Целесообразная организация игровых движений правой руки скрипача на начальном этапе обучения.
методическая разработка по музыке

Королева Нина Павловна

Целесообразная организация игровых движений требует предварительной подготовки, а именно достижения состояния свободы мышц корпуса, рук. Для этого рекомендую научить ребенка тренировать состояние мышц в процессе первоначальных занятий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Зеи»

 Целесообразная организация игровых движений

правой руки скрипача

на начальном этапе обучения.

                                                                                        Выполнила преподаватель

класса скрипки

Королева Нина Павловна

Целесообразная организация игровых движений требует предварительной подготовки, а именно достижения состояния свободы мышц корпуса, рук. Для этого рекомендую научить ребенка тренировать состояние мышц в процессе первоначальных занятий. Нужно, чтобы ребенок путем сравнения ощутил и осмыслил разницу между зажатостью и свободой рук, мышц.  К примеру, ученик берет скрипку напряженной рукой, привычно зажимая шейку скрипки большим и указательными пальцами, а край корпуса скрипки между плечом и подбородком. В этот момент нужно попросить ребенка прислушаться к ощущению своих мышц, после чего предложить ему сделать без инструмента ряд упражнений со вдохом и выдохом. Можно предложить ученику поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть вверх над головой, а затем поочередно расслаблять пальцы, кисти, плечи, локтевой сустав. В современной методической литературе легко найти подобные упражнения, которые формируют пред постановочную свободу мышц (можно воспользоваться авторской работой «Информационно-иллюстрационный материал. Комплекс ассоциативно-двигательных упражнений для начинающих скрипачей») https://www.art-talant.org/raboty/item-555471 

Работу над освобождением мышц правой руки сопровождается обучением держания карандаша, чей небольшой вес не требует особых мышечных усилий. Пальцы на карандаше должны быть округлены, особенно это относится к мизинцу. Большой палец располагается в свободном состоянии напротив среднего или между средним и безымянным в зависимости от особенностей строения руки. Для определения этого положения руку, опуская и освобождая встряхивают. Свободное состояние большого пальца указывает на место его рационального расположения. Указательный палец касается карандаша основанием 2 фаланги, а мизинец подушечкой пальца.

После упражнений, нацеленных на воспитание ощущения свободы мышечного аппарата, ученик становится более или менее подготовленным к началу постановочного оформления игрового аппарата. На данном этапе обучения работу целесообразно строить на основе полного освобождения и постепенного движения к четкой и точной координированности. После упражнений на расслабление, ученик кладет освобожденную руку и пальцы на карандаш, который держит педагог. Ученик осмысливает положение пальцев, которое после усвоения будет перенесено на трость смычка. Предлагая ученику взять смычок, педагог держит трость, чтобы не вызвать напряжение от веса смычка. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок сам ощутит границу применяемых усилий, но при этом ученик уже сам левой рукой придерживает трость смычка. Пальцы на трости располагаются точно так, как и на карандаше в естественном, слегка разомкнутом положении, косточки не должны выпячиваться. Кисть в середине прямая, локоть в уровне плоскости трости смычка. Мышечные усилия должны быть минимальными, как если бы мы взяли в руки хрупкий предмет. Особое внимание уделять свободе большого пальца. Педагог должен всегда помнить, что на начальном этапе обучения даже незначительное противодавление большого пальца остальным в последствии лишит кисть необходимой упругости, пружинистости, естественной мышечной реакции на ощущение струны. Когда ученик научится самостоятельно, без помощи педагога научится ставить смычок на струну, не напрягая руку при правильном расположении пальцев, можно начинать дальнейшую работу.

После того как ребенок освоил начальное положение пальцев на смычке и ощущению относительной свободы, можно переходить к ведению серединой смычка, где требуются наименьшие мышечные усилия, относящиеся к давлению большого пальца. Внимание педагога на данном этапе должно быть направленно на свободу и естественность движений. На протяжении первого-второго года обучения не следует от ребенка требовать большого глубокого звука. Ведь звучание, превышающее mf, потребует опоры, которую начинающий еще не освоил, это приведет к скованности мышц правой руки-в кистевом и локтевом суставе. Перенапрягаться будет и плечевой пояс. К таким же печальным последствиям будет приводить игра на первоначальном этапе у колодочки. Для того, чтобы звук был ровным и чистым, без призвуков учащийся должен добиваться ведения смычка точно между подставкой и грифом под прямым углом, звучания не превышающее mf.  

Для освоения движения верхней половиной смычка посредством сгибания-разгибания локтя важно приобретение ребенком ощущения гибкости мышцы большого пальца. Движение осуществляется предплечьем при относительном покое плеча и способствовать воспроизведению ровного звука. Необходимо помнить о перпендикулярности положения смычка к струне и в этом участвует вся рука, но если в начале ведущее место занимает предплечье, то в конце смычка подключается плечо, которое совершает небольшое вспомогательное движение вперед. Изгиб кисти не должен быть чрезмерным, чтобы не возникало крайних положений. Придвижении смычка вверх к его середине последовательность включения ведущих частей руки обратная. Следует помнить, что игра на той или иной струне требует соответствующего положения локтя- той высоты, которая позволяет без лишних мышечных усилий вести смычок параллельно подставке. При освоении начальных навыков смены струн возникают две двигательные задачи: научиться находить верное положение локтя при игре на той или иной струне и овладеть плавной атакой звука во время движения локтя, переводящим его в положение, соответствующее игре на данной струне, корректируя движение кисти и предплечья.

Освоение движения нижней половиной смычка самое сложное для учащегося. При движении к колодке кисть не должна чрезмерно поворачиваться влево и сильно сгибаться. Опора на полусогнутый мизинец дает возможность легко менять направление смычка и регулировать нажим на струну. Трость смычка должна быть несколько наклонена к грифу. У колодочки больше, у конца меньше. Объясняется это тем, что у колодочки звукоизвлечение достигается главным образом весом руки и смычка, а у конца для достижения той же плотности появляется необходимость в использовании бОльшей ленты волоса.

Качественно новым заданием для ребенка выступает работа над звуком. Осваивается различное состояние мышц большого и указательного пальцев при игре нижней и верхней частями смычка, а также ощущение сопротивления струны. Начать следует с опоры на струну. Ребенок должен научиться переносить вес руки от плеча через смычок на струну. Контроль нацелен в основном на свободу всех частей правой руки. Во время движения по струне учащийся должен ощущать сопротивление струны при этом пальцы на трости должны выполнять выпрямительные движения, которые выполняются рычагом безымянный-большой- указательный. Направляющую роль в этом движении играет безымянный вместе с мизинцем к колодочке посредством закругления, при движении к верхней половине-  легкое выпрямление. Воспитание этого навыка является достаточно сложным и требует педагогического контроля на протяжении всего обучения.

Комплекс движений постепенно оформляется в двигательную систему, для которой характерно взаимодействие всех частей руки с точной координацией мышечных усилий. Плавность атаки звука зависит от эластичности мышц сгибателей и разгибателей, отсутствие этой эластичности разрушает плавность смены смычка и вызывает рывок, лишая движение смычка равномерности. Чтобы избежать этих негативных проявлений в начальном изучении смены смычка следует использовать остановки после каждого движения, когда во время паузы рука расслабляется и ребенок контролирует состояние своих мышц. Эта форма работы может быть применена просто с обычным исполнением, а вот длительность таких упражнений зависит от индивидуальной особенности аппарата ребенка.  Изучая произведения с разнообразным ритмическим рисунком, следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струне и его распределением. Развитие этого навыка требует внимания преподавателя и осознанной работы ученика, а также длительного времени.

Изучение штрихов деташе, легато, мартле происходит после того как учащийся почувствовал свободу состояния мышц руки и осмыслил представление об опоре руки на струну.

Хочется напомнить мысль, высказанную Л.С. Ауэром: «…Приобретение чистого, красивого тона это дело обучения и настолько во власти учителя развивать дремлющие возможности ученика…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения»

Доклад  на тему - Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения....

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения

В презентации вы найдете: виды и функции игр  (творческие, дидактические, настольные), также имеется классификация игр, особенности языковых и речевых игр, примеры, влияние игровых технологий в п...

Особенности применения игрового метода для активизации лексики на начальных этапах обучения иностранному языку (статья)

В статье рассматривается игровой метод как эффективное средство обучению лексики на уроках ИЯ на начальном этапе...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....