификации по проблеме «Организация исследовательской деятельности школьников», которые они посещали.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы педагогическим проектированием» положительный ответ дали 9 человек из 46.

Из 9 педагогов, занимающихся педагогическим проектированием, 8 решили заняться этой деятельностью, так как их побудил новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности. И один из респондентов отметил, что в XXI веке заниматься проектированием модно.

Подводя итоги, следует сказать, что еще в 1994 году В.П. Беспалько отметил, что термин «проектирование» к педагогическим феноменам практически не применяется. Вместо него педагоги предпочитали говорить о «создании», «разработке», «планировании» и т.д. Но  сегодня необходимость подготовки учителя к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

Примечания

  1. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета/В.П. Беспалько// Школьные технологии. – 2006. - №6. – С.76-88.
  2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская//– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.
  3. Муравьева, Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография/ А.С. Макаренко// – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – 84с.
  4. Филимонюк Л.А. Умения проектной деятельности учителя/ Л.А. Филимонюк// Наука и школа. – 2007. - №2. – С.51-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование как способ организации гражданского и патриотического воспитания

В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достичь результатов по воспитанию гражданственности и патриотизма через организацию создания социальных пр...

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

Мастер-класс "Зеркало инновационных преобразований"

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:&bull...

Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения

Проектирование и внедрение инновационных комплексов  педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)...

Зеркало инновационных преобразований

В данной статье автор знакомит читателей с применением методики «Зеркало инновационных преобразований в практике»...

Мастер-класс «Зеркало инновационных преобразований»

Мастер- класс " Зеркало инновационных преобразований"...