Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении. Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.
статья по психологии по теме

Кузина Юлия Александровна

Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении.
Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.

Кузина Юлия Александровна

педагог-психолог

ГКУ СО «ЦД и КСО»

      Индивидуальный подход -  психолого-педагогический принцип, согласно которому надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Осуществление индивидуального подхода предполагает глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших и более отдаленных целей и формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков); обучения данной личности с учетом ее особенностей. Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов в учебной деятельности.

       В образовании учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого школьника, создание социокультурной ситуации его развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика, отличий учащихся друг от друга по разным характеристикам.

Переориентация образовательной системы со знаний, умений и навыков на развитие личности возродила к жизни различные подходы к дифференциации обучения.

Дифференциация реализуется сегодня на многих уровнях:

- на уровне типа образовательного учреждения существуют общеобразовательные

школы, гимназии, лицеи и т.п.;

- на уровне условий обучения в конкретном типе образовательного учреждения

создаются классы разного типа (возрастной нормы, ускоренного обучения,

компенсирующего обучения и т.п.);

- на уровне способов разработана методика разноуровневого обучения.

     Принцип индивидуального подхода предполагает, прежде всего, учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Аспект 1. Уровень умственного развития учащихся.

     Индивидуальный подход к учащимся на основе уровня их умственного развития сегодня может быть построен только с учетом зоны ближайшего развития ученика, в опоре на помощь со стороны педагога или соученика. В этом случае учитель дифференцирует не задание, а меру помощи ученику при его выполнении: одни выполняют самостоятельно и объясняют ход выполнения товарищам или ищут рациональный способ выполнения и защищают его, другие - выполняют по алгоритму, заданному учителем, и составляют такое же задание, а третьи - получают пошаговую помощь при выполнении. При этом задание является единым по сложности для всех.

Аспект 2. Тип нервной системы

     Индивидуальные особенности детей могут также определяться свойствами нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Это означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Таким образом, стоит помнить о типах темперамента:

Тип нервной системы

Слабый

Сильный

Инертный

Живой

Безудержный

Сила

уравновешенность

подвижность

Слабый

неуравновешенный

подвижный или инертный

Сильный

уравновешенный

инертный

Сильный

уравновешенный

подвижный

Сильный

неуравновешенный

подвижный

Темперамент

меланхолик

флегматик

сангвиник

холерик

Реакции

Медленные сильные

Медленные сильные

Быстрые умеренные

Быстрые чрезмерные

Аспект 3. Тип мышления

      Значительное большинство людей обладает мышлением, основные компоненты которого развиты относительно равномерно. У меньшинства же (по некоторым данным, у 21% людей) один вид мышления преобладает над другим.  Эти различия основываются на функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

      Специализации полушарий способствует активная умственная деятельность, она в свою очередь зависит от того, как организуется работа полушарий в процессе мышления. Школьники, как и все люди, вообще, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих - образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии - гармонический склад ума.

Аспект 4. Ведущая модальность восприятия

     Можно выделить следующие типы восприятия информации:

визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип учащегося учится

посредством зрительного восприятия информации; аудиальный учится посредством

восприятия информации на слух; кинестетический учится посредством восприятия

собственной деятельности.

Типы восприятия информации

визуальный

аудиальный

кинестетический

Организован. Опрятный и дисциплинированный. Наблюдательный. Спокойный. Ориентирован на внешний вид. Более осмотрительный. Хороший рассказчик. Запоминает картинками. С трудом запоминает словесные инструкции. Меньше отвлекается на шум, помнит то, что видел. Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел. При разговоре держит подбородок вверх, голос высокий. В чтении силен, успешен и скор, осваивает большой материал. Живая образная фантазия. Предпочитает читать, а не слушать.

Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается. Шевелит губами, проговаривает при чтении. Легко повторяет услышанное. Более предпочитает письмо, счет. Легко осваивает языки. Говорит ритмически. Обучается, слушая. Любит музыку. Может имитировать тон, высоту голоса. Помнит то, что обсуждал. Самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает все последовательно. Может монополизиовать разговор. Внимание к интонации голоса. Хорошо читает новые слова. Слышит звуки, голоса, наслаждается звуками.

Отвечает за физическое вознаграждение. Стоит близко, касается людей. Обилие движений. Богатые физические реакции, активно использует руки. Раннее физическое развитие. Обучается, делая (через ролевые игры). Запоминает в движении. При чтении водит пальцами. Много жестикулирует. Помнит общее впечатление. Лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения. Подбородок вниз, голос ниже. Думая и разговаривая, опускает глаза. Любит книги, ориентированные на яркий сюжет, слаб в деталях.

       Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

     Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

     Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

Учебные предметы

Тип восприятия информации

Визуальный

Аудиальный

Кинестетический

Математика

Письменные задачи

Устные задачи

Решение задач с использованием примеров

Словесность

Чтение рассказов

Прослушивание рассказов

Обыгрывание рассказов по ролям

Естественные науки

Чтение текстов, просмотр схем, таблиц

Просмотр фильмов

Проведение экспериментов

Иностранный язык

Чтение текстов

Диалоги, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей

Игры, соревнования, групповые занятия

Аспект 5. Установка по отношению к миру

     Для экстравертного типа характерно стремление соответствовать внешним условиям и их требованиям, как в хорошем, так и в дурном смысле. Его деятельность подчиняется влиянию лиц и вещей. Он открыт к контактам, стремится к взаимодействию, любит быть на виду, отзывчив на поощрение. Его отличает стремление к ярким впечатлениям, к риску. Для организации работы экстраверту нужны стимулы высокой интенсивности, разнообразие деятельности, высокая скорость предъявления материала. Ему трудно сосредоточенно работать длительное время, непереносимы ситуации монотонной деятельности.

     Экстраверты имеют преимущества в кратковременной памяти, при необходимости же длительного сохранения информации им необходимо многократное повторение через незначительные промежутки времени. Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, склонен к разговорным контактам, не любит уединенное чтение или учебу. Обучая экстраверта, важно помнить, что им необходим внешний контроль, смена видов деятельности, разнообразный рабочий материал; более подходят групповые активные формы работы; требуются постоянное поощрение и оценивание.

     Интровертный тип отличается тем, что он ориентируется преимущественно на субъективные факторы. Скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению с людьми. Сдержан, сближается лишь с немногими людьми. Свои действия планирует заранее, неимпульсивен. Не любит сильных впечатлений, серьезен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.

     В процессе работы более благоприятна для него спокойная, без эмоционального напряжения, уединенная обстановка. Важно его предупреждать заранее о грядущих изменениях, так как он теряется в неожиданных ситуациях, быстро утомляется в шумном классе. Интроверт придает большое значение точности, что приводит к снижению скорости работы. Требуется спокойная обстановка и время для извлечения информации, заложенной в долговременную память. Работа в парах им подходит, но с тем, с кем установлен контакт. Особенность интровертного мышления: оно исходит из внутренней идеи, а факты его интересуют лишь постольку, поскольку могут подтвердить эту идею, опровергающие же факты не принимаются в расчет, следовательно, организация учения предполагает обязательное рассмотрение фактов с различных сторон и обращение на это внимания интровертов. Большое внимание нужно уделять планированию учебной работы, так как планирование - типичная черта интроверта.

Аспект 6. Состояние здоровья

     В "Энциклопедическом словаре медицинских терминов" термином здоровье обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Необходимость индивидуального подхода к организации обучения детей, имеющих физические дефекты, нарушения в соматическом развитии, сегодня не вызывает сомнения. Имеется возможность организации специальных условий для таких школьников от специальных школ до индивидуального обучения. Однако,  далеко не всегда учитываются такие психологические особенности, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и другие. Недооценка данных индивидуально-психологических различий, психофизиологических характеристик детей наносит колоссальный вред как физическому, так и психическому развитию ребенка.

Учителю важно знать, что в этом случае речь идет о нарушениях психического здоровья, которые, прежде всего, связаны:

-   с соматическими заболеваниями;

-   с дефектами физического развития;

-   с различными неблагоприятными факторами и стрессами, связанными с социальными условиями.

     Чтобы адекватно понимать проблемы детей, учителю необходимо помнить о том, что любая трудная для ребенка ситуация - явление индивидуальное. Иными словами, будет ли какая-либо ситуация для ученика трудной, зависит от того, как он ее воспринимает, оценивает, интерпретирует, насколько она для него личностно значима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

План работы школьного педагога-психолога

План работы школьного педагога-психолога с календарным планированием, соответсвует Профессиональному стандарту Психолога....

Источники творчества в профессии школьного педагога-психолога

Эссе на тему "Российское движение школьников как источник творчества"...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период педагога-психолога Серебрянниковой Натальи Фаритовны 2021-2026 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального уровняна межаттестационный периодпедагога-психологаСеребрянниковой Натальи Фаритовны 2021-2026 гг....