Конспект урока на тему "Ритм вокруг нас"
план-конспект урока по музыке

Семечкова Нина Петровна

Ритм вокруг нас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_ritm_vokrug_nas_.docx24.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Ритм вокруг нас»

Цель: Вовлечение учащихся в творческую деятельность через осознание ритмического начала музыки.

Задачи:

-познакомить с элементами ритмического рисунка (короткие, длинные звуки);

-учить различать короткие и длинные звуки в стихах

-узнать в явлениях окружающего мира ритмические фигуры;

Ход урока:

Ребята, мы с вами уже познакомились с такими понятиями как:

  • высокие и низкие звуки
  • движение мелодии
  • мажорный и минорный лад
  • темп

Что дают нам эти понятия, о чем они говорят? (ответы)

Да, все эти приемы помогают композитору в создании характера музыки, с помощью них он, как художник, рисует нам картины, которые мы можем представить в своем воображении при прослушивании музыки.

А сегодня мы поговорим о таком понятии как РИТМ и длительность звука.

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Мы уже знаем, что звуки могут различаться  между собой не только своей высотой, но и длительностью, то есть тем, сколько они слышны, сколько они длятся. Звуки могут быть длинными и короткими по времени. Один звук «живет» долго, другой - совсем коротко, а время звучания звука измеряется его длительностью.

И еще одно понятие, с которым мы сталкиваемся постоянно-это ритм. Что же это такое?

Ритм – это чередование звучания и пауз (моменты тишины) разной продолжительности. Каждый день мы с вами наблюдаем вокруг себя тысячи примеров существования ритма – мы чувствуем биение сердца, мы идем в определенном ритме, разговариваем в определенном ритме. Мелодии же без ритма быть не может.

В музыке и в словах тоже есть звуки различной длительности. Вы почувствуете это, если выразительно, четко и не спеша прочитаете любое стихотворение, например:

Тра-та-та, тра-та-та,

Мы ве-зем с со-бой ко-та.

Миш-ка ко-со-ла-пый

По ле-су и-дет,

Шиш-ки со-би-ра-ет,

Пе-сен-ки по-ет.

Или всем знакомая детская песенка:

Пусть бе-гут не-ук-лю-же

Пе-ше-хо-ды по лу-жам

А во-да по ас-фаль-ту ре-кой.

И не яс-но про-хо-жим

В э-тот день не-по-хо-жий

По-че-му я ве-се-лый та-кой.

Вы заметили, что одни слоги получаются короче, а другие длиннее?

А теперь давайте попробуем прохлопать этот ритм в ладоши. (Хлопаем)

Отлично. Мы видим, что не только музыка, но и стихи стих не обходятся без ритма, который организует речь так, чтобы она была упорядоченной. Благодаря ритму в стихе сменяют друг друга ударные и безударные слоги, или соответственно ритмически сильные и ритмически слабые.

А теперь давайте попробуем пометить разными цветами длинные и короткие звуки. Пусть длинные будут красного цвета, а короткие – синего.

Тра-та-та, тра-та-та,

Мы ве-зем с со-бой ко-та.

Миш-ка ко-со-ла-пый

По ле-су и-дет,

Шиш-ки со-би-ра-ет,

Пе-сен-ки по-ет.

Пусть бе-гут не-ук-лю-же

Пе-ше-хо-ды по лу-жам

А во-да по ас-фаль-ту ре-кой.

И не яс-но про-хо-жим

В э-тот день не-по-го-жий

По-че-му я ве-се-лый та-кой.

 

С помощью ритма мы узнаем знакомые явления и действия. Например, биение сердца, ритм дождя, стук колес поезда. Давайте с вами попробуем изобразить с помощью хлопков все эти проявления. (Хлопаем и топаем).

Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Я вам простучу ритмическую фигуру, а вы попробуете ее повторить. (Играем).

Отлично, ребята. А теперь небольшое домашнее задание.

Задание 1. Попробуйте прохлопать в ладоши ритмический рисунок следующих стихов:

1.У ко-та Вор-ко-та

Ко-лы-бель-ка хо-ро-ша!

2.Ба-юш-ки, ба-ю, -

Ко-лы-бель ка-ча-ю!

3.Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла

Во по-ле куд-ря-ва-я сто-я-ла.

Лю-ли лю-ли сто-я-ла

Лю-ли лю-ли сто-я-ла

Задание 2. Найдите правильную запись для каждого стихотворения (соотнести), где ● – короткие звуки, а длинные

а) Дождь в ле-су, дождь в ле-су, 

Я гри-бы до-мой не-су!

1) ●●●●▬ ▬

     ●●●●●▬ ▬

б) Та-та, два ко-та, 

Два о-бод-ран-ных хво-ста! 

2) ●●▬ ●●

    ●●●●●●

в) Го-ри, го-ри яс-но, 

Что-бы не по-гас-ло!

3) ▬ ▬●●▬

    ●●●●●●

 

 

 

Задание 3. Запишите длинными и короткими палочками следующие стихотворения:

а) Ма-лень-кой е-лоч-ке

Хо-лод-но зи-мой.

Из ле-су е-лоч-ку

Взя-ли мы до-мой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"

Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....

Конспект урока по теме Мир вокруг нас. Цветы. 5 класс.

Урок направлен на активизацию ранее изученных ЛЕ и грамматических структур и применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях. Поставленные цели реализуются через выполнение лекси...

конспект урока в 9 классе по теме "Музыка вокруг нас" + презентация

Данный урок предназначен для отработки лексического, грамматического, страноведческого материала в разделе "Музыка". В ходе урока учащиеся тренируются во всех видах речевой деятельности: чтении, аудир...

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме "Мир вокруг нас"

Отражает наиболее полно проблемы окружающей среды...

План конспект урока по теме: «Исполнители вокруг нас»

План конспект урока по теме: «Исполнители вокруг нас» Базовый учебникЛ. Л. Босова.  Информатика 6 классЦели урока: Знакомство с понятием исполнитель и система команд исполнителя. Получение у...

Конспект урока по языкознанию в 6 классе «От альфы до омеги. Греческий язык вокруг нас»

Конспект урока по языкознанию в 6 классе «От альфы до омеги. Греческий язык вокруг нас»...