Социальное проектирование как способ организации гражданского и патриотического воспитания
статья (9 класс) по теме
В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достичь результатов по воспитанию гражданственности и патриотизма через организацию создания социальных проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальное проектирование как способ организации гражданского и патриотического воспитания.
Подгорова Галина Федоровна
Почетный работник общего образования РФ
МБОУ г. Астрахани «ООШ №21»
В условиях модернизации всех сфер общества и введения в школах ФГОС второго поколения, одной из основных задач в области образования является воспитание человека – гражданина и патриота. Воспитание гражданственности и патриотизма - воспитание человека, готовящее к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.
В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достичь результатов по воспитанию гражданственности и патриотизма через организацию создания социальных проектов.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Именно социальное проектирование позволяет школьнику решать основные задачи социализации: формировать своё Я – концепцию, мировоззрение и гражданскую позицию; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Считаю, что и проектная деятельность как в урочное, так и во внеурочное время – основа для формирования позитивного социального опыта учащихся. В своей деятельности занимаюсь с учениками разными проектами: творческими, исследовательскими, социальными. Тему проекта выбирают сами ученики. («День Победы», «Наш посёлок чище всех», «Благоустройство школьной территории», «Твори добро», «Весенние праздники», «Откуда хлеб к нам пришёл», «Этой жизни не хватит Россию узнать» и т.д.
Проект представляет собой интегрированный комплекс компонентов базового и дополнительного образования, школы и семьи, направлен на формирование гражданского сознания школьников, обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении, работу школьного музея, а также экскурсий, коллективных выходов в музеи города, области, страны, пеших походов, поездок. Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории России, школы, малой родины, общение с участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности. Такой проект становится альтернативой воспитательной рутины, предлагая новые технологические решения.
Виды социальных проектов: прикладные, информационные, ролевые, игровые, исследовательские, проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, гражданское взаимодействие, влияние, др.);
• социальные и гражданские институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Ожидаемые результаты:
1. Повышенная социальная, патриотическая и гражданская активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.
5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Я уверена, что при реализации проектов в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
В настоящее время проектная деятельность обучающихся в образовательном учреждении занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога.
В итоге, можно утверждать, что процесс формирования патриотизма и гражданственности современного поколения молодых россиян, несмотря на стихийный характер, набирает силу и в достаточной степени выражен и определен.
Список литературы:
1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей, Воронеж, М.: Московский психосоциальный институт.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, 272с.
2. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащихся молодежи, Ставрополь, М.: Наука,1997, 531с.
3. Русакова Н.А Гражданское образование в деятельности классного руководителя. Пермь, Центр гражданского образования и прав человека, 2007, 102с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное проектирование как способ социализации личности школьника
О том, как социальное пректирование помогло решить многие проблемы класса....
Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.
Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий) в гражданском и патриотическом воспитании....
Методика использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся
Описание авторского опыта использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся адресовано преподавателям информационных технологий и орган...
Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.
О социальном проекте "Память"...
Проект «Организация культурно-просветительной деятельности, направленной на гражданское и патриотическое воспитание студентов колледжа «Царицыно»
В колледже «Царицыно» патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства в...
«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...
Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...