Конспект урока на тему "Ритм вокруг нас"
план-конспект урока по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Ритм вокруг нас»
Цель: Вовлечение учащихся в творческую деятельность через осознание ритмического начала музыки.
Задачи:
-познакомить с элементами ритмического рисунка (короткие, длинные звуки);
-учить различать короткие и длинные звуки в стихах
-узнать в явлениях окружающего мира ритмические фигуры;
Ход урока:
Ребята, мы с вами уже познакомились с такими понятиями как:
- высокие и низкие звуки
- движение мелодии
- мажорный и минорный лад
- темп
Что дают нам эти понятия, о чем они говорят? (ответы)
Да, все эти приемы помогают композитору в создании характера музыки, с помощью них он, как художник, рисует нам картины, которые мы можем представить в своем воображении при прослушивании музыки.
А сегодня мы поговорим о таком понятии как РИТМ и длительность звука.
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Мы уже знаем, что звуки могут различаться между собой не только своей высотой, но и длительностью, то есть тем, сколько они слышны, сколько они длятся. Звуки могут быть длинными и короткими по времени. Один звук «живет» долго, другой - совсем коротко, а время звучания звука измеряется его длительностью.
И еще одно понятие, с которым мы сталкиваемся постоянно-это ритм. Что же это такое?
Ритм – это чередование звучания и пауз (моменты тишины) разной продолжительности. Каждый день мы с вами наблюдаем вокруг себя тысячи примеров существования ритма – мы чувствуем биение сердца, мы идем в определенном ритме, разговариваем в определенном ритме. Мелодии же без ритма быть не может.
В музыке и в словах тоже есть звуки различной длительности. Вы почувствуете это, если выразительно, четко и не спеша прочитаете любое стихотворение, например:
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы ве-зем с со-бой ко-та.
Миш-ка ко-со-ла-пый
По ле-су и-дет,
Шиш-ки со-би-ра-ет,
Пе-сен-ки по-ет.
Или всем знакомая детская песенка:
Пусть бе-гут не-ук-лю-же
Пе-ше-хо-ды по лу-жам
А во-да по ас-фаль-ту ре-кой.
И не яс-но про-хо-жим
В э-тот день не-по-хо-жий
По-че-му я ве-се-лый та-кой.
Вы заметили, что одни слоги получаются короче, а другие длиннее?
А теперь давайте попробуем прохлопать этот ритм в ладоши. (Хлопаем)
Отлично. Мы видим, что не только музыка, но и стихи стих не обходятся без ритма, который организует речь так, чтобы она была упорядоченной. Благодаря ритму в стихе сменяют друг друга ударные и безударные слоги, или соответственно ритмически сильные и ритмически слабые.
А теперь давайте попробуем пометить разными цветами длинные и короткие звуки. Пусть длинные будут красного цвета, а короткие – синего.
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы ве-зем с со-бой ко-та.
Миш-ка ко-со-ла-пый
По ле-су и-дет,
Шиш-ки со-би-ра-ет,
Пе-сен-ки по-ет.
Пусть бе-гут не-ук-лю-же
Пе-ше-хо-ды по лу-жам
А во-да по ас-фаль-ту ре-кой.
И не яс-но про-хо-жим
В э-тот день не-по-го-жий
По-че-му я ве-се-лый та-кой.
С помощью ритма мы узнаем знакомые явления и действия. Например, биение сердца, ритм дождя, стук колес поезда. Давайте с вами попробуем изобразить с помощью хлопков все эти проявления. (Хлопаем и топаем).
Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Я вам простучу ритмическую фигуру, а вы попробуете ее повторить. (Играем).
Отлично, ребята. А теперь небольшое домашнее задание.
Задание 1. Попробуйте прохлопать в ладоши ритмический рисунок следующих стихов:
1.У ко-та Вор-ко-та
Ко-лы-бель-ка хо-ро-ша!
2.Ба-юш-ки, ба-ю, -
Ко-лы-бель ка-ча-ю!
3.Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла
Во по-ле куд-ря-ва-я сто-я-ла.
Лю-ли лю-ли сто-я-ла
Лю-ли лю-ли сто-я-ла
Задание 2. Найдите правильную запись для каждого стихотворения (соотнести), где ● – короткие звуки, а ▬ длинные
а) Дождь в ле-су, дождь в ле-су, Я гри-бы до-мой не-су! | 1) ●●●●▬ ▬ ●●●●●▬ ▬ |
б) Та-та, два ко-та, Два о-бод-ран-ных хво-ста! | 2) ●●▬ ●●▬ ●●●●●●▬ |
в) Го-ри, го-ри яс-но, Что-бы не по-гас-ло! | 3) ▬ ▬●●▬ ●●●●●●▬ |
Задание 3. Запишите длинными и короткими палочками следующие стихотворения:
а) Ма-лень-кой е-лоч-ке
Хо-лод-но зи-мой.
Из ле-су е-лоч-ку
Взя-ли мы до-мой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи...
Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"
Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....
Конспект урока по теме Мир вокруг нас. Цветы. 5 класс.
Урок направлен на активизацию ранее изученных ЛЕ и грамматических структур и применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях. Поставленные цели реализуются через выполнение лекси...
конспект урока в 9 классе по теме "Музыка вокруг нас" + презентация
Данный урок предназначен для отработки лексического, грамматического, страноведческого материала в разделе "Музыка". В ходе урока учащиеся тренируются во всех видах речевой деятельности: чтении, аудир...
Конспект урока английского языка в 6 классе по теме "Мир вокруг нас"
Отражает наиболее полно проблемы окружающей среды...
План конспект урока по теме: «Исполнители вокруг нас»
План конспект урока по теме: «Исполнители вокруг нас» Базовый учебникЛ. Л. Босова. Информатика 6 классЦели урока: Знакомство с понятием исполнитель и система команд исполнителя. Получение у...
Конспект урока по языкознанию в 6 классе «От альфы до омеги. Греческий язык вокруг нас»
Конспект урока по языкознанию в 6 классе «От альфы до омеги. Греческий язык вокруг нас»...