Образ педагога XXI века.
статья (11 класс) по теме

Руднев Алексей Николаевич
В статье рассмотрены основные качества, которыми должен обладать педагог XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obraz_pedagoga_XXI_veka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессия педагога - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

    Проблема психологии труда учителя, педагогических способностей отражена в работах таких исследователей, как В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, С.В. Кондратьева, М.И. Кашапов, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик и др.

    Человеку, как субъекту профессии деятельности, необходимо обладать системой профессионально важных качеств (ПВК). Так, А.К. Маркова к ПВК педагога относит: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение и педагогическую рефлексию.

    Н.В. Кузьмина выделяет 2 уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные, проективные. Первый уровень включает в себя 3 вида чувственности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции. Второй уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

    Наряду с профессиональными качествами успешность педагогической деятельности определяется также и личностными качествами учителя. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев отмечал обязательность таких характерных особенностей личности педагога, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, остроумие, артистичность.

    Кроме того, многие исследователи подчеркивают значимость педагогической направленности, как важного фактора формирования профессионализма учителя. Н.В. Кузьмина понимает педагогическую направленность как стойкий интерес к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

    Таким образом, педагог как субъект профессиональной деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно-субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Стимулы, риски (сомнения) внутренние и внешние
в достижении категории «идеал учителя»

 Сильные стороны

Слабые стороны 

Благоприятные внешние условия 

 Угрозы и риски

 Индикаторы

1.Профессия учитель предполагает творческую работу
2.Профессия учителя позволяет самореализоваться
3.В человеке изначально заложена способность любить детей
4.Мобильность молодых кадров
5.Соответствие образа учителя XXI века общечеловеческим нормам и ценностям
6.Некоторая свобода в отношениях и во времени

1.Материальный фактор
2.Временной ресурс
3.Нет качественных изменений в подготовке педагогов
4.Отсутствие возможности карьерного роста для учителя
5.Низкий уровень здоровья детей и взрослых, отсутствие ведомственных учреждений для поддержания здоровья учителя
6.Аморфность, медлительность основного контингента педагогов (возрастной фактор)
7.Разрыв связи поколений

1.Наличие педвузов.
2.Переизбыток мест на рынке труда.
3.Незначительный поворот государства в сторону образования
4.Наличие многолетнего педагогического опыта учителей-мастеров.
5.Наличие традиционно-сложившейся в Российской школе системы отношений
6.Появление в России образовательных проектов, финансируемых благотворительными и общественными организациями (например, ШНП), которые дают возможность интегрировать образовательное пространство между регионами.

 1.Стереотипное представление об образовании (возможно в сторону ухудшения )
2.Низкий авторитет учителя в обществе
3.Изменение контингента учащихся как с национальной стороны, так и с психолого-педагогической
4.Востребованность педагогов, особенно молодых, на других рынках труда

 1.Востребованость учителя, образовательного учреждения
2.Категорийность учителя
3.Успешность
4.Уровень здоровья (физического психического)
5.Наличие грантов у школы
6.Количество социальных партнёров


Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.

Образ педагога XXI века 

Личностные качества: 

  1. Любовь к детям.
  2. Доброта.
  3. Понимание.
  4. Обаяние.
  5. Ответственность.
  6. Требовательность.
  7. Объективность.
  8. Чуткость.
  9. Популярность у детей и родителей.
  10. Эмоциональность.
  11. Терпеливость.
  12. Заинтересованность.
  13. Толерантность.
  14. Самокритичность, объективная самооценка.

Профессиональные качества: 

  1. Наличие когнитивных способностей.
  2. Коммуникативная компетенция.
  3. Адаптивный компонент.
  4. Владение здоровьесберегающими технологиями.
  5. Социальные качества.

Условия продвижения педагога к образу педагога XXI века. 

На уровне ОУ: 

  1. Отбор высокопрофессиональных кадров для работы в данном ОУ на конкурентной основе.
  2. Создание благоприятных условий для работы, восстановления и творчества.
  3. Организация деятельности ОУ в содружестве «Ученик – родители – педагоги».
  4. Привлечение меценатов и попечителей к оказанию содействия в работе ОУ.
  5. Стимулирование педагогов на разных уровнях.

На уровне государства и муниципалитета: 

  1. Обеспечение условий для высокого качества коррекционно-развивающего образования.
  2. Разработка государственного образования для стандарта для детей с проблемами в развитии.
  3. Гарантия рабочих мест.
  4. Финансирование специализированного образования по отдельным статьям.
  5. Выход в открытое информационное пространство.
  6. Расширенный социальный пакет.
  7. Стабильность на уровне государственной политики.
  8. Повышение имиджа профессии педагога через СМИ.
  9. Проведение мероприятий, направленных на поощрение работников образования.

Показатели продвижения педагога к образу педагога XXI века. 

Показатели продвижения ребенка: 

  1. Психологическое, нравственное и физическое здоровье детей.
  2. Личностное развитие ребенка.
  3. Высокий уровень развития ребенка.
  4. Способность к адаптации воспитанников.
  5. Психологическая и стрессо – устойчивость.
  6. Коммуникабельность, умение действовать в любых условиях, применят полученные знания, умения и навыки.
  7. Успешность в дальнейшем обучении.

Показатели продвижения педагога: 

  1. Высокий рейтинг педагога среди детей и родителей.
  2. Общественное признание.
  3. Наличие наград и других поощрений.
  4. Регулярность и систематичность повышения квалификации.
  5. Высокий уровень межличностных отношений в детском и педагогическом сообществе.
  6. Постоянное стремление к самосовершенствованию и открытость для новых знаний.
  7. Желание «идти в ногу со временем».

Ключевые компетентности, которые должны быть присущи образу педагога нового поколения :

  1. Самоменеджмент
  2. Психологическая компетентность
  3. Коммуникативная компетентность
  4. Проектно-исследовательская компетентность
  5. Информационная компетентность
  6. Социально – политическая компетентность
  7. Профессиональная компетентность
  8. Компетентность ЗОЖ
  9. Нормативно – правовая компетентность

Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

  • – создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
  • учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
  • коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.

  1. Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
  2. Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
  3. Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
  4. Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
  5. Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока МХК "Образ матери сквозь века"

конспект урока МХК по программе Даниловой Г.И....

презентация "Образ матери сквозь века".

4 основных типа изображения Богородицы  • Богоматерь Знамение(знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни) • Богоматерь Оранте(«молящаяся» с воздетыми к небу руками) • Б...

Я – ПЕДАГОГ XXI ВЕКА

Жизнь – это счастье, сотвори его сам.Жизнь – это красота, удивляйся ей.Жизнь – это мечта, осуществи ее....

Урок МХК М.Врубель. Художественный образ и мироощущение века

Разработка урока на основе метода художественно-педагогической драматургии урока.Цель урока –проведение исследования различных аспектов и тематики в творчестве М.А.Врубеля для развития личностного вос...

Семинар практикум "Образ учителя 21 века"

Недавно крупнейшее мировое консалтинговое агентство «МакКинзи» попыталось ответить на вопрос: «Что дали системе образования, проводимые в ней реформы?». Эксперты изучили двадца...

Конкурсная работа. Этнокультурный проект "Традиции, ремёсла и образы перенесённые через века"

Данный проект разработан в помощь учителям истории, технологии, учителям кабардино-черкесского языка и литературы, а так же всем тем кого интересуют обычаи, традиции и ремёсла кабардино-черкесского на...