Особенности применения игрового метода для активизации лексики на начальных этапах обучения иностранному языку (статья)
статья по английскому языку

Куманицына Карина Суреновна

В статье рассматривается игровой метод как эффективное средство обучению лексики на уроках ИЯ на начальном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения игрового метода для активизации лексики на начальных этапах обучения иностранному языку

Куманицына Карина Суреновна,

Учитель английского языка,

ГБОУ СОШ №183, Санкт-Петербург

        Игра – это не просто развлечение, заполняющее досуг ребёнка, но вместе с тем одно из серьёзнейших средств педагогического и психологического воздействия на детей. Вхождение любого ребёнка в жизнь начинается с игры. Игра оказывает огромное влияние на будущую взрослую жизнь ребёнка, так как в ходе игры детьми усваиваются различные умения и навыки, которые потом используются в жизни. Игра помогает ребёнку примерять на себя различные социальные роли и осваивать нормы поведения, принятые в данном обществе. Игра развивает личность ребёнка, позволяет ему проявить свою творческую активность и фантазию.

        Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста и переходит в школьную жизнь ребёнка, трансформируясь в учебную деятельность. Ещё Платон, понимая детскую игру как подражание деятельности взрослых, считал, что именно через игру ребёнок должен получать знания, полагая, что игра есть приготовление к жизни. Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности, создаёт условия для развития воображения, творчества, активной мыслительной деятельности, учит детей работать в коллективе, воспитывает культуру общения. Многие психологи и педагоги (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, С.А.Шмаков и другие) выясняли социальное значение игры, её внутреннюю структуру, важность для развития ребёнка, занимались разработкой теории игры [1, c.1].

Игры на уроках иностранного языка мотивируют и стимулируют учебную деятельность учащихся, развивают все виды памяти, способствуют развитию высокого уровня интенсивности учебного процесса. В игре у ребёнка появляется возможность продемонстрировать свои знания. Игру можно использовать при введении нового материала, при его закреплении, а также при контроле знаний. Каждая игра на уроках иностранного языка помогает в усвоении знаний по нескольким языковым аспектам: в игре нельзя искусственно оторвать фонетику от лексики, лексику от грамматики и тд. Игра ведёт к быстрому запоминанию лексики путём её многократного повторения. На мой взгляд, игра является наиболее действенным средством обучения иностранному языку на начальном этапе.

        Игра требует изучения, поскольку представляет собой своеобразную площадку для познания мира и приобретения навыков взрослой жизни. Игра на уроках иностранного языка важна как способ активизации мыслительной деятельности: она облегчает учебный процесс, делая его увлекательным, пробуждает интерес к самому иностранному языку, помогает превратить урок в интенсивное и разноплановое действо. Благодаря игре дети перестают воспринимать учёбу как скучную обязанность.

        Большинство педагогов считает важным активизировать лексику именно на начальном этапе обучения иностранному языку. Дело в том, что у младшего школьника развиваются понятийные мышление и воображение, появляется познавательный интерес, формируется целенаправленное произвольное наблюдение, расширяется объём памяти и внимания, происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы. Другими словами, это возраст интенсивного интеллектуального развития. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, игровая форма работы должна занимать значительное место в учебном процессе. Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра – это мощный стимул к овладению языком, что она ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, так активность, там внимание и воображение, там работает мышления [8, c.66-68].

        Одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка в школе является заучивание лексического материала. Объём вводимой лексики постепенно увеличивается и усвоение новых слов нередко становится скучным и потому трудным занятием для ребёнка. В зависимости от того, насколько интересно будет спланирован данный вид работы учителем, зависит желание ученика обогащать свой активный словарь, стремление говорить на иностранном языке.

По мнению Марчан Н.Б., в начальной школе, когда лексический объём ещё не так велик, игровой момент подачи материала превалирует [4, c.77-78].

        Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке ИЯ можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Особенно удачно игру можно использовать при изучении лексических единиц языка. Рассмотрим, для начала, что представляет собой само понятие лексика и как вводить лексику на уроках ИЯ.

По словарю иностранных языков Спиркина А.Г, лексика – совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка [6, c.275].

Основными этапами освоения лексики являются:

  • Ознакомление
  • Тренировка
  • Применение (закрепление)
  • Контроль
  • Коррекция.

В педагогической литературе выделяются разнообразные классификации игр. На уроках ИЯ эффективным будет использовать большинство видов игр, например, подвижные, подражательные, сюжетные, настольные и тд. Как для ввода новой лексики, так и для закрепления уже изученной мы можем использовать различные виды игр: предметную, ролевую, сюжетную. Моделирование ситуаций общения, максимально приближенных к реальным, также способствует быстрому запоминанию новой лексики и учит её практическому использованию. На начальном этапе обучения это могут быть -  гостиница, город, больница, магазин, жилой дом, школа [2, c.40].

Что касается особенностей освоения лексики в зависимости от возрастного периода, то хорошо известно, считает Пучкова Ю.Я., что у детей младшего школьного возраста очень хорошо развита слуховая память. Они могут запомнить  большое число лексических единиц, если эти слова употребляются в контексте, особенно  игровом. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова.

Совершенно очевидно, что маленького ребёнка не усадишь за список из 10-15 слов и не заставишь их зубрить. Просто вводить вырванные из контекста слова с последующей их отработкой в упражнениях весьма малоэффективно.

Если ребёнок может по-английски сказать именно то, что он хотел бы сказать по-русски, то он чувствует полное удовлетворение – ведь он владеет языком так хорошо, что может высказать свою мысль на нём. Именно поэтому лексику надо давать не в недостаточном объёме, а в избыточном. Например, при описании одежды детям всегда хочется рассказать, что юбка у них в клеточку, свитер в полосочку, а платье в белый горошек, но лексики для этого нет. Ребёнок не чувствует удовлетворения от своего высказывания, если он должен ежесекундно обращаться к учителю за нужным словом. Следует заранее дать необходимые слова с тем, чтобы дети их запомнили и смогли впоследствии высказаться именно так, как им вздумается. Потом можно будет использовать игру «в магазин» или предложить детям похвастаться одеждой, которая есть у них дома [5, c.7-8].

Так, например, пятиклассники любят играть, беседовать с героями своих любимых сказок. Какую бы направленность не имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам. Атмосфера соревнования активизирует память детей [7, c.36].

Для активизации лексики возможно использование разнообразных видов игр. По словам Лащиковой И.И., любые игры и упражнения создают благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогают детям «проживать» воображаемые ситуации, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувство языка, умения работы с текстом [3, c.51].

Учитывая психологические особенности развития младших школьников, игровая форма работы должна занимать значительное место в учебном процессе. В лексическом аспекте использование игры наиболее действенно, потому что игра способствует быстрому и качественному запоминанию новой для детей лексики, а также служит отличным средством проверки лексических знаний.

Список использованной литературы

  1. Вакс Э. Игры на уроках английского языка. СПб.:«ИГРА», 1998. – 64с.
  2. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку..Иностранные языки в школе, №2 (2004), с.40-44.
  3. Лащикова И.И. Игры как приём развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе, №6 (2003), с.48-51
  4. Марчан Н.Б. О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики// Иностранные языки в школе, №5 (2004), с.77-78
  5. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках иностранного языка: Методическое пособие. М.:OOO «Издательство Астрель», 2005. – 78с.
  6. Словарь иностранных слов./Под редакцией Спиркина А.Г. М.: Рус.яз., 1984. – 608с.
  7. Савченко О.Ю. О некоторых приёмах работы на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе, №2 (1992), с.36-39
  8. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 576с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   Термин «коммуникативная компетенция» во...

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АУДИРОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Начальный этап обучения иностранном языку является важнейшим, т. к. именно на этом этапе у учащихся должны сформироваться базовые навыки аудирования, которые для успешности обучения, следует совершенс...

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...

Статья "Роль игры на начальном этапе обучения иностранному языку".

Сегодня игра занимает одно из ведущих мест среди эффективных методик по изучению различных иностранных языков. И это неслучайно. Ведь школьник в начальных классах средней школы наилучшим образом усваи...

Методический семинар "Метод искусственного погружения в языковую на начальном этапе обучения иностранному языку в школе"

Методический семинар "Метод искусственного погружения в языковую на начальном этапе обучения иностранному языку в школе"...