Опыт работы
методическая разработка по музыке

Махрина Екатерина Владимировна

«Музыкальный фольклор

 как средство приобщения

старших дошкольников

к истокам русской народной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx518.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад №13"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   ОПЫТ  РАБОТЫ

«Музыкальный фольклор

 как средство приобщения

старших дошкольников

к истокам русской народной культуры»

                                   

Музыкальный руководитель

первая кВ. категория

Махрина Е.В.

             

                                                                       2024г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информация об опыте  ………………………………………………….
  1. Условия возникновения и становления опыта…………………….
  2. Актуальность опыта …………………………………………………
  3. Новизна ……………………………………………
  4. Диапазон опыта ………………………………………………………..
  5. Этапы становления опыта
  6. Теоретическая база …………………………………………………..
  1. Технология  опыта  ………………………………………………………
  1. Цели и задачи педагогической деятельности ……………………….
  2. Организация  воспитательно-образовательного процесса, содержание

образования ………………………………………………………………..

2.3.Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………….

            2.4.Заключение…………………………………………………………………

  1. Результативность опыта  ………………………………………………..
  2. Библиографический список  ……………………………………………..
  3. Рецензия на опыт работы  …………………………………………………

Приложение к опыту ……………………………

1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1.Условия возникновения и становления опыта.

Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание.  Говоря о развитии ребенка чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие,  а об духовном  развитии мало кто думает.

Сегодня идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

 Формирование опыта происходило на базе дошкольного образовательного учреждения в процессе работы с детьми дошкольного возраста, посещающими общеобразовательные группы.

 Контингент воспитанников в общеобразовательных группах в целом социально благополучный. Преобладают дети из полных семей (80 %), дети из семей служащих, рабочих и родителей, занятых в сфере образования и торговли. Большая часть семей имеет одного или двух детей (80%), имеются многодетные (20%) и неполные семьи (20%).

 В настоящее время коллектив дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для реализации нового стандарта дошкольного образования и законодательных актов, предписывающих общедоступность и качество образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО и ФОП) один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру». Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника к окружающей действительности является предпосылкой для достижения данного целевого ориентира.

 В результате первичного исследования уровня развития  у детей  дошкольного возраста было определено, что только у 10 % воспитанников сформирован высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости, у 55% воспитанников – средний уровень и 35% воспитанников обладали низким уровнем развития эмоциональной отзывчивости.

 Таким образом, определилась потребность в поиске эффективных средств развития эмоциональной отзывчивости у детей  дошкольного возраста.

 Для  себя, как музыкального руководителя, определила приоритетное направление своей деятельности – приобщение старших дошкольников  к  истокам русской народной культуре посредством  музыкального фольклора. Но для этого необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта и русской культуры в целом. Считаю, что для более эффективной и качественной воспитательно-образовательной деятельности в данном направлении в детских садах необходимо: - внедрять в работу современные программы по музыкальному воспитанию, учитывающие именно фольклорное направление  воспитании детей дошкольного возраста; - обеспечивать взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности с различными видами музыкального фольклора (исполнение потешек, приговорок, использование народных игр, хороводов и т.д.); - обогащать репертуар, который предлагается в ходе непрерывной образовательной деятельности в детских садах произведениями фольклора и использовать его во всех видах музыкальной деятельности детей.  В этой связи стала изучать парциальные программы, целью которых является приобщение детей к русскому народному фольклору. По специфике моей деятельности меня, конечно, больше интересовали программы, в которых отражено приобщение детей к музыкальному фольклору. И такие программы существуют – это «Горенка» Н.В. Хазовой, «Оберег» Е.Г. Борониной и  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой. Программы  предлагают комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду. Новизна программы «Горенка» Н.В. Хазовой заложена в цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и так далее, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Программа «Оберег» - Е. Г. Борониной так же предусматривает комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду с учётом ознакомления с музыкальным народным творчеством. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой  определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.  Таким образом,  рассмотренные и проанализированные мной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой, «Горенка» Н.В. Хазовой и «Оберег» Е.Г. Борониной отвечают современным требованиям государственного образовательного  стандарта дошкольного образования к развитию детей в музыкальной деятельности, в которых указывается: «необходимо, чтобы элементы народного образа жизни (обычаи, обряды) органично вошли в жизнь детского сада в виде содержания познавательного материала и были использованы для своеобразных художественных событий: праздников в духе народных традиций». Поэтому считаю, что данные программы можно использовать в своей деятельности.

1.2.Актуальность. В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования  в музыкальном воспитании детей России четко обозначился переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике личностно ориентированной, ведущим компонентом которой является развитие активности и творческого потенциала воспитанника. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на каком-либо объекте окружающей действительности, запоминать события со всеми деталями и нюансами, воспроизводить полученный опыт в своей деятельности, а затем его преобразовывать, т.е. творить.

Неслучайно, приобщение  ребенка к истокам русской народной культуре принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с дошкольниками музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских законов и реализовать эмоциональный компонент образования. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание мышление, и речь.

В дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. В этой связи на первый план выдвигается задача развития эмоциональной отзывчивости воспитанника в ходе приобщения к музыкальной культуре русского народа. Эмоциональную отзывчивость легче формировать на материале народных песен, игр, танцев, потому что только народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий подойти к проблеме освоения детьми более сложных видов музыкального искусства. Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыкальный фольклор, являясь своеобразным мостиком приобщения к народным традициям.

Таким образом, целью данного опыта является: создание необходимых условий развития эмоциональной отзывчивости  дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

 3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.

4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство), в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.

5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.

6. Создать необходимую предметно–развивающую среду

1.3.Новизна опыта

Новизна данного опыта работы заключается в том, что:

  • Разработан комплекс эффективных педагогических условий приобщения детей к  истокам русской народной культуре посредством  музыкального фольклора, способствующий оптимальному развитию эмоциональной отзывчивости у  дошкольников.
  • Рационально систематизированы и реализованы формы, методы, приемы, а также инновационные технологии, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе приобщения к истокам русской народной культуре.
  • Разработаны и апробированы фольклорно-тематические занятия, народные праздники с использованием музыкального фольклора.

1.4.Диапазон опыта. Опыт моей работы может быть полезен как начинающим, так и опытным музыкальным руководителям ДОУ в работе с детьми  дошкольного возраста по приобщению их к  истокам народной культуре. Тематическое планирование музыкально-образовательной работы по данному направлению так же может быть использовано педагогами в кружковой работе.

Диапазон  опыта охватывает организацию образовательного процесса в системе индивидуальной и групповой НОД с детьми  дошкольного возраста.

1.5.Этапы становления опыта.

Для проведения целенаправленной работы  сначала определила для себя необходимость изучения проблемы формирования знаний о русской народной культуре у дошкольников через музыкальный фольклор в процессе практической деятельности (слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах). Далее разработала комплекс тематических занятий, народных праздников с использованием музыкального фольклора. Затем составила  перспективный план музыкальной непрерывной образовательной деятельности  на год с опорой на фольклорное наследие на основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой«Горенка» Н.В. Хазовой «Оберег» Е.Г. Борониной. В плане предусматривается непосредственное изучение музыкального фольклора, включающего следующие разделы: слушание-восприятие народной музыки, народное пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, а также знакомство с фольклорными традициями: народным календарем, обычаями, обрядами, бытом, укладом жизни.

Пройдя подготовительный этап, начала основную работу. В виду того, что у многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают дома, определенным образом складывается и формируется музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры, необходимо перестроить такой стереотип музыкального мышления. В связи с этим, прежде всего, провела психологическую подготовку детей. В ходе непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию стала проводить беседы, рассказала детям о русских народных песнях, о неразрывной их связи с бытом, трудом, жизнью крестьян. Рассказывала о праздниках и обрядах, о песнях, на которых они звучали. Большую помощь мне оказали записи народной музыки, песен, которые дети с удовольствием слушают. Именно такое ознакомление с фольклором и такая форма работы, повышает уровень их знаний, расширяет их общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждает интерес к ней. После этого я начала систематическое обучение.

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер.

Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые  разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о  народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества), так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).

В основу содержания данной системы работы положены четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей:

Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

Деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребенок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и с взрослыми в ДОУ и семье.

Свою работу строила  по следующим педагогическим принципам:

  • принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.
  • принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
  • принцип доступности и нарастающей трудности  -  переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.
  • принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.
  • принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
  • личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.

Приемы, используемые в  работе:

  • слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
  • «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
  • прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
  • использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
  • пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;
  • пение с инсценированием.

1.6.Теоретическая база опыта

Музыкальный фольклор. Виды и жанры детского фольклора.

Фольклор  в переводе с английского (folk – народ, lore – знание) означает «народное знание», «народная мудрость», на практике часто употребляется как «народное творчество». Это художественное народное искусство, художественно творческая деятельность и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков.

Основные виды музыкального фольклора – песни, этические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), разнообразное жанровое богатство народной музыки.

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.

Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Изучением и распространением детского музыкального фольклора занимались известные русские фольклористы Г.С. Виноградов, В.И. Даль, Д.К. Зеленин, А. Моноталов, Л. Тихонов и другие. Существующее многообразие детского музыкального фольклора может быть классифицировано по жанрам, сезонам и возрастам. О.И. Капница отмечает две группы: к первой группе относится творчество взрослых для детей в возрасте до пяти-шести лет. Это колыбельные, частушки, прибаутки. Ко второй группе относятся песни, бытующие среди детей. В жанровом отношении они тесно переплетаются с песнями взрослого фольклора. Это трудовые песни, организующие коллектив на слаженные совместные действия, и песни календарно-земледельческого круга, в которых одушевляется природа. К ним относятся песни-заклички, веснянки, песни-прибаутки, колядки. Близки к ним и хороводные песни, связанные со старинными праздниками и обрядами.

Иную классификацию предлагает современный фольклорист Г.Науменко, выделяя две группы: импровизационную и традиционную. К первой он относит те песни и стихи, которые часто возникают непосредственно в играх, неожиданных ситуациях. Это дразнилки, плясовые, трудовые припевки. К традиционной группе относятся произведения, которые переходят из поколения в поколение. Это веснянки, заклички, колядки.

Таким образом, в детском фольклоре представлено все его жанровое многообразие. Он представляет собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки), и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни) и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки.

2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1.Цели и задачи педагогической деятельности

Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Неслучайно, проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании.

Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с дошкольниками музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских законов и реализовать эмоциональный компонент образования. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

В дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. В этой связи на первый план выдвигается задача развития эмоциональной отзывчивости воспитанника в ходе приобщения к музыкальной культуре русского народа.

Эмоциональную отзывчивость легче формировать на материале народных песен, игр, танцев, потому что только народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий подойти к проблеме освоения детьми более сложных видов музыкального искусства.

Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыкальный фольклор,  являясь своеобразным мостиком приобщения к народным  традициям.

Таким образом, целью моего  опыта является: создание необходимых условий развития эмоциональной отзывчивости  дошкольников  в процессе приобщения к музыкальному фольклору.

В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи:

  • Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  • Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.
  • Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление,  музыкально-ритмическое чувство), в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.
  • Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.
  • Создать необходимую предметно–развивающую среду.

2.2. Организация воспитательно-образовательного процесса, содержание  образования.

Классик  отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Соответственно, эмоциональную отзывчивость принято рассматривать как одну из важнейших музыкальных способностей, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, пении, хореографии, игре на музыкальных инструментах, творчестве),  так как необходима дляпрочувствования и осмысления музыкального содержания.

На основании выше сказанного совершенно обоснованно считаю, что в ходе приобщения дошкольников к музыкальному фольклору, создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости в совокупности с другими  музыкальными способностями. Исходя, из этого  важно определить  уровень развитости каждой музыкальной способности.  В этом направлении и выстроила свою систему работы.

Знакомить с фольклором начинаю детей уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) ввожу в мир фольклора - знакомлю детей  с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками), которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.

В среднем возрасте (4 – 5 лет) знакомлю детей с азами народной культуры, народным календарём, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Дети осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп разработала тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале. Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных в ходе непрерывной образовательной деятельности. Содержание и форму проведения непрерывной образовательной деятельности тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

  •  пение народных песен;
  • слушание народной музыки;
  • народная хореография (танцы, хороводы)
  • музыкально – фольклорные игры;
  •  игра на народных музыкальных инструментах.

Исходя из возрастных категорий распределила фольклорный материал в соответствии с возрастными категориями дошкольников:

  • младший дошкольный возраст (2 – 3 года) – введение в мир фольклора;
  • средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) – знакомство с азами народной культуры;
  • старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора

Остановимся подробнее на каждом разделе.

Раздел «Пение народных песен».

Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен.  Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора.

Работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения -  чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

  В ходе музыкальной непрерывной образовательной деятельности навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

Чтобы научить детей чисто интонировать использую простые русские народные детские песенки и прибаутки («Солнышко», «Дождик», «Петушок», «Зайка» и др.). На их основе применяю разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм…); вокализируя мелодию (на а-а…), по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя»), по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя¸ что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.

Работая над песней, я всегда учитываю её характерные особенности. Если есть широкие скачки, то тут же продумываю приём чистого интонирования. Например, собственный показ, всё время говорю: «Пойте, как я». Такой «зеркальный» приём способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Чётко разграничиваю дыхание по фразам, слежу, чтобы дети не брали дыхание в середине слова.

Большое внимание уделяю дикции, объясняю как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях: «уродился», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д.). Работая с детьми над внятным и правильным произношением слов, с успехом применяю  русские народные скороговорки: «Вставай, Архип, петух охрип», «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок», «Проворонила ворона вороненка», «Шесть мышат в камыше шуршат», «Наш Полкан попал в капкан» и др.

Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки, шлепки, притопы  в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).

Работа над пением ведётся эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.

Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку» и т. д.  Такие песни дети быстро выучивают и запоминают. Распределяем вместе с детьми роли, используем соответствующие костюмы (элементы костюма). Так же предварительно обговариваем с детьми характер каждого героя, особенности звуковедения вокальной партии и воплощения пластического образа.

Для того, чтобы правильно выразить сюжет песни, точно передать характер своего героя, а так же воплотить пластический образ, дети должны этому научиться за ранее. Для этого я использую ряд методов.

Репродуктивный, имитационный методы включаю на начальном этапе обучения, когда дети выполняют действия, которые предложу им я, чтобы постепенно дети освоились в этой роли. Они имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные мной. После такой «подсказки» ребенку уже легче будет проявлять свою инициативу в передаче музыкального образа.

Метод образно-эмоциональных установок помогает мне привить умение выражать разные эмоции (удивление, радость, хитрость, грусть, испуг и др.). Разными способами (мимикой, жестами, интонацией, словодействием). Для этого использую специальные упражнения для развития эмоций, которые очень нравятся детям. Например, задаю задание детям произнести с разной интонацией фразу: «Здравствуйте, ребята» - радостно, грустно, злобно, хитро и т.д. При этом, на начальном этапе обучения, сама с ними здороваюсь с разными оттенками интонации и мимики. Детей это очень забавляет и веселит.  Такое обучение проходит в игровой форме (игровой метод). На занятиях также использую «пиктограммы» - набор карточек, изображающие мордашки с разными  эмоциями. Они позволяют познакомить детей с различными  оттенками человеческих эмоций, а так же осознать и выразить свои эмоции.

После такой предварительной подготовки дети в дальнейшем процессе инсценировки песен эмоционально раскрепощаются, у них  развивается воображение, творческие способности. Исполнение песен становится более эмоциональным и ярким. Они с удовольствием передают шуточное настроение народных песен, частушек, музыкальных прибауток («На улице две курицы», «Бай-качи, качи», «Комара муха любила» и др.)

Инсценировка песни также может включать в себя музицирование на детских музыкальных инструментах, входящие в состав русского народного оркестра - ложках, трещотках, бубне, колотушках, рубеле, бубенцах, свирели, гуслях и др. («Ой, вставала я ранешенько», «Во кузнице» и др.)

Раздел «Слушание народной музыки».

Цель: Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать  фольклорный  багаж.

В данном разделе знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни (Ф.Шаляпин, К. Шульженко, М. Мордасова, Л. Русланова и др.). На основе слушания народных песен провожу с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

Так же прививаю детям интерес и любовь к русским народным инструментальным произведениям. Как образцы даю на слушание произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и "Ходила младешенька по борочку". Учу детей вникать в музыкальный образ, сравнивать и анализировать  характер произведений, а так же учу, чтобы высказывания были  более развернутыми, не примитивными. Учитывая живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, часто использую вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?". Создавая проблемную ситуацию, тем самым заставляя детей задумываться, сопоставлять, сравнивать, вспоминать и, соответственно их возрасту, делать обобщение, вывод. Так, путем сравнивая контрастных по характеру произведений, дети сами приходят к выводу, что одна мелодия веселая, задорная, озорная, плясовая и под нее можно танцевать, а другая напевная, под нее удобно водить хоровод, т.е. спокойно двигаться.

При прослушивании музыки обязательно использую иллюстрации, репродукции картин русских художников.

Так же знакомлю со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки). Детям рассказываю об истории их происхождения, и даже о том, из какого материала сделаны народные инструменты. Дети очень заинтересовываются не только звучанием музыкальных инструментов, но и их внешним видом. Большую часть народных музыкальных инструментов приношу на музыкальные занятия и дети имеют возможность увидеть их не только на картинках, но и воочию, наглядно, при этом им всегда интересно потрогать инструменты и извлечь из них звук. И это вызывает у детей огромное удовольствие. В аудиозаписи дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.

Для закрепления знаний народных инструментов провожу музыкально-дидактические игры «Распредели инструменты по группам по способу их звучания», «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).

Старших дошкольников знакомлю с новыми музыкальными терминами -  «хор», «ансамбль», «оркестр», «дирижер», «певец», «музыкант», «исполнитель». В занимательной форме рассказываю детям историю о первом оркестре русских народных инструментов и его  создателе В.В.Андрееве.

Ознакомление детей с живым наследием музыкального фольклора и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней.

Раздел «Народная хореография».

Цель: Широко использовать русскую народную музыка в обучении детей народным танцам и хороводам.  Развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Учить передавать в движениях характер музыки.

Подбирая музыку для движения, я исхожу из того, что она должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например,  ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

Сначала учу детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, переменный, приставной боковой шаг. Обучение строится в игровой форме. Придумываю сюжет, рассказ. Например, топающий шаг – прогулка по первому снегу, хороводный шаг – гуляние по лугу, по осеннему парку. Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.

Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко использую дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально-двигательные упражнения, различные ритмические игры. В игре «Ритмическая перекличка»  использую прием «эхо» -  отстукиваю ритмический рисунок, а дети точно и дружно повторяют его, используя хлопки, шлепки, притопы.  Или  другой вариант: одна часть детей отстукивает ритм со слоговыми названиями («ТА-ТА» - длинные звуки, «ти-ти» - короткие звуки),  как бы спрашивая, другая - на эти же слоги отвечает. В этой же игре заменяю хлопки, шлепки и притопы музыкальными инструментами, т.е. дети отстукивают ритмический рисунок на шумовых инструментах (ложках, бубнах, кубиках). Такой прием заинтересовывает детей, оживляет их эмоции, придает игровой характер обучению. У детей постепенно вырабатывается умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.

В этот раздел так же вводится разучивание танцевальных элементов народных хороводов, плясок: «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки.

Например, движение  «гармошечка» следует сопровождать такойподговорочкой:

«Ты играй, моя гармошка,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси».

Движение ног «гармошечка» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.

Подговорочка для «ковырялочки», «дроби»:

«Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя

Замечательная».

Подговорочка для полуприсядки, присядки:

«Сяду, встану, сяду, встану

И как мячик подскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу».

Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Сударушка», «Русский танец с ложками», танец «Яблочко» и др.

В раздел «Народная хореография» так же включены русские хороводы с пением - это форма исполнения народной песни с выражением ее содержания в хореографическом движении («А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Земелюшко-чернозем», «На горе-то калина», «Травушка-муравушка» и др.) Сопровождение пения движением, на мой взгляд, способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой.

Хороводы, созданные на основе русских народных песен, разнообразны как по характеру, так и по содержанию они воспитывают эстетический вкус, прививают высокие нравственные чувства, развивают слух и голосовые возможности ребёнка. Хороводы то спокойно величавые, то затейливые и искристо-весёлые пришли к детям из взрослых форм, постепенно изменяясь, приближаясь к детскому восприятию, сколько добрых ощущений испытывает ребёнок в хороводе.  Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя.

Систематическое использование хороводных игр создаёт предпосылки для творческой инициативы самих ребят, дети эти игры используют в игре и дома, в гостях с друзьями.

Раздел «Музыкально-фольклорные игры».

Цель: Развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

   В своей непрерывно образовательной деятельности использую большое количество народных игр. Детям очень нравятся русские народные игры: «Паучок», «Ворон», «Горелки», «Жмурка», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

Народные игры доступны и понятны для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Народные музыкальные игры с пением имеют большой потенциал не только в сфере музыкального воспитания, но и в развитии познавательного интереса, обогащении и расширении кругозора, патриотическом воспитании. Содержание игры знакомит детей с бытом, традициями, повествует о жизни русского народа, рисуя красоту русской природы, решая проблему патриотического воспитания, например хоровод «Во поле береза стояла» рассказывает о том, откуда появились русские народные инструменты: балалайка, гудочки, из чего их смастерили.

Так же музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка  и  побуждают к творчеству. Учитывая это, при разучивании игры, стараюсь не навязывать движения детям, чтобы не погасить детскую фантазию и творчество, а рекомендую и показываю им примеры возможных движений. В дальнейшем дети выполняют движения самостоятельно, добавляя свои элементы движений, стараясь выразить  определенный игровой образ.

Чтобы подвести детей к  выразительному исполнению знакомых движений, использую прием похвалы – приветствую любые своеобразные проявления в исполнении, хвалю даже просто за попытку, может не совсем удачную, выразить свои чувства и переживания. Стремлюсь к тому, чтобы дети хотели самостоятельно заниматься игровой деятельностью.

Как правило, в народных играх встречаются непонятные детям слова. Чтобы детям стало ясно все происходящее действие, разъясняю текст. Заучивать текст с детьми стараюсь не зубрежкой, а так, чтобы детям все действие представлялось последовательно. Даю указания на последовательность действий вместе с ассоциацией текста с музыкой, а так же во время пропевания песни. Это приводит к быстрому и прочному усвоению текста. Такого рода заучивание заставляет детей переживать песню, а не автоматически пропевать слова. Это живое переживание содержания песни впоследствии придает жизнь всему исполнению.

Так же при разучивании музыкальных игр, даю словесные установки изобразительного характера  типа: «вот идет неуклюжий медведь» или: «идет хитрая, кокетливая лисичка», «рыскает злой, голодный волк», чтобы ребенок при недостатке творческого воображения пытался раскрыть, изобразить характер персонажа.

Разнообразить игровую ситуацию можно разнообразными считалками, например при выборе ведущего:

Шёл баран по крутым горам

Вырвал травку, положил на лавку

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт.

Или:

Катилось яблочко

Мимо сада

Мимо огорода

Мимо частокола

Кто его поднимет

То вон выйдет.

Эти считалки тоже являются образцом народного фольклора. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки дети любят и с желанием играют в любое время. Это «Каравай», «Кошки-мышки»,  «Теремок».

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Они наилучшим образом способствуют развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Раздел «Игра на народных музыкальных инструментах».

Цель: увлечь детей народными музыкальными инструментами; формировать  навыки игры на народных музыкальных инструментах; продолжать знакомить с многообразием народной музыкальной культурой в практике музицирования;  дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на народных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Это стимулирует детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают русские народные песни («Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», и др.),  сопровождая их игрой на народных музыкальных  инструментах, при этом у них появляется стремление активно реализовать себя в музицировании.

Работу  по  ознакомлению  с  инструментами  и  последующему  обучению  на  них  я провожу  последовательно  и  организованно. Об истории создания каждого инструмента предварительно рассказываю в разделе «Слушание народной музыки».

Для обучения детей игре на музыкальных инструментах использую следующие методы:

Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ.

Словесный метод использую во время проведения музыкально- дидактических игр, рассматривания музыкального инструмента, вопросов педагога и ответов детей, экспериментирования.

Наглядный метод использую во время:

- проведения музыкально- дидактических игр,

- экспериментирования,

- рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;

Практический метод использую, когда необходимо:

- организовать продуктивную деятельность;

- провести игры.

Игровой метод использую в организации учебно-игровой деятельности.

Музыкально-дидактические игры играют немаловажную роль при обучении детей на музыкальных инструментах. Подбираю такие дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах («Музыкальное лото», «Выполни задание», «Определи инструмент», «На чем играю?», «Определи по ритму» и др.)

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах  провожу в три этапа:

1 этап -  извлечение одного звука и передача просто ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике).

2 этап -  освоение исполнительских приёмов;

3 этап - целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в оркестре.

Обучаясь  игре  на  детских  музыкальных  инструментах,  дети  открывают  для  себя  мир  звуков,  у  них  улучшаются:  качество  пения  (они  чище  интонируют),  качество  музыкально-ритмических  движений  (дети  чётче  воспроизводят  ритм).  Многим  игра  на  музыкальных  инструментах  помогает  передать свои чувства,  внутренний  мир,  обогащает  музыкальные  впечатления, а так же оказывает  ничем  незаменимое  воздействие  на  общее  развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,  ребенок  становится  чутким  к  красоте  в  искусстве  и жизни.

Наряду с традиционными формами организации непрерывно образовательной деятельности, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости у детей, применяю современные инновационные технологии. Это - технологию проектной деятельности и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач. Смысл проектной технологии заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний.

Так, мной были разработаны: долгосрочный фольклорный музыкально-образовательный проект «Русская изба», среднесрочный проект «В гости Пасха к нам идет», краткосрочный «Широкая Масленица», целью которых является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, изучение русского быта, народных традиций и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции, обряды.

Информационно-коммуникационная технология так же позволяет мне приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора,  народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволили вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору. Для защиты проектов, для введения новой темы так же использую ИКТ в виде презентаций.

2.3.Ведущая педагогическая идея опыта

Разученные в ходе непрерывной образовательной деятельности народные песни, частушки, танцы, импровизации на музыкальных инструментах, инсценировки шуточных песен  включаю в народно-календарные праздники и развлечения.

Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы мной создана развивающая среда:

  • подобран наглядный материал;
  • музыкально-дидактические игры;
  • составлены конспекты занятий;
  • разработаны сценарии музыкально – фольклорных праздников;
  • собрана  коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки,     колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т.д.);
  • сшиты народные костюмы для взрослых и детей;
  • подобрана фонотека произведений народной музыки.

Следует заметить, что добиваться желаемого результата в моей работе мне помогают и воспитатели, и родители.

Активно участвуя в занятиях, воспитатели не только помогают детям в исполнении песен, хороводов, игр, но и сами усваивают материал, а затем включают те или иные песни, игры, хороводы в повседневную жизнь детей. Воспитатели активно участвуют в проведении фольклорных праздников и развлечений для детей, принимают участие в общих плясках, играх, песнях, в оркестре народных музыкальных инструментов. Проводим совместную с воспитателями проектную деятельность по приобщению детей к календарно-народным праздникам («Пасха», «Масленица»). Воспитатели всегда советом и делом помогают в организации праздников и развлечений,  как в детском саду, так и на участке.

Имеется также положительный опыт в привлечении родителей к моей работе. Провожу работу по пропаганде русской народной музыки. Привлекаю их к участию в народных праздниках для детей, фольклорных посиделках. Родители охотно участвуют в утренниках. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители, их присутствие создает теплоту, уют, семейную атмосферу. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. А какой восторг вызвало у детей, когда бабушки запели на два голоса русскую народную песню на «Веселых посиделках», мамы – частушки, папы - русский романс, дедушка заиграл на баяне. Провожу  с родителями общие и индивидуальные консультации, а также беседы об успехах их детей в музыкальной деятельности, многим родителям рекомендую дальнейшее музыкальное воспитание детей.

2.4.Заключение

Таким образом, опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, а также создает положительную  эмоциональную обстановку, что способствует формированию творческих способностей детей.

Большинство  моих выпускников сейчас обучаются в  музыкальной школе  посещают театральные студии, танцевальные кружки. Многие из них принимают активное участие в городских концертах, хоровых фестивалях. С некоторыми своими выпускниками, будучи уже взрослыми, даже совместно участвуем в общих концертах, которые проходят в городском доме культуры, т.к. сама принимаю активное участие в культурной жизни города. Поэтому испытываю огромную гордость за своих выпускников, которые не утратили интерес и любовь к музыке, ту  часть духовности, которую я в них вживила и «заразила» этой преданностью к музыкальному искусству.

3.Результативность опыта.

В результате комплексного и творческого подхода, целенаправленной систематической и последовательной работы по приобщению детей к  истокам народной культуры посредством музыкального фольклора  достигнута положительная динамика, на что указывают данные диагностики. В связи с тем, что эмоциональная отзывчивость, как способность, развивается наряду с другими музыкальными способностями (ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма) , в итоговой диагностике, которая проходила по методике О.П. Радыновой, мной был исследован уровень развитости каждой музыкальной способности. Анализ результатов показал, что высокий уровень  на начало года составляет 65% детей, средний – 35% и низкий – 0%. За 4 года показатели высокого уровня  на начало года  увеличились на 70%, а показатели низкого уровня свелись к 0%

Выявление уровня эмоциональной отзывчивости по методике О.П.Радыновой

Год

Возраст

Кол-во детей

Началогода

Конец года

2021 - 2022

Вторая младшая группа

22

В - 10% (2реб)С - 40% (9дет)Н - 50% (11дет)

В - 30% (6дет)

С - 45%(10дет)

Н - 25% (6дет)

2022 - 2023

Средняя группа

22

В - 40% (9дет)

С - 40% (9дет)

Н - 20% (4реб)

В - 40%(9дет)

С - 50% (11дет)

Н - 10% (2реб)

2023 - 2024

Старшая

группа

22

В - 40%(9дет)

С - 50% (11дет)

Н - 10% (2реб)

В - 65%(14дет)

С - 35% (8дет)

Н - 0%

2024 - 2025

Подготовительная

группа

22

В - 65%(14дет)

С - 35% (8дет)

Н - 0%

 

Итоги мониторинговых показателей, а так же наблюдения за развитием музыкальных способностей в процессе целенаправленной систематической работы с детьми в данном направлении, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. К 7-му году жизни дети знают и используют критерии эмоционально-эстетической оценки произведений народного фольклора, высказывают свои эмоционально-эстетические суждения и аргументируют их. Адекватно, ярко, глубоко реагируют на все жанры народного фольклора. Дети свободно рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, связанных с музыкальным образом, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, движения, позы, мимику, интонацию. Понимают средства выразительности, используемые в народном творчестве для передачи эмоций. У детей появился большой интерес к слушанию и разучиванию музыкального фольклорного материала, стимул к выступлению на праздниках. Это помогает раскрыть музыкальные и творческие способности детей, придает им уверенность в себе, развивает желание к дальнейшему продолжению изучения фольклора.

4.ЛИТЕРАТУРА:

1.Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». М. «Владос».1999.

2.Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Ноты] / Н. В. Зарецкая. - М. : Айрис-Пресс, 2007.

3.Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е. И.

4.Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004.

5.Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду»

Творческий центр. Москва. 2006г.

6.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"  - Спб., 1998

7.Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб.пособие для вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграев. - М. : Академия, 2003.

8.Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С-П. «Детство – Пресс», 2008.

9.Мельников М.Н. Русский фольклор. М., 1987.

10. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992.

11. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999

12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000.

13.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2009г.

14. Хазова М.В.  «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. «Владос».1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...