Применение интерактивных методов обучения,
статья по теме
В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивных методов обучения,
как средство повышения
познавательных способностей учащихся.
В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса образования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высоко квалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.
На основании образовательных стандартов РФ цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
В законе «Об образовании» говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Преподаватель должен формировать гражданина РФ, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества.
Задача, стоящая перед преподавателями школы - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.
Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся старших классов показал, что у них:
- Низкий показательный уровень;
- Низкая активность в изучении;
- Недостаточно развиты мыслительные способности;
- Не могут четко оформить свою мысль;
- Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.
С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать.
Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.
По этому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
Вопросами совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития познавательных способностей урчащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности, занимались различные отечественные и иностранные специалисты по педагогике и психологии. В педагогике, под познавательной деятельностью понимают совокупность мер предпринимаемых с целью ее эффективности (С.Я. Батышев).
Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности это развитие физических, познавательных нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».
Анализ литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что эту проблему решали многие. Среди них Р. Декарт, Г.В. Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.). Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности (М.Н. Скаткин. «Совершенствование процесса обучения»).
Мне ближе трактовка Г.И. Щукиной этого понятия: «как процесса активизации своей деятельности самими учащимися. Самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию».
В.Н. Максимова писала о влиянии познавательной деятельности на личность учащегося, способствующей положительному отношению его к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать.
«Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, – утверждает Г.М. Щукина, – для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания».
Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.
Опираясь на труды психологов и педагогов, я убеждаюсь, что познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества личностей, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации возможностей.
Все вышесказанное и составило предпосылки для моей разработки. Замысел ее в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путем применения интерактивных методов в образовательном процессе, что означает:
- Способность к анализу информации и определение проблемы;
- Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
- Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
- Способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.
Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использованием его отдельных элементов (этапов). В других же случаях может включать в себя:
- ролевые игры;
- мозговой штурм;
- групповая работа (мелкими группами);
- анализ конкретных ситуаций;
- портфолио;
- кейсы.
Один из интерактивных методов, используемых мною, является метод конкретных ситуаций, который позволяет ученику научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.
В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной учебной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия учащихся. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера ученик должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и рассказать о возможных вариантах ее решения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:
- Подготовительный этап;
- Ознакомительный этап;
- Аналитический этап;
- Итоговый этап.
На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:
- Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать потребностям сегодняшних учеников;
- Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
- Содержание должно отражать реальные ситуации, а не выдуманные события и факты.
- Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся, знакомит учеников с содержанием конкретной ситуации, индивидуальной или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и поиска решений, что является плодом совместных усилий. Для того, чтобы сформулировать свое решение учащимся приходится обращаться к словарям, справочникам, дополнительной литературе. Это обогащает их лексический запас, заставляет использовать различные значения знакомых слов. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.
В результате использование в моей педагогической работе интерактивного метода учащиеся улучшили познавательные способности. При использовании моего интерактивного метода обучения учащиеся научились: оперативно мыслить, вырабатывать самостоятельные решения, развернуто и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался полнее.
Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей у моих учащихся привели к следующим изменениям:
- повысился познавательный уровень;
- повысилась активность при изучении и закреплении материала;
- повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний);
- самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;
- научились отбирать и обобщать необходимые материалы.
Особенность моей разработки – интерактивные методы познавательной деятельности помогают эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысливание.
При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становиться: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.
Литература
- «Учитель» 2000 №1, «Интерактивные методы обучения».
- «Учитель» 2004 №5, «Интерактивные методы обучения».
- «Педагогика» 2000 №7, «Интерактивные методы обучения».
- «Современная школа» 2000 №4,6, «Интерактивные методы обучения».
- Кантор И.М. «Понятийно-терминологическая система педагогики». Просвещение 1970г.
- Кантор И.М. «Педагогическая лексография и лексикология». Просвещение 1968г.
- Коджаспирова Г.М. «Педагогический словарь» 2000г.
- «Новые педагогические и информационные технологии» Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.
- «Словарь по социальной педагогике» 2002г.
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «Педагогический дебют - 2009»
Коллективное творческое дело
«Правила движения –
достойны уважения»
Щетинина Ольга Станиславовна,
учитель специального (коррекционного) класса МОУ СОШ № 13 п. Искра
Буденновского района
2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».
Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы среды на городского жителя. Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Презентация "Применение интерактивных методов обучения"
Презентация "Применение интерактивных методов обучения"...
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.
Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения....
Применение интерактивных методов обучения английскому языку для достижения планируемых результатов ФГОС.
В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаим...