Психология сцены. 10 проверенных методов не бояться сцены.
материал по музыке
Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех ее качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholgiya_stseny_.doklad23.10.2018.docx | 31.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учереждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств
им.Ю.А.Гагарина
Доклад
На тему
«Психология сцены.10 проверенных методов не бояться сцены»
Автор :
преподаватель народного вокала ,фольклорного ансамбля
Зубкова Елена Анатольевна
г.Котельниково 2018
«Одобрено» Педагогическим советом образовательного учреждения дата рассмотрения | «Утверждаю» Директор ДШИ Тихонова Анна Леонидовна ______________ (подпись) дата утверждения |
озаглавление
#1040;ктуальность темы.
#1055;сихология сцены.
проверенных способов + современные тренинги
#1052;етоды и советы их личного опыта.
#1051;итература
1. Актуальность темы.
Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех ее качеств. Совершенствовать воспитание и образование учащихся-музыкантов можно в различных направлениях. Одна из задач профессионального развития музыканта-исполнителя – это подготовка к концертному выступлению. Подготовка музыканта-исполнителя к концертному выступлению включает в себя ряд важных компонентов, предполагает широкий спектр знаний, умений и навыков. Необходимы, в частности, готовность и способность молодого музыканта-исполнителя выступать перед широкой аудиторией. Практика свидетельствует, что для этого недостаточно владеть техникой игры - на музыкальном инструменте или пением; Необходимо «владеть также и особыми, специфическими приемами - техникой психической саморегуляции, при отсутствии которой выступления перед аудиторией имеют, как правило, немного шансов на успех.
2. Психология сцены.
Сценическое волнение - это проблема,которая не теряет своей актуальности в наши дни.Без волнения исполнение не будет вдохновенным и энергетически богатым.
Волнение, возникающее перед предстоящим сольным выступлением — вполне адекватная реакция организма. В то же время, выступающий не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда ему предстоит продемонстрировать свои таланты. Психологи подчеркивают, что умеренное количество волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно… но это справедливо лишь до определенного предела волнения, после которого оно лишь мешает выступать. Одним словом волнение перед выходом на сцену – это совершенно нормальное и обычное состояние здорового человека. При этом во время игры или пения на сцене это волнение даже помогает выступить лучше и интереснее.
Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене
Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью. А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.
Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом. Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений. Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.
Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик.Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:
• головная боль;
• бледность лица;
• невнятность речи;
• изменение мимики;
• дрожание конечностей;
• колебание тембра голоса;
• повышенное потовыделение;
• зажатость или напряжение мышц;
• учащенное сердцебиение вплоть до обморока.
Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего. Причины страха. Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?
Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.
Внешние причины
К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:
• одергивание, придирки, насмешки;
• частые резко-критические замечания;
• постоянное выражение недовольства;
• чрезмерная строгость и требовательность;
• или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.
Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.
Внутренние причины
Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».
Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу. В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!». Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.
Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах.
Существуют 3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период
Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.
#1053;ужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:
•заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
•методы аффирмации (аутотренинга), позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
•изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
•практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
•навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
• опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.
#1053;е переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
#1061;орошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.
проверенных способов + современные тренинги
Советы и упражнения для снижения волнения на сцене
Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.
•За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
•Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.
•Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.
•Заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»).
•Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.
•Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.
В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом.
10 простых приемов для снижения волнения
1. Знакомство со страхом. Сказать себе –стоп.отпустить страх.
2. Физическая встряска. ! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.
3. Энергетическая зарядка. Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!
4. Работа с дыханием. Техника под названием «Дыхание шариком». Профессора Херри Херминсон из Новой Зеландии.Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так. Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.
5. Позитивная фраза. Предлагаем освободить место для новых мыслей. Что если их переделать с точностью до наоборот?
Я смогу!
Я сделаю это!
Я самый лучший!
У меня все получится!
Харизматичный исполнитель – это я!(как себя не похвалить?)
У всех получается. Я что, рыжий?
Соберись, тряпка!(можно и пожестче)
Все будут мне аплодировать!
Крылатые фразы:
Смелым судьба помогает.
Счастье всегда на стороне отважного.
Строчки из песен.
Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще
6. Позитивный жест.
В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.
Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!
Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!
Вот некоторые идеи подобных.
Рубануть рукой воздух как шашкой.
Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).
криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.
Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!
7. Улыбка.
Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!
Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.
8. Позитивный сценарий. Подключаем воображение. Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену…) и будущем (Я выйду на сцену…), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.
9. Смена фокуса внимания.
Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные исполнители продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.
10. Игры со значимостью.
Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, опытные и т.д.)».Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.
И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события , значимость слушателей и занижаем свою.
Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.
Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!
Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети.. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!
И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!
Хорошо отдохните и избегайте стрессов
Перед выступлением лягте спать пораньше. Если от волнения вы не можете уснуть, выпейте тёплого молока, и помечтайте о чем-то приятном, действующем на вас расслабляюще. Возможно, расслабиться поможет лёгкая музыка или чтение. Приложите максимум усилий, чтоб в день выступления исключить другие стрессовые события.
И успешные исполнители стали таковыми, потому хотели, чтоб каждое выступление было лучше, чем предыдущее.Не стоит передать перед выступлением, наполненный желудок может преподнести неприятный сюрприз. К тому же это снижает концентрацию и энергию, ведь все силы уходят на переваривание пищи.
Поработайте над своим внешним видом. Ведь, как известно, встречают по одежке. Одежда должна быть сдержанной, но модной и опрятной
Контролируйте дыхание .Тревога способна вызвать напряжение в мускулах грудной клетки и горла, не позволяя кислороду поступать в лёгкие свободно. Это может привести к тому, что голос будет скрипеть или пищать. Поможет звучать голосу глубокое дыхание. Оно освободит грудную клетку и горло от зажима, и наполнит кислородом мозг и лёгкие.
#1052;етоды и советы их личного опыта.
Сделайте с ребёнком талисман на удачу. Он отвлечёт от не приятных эмоций.
Рекомендуют пить сахар 5 кусочков с тёплой водой.
Записывайте выступление на видео.анализируйте.
Перед выступлением 2 недели активно репетируйте. Поддерживайте стресс «по –нарошку ». Приобретайте уверенность с каждым исполнением -«у меня программа готова»
Физическая разминка -вырабатывает гормоны радости. Отвлекает от мыслей.
Берите на выступления ребёнка группу поддержки.
Мотивируйте выступление «песня для мамы и т.д.»
Если, кого-то конкретно ребёнок боится. Примерьте на этого человека «смешной образ».
Если ,это командное выступление -обязательна эмоциональная разрядка- «боевой клич, девиз» ,взявшись за руки.
Скажите фразу «Я победитель»- опустив подбородок на грудь.
Скажите фразу «Я победитель»- подняв голову.
Слышите?
«Ты гений!!!».Ребёнок сидит на стуле ,остальные дети в кругу.Каждый из детей подходит к сидящему дотрагиваясь до него произносит фразу «Ты гений».Упражнение заканчивается совместным «Ты гений!!!». Спросить как теперь ты себя чувствуешь?
Со звуком «Ха-ха»-резко руки от себя – к себе(делать более 20 раз)
Делаем движение нижней челюстью - вперёд , назад. Достаточно долго .Этим мы отключаем ,отвлекаем « нервы».
Ладонь левой руки –между 1и 2 пальцами ,есть болевая точка. Понажимайте. Боль вас отвлечёт.
Выйдя на сцену ,задержитесь в вашей « точке « на 2 мин. И обязательно провести глазами «горизонтальнуя линию» по залу -«с лева на право»,у каждого зрителя будет ощущение ,что вы смотрите именно на него. Завоюйте сразу внимание и расположение публики.
Потрите руки – улучшает настроение.
Не бойтесь жестикулировать. Конечно, не стоит махать руками, подобно мельнице, но используйте свое тело и голос, чтобы донести до слушателей.
И, наконец, излучайте энтузиазм! Если вам действительно интересно то, о чем вы
Владеете , ваш энтузиазм непременно передастся аудитории.
Улыбка внушает доверие. Не стоит приклеивать к лицу постоянную глуповатую улыбку, но старайтесь улыбаться, когда это позволяет ситуация.
«Делай, что должен и будь, что будет!».
#1051;итература и источники:
1. Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»
#1057;татья Психология сцены Луценко. С. А.
#1040;лександра Пожарская .10 простых приемов для снижения волнения, или "Как мастер блоху подковал". Руководитель Академии риторики «Мастер слова»
способа снять волнение перед выступлением и снизить страх выступать перед публикой во время самого выступления!Дмитрий Малиночка –автор тренинга.
#1055;рактические упражнения .Из мастер-класса Н. Латанского. г.Киев.2015г.
#1042;ебенар мастер- класса «психология и техника знакомства с аудиторией»Екатерины Гребнёвой.2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься». Классный час, 6 класс.
Отчего зависят успехи в школе? Учёба – это – право, обязанность или необходимость? Намечаем ближайшие и дальние цели в учёбе. Твоя школьная жизнь – как ты ею распоряжаешься? Ка...
Советы школьного психолога: "Если ребенок боится отвечать у доски"
В данной статье даны психолого-педагогические рекомендации по формированию уверенности в себе....
Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь
Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...
Методы и пути преодоления волнения юного музыканта на сцене (из опыта работы преподавателя музыкально-теоретических дисциплин)
Каждый исполнитель – неповторимая индивидуальность, целая «планета», и путь к преодолению волнения на сцене во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и возможности делать «открыт...
Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии
Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...
Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении.Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.
Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода....