Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"
статья на тему
В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы организации работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_po_istorii.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Чувашский республиканский институт образования
Кафедра истории
Курсовая работа
Тема
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Работу выполнила:
Долгова Галина Дмитриевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Атратская СОШ»
Алатырского района
Работу проверила:
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры истории
Терентьева Галина Георгиевна
Атрать 2011
Оглавление
Введение стр.
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории стр.
О работе с текстом на уроках истории и обществознания
(из опыта работы) стр.
Заключение
Список использованной литературы и источники.
Приложения.
Введение.
Современное образование требует от своих участников совершенно иных подходов даже по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Не говоря уже о том, что было в советские времена. Значит, должны применяться иные подходы к обучению подрастающего поколения. Современный учитель уже не может придти в класс, выдать заранее заученный текст, проверить некое домашнее задание, полученное на прошлых уроках, и с чувством исполненного долга уйти из класса.
Роль учителя меняется. Он должен, в первую очередь научить детей самостоятельно добывать информацию из источников. Значит, нужны какие-то особые формы и методы преподавания. Многие пересматривают способы преподнесения учебного материала. На их сторону встаю и я. Нужно сделать так, чтобы дети ориентировались в бескрайнем море информации, умели отделять зерна от плевел (главное от второстепенного).
Цель предлагаемой работы - рассмотреть различные способы обработки текста. Для этого предполагается решить следующие задачи. Выявить проблемы, характерные для учащихся при работе с текстом. Рассмотреть создание условий для заинтересованной работы школьников с информацией. Предложить свои способы и формы работы с текстом (из опыта работы).
При написании работы использовались материалы интернет, сборники статей о работе с текстом. Также рассмотрены и предложены некоторые элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления).
Изучение истории предполагает не просто чтение текстов по заданию учителя, а самостоятельную работу по изучению разнообразных источников. Наша задача – заинтересовать учащихся, заставить их чаще обращаться к текстам историческим и обществоведческим. Да и какая разница, к каким. Главное – научить наших воспитанников разбираться в обилии информации, ежедневно выливающейся на наши головы.
Хочется верить, что круг интересов наших воспитанников не ограничится лишь умением набрать смс-ку, найти сайт «Одноклассники» в интернете (это еще самый безобидный сайт из возможных), а будет включать в себя умение работать с текстами любого содержания.
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое.
То, что в настоящее время существует ряд проблем, имеющих прямое отношение к тексту, проиллюстрируем лишь двумя примерами — это создание и деятельность Русской Ассоциации Чтения, реализующей проект «Школа, где процветает грамотность», основная задача которого — привлечь интерес учащихся к книге и научить их работать с текстовой информацией, а также результаты проведения международного тестирования российских школьников PISA, выявившие проблему «грамотности чтения», которая означает, прежде всего, неумение наших учеников работать с информацией. Вот основные выводы по результатам тестирования.
Анализ результатов тестирования российских школьников
Дефициты, выявленные у школьников при работе с текстами
Не умеют:
• составлять развёрнутый ответ в виде текста;
• выделять и анализировать детали;
• сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
• использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
• формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.
Дефициты, связанные с анализом всей совокупности заданий
Не могут:
• привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
• уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;
- ответить на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
• учесть точку зрения или знания адресата;
• определить замысел и цели автора текста.
Общие результаты
Неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.
Суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами, что, на наш взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».
Остановимся на первом направлении и постараемся выяснить, почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией.
Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.
Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.
Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.
Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.
Рассмотрим возможность организации подобной работы с текстом при изучении темы «Покорение Новгорода Иваном III». Учитель предлагает два текста: «Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород» и «Московская повесть о походе Ивана III на Новгород», а также фрагмент произведения Карамзина «Марфа-посадница».
Задания учащимся
1. Выделить основные позиции, характеризующие присоединение Новгорода к Московской Руси в описании Новгородской и Московской летописей, а затем сравнить их.
2. Оценить описание присоединения Новгорода в каждой из летописей с точки зрения исторической достоверности, сформулировать причины различного изображения одного и того же события в указанных источниках.
3. Определить позицию Карамзина в отношении присоединения Новгорода.
4. Сформулировать собственное мнение о данном событии и обосновать его.
Задания составлены таким образом, чтобы ученик последовательно осуществлял этапы работы с текстом. Изучение фактического материала в летописях подводит к пониманию причин разной трактовки события летописцами, это помогает лучше понять позицию Карамзина, что, в свою очередь, позволяет аргументировано высказать собственное мнение.
Для успешного определения авторской позиции учащемуся необходимо определить: почему и чему именно автор уделяет наибольшее внимание, почему и каким образом он описывает события, почему и чьи позиции он защищает, — то есть, осуществить интерпретацию исторического источника. В обобщённом виде выполненную учащимися работу можно представить следующим образом.
Таблица №1
задания | Уровни понимания текста | Применяемые общеучебные и предметные навыки | Фазы чтения текста |
1 | Выявление информации | - отделение главного от второстепенного – выявление необходимых элементов информации – сравнение содержащейся в двух текстах информации | Раскрытие содержания текста |
2 | Осмысление | сопоставительный анализ источников – оценивание источника, события с определённой позиции – установление причинно-следственных связей | Интерпретация |
3 | Осмысление | – определение позиции автора – соотнесение новой информации с имеющимися знаниями | Интерпретация |
4 | Преобразование | –определение собственной точки зрения – аргументация собственного мнения | Присвоение |
Ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:
• выявил необходимую информацию;
• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;
• определил собственное отношение к информации.
Однако успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом на уроке. Таким образом, мы подошли ко второй составляющей «грамотности чтения» — созданию условий для заинтересованной работы школьников с информацией.
В связи с этим следует отметить, что тексты на уроках истории изучаются достаточно часто, однако проблема заключается в том, что они являются, как правило, приложением к параграфу учебника. При таком использовании тексты не несут самостоятельной смысловой нагрузки и воспринимаются учащимися как нечто обязательно-безусловное, требующее уже заложенного кем-то ответа. Подобный подход к работе с текстом не оставляет простора для творчества, поиска ответов, рассуждений, то есть не вызывает желания погружаться в текст и анализировать его.
Поэтому особо хочется подчеркнуть важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса). В такой ситуации ученики проявляют заинтересованность в работе с информацией, выдвигают и обосновывают свои предположения, вспоминают пройденный материал, самостоятельно получают новые знания.
Рассмотрим возможность организации такой деятельности на примере изучения темы «Великая греческая колонизация» при работе с документом:
«Наказ колонистам, переселяющимся из Локров в Навпакт»
В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю Локров, ставшему гражданином Навпакта, при посещении им его прежнего города дозволяется участвовать в общественной жизни Локров и совершать жертвоприношения. Если пожелает, пусть совершает жертвоприношения и участвует в обрядах сам и род его вовеки. Если кто пожелает вернуться, пусть разрешается ему беспошлинное возвращение на условии оставления у домашнего очага взрослого сына или брата. Если локрийцы будут изгнаны из Навпакта силой, пусть будет дозволено вернуться каждому к месту его первоначального жительства беспошлинно.
Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от локрийцев ни в каком случае. Если у переселившегося в Навпакт окажутся братья, то в случае если какой-либо из братьев умрёт, пусть владеет переселившися той частью наследства, которая ему причитается. Если кто оставит отца и свою долю имущества отцу, то по смерти последнего пусть будет позволено колонисту получить свою долю обратно.
Колонисты, отправляющиеся в Навпакт, пользуются правом вчинять иски перед судьями в первую очередь. Если кто попытается отменить эти решения, тот пусть будет лишён гражданских прав, а имущество его пусть будет конфисковано.
Определим, какую информацию по теме можно извлечь из данного документа и предложим учащимся самостоятельно выявить её при выполнении следующих заданий:
1. Назвать, что именно связывает колонистов с покидаемым ими городом.
2. Подумать, чем можно объяснить сохранение тесных связей между колонистами и их прежним городом.
3. Вспомнить, на основании чего составляются такие документы как поучение, наставление, наказ и предположите, насколько характерным было для греков описываемое событие.
4. Сравнить процесс создания греческой колонии с известной вам информацией об образовании финикийских колоний и сформулируйте особенности греческой колонизации.
Ученики, выполняя указанные задания, получают представление о том, как проходила греческая колонизация, в чём заключалась её специфика и масштабы, какое она имела значение. При такой организации учебной деятельности параграф по соответствующей теме используется лишь для закрепления и обобщения информации, учитель освобождается от лишних объяснений, а ученики чувствуют себя «первооткрывателями», поскольку они самостоятельно извлекали информацию, выдвигали предположения и делали выводы.
Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним. Например, при изучении темы «Возникновение государства в Древнем Египте» вместо традиционного чтения и пересказа материала можно организовать прерывистое чтение текста параграфа и при этом использовать различные виды деятельности:
• предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;
• подтвердить текстовую информацию условными обозначениями на карте;
• найти на карте информацию, дополняющую текст;
• сформулировать вопрос к следующему абзацу;
• объяснить, почему происходили изменения в организации жизни людей;
• предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;
• схематически изобразить текстовую информацию.
Указанный перечень можно варьировать. Это зависит от того, чему конкретно вы хотите научить школьников с помощью текста. В данном случае ненавязчиво закреплялись: навык постановки вопросов, навык соотнесения различной информации (известное и новое, текст и карта), навык чтения исторической карты, навык построения рассуждений и навык преобразования информации. Текст остался прежним, а его восприятие учениками и эффективность работы с ним существенно изменились. Всё, что нужно было сделать учителю — это предварительно просмотреть параграф и разбить его на смысловые части.
Таким образом, мы получили общее представление об организации работы с текстовой информацией на уроках и убедились, что учителю необходимо заранее продумывать, при изучении какой темы и с какой целью он будет использовать тот или иной текст.
. Для подтверждения сказанного приведём в качестве примера некоторые виды работ с текстовой информацией при изучении определённых тем эпохи Средневековья.
Таблица 2
Темы | Тексты | Деятельность |
Феодальные отношения в Европе | Отрывок из «Песен о Гильоме Оранжском» о ссоре между вассалом и сеньором | Выявление признаков феодализма в художественном тексте XII в. |
Средневековое судопроизводство | Главы из романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» | Отражение пороков и добродетелей «слуг закона» в художественном произведении, определение отношения автора к судопроизводству |
Наука и образование в средневековой Европе | Песни вагантов «Во французской стороне…», «Гаудеамус» | Создание образа средневекового студента |
Крещение Руси | Повесть Временных лет и историки о выборе веры и принятии христианства князем Владимиром | Определение специфики летописи как исторического источника |
Битва на реке Калке | Речь татарских послов и летописное сообщение о первой встрече с татаро-монголами | Критическое чтение исторического источника |
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь | Описание обороны Козельска и Рязани в летописных источниках | Сопоставительный анализ обороны городов северо-восточной Руси |
При таком подходе к текстовой информации одновременно происходит и изучение, и освоение темы, закрепление навыков работы с информацией, что свидетельствует о широких возможностях её использования как самостоятельного объекта познания.
Для того чтобы подобрать соответствующие теме тексты, учителю необходимо ориентироваться в различных видах текстовой информации. Определим, с какими текстами можно работать на уроках истории.
Рассмотрим разные варианты использования текстовой информации на примере изучения одной темы «Каролингское возрождение». Можно предложить учащимся исторический источник — отрывок из произведения «Жизнь Карла Великого» монаха Эйнгарда, современника Карла, и составить к нему соответствующие теме задания:
1. Выделить черты Карла, отмеченные автором, объяснить, почему он выделяет именно эти черты.
2. На основании выделенных черт сформулировать суждение о направлениях деятельности правителя франков.
3. Предположить, о чём может свидетельствовать такая деятельность и какое значение она имеет для государства.
Таким образом, мы убедились, что текст на уроках истории может играть вполне самостоятельную роль. Для этого учителю следует учесть ряд аспектов: какие тексты использовать на уроке, в ходе изучения каких тем и с какой целью (подразумевая конкретную пользу для учащихся). Только при соблюдении этих условий можно утверждать, что изучение текстовой информации превратится для учащихся в интеллектуально-творческий процесс и станет основой для решения проблемы «грамотности чтения».
О работе с текстом на уроках истории и обществознания.
В настоящее время многие стремятся получить высшее образование. Многие становятся учителями, некоторые становятся учителями истории. Но не многие идут работать в школу. Точнее, некоторые пытаются связать свою жизнь со школой, учениками, но встретившись с первыми трудностями, среди которых не последнее место занимает маленькая, как им кажется, не по трудам, зарплата, чаще всего сбегают. Они не пасуют перед трудностями, не боятся прикоснуться к душе детской, а пугаются, как мне кажется, рутины повседневных учительских забот о чужих (!) детях. О тех сорванцах, которые ни дня не могут провести спокойно, как мы им указываем, а хотят все попробовать сами, добиться всего методом проб и ошибок. А мы-то все распинаемся перед ними, сеем разумное, доброе, вечное. Призываем прислушаться к голосу разума. А молодое поколение, иногда посмеиваясь, иногда огрызаясь, пытается добиваться всего само. Конечно, они взяли азы, но остальное им удастся все взять от жизни самостоятельно. Так, по крайней мере, им кажется.
Но, по-моему, то, что мы сеем в души детские, все-таки попадает нередко на благодатную почву. Может мое мнение ошибочно. Но попытаюсь это доказать.
Начну с предыстории. В 1990 году я закончила Канашское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. Начала работать. Ох, и трудно мне было в первые годы! Многое не получалось. То, чем занимаюсь, не казалось серьезным. Душа рвалась ввысь, ее стесняла клетка работы в начальных классах. И вот, в 1994 году поступаю в Алатырский филиала Чувашского Государственного университета на специальность учителя истории (заочная форма обучения). Еще во время учебы в школе мне нравились, и поэтому легко давались предметы обществоведческого и гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, основы государства и права (прообраз нынешнего курса основ правовых знаний), немецкий язык. По этим предметам у меня практически всегда были отличные оценки. Так вот учеба в АФ ЧГУ. Продолжалась она 6 учебных лет. Результат – диплом с отличием и предложение поступить в аспирантуру при ЧГУ. Но я выбрала сознательно работу в школе. К слову сказать, работать историком начала на последнем курсе.
Итак, я стала историком… Что должно следовать за этой записью в трудовой книжке? Смею заверить, труд, труд и еще раз труд. Да, нет достаточной учебно-материальной базы (По картам, которые достались по наследству от предыдущего историка, показывать объекты и территории уже нельзя – они не просто изношены, они обветшали настолько, что представляют плачевное зрелище. По ним я сама еще училась лет 15 назад!). Да, знания и навыки детей оставляют желать лучшего. Но у меня есть желание работать, есть стремление чему-то научить детей. Значит, нужно засучить рукава и приступить к выполнению своих новых обязанностей.
Сразу обратила внимание на скудный словарный запас учеников. Они многое хотели бы сказать, но вот слов не хватает. Некоторые пытаются преодолеть это с помощью зубрежки, но вот беда – в самый неподходящий момент слова теряются, и найти их становится невозможно, а замены-то им нет! Как бороться с этой бедой? Надо работать над пополнением словарного запаса. В некоторых классах по опыту работы в начальных классах внедряю пятиминутки чтения (дети приносят художественные книги на урок истории). Это несколько улучшает ситуацию.
Но ведь можно читать, и не вникать в смысл прочитанного. Но и на эту беду найдем управу: уже года три упорно работаю над тем, чтобы прочитанное практически полностью понималось детьми, то есть работаем над смысловой составляющей. Дети знают, что если в их словаре появляется новое слово, если они применили его, то учитель обязательно спросит, что значит это слово.
Однако и этого недостаточно. Значит, ищем новые способы работы над словарем учащихся, причем над активным словарем, то есть значения слов нужно не просто знать, а употреблять их к месту, привязывать к теме. Чтобы выполнить эту задачу, выбираем из текста слова-термины, слова-понятия, значения которых нужно знать. Выбрав подобные слова, даем им простое, ненаучное, обиходное объяснение. Поверьте, это не так просто. Но … детям это нравится, они с этим справляются.
Нередко проводим, особенно в средних классах, некое подобие «Поля чудес». Дети выбирают из текста слова, дают им объяснение, при этом слово зашифровано, закрыто за клетками. Остальные ученики отгадывают это слово по буквам. Но наивысшую оценку, оценку 5 получает тот ученик, который сумел угадать все слово максимально быстро.
Но и здесь работа над новыми словами не заканчивается. Обрисовываю детям следующую ситуацию: «Ваши младший брат или сестра случайно открыли учебник истории или обществознания, по которым учитесь вы. Ваш младший – любопытный человечек, поэтому захотел понять смысл написанного, но вот незадача – слова трудны не только по написанию, но и по смыслу. Они обращаются к вам с просьбой объяснить прочитанное. Вы должны на самом простом, доступном маленькому брату или сестре, уровне, рассказать то, что им непонятно». Дети пытаются перевести текст на бытовой уровень, и поверьте, это особенно удается тем, у кого на самом деле есть младшие братья и сестры. При этом дети бдительно следят за тем, чтобы все непонятные слова были объяснены.
Мои предметы устные, поэтому большое внимание уделяю обучению пересказу. Понятно, что это лучше всего удается тем детям, которые имеют богатый словарный запас. Пересказывать дети учатся не только мне, но и другим детям, своим одноклассникам. И то, что приходится пересказывать на каждом уроке, идет на пользу. Приведу пример. В начале прошлого учебного года в мой класс ненадолго поступал ученик, переехавший на время к бабушке (по семейным обстоятельствам). Этот ученик, приехавший из Подмосковья (!) совершенно не умел пересказывать. Он объяснял это тем, что в классе было 40 человек, поэтому до него практически, никогда не доходила очередь. Проучившись у нас недолго, он хотя бы на минимальном уровне, научился этому, пересказывая то мне, учителю, то одноклассникам.
Использую метод работы с текстом – «Мозаика». Данный метод предусматривает случайное объединение старшеклассников в группы для работы над материалом статьи (главы, параграфа и т.п.), которая, соответственно, разбивается на 4-5 завершенных по смыслу частей. Каждый участник группы получает свой отрывок статьи (1/5 часть всего текста), работает с ним и становится экспертом в его содержании. При освоении своего фрагмента каждый продумывает, каким образом он будет преподавать его содержание своим коллегам по группе, которые с этим материалом не знакомы.
Нередко дети создают презентации по текстам параграфов. Оценивается умение включить максимум информации при минимальном тексте слайда.
Приучаю детей не только работать с готовыми тестовыми заданиями, но и самим составлять их. Естественно, оценивается не просто сам факт составления тестов, а качественность. Обращаю внимание на формулировки. Они должны быть, говорю детям, не примитивными, а достаточно сложными.
Приучаю детей составлять к тексту вопросы, требующие развернутого ответа. Оценивается степень самостоятельности формулировок, умение составить вопрос, ответ на который может выходить за рамки учебника. С этим дети тоже неплохо справляются, то есть практикуемся в составлении «толстых» и «тонких»вопросов. Упражняемся и в составлении схем по темам.
Мои ученики получают задание: искать в тексте ответы на поставленные мною или одноклассниками вопросы, причем ответы не всегда выделены отдельными фразами или предложениями. Это заинтересовывает наиболее подготовленных учащихся.
Для более эффективного использования времени на уроке практикую работу в группах, когда дети выполняют задания, предназначенные только для их группы. После этого они представляют полученные результаты в виде презентаций, схем, таблиц и т.д.
Стремлюсь научить детей выделять главное в тексте. Например, в каком-то тексте нужно выделить, выбрать, несколько предложений, в которых кроются главные мысли. Число предложений сознательно ограничиваю. Здесь оценивается умение выделить главное.
Подобным же образом работаем над абзацами: выделяем главные слова. Не пренебрегаем и работой над готовыми вопросами к текстам параграфов. При этом оценивается не только умение найти готовый ответ в тексте, но и способность мыслить самостоятельно.
В связи с введением в ЕГЭ по обществознанию задания, требующего составления развернутого плана, отрабатываем этот навык не только на обществознании, но и на истории. Для начала учимся составлять план готового текста. Но и это дается нелегко. Также пытаемся составлять план текста при его отсутствии. Но этот навык еще требует доработки.
Составляем кроссворды, в которых, как правило, требуются краткие формулировки.
Мною используются некоторые элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). В полном объеме по данной технологии я не работаю. На уроках истории и обществознания использую некоторые приемы и стратегии. Но сразу становится, очевидно, что критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информаций. Это активный и интерактивный процесс познания. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.
Приведу лишь несколько примеров.
Иногда применяю использование «маркировочной» таблицы. В ней три
колонки: (ЗУХ): З (знаю) У (узнал) Х (хочу узнать). В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Чтение со стопами. Учащиеся читают определенными кусками, на которые учитель разбил заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы, которые задает учитель для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.
Метод шести шляп: 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего); 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая; 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. Такие шляпы мы с ребятами смастерили своими руками. Когда водрузишь на голову такую шляпу, возникают неожиданные ощущения и мысли.
Иногда в сильных классах применяется мною ПОПС – формула:
П – позиция Я считаю, что…
О – обоснование Потому, что…
П – пример Например, …
С – следствие Поэтому…
Другой прием, «верные и неверные утверждения». Например, началом уроков по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:
в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;
это было время расцвета литературы и искусства;
была восстановлена система ГУЛАГА;
была ужесточена цензура;
видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР.
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Еще один прием данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт» (Воган и Эстес, модификация Мерпедит и Стил)
ИНСЕРТ
I – interactive
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
Т – thinking
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
На стадии вызова «работает» и прием «П» – «М» – «И»: таблица «Плюс – минус – интересно».
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
«П» информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер,
«М» негативный,
«И» наиболее интересные и спорные факты
«?» «Есть вопросы»
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.
В общем, вся моя работа направлена на то, чтобы заставить (!), да-да, именно заставить прочитывать текст. Ведь не секрет, современные дети стремятся заменить «живое» чтение другими удовольствиями (интернет, телефон). Из-за этого они не умеют рассказывать, не умеют делиться своими мыслями с окружающими. Привлекая детей волей или неволей к работе над текстом, преследую одну цель – развивать интеллектуальные способности детей, активизировать мыслительную деятельность на уроках. Можно сказать, что это удается, свидетельством этого являются результаты олимпиад по обществознанию, праву, экономике.
Также под моим руководством ученики нашей школы занимаются исследовательской деятельностью. Мы изучаем историю и культуру родного края. Кружок так и называется «Юный исследователь родного края». Мы стараемся рассмотреть интересные страницы жизни нашего села Атрать, Алатырского района, Чувашии. Здесь тоже имеются результаты – 2 и 3 места на районной научно-практической конференции за прошлые учебные годы.
У нас еще много планов, проектов… Главное, найти достойных учеников. Впрочем, достойных можем воспитать и сами. Было бы только желание работать, сердце отдавать детям. А успокаиваться еще никто и не собирается…
Заключение.
Как становится понятно из вышесказанного, учителю на современном этапе развития образования отводится роль не машины по передаче знаний, а организатора, инициатора активной работы класса (разумеется под его руководством, а не анархично).
Проблемы понимания текста очевидны. Обилие информации представляет некую угрозу для учащихся, часть которых (не будем говорить, большая или меньшая, - это в каждом конкретном случае определит сам учитель) не способна понять весь материал учебных предметов. Не берусь утверждать, что полностью решила проблему организации работы с текстом.
Но, изучив, а точнее, перелопатив множество пособий по этой проблеме, а иногда и действуя интуитивно, стремлюсь преломить ситуацию, решительно или ненавязчиво, в зависимости от обстоятельств, заинтересовать детей в чтении, а значит, развитии, пополнении словарного запаса (это как минимум).
Нам удалось составлять развёрнутый ответ в виде текста; выделять и анализировать детали; сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину; использовать разные типы чтения.
Мы научились осознавать важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса). Ученики смогли проявлять заинтересованность в работе с информацией, выдвигать и обосновывать свои предположения, вспоминать пройденный материал, самостоятельно получать новые знания.
Организовывая работу с текстом, сама я пытаюсь прививать навыки самостоятельного анализа предложенного текста. Именно для этого применяю различные способы и приемы, которые вызывают интерес у большей части учащихся школы. Конечно, вначале слабые ученики плохо понимают, чего от них требуют, но со временем им тоже хочется показать свою смекалку, эрудицию, старательность. Что же касается сильных, способных учащихся, они изначально мотивированы на достижение успеха. Моя задача на современном этапе – стимулировать детей на получение определенных результатов, для кого-то из них сверхъестественных, потому что они от себя подобного не ожидали, а для кого-то промежуточных, являющихся ступенью к более высоким рубежам.
Смею заверить, что действия в подобном направлении оправданны: результаты обучения улучшаются. Сам факт, что дети на протяжении всего урока не ловят мух от скуки, а заняты полезным для самих себя делом, является доказательством правильности выбранного пути. Наша работа – способ перехода от обучения репродуктивного к обучению развивающему.
Список использованной литературы и источники.
http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200902008
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. ЯРОСЛАВЦЕВА Марина Юрьевна
Современные технологии университетского образования. Работа с текстом. Сборник статей. Белорусский государственный университет
Центр проблем развития образования. Минск 2003
Карпиевич Е.Ф., Краснова Т.И. Задачи и способы организации
работы с текстом
Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.
ТРКМ на уроках истории, обществознания и классных часах. Сухоплюева Анфиса Файзелгаяновна
Использование ТРКМЧП на уроках истории. Пастухова Татьяна Викторовна
Технология развития критического мышления на уроках обществознания. Золотарева Т. А.
Приложения.
План-конспект урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
Тема урока. Россия на рубеже 17-18 веков. Предпосылки петровских преобразований (слайд 1).
Цель урока. Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков. (слайд 2 –знакомство с целью урока)
Задачи урока. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками. (слайд 3 – представление задач урока)
Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.
Методы: объяснение, самостоятельная работа с учебником и историческими источниками.
Оборудование и методическое обеспечение:
Компьютеры; операционная система Windows;
мультимедийный проектор и экран;
ЦОР мультимедийная презентация по теме;
Учебник: А. Данилов, Л. Косулина. История России 7 класс.
Ход урока
- Целевая установка на урок (3 мин)
С помощью слайдов 4-7 учащиеся получают представление о состоянии России перед петровскими преобразованиями.
Россия на рубеже 17-18 веков.
- Наша страна даже тогда была очень обширным государством. Она занимала тогда и занимает сейчас большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.
- Покажите границы России на карте. (слайд 4)
Вывод по карте.
- У нашей страны на тот момент на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям.
- Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
- На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.
- На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану. (слайд 5)
- Проблемы России данного периода. Отставание России от европейских стран.
- Попытки совершенствования феодального строя приводили к нарастанию экономических проблем.
- К концу 17 века в России всего 17 (!!!) мануфактур на всю страну.
- Не ведутся разработки полезных ископаемых.
- Не хватает металлов.
- Многие необходимые товары привозятся из-за границы.
- - Почему некоторые европейские страны успешно развивались? (слайд 6)
- Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям.
- Устранить серьезные недостатки в организации русской армии.
- Нужна реформа устаревшей системы управления страной. (слайд 7)
2. Изучение нового материала.
Слайды 8-9 представляют черты развития России на данном этапе.
1) Основные черты социально-экономического и политического развития России на рубеже 17-18 веков. (слайд 8)
- Феодально-крепостнический строй
- Слабое развитие мануфактурного производства.
- Использование труда крепостных крестьян.
- Отсутствие навыка геологоразведочных работ по добыче полезных ископаемых.
- Слабое развитие международной торговли.
- Отсутствие регулярной армии и флота.
- Недостатки управления. (слайд 9)
Слайды 10-13 знакомят с предпосылками и базой грядущих реформ
2) В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований. (слайд 10)
Внутренние предпосылки реформ
Необходимость переустройства армии
Необходимость замены системы налогов
Отсутствие собственной промышленности
Несовершенство системы приказов
Необходимость развития образования
Несовершенство управления
Отсутствие единого суда
Отсутствие годового бюджета
Слабая разведанность полезных ископаемых
Отсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра. (слайд 11)
Внешние предпосылки реформ.
- Отсутствие флота (торгового и военного)
- Отсутствие выхода к морям
- Отсутствие колоний как источника богатств
- Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.
Видно, что причины (предпосылки) реформ налицо. (слайд 12)
На чем базировались грядущие реформы?
Наличие неразведанных полезных ископаемых
Отсутствие угрозы потерять государственную независимость
Наличие самобытной и богатой культуры (слайд 13)
3) Усиление западного влияния на Россию (слайд 14)
Слайды 14-15 показывают преобразования Федора Алексеевича.
Основные преобразования Федора Алексеевича
- Отмена местничества – 1682 год
- Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии
- Усиление власти воевод на местах
- Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица
На что были направлены проводимые реформы? (слайд 15)
На слайде 16 показано влияние запада на Россию конца 17 века.
Усиление западного влияния на Россию
- Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
- Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
- Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
- Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
- При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
- Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.
- В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века? (слайд 16)
Слайды 17-18 дают представление о личности и деятельности С. Полоцкого.
Симеон Полоцкий.
- Белорус.
- Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий).
- Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения.
- Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву.
- Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны.
В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу (слайд 17)
4). Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени (слайд 18)
Слайды 19-20 рассказывают о реформаторской деятельности Ордина-Нащокина.
- А. Ордин-Нащокин. Один из известнейших политических деятелей России 17 века.
- Как глава Посольского приказа выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
- Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции.
- Андрусовское перемирие – его заслуга.
- Предлагал создать союз стран против Швеции.
По тексту учебника определите, какие реформы предлагал Ордин-Нащокин. (слайд 19)
- Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности – шаги на пути к созданию постоянной армии.
- Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
- Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур.
- Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой.
Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными? Почему он подвергся опале? (слайд 20)
Слайды 21-22 повествуют о деятельности В. Голицына.
- В. Голицын. Фактический правитель России в период регентства Софьи.
- При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).
- Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы.
- Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел.
Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? Определите по учебнику. (слайд 21)
- Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти.
- Принятие указов о европейских формах быта.
- Предлагал освободить крестьян от власти помещиков.
- Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.
- Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией.
Используя документ «Иностранец Де ла Невилль о Голицыне», определите, какие еще изменения планировал ввести Голицын. (слайд 22)
На слайдах 23-24 говорится о реформаторстве Ю. Крижанича.
- Ю. Крижанич. Хорват. Ученый-энциклопедист.
- Служил в Посольском приказе, а затем в Приказе Большого дворца.
- Исправлял богослужебные книги. Был заподозрен в измене, выслан в Тобольск.
- Какие идеи предлагал Ю. Крижанич? Нужны ли они были России? (слайд 23)
- Выступал за введение в России европейской системы образования, за просвещение населения, но предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта.
- Его главная идея – объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью».
- Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя.
- Предлагал реформировать самодержавную российскую власть, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства. (слайд 24)
5 Слайд 25 знакомит с историческим источником
Работа с историческим источником. В. Ключевский. «Исторические портреты».
Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.
Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.
Слайд 26 предполагает мозговой штурм с целью поиска ответа на вопрос учителя.
- Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич? (слайд 25)
3. Закрепление знаний.
Тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований».
На слайдах 26-28 представлен тест по пройденной на уроке теме.
1. Экономическое развитие России сдерживалось:
а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд
а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.
3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что
а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.
- Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости. (слайд 26)
- 4. Вставьте наиболее подходящее слово.
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
5. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к
а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.
6. Симеон Полоцкий повлиял на правление
- а) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. (слайд 27)
- 7. Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.
- А) А. Ордин-Нащокин
- Б) В. Голицын
- В) Ю. Крижанич
- 1) освобождение крестьян от крепостной зависимости
- 2) создание единого славянского государства
- 3) введение рекрутской повинности в России.
- 8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.
- А) да; б) нет. (слайд 28)
Проверка выполнения На слайде 29 даны правильные ответы на тестовые задания
- Б
- А.
- Г В Д А Б
- Предпосылки
- А
- В
- А3, Б1, В2
- А
На «5» – 7-8 правильных ответов
На «4» – 5-6 правильных ответов
- На «3» – 4 правильных (слайд 29)
4. Итог урока. На слайде 30 подводится итог урока.
К концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.
Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.
На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.
Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 век.(слайд 30)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Курсовая работа Информационные технологии на уроках истории и обществознания в школе.
ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточ...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...