Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения
статья на тему
Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_i_vnedrenie_innovatsionnyh_kompleksov.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на зональном семинаре
«Создание воспитательной модели
на основе внедрения
комплекса технологий деятельностного типа»
в рамках работы
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
«Разработка модели воспитательной работы в рамках реализации
ФГОС II поколения на основе внедрения комплекса
технологий деятельностного типа»
Старожук Наталия Владимировна, заместитель директора по УВР, руководитель муниципальной экспериментальной площадки, учитель русского языка и литературы.
Март 2016 г.
________________________________________________________________
Проектирование и внедрение инновационных комплексов
педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения
Какой должна быть современная российская школа? Каким должно быть современное российское конкурентно-способное образование? С помощью каких средств, форм и методов добиться от обучающихся высоких показателей качества и успешности образования, а от учителей мотивации к самообразованию, постоянному движению к изучению новых современных программ. На эти вопросы пытается ответить все педагогическое сообщество. Ясно одно: современное образование должно постоянно меняться, совершенствоваться, опираясь на изменение всей общественно – культурной среды страны и мира в целом. В связи с этим современная школа должна своевременно реагировать на изменения общества, его потребности, «идти в ногу со временем» и, опережая его, вносить новые предложения и идеи по качественному улучшению всего образовательного пространства. Школа должна быть новаторской. Поэтому в 2003 году МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" стала муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Школа – методический центр как форма внедрения деятельностного метода обучения и учебников нового поколения». Научный руководитель – Петерсон Л.Г., доктор пед.наук, профессор АПК и ПРО РФ. Основные цели и задачи муниципальной экспериментальной площадки:
- внедрение в педагогическую практику учителей школы и района деятельностного метода обучения,
- обеспечение самоопределение личности. Создание условий для ее реализации;
- расширение доступности образования;
- повышение качества образования;
- построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся;
- реализация творческого потенциала педагогов и повышение их профессионального уровня;
- оказание оперативной информационно-методической помощи педагогам школы и района.
В 2005 году программа экспериментальной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» была одобрена в Центре системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…», и совместно с Комитетом по образованию Администрации Каширского муниципального района Московской области, Муниципальным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Каширского района "Учебно-методический центр" был заключен четырехсторонний договор о сотрудничестве с ЦСДП. Педагогический коллектив разработал этапы реализации программы до 2010 года, и расписал деятельность каждого участника эксперимента. Так школа стала федеральной экспериментальной площадкой.
В 2010 году федеральная экспериментальная площадка закончила свою работу, и была открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме «Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного обучения».
Цели экспериментальной деятельности:
создание современной образовательной системы для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует современные идеи восстановления единства образовательного пространства на этапе его перехода к деятельностной парадигме образования.
Так шаг за шагом каждый учитель – экспериментатор нашей школы стремился к мастерству и профессионализму. Вначале знакомились с дидактическими принципами, анализировали педагогическую литературу, обсуждали на МО учителей-экспериментаторов «Теоретические основы и практическая реализация непрерывного математического образования» Л.Г. Петерсон, «Педагогика здравого смысла» А.А.Леонтьева, научные работы П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, В.В.Давыдова, отрабатывали до полного понимания и осмысления каждый этап урока. Как только теория была понята и усвоена, отработана практика, учителя стали давать уроки на ШМО учителей начальных классов, на совместных ШМО учителей начальных классов и учителей математики, подробно проводили самоанализ и анализ уроков. Постепенно в работу по экспериментальной программе включалась вся школа. Циклически обсуждались проблемы инновационной деятельности, зарождение вопроса происходило на МО учителей-экспериментаторов, после обсуждения и определения важности для всей начальной школы обсуждение продолжалось на ШМО учителей начальной школы, затем этот же вопрос, но конкретнее рассматривали на педагогическом и методическом совете школы.
Стремясь улучшить качество знаний учащихся в экспериментальных классах по другим предметам, учителя начальной школы начали работу по применению ТДМ на уроках русского языка, окружающего мира, технологии.
Затем и учителя средней и старшей школы заинтересовались технологией ДМО, окончили ознакомительные и углубленные курсы в ЦСДП «Школа 2000…» и стали применять технологию ДМО в своей работе. Так мы перешли от локального эксперимента к системному, применимому каждым учителем нашей школы от начальных классов до старших, ведь основой его был не просто учебник, а технология, своеобразный стиль работы учителя и ученика на уроке.
Что дало школе участие в экспериментальной площадке:
- планомерное выстраивание партнёрских отношений между всеми участниками образовательной деятельности;
- закономерное изменение ролей учителя и ученика;
- создание комфортной психологической обстановки в школе;
- значительное повышение уровня мотивации учителя и обучающихся;
- повышение активной жизненной позиции учителя и обучающихся;
- формирование у обучающегосся собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
- формирование умения обосновывать своё мнение и вести конструктивный диалог учителя и ученика, учеников между собой;
- овладение технологией ДМО любым учителем массовой школы независимо от специализации;
- формирование всего комплекса универсальных учебных действий у каждого ученика;
- эффективная реализация требований ФГОС, достижение высоких показателей по предметным, метапредметным и личностным результатам;
- повышение мотивации учителя к профессиональному росту и саморазвитию.
В 2014-2015 учебном году администрацией МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» была проанализирована работа муниципальной экспериментальной площадки «Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного обучения» и мы пришли к следующим выводам: дети, участвующие в работе экспериментальной площадки, более активны, самостоятельны по сравнению с их ровесниками из других классов. Они не боятся показаться смешными в глазах своих одноклассников, смело включаются в разрешение поставленной проблемы. Также отмечается большая включенность родителей в воспитательно-педагогический процесс, уменьшение конфликтности среди детей. Школьники активно участвуют и являются победителями в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах. При этом фиксируются стабильно высокие показатели качества знаний, умений и навыков по математике и другим предметам, выпускники успешно сдают ЕГЭ. По итогам мониторинга знаний, умений и навыков качество знаний по математике составляет от 50% и выше.
В педагогическом коллективе сформировалась атмосфера сотрудничества и взаимопомощи. Активизировалась методическая работа, позволяющая более продуктивно обмениваться педагогическим опытом и создавать условия для дальнейшего роста педагогического мастерства не только молодых, но и опытных преподавателей.
Получая положительные результаты, применяя технологию деятельностного метода в обучении и методической работе школы, инновационная группа педагогов школы ставит себе новую задачу: включение системно-деятельностного подхода в воспитательную работу школы, тем самым перестраивая уже сложившуюся систему на новый уровень, учитывая особенности стандартов нового поколения.
Администрацией и педагогами школы был разработан проект по теме «Разработка модели воспитательной работы в рамках реализации ФГОС II поколения на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа». Школа приняла участие в Областном конкурсе среди муниципальных общеобразовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы, стала победителем и получила статус Региональной инновационной площадки в мае 2014 года.
Данный проект ориентирован на разработку новой современной модели воспитательной работы на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа.
Цель проекта: создание современной воспитательной системы на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа.
Задачи проекта:
-построение современного образовательного пространства в ОУ, ориентированного на ценности саморазвития личности;
-создание условий для оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса;
-развитие коммуникативных способностей учащихся, социальной адаптации.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
МБОУ «СОШ № 1» в декабре 2015 года приняла участие в муниципальном конкурсе инновационных площадок «Путь к успеху» в номинации «Лучшая практика применения новых образовательных технологий», представив опыт работы школы по внедрению технологии деятельностного метода в образовательную деятельность школы. Коллектив школы считает, что наш путь к успеху – применение технологии ДМО, мы создали своеобразную азбуку технологии деятельностного метода обучения, данная азбука демонстрирует основные позиции системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условия...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...
" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/...
Статья_Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения
Статья обобщающая опыт использования здоровьесберегающих технологий на урока физической культуры в условиях СПО....