Программа дополнительного образования кружка "Хор" для 5-8 классов
рабочая программа по музыке

Волощенко Наталья Михайловна

Программа дополнительного образования кружка "Хор" для 5-8 классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\ADMIN-5\Pictures\2024-10-03_002.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности. «Хоровое пение» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в обязательную часть учебного плана основного общего образования (5—8 кл.).

   Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» («Музыка»), учитывает практический опыт образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и экспериментальную работу по данному направлению эстетического воспитания.

Программа дополнительного образования «Хор» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования (5—8 кл.).

Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 ч. 2 раза в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

При организации внеурочных занятий хоровым пением возможны различные организационные модели, учитывающие специфический комплекс условий и возможностей конкретного образовательного учреждения, интересы и потребности участников образовательных отношений.

  1. Модель «Класс — хор»

Внеурочные занятия хоровым пением организуются для каждого класса отдельно. По решению родителей (законных представителей) обучающихся занятия посещают все ученики класса либо только те обучающиеся, которые проявляют интерес к данному виду музицирования, имеют для этого соответствующие способности.

  1. Модель «Параллель — хор»

Данная организационная модель может быть использована для проведения объединённых внеурочных занятий для обучающихся одной параллели (1 кл., 2 кл. и т. д.). Занятия являются предметом по выбору не обязательным для посещения всеми обучающимися парраллели.

  1. Уровневая модель

Данная модель предполагает, что в хоровом коллективе могут одновременно заниматься обучающиеся разных классов и параллелей. В хоровом коллективе начального уровня могут заниматься учащиеся первого года обучения, в хоровом коллективе следующего уровня — обучающиеся, которые занимаются хоровым пением второй-третий год и т. д.

  1. Общешкольный хор

Данная модель предполагает, что в едином коллективе занимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки. Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируются за счёт репертуара, грамотного разделения хористов на партии, использования потенциала творческого наставничества старших обучающихся над младшими товарищами.

 Количество участников одного хорового коллектива может составлять от 15 до 60 человек. При наличии большего количества желающих целесообразно распределить обучающихся на группы, сохранив возможность проведения сводных репетиций перед выступлениями.

Типы и виды занятий

По форме проведения занятия подразделяются на четыре типа:

  1. индивидуальное и/или мелкогрупповое прослушивание/занятие:
  • при наборе в хор;
  • при переходе из одного класса/уровня в другой;
  • для периодической оценки индивидуального темпа развития вокально-хоровых навыков обучающихся;
  • для работы с неточно интонирующими обучающимися («гудошниками»);
  • для работы с солистами, одарёнными обучающимися;
  1. комбинированное занятие — групповая (по партиям) и коллективная вокально-хоровая работа;
  2.  сводная репетиция;
  3.  концертное выступление.

Образовательная программа кружка «Хор» реализовывается в кружке хорового пения ГБОУ РКШИ и рассчитана на детей 10-14 летнего возраста, имеющих хотя бы малые вокальные данные и проявляющие интерес к хоровому искусству.  

Учащиеся 5 «а», «б» классов занимается 2 раза в неделю по 1 часу (68 ч.)

Учащиеся 6 «а», «б», «в» классов занимается 2 раза в неделю по 1 часу (68 ч.)

Учащиеся 7 «а», «б», «в» классов занимается 1 раз в неделю по 1 часу (34 ч.)

Учащиеся 8 «а», «б» классов занимается 1 раз в неделю по 1 часу (68 ч.)

Индивидуальные занятия с солистами 3 раза в неделю по 1 часу (102 ч.)

Расписание хоровых занятий составляется в соответствии с требованиями ФГОС внеурочной образовательной деятельности и Санитарными Правилами, и Нормами от 28.09.2020 2 и утверждается администрацией ГБОУ РКШИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели и задачи программы «Хор» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС ООО, Примерных программ по музыке ООО, являются их логическим продолжением.

Главная цель:

Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.

Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:

  1. становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
  2. осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
  3. реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.

Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:

— приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;

— развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;

— формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;

— воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;

— расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;

— понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;

— формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;

— гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;

— улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;

— создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;

— получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основным содержанием обучения и воспитания по программе дополнительного образования «Хор» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации».

Большинство1 занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает в себя:

  1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией.
  2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
  3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.
  4. Разучивание новых произведений.
  5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
  6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового коллектива.

Освоение тематических модулей реализуется прежде всего через разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очерёдность освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом плане — свободные.

Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.

Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха.

По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.

Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.

В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано примерное количество часов, отводимое на знакомство с основными вокально-хоровыми навыками, изучение сопутствующих теоретических знаний, разучивание репертуара. Порядок и конкретная формулировка тем может варьироваться по усмотрению учителя.

В календарно-тематическом планировании представлено варианты распределения учебного времени в зависимости от количества часов, выделяемого на внеурочную деятельность по «Хору» в целом. Значительная разница в количестве часов по некоторым темам предполагает, что при занятиях 1 раз в неделю учитель может разучить с обучающимися 1— 2 небольшие песни, при занятиях 2 раза в неделю — освоить большее количество песен, попевок, упражнений, выбрать более крупные произведения для разучивания. Более частые занятия позволяют также разнообразить формы и методы работы — включать элементы музыкального движения, сценографии, импровизации, игры на простых музыкальных инструментах. Также появляется больше возможностей для индивидуальных и мелкогрупповых занятий с плохо интонирующими обучающимися (гудошниками) и одарёнными обучающимися (солистами).

В сетке часов предусмотрены регулярные концертные выступления различного уровня в соответствии с наиболее вероятными культурно-массовыми мероприятиями в рамках образовательного учреждения и ближайшего социума.

Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из школьного хора. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям хорового пения.

Вводное занятие. Инструктаж. План работы на учебный год. 1ч.

Теория: Знакомство с правилами безопасного поведения на занятиях. Знакомство обучающихся с планом работы на год.

Практика: Знакомство с обучающимися.  

МОДУЛЬ I. Вокальная работа.

Тема 1. Певческая установка. 1ч.

Теория: Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.(0.5ч.)

Практика: Отработка навыков пения, сидя и стоя.  Пение знакомых песен.(0.5ч.)

Тема 2. Дыхание.10ч.

Теория: Знакомство с различными видами певческого дыхания. (2ч.)

Практика: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание (8ч.)

Тема 3. Атака звука (8ч.)

Теория: Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная (1ч.)

Практика: Работа над различными видами атаки звука в соответствии с художественными задачами музыкального репертуара (7ч.)

Тема 4. Артикуляция. 5ч.

Теория: Восприятие искусства через интонацию.  Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Виды артикуляции. Основные выводы вокальной    педагогики о требованиях к пению гласных. (1ч.)

Практика: Работа над артикуляцией органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Освоение навыков перехода от гласной к согласной и наоборот, механизма перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция (4ч.)

Тема 5. Дикция.5ч.

Теория: Теоретические аспекты дикционной работы в хоровом коллективе (1ч.)

Практика: Освобождение и развитие артикуляционного аппарата детей, при помощи различных скороговорок, упражнения на различные сочетания согласных с гласными (4ч.)

МОДУЛЬ II. Распевание.11ч.

Тема 1. Вокально - интонационные упражнения.

Теория: Задачи распевания и виды вокальных упражнений (2ч.)

Практика: Освоение системы упражнений:

- артикуляционная гимнастика;

- упражнения на развитие дыхания;

- интонационно-фонетические упражнения;

- разогрев голосовых связок, сглаживание регистровых переходов; 

- расслабление в работе гортани;                                                               

- вокально-интонационные упражнения (9ч.)

МОДУЛЬ III. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

Тема 1. Ансамбль.11ч.

Теория: Знакомство с понятием «хоровой ансамбль», виды ансамбля (1ч.)

Практика: Работа над интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповая слитностью, динамической одноплановостью партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.(10ч.)            

Тема 2. Строй.11ч.

Теория: Виды строя: мелодический и гармонический.  Особенности интонирования тонов, полутонов, пение a capella, понятием унисона, мелодический гармонический слух (3ч.)

Практика: Работа над различными видами строя, пение a capella, работа над хоровым унисоном, мелодическим гармоническим слухом (8ч.)

Тема 3. Стили хоровых произведений 10ч.

Теория: Знакомство с понятием «стиль» особенностями хоровой музыки различных жанров и стилей (2ч.)

Практика: Исполнение детских песен, русских народных песен. Разучивание произведений в разных жанрах и стилях (8ч.)

Тема 4. Разучивание песенного репертуара.30ч.

Теория: Язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения».  Знакомство со средствами музыкальной выразительности (4ч)

Практика: Вокально – хоровая работа над репертуаром. Работа с нотным текстом. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки, вытекающей из музыкального и текстового содержания. Работа над динамическими оттенками (26ч.)

МОДУЛЬ IV. Концертно - исполнительская деятельность 5ч.

Теория: Знакомство со сценической культурой (1ч.)

Практика: Выступление хора на концертах различного уровня. Итоговая работа хора за определённый период работы. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений (4ч.)

 ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

5 класс:

Упражнения, распевания

Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики.

Дыхательные упражнения, игры на внимание, самоконтроль.

Упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона.

Попевки, основанные на интонации малой терции (V— III ступени мажорного звукоряда), попевки поступенного нисходящего мелодического движения на 2—3—5 звуках (начало — в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона) в умеренном темпе.

Упражнения и распевания на начальные навыки пения a capella.

Русские народные песни

Во поле берёза стояла

А я по лугу

Ой, вставала я ранёшенько

Котя, котенька-коток

Не летай, соловей

Ой, на море

Музыка народов России, других народов мира

Музыкант. Башкирская народная песня.

Салават-батыр. Музыка А. Зиннурова, слова Р. Уракси- ной.

Голос Родины моей. Тувинская народная песня, русский текст О. Грачёва.

Колыбельная. Народная песня коми, русский текст С. Болотина.

Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня.

Раз, два, три, четыре, пять. Чешская народная песня. Обработка Р. Бойко, русский текст А. Машистова.

Русская и зарубежная классика

Андрей-воробей. Петушок. Дон-дон. (Из вокального цикла «Петушок».) Музыка А. Гречанинова, слова народные.

Сурок. Музыка Л. Бетховена, слова С. Спасского.

Спор. Музыка А. Гретри, слова неизвестного автора.

Борзый конь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные.

Песни современных композиторов

Гимн РФ А. Александров,  С. Михалков

Гимн РБ А.Андреев, Д.Жалсараев

Служить России Э. Ханок, И.Резник

Гимн РКШИ Хурэлбаатар С.О.

Нам нужны такие педагоги В.Плешак

Кадетский марш В.Забываев

Кадеты С.Ранда

Жизнь Родине – честь никому С.Бухтуев

День Победы В.Тухманов

Наша армия Э.Ханок, И.Резник

Кадетский марш С.Бухтуев

6 класс:

Упражнения, распевания

Упражнения на выработку певческой установки.

Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки.

Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в том числе фрагменты звукоряда, движения мелодии по звукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов терция, кварта, квинта.

Вокальные упражнения на выстраивание унисона на слоги «лё», «мо», «ма», «му». Вокальные упражнения a capella для развития слуха и голоса. Слуховые игры на развитие начальных элементов гармонического слуха (интервалы, аккорды).

Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разных тональностях.

Простейшие примеры канонов (в приму).

Русские народные песни Как на тоненький ледок 

Ай, на горе дуб, дуб

Ходила младёшенька

Как у наших у ворот

На горе-то калина

Ты, живи, Россия!

Музыка народов России, других народов мира

Дедушка. Башкирская народная песня. Русский текст В. Татаринова.

Жаворонок. Якутская народная песня, русский текст А. Абазинского.

За рекой закат горит. Хакасская народная песня.

На коне-скакуне. Киргизская народная песня. Русский текст Я. Сатуновского.

Сапожник. Чешская народная песня, русский текст Л. Дымовой.

Перепёлочка. Белорусская народная песня.

Савка и Гришка. Белорусская народная песня.

Спой мне такую песню. Венгерская народная песня, русский текст Э. Александровой.

Русская и зарубежная классика

За рекою старый дом. Музыка И. С. Баха, русский текст Д. Тонского.

Осень. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.

Котик и козлик. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского.

Весенняя песенка. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова.

Птичка летает. Музыка А. Аренского, слова В. Жуковского.

Расскажи мотылёк. Музыка А. Аренского, слова Л. Моздалевского.

Сорока.  Петушок (Первая тетрадь, соч. 14). Музыка А. Лядова, слова народные.

Песни современных композиторов

Родина моя. Музыка А. Абрамова, слова И. Мазнина.

    Гимн РФ А. Александров,  С. Михалков

    Гимн РБ А.Андреев, Д.Жалсараев

Служить России Э. Ханок, И.Резник

Гимн РКШИ Хурэлбаатар С.О.

Нам нужны такие педагоги В.Плешак

Кадетский марш В.Забываев

Кадеты С.Ранда

Жизнь Родине – честь никому С.Бухтуев

День Победы В.Тухманов

Наша армия Э.Ханок, И.Резник

Кадетский марш С.Бухтуев

7 класс:

Упражнения, распевания

Распевания, основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в нисходящем и восходящем движении, на различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т. д.). Попевки, слуховые упражнения на основе интервалов кварта, терция (мелодические и гармонические).

Попевки, основанные на контрастном двухголосии (остинатная интонация или выдержанный звук в одном из голосов).

Каноны на материале народных мелодий.

Упражнения А. Яковлева, начинающиеся с гласного «у» в сочетании штрихов legato и staccato.

Вокально-хоровые упражнения Е. Альбовой и Н. Шереметьевой.

Русские народные песни

Блины

Во поле рябинушка стояла

Не летай, соловей (двухгол.)

Как на тоненький ледок (двухгол.)

Со вьюном я хожу (канон) Во поле берёза стояла (канон)

У меня ль во садочке (канон)

Музыка народов России, других народов мира

Родник. Бурятская  народная песня.

Зима. Музыка М. Музафарова, слова народные.

На лужке. Марийская народная песня, обработка А. Эшпая, русский текст В. Татаринова.

Хор нашего Яна. Эстонская народная песня.

Охотничья шуточная. Польская народная песня.

Кадэ Руссель. Французская народная песня.

Пастушья (канон). Французская народная песня.

Братец Яков (канон). Швейцарская народная песня.

Русская и зарубежная классика

Старый добрый клавесин. Музыка Й. Гайдна, слова П. Синявского.

Победа радость нам несёт. Музыка И. С. Баха, слова Я. Родионова.

Мы дружим с музыкой. Музыка Й. Гайдна, слова С. Синявского.

Старинная французская песенка. Музыка П. Чайковского, слова С. Поволоцкого.

Звёздочки. Музыка В. Калинникова, слова народные.

Хор мальчиков (из оперы «Пиковая дама»). Музыка П. Чайковского, слова Н. Некрасовой.

Песни современных композиторов

Гимн РФ А. Александров,  С. Михалков

Гимн РБ А.Андреев, Д.Жалсараев

Служить России Э. Ханок, И.Резник

Гимн РКШИ Хурэлбаатар С.О.

Нам нужны такие педагоги В.Плешак

Кадетский марш В.Забываев

Кадеты С.Ранда

Жизнь Родине – честь никому С.Бухтуев

День Победы В.Тухманов

Наша армия Э.Ханок, И.Резник

Кадетский марш С.Бухтуев

Эх, дороги. Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.

8 класс:

Упражнения, распевания Слуховые упражнения на развитие гармонического слуха («сколько звуков?», тон-полутон, интервалы (секунда, терция, кварта, квинта мелодические и гармонические), спеть нижний звук из двух звучащих и др.). Упражнения на интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном мелодическом движении, интервалов в двухголосии, в том числе по ручным знакам.

Русские народные песни

Я на камушке сижу

В тёмном лесе

Звонили звоны

Былина о Добрыне

Светит месяц (двухгол.) 

Ах, вы, сени (двухгол.)

Все мы песни перепели (двухгол.)

В сыром бору тропина (канон) 

У ворот, воротиков (канон) 

Музыка народов России, других народов мира 

Пастух. Чувашская народная песня, русский текст Я. Родионова.

Роща на взгорье что-то шумит. Бурятская народная песня. Обработка В. Наговицына, перевод Н. Самарина.

Небылицы. Музыка Ш. Чалаева, слова Б. Замазанова, русский текст Л. Дербенёва.     Звени, песня! Ингушская народная песня.

Горская пляска. Музыка Р. Цорионти, словаА. Гангова.

Партизанская песня. Чеченская народная песня. Времена года. Народная песня коми.

Весна пришла. Узбекская народная песня, обработка и русский текст Р. Кадырова.

Санта-Лючия. Итальянская народная песня. Русский текст А. Горчаковой.

Луна и туча. Японская народная песня..

Где пропадал ты, чёрный барашек? Польская народная песня (канон).

Русская и зарубежная классика

Рождественская песня. Музыка И. С. Баха (из нотной тетради А. М. Бах), русский текст И. Солониной.

Походная. Музыка Л. Бетховена, слова Т. Сикорской.

Форель. Музыка Ф. Шуберта, слова К. Шубарта, перевод В. Костомарова.

Воскресный день. Музыка Ф. Мендельсона, русский текст Я. Серпина.

Легенда. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.

Звонче жаворонка пенье. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. К. Толстого. Зимний вечер. Музыка М. Яковлева, слова А. Пушкина.

Журавель. Солнышко. Музыка В. Калинникова, слова народные.

Зима. Музыка Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Майский день. Музыка Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева.

Островок. Музыка С. Рахманинова, слова К. Бальмонта.

Песни современных композиторов

Берёзовые сны. Музыка В. Гевиксмана, слова Г. Фере.

До свидания, мальчики. Музыка и слова Б. Окуджавы, аранжировка для хора О. Синкина.

Солдатские звёзды. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

Вот солдаты идут. Музыка К. Молчанова, слова В. Львовского.

Земля, где мы живём. Музыка Е. Четверикова, слова В. Степанова.

Солнце скрылось за горою. Музыка М. Блантера, слова А. Коваленкова.

Гимн РФ А. Александров,  С. Михалков

Гимн РБ А.Андреев, Д.Жалсараев

Служить России Э. Ханок, И.Резник

Гимн РКШИ Хурэлбаатар С.О.

Нам нужны такие педагоги В.Плешак

Кадетский марш В.Забываев

Кадеты С.Ранда

Жизнь Родине – честь никому С.Бухтуев

День Победы В.Тухманов

Наша армия Э.Ханок, И.Резник

Кадетский марш С.Бухтуев

Учитель Д.Майданов

Мама Россия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поли-

культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

  1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение

прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.

  1. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.

  1. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

  1. Ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование  специальной терминологии.

  1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  1. Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической де-

ятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

  1. Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

  1. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.

  1. Овладение универсальными познавательными действиями

Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:

1.1. Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

— устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

— сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;

— обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

— выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.

1.2. Базовые исследовательские действия:

— следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

— использовать вопросы как инструмент познания;

— формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

— составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

1.3. Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;

— понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

— использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.

Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.

2.1. Невербальная коммуникация:

— воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;

— передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;

— осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

— эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

— распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

2.2. Вербальное общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

— вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

— публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):

— развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;

— понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.

3.1. Самоорганизация:

— ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

— планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

— выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— делать выбор и брать за него ответственность на себя.

3.2. Самоконтроль (рефлексия):

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.

3.3. Эмоциональный интеллект:

— чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

— развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; — регулировать способ выражения собственных эмоций.

3.4. Принятие себя и других:

— уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

— признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

— принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий хоровым пением школьники научатся:

— исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;

— воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);

— осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;

— петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;

— исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;

— владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;

— петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;

— ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);

— выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПО КЛАССАМ)

5 класс

  1. Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
  2. петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;
  3. исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;
  4. знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения;
  5. понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не поднимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы;
  6. в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точ- но и выразительно произносить слова упражнений, распеваний;
  7. понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
  8. обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и хор во время пения;
  9. уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных произведений;
  10. петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически упрощённую) нотную запись;
  11. ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;
  12. понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент, унисон;
  13. различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);  
  14. отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и др.);
  15. иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.

6 класс

  1. Выразительно и осмысленно исполнять каждую фразу, интонацию, стремиться к созданию художественного образа песни;
  2. чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1 – es2, негромко (динамика p-mf), округлым, полётным звуком, используя мягкую атаку; овладеть приёмами звуковедения legato, non legato, staccato;
  3. исполнять несложные (одноголосные, диатонические,с элементами движения мелодии по звукам аккордов и незначительным количеством скачков, средними по протяжённости музыкальными фразами) песни детского репертуара различного характера, в том числе песни-диалоги, одноголосные песни с элементами скрытого двухголосия, с сопровождением и a capella, в куплетной, простой одночастной и двухчастной форме;
  4. укреплять навыки певческой установки, самостоятельно контролировать её во время пения (в том числе следить за положением подбородка, головы, сохраняя вертикальное положение гортани);
  5. овладеть навыками правильного дыхания; во время пения дышать, не поднимая плеч, уметь делать мягкий бесшумный вдох через нос, постепенный выдох на всю протяжённость музыкальной фразы;
  6. освоить приёмы вокальной орфоэпии: тянуть гласные звуки, чётко замыкать согласные; уметь проговаривать в ритме текст песни тихо, но активно;
  7. понимать дирижёрские жесты, выполнять указания дирижёра (ауфтакт, дыхание между фразами, изменение громкости и характера звучания), вместе с учителем использовать высотное тактирование;
  8. понимать значение распевания, слуховых, ритмических, интонационных упражнений; сознательно стремиться к совершенствованию своих исполнительских умений и навы- ков;
  9. уметь прохлопать пульс, ритм по нотной записи, исполнять остинатный ритмический рисунок (хлопками или на простых ударных инструментах) одновременно с пением вокальной партии; пользоваться ритмослогами;
  10. петь мелодии разучиваемых произведений, краткие попевки с опорой на нотную запись; узнавать среди нотных примеров изученные песни, попевки, интонации;
  11. ориентироваться в элементах нотной грамоты: ноты первой октавы, длительности (четверть, восьмая, половинная, нота с точкой, пунктирный ритм), знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), музыкальный размер (2/4, 3/4) такт, тактовая черта, лига, акцент, дыхание;
  12. понимать значение понятий и терминов: фраза, мотив, мелодия, аккомпанемент, ритм, музыкальный размер, музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление, регистр, лад, темп, тембр, динамика, фольклор;
  13. различать на слух: мажор и минор; количество одновременно звучащих звуков (1—2—3), мажорное трезвучие, интонацию чистой кварты, октавы; направление движения мелодии (вниз, вверх, на месте), его характер (поступенное, скачкообразное);
  14. отражать в различных формах двигательной активности освоенные элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, приём «рука — нотный стан», ручные знаки и др.), в том числе следить по нотной записи за направлением движения мелодии и отображать его соответствующими музыкально-пластическими средствами (поступенное движение, скачки); петь с одновременным тактированием на две, три доли;
  15. принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых музыкальных произведений;
  16. иметь опыт выступления с хором в своём и других образовательных учреждениях;

7 класс

  1. Передавать музыкальный образ в его развитии, используя выразительные возможности голоса, подчинять техническую сторону исполнения художественным задачам;
  2. чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1 – e2, негромко (динамика p-mf, небольшое crescendo, diminuendo), округлым, полётным звуком, используя мягкую атаку; владеть приёмами звуковедения legato, non legato, marcato, staccato;
  3. участвовать в исполнении простых видов двухголосия: выдержанный звук в одном из голосов, простейшие подголоски, мелодическое или ритмическое остинато, каноны;
  4. исполнять различные по уровню сложности (в том числе с развитой мелодией, с элементами хроматизма, скачками, движением мелодии по звукам аккордов, протяжёнными музыкальными фразами), разнохарактерные музыкальные произведения: песни и детские хоры, одноголосные и с элементами двухголосия, с сопровождением и a capella, в куплетной, простой двухчастной, трёхчастной форме, простые виды канонов;
  5. уметь исполнять самостоятельно (соло, a capella) или с сопровождением фортепиано (в исполнении учителя) 2—3 любимые песни;
  6. самостоятельно контролировать певческую установку, сохранять оптимальный мышечный тонус во время несложных движений корпуса;
  7. контролировать певческое дыхание, экономно распределять выдох при пении протяжённых музыкальных фраз;
  8. следить за качеством дикции, уметь беззвучно артикулировать текст в ритме песни в различных темпах;
  9. понимать усложняющийся дирижёрский жест учителя,в том числе при разделении хора на два голоса;
  10. развивать свой музыкальный слух и голос, осознавать значение упражнений; знать правила охраны голоса, беречь свой певческий аппарат;
  11. слушать линию аккомпанемента, другой хоровой партии во время пения;
  12. выявлять интонационные и ритмические ошибки всобственном пении, сознательно стремиться к их устране- нию;
  13. сочинять, исполнять на простейших ударных инструментах и/или с помощью звучащих жестов ритмические аккомпанементы к разучиваемым песням; исполнять партию такого аккомпанемента по ритмической партитуре, состоящей из двух партий;
  14. ориентироваться в элементах нотной грамоты: длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая ноты и соответствующие паузы), ритмические фигуры (пунктирный ритм, триоль); ноты певческого диапазона первой и второй октавы; знаки альтерации; музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, С, 6/8;
  15. различать на слух: интервалы (секунда, терция, кварта), лады и аккорды (мажорное и минорное трезвучие), двухдольный и трёхдольный размер;
  16. сольфеджировать доступные фрагменты знакомых песен и попевок;
  17. понимать значение понятий и терминов: гамма, тоника, тональность, тон, полутон, консонанс, диссонанс, соло, ансамбль, канон, интерпретация, обработка, песенные жанры, контраст;
  18. исполнять с опорой на нотную запись вокальные партии разучиваемых произведений, упражнения, распевания;
  19. конструктивно и творчески взаимодействовать в процессе ансамблевого, хорового исполнения, предлагать варианты сценического воплощения элементов художественного образа;
  20. иметь опыт выступления с хором на уровне районных смотров, фестивалей, участия в социальных и культурных мероприятиях своего района;

8 класс

  1. Совершенствовать выразительность исполнения; выявлять в разучиваемых произведениях наиболее важные интонации, кульминации, границы формы и находить под руководством педагога исполнительские средства для их воплощения;
  2. чисто интонировать свою партию в удобном диапазоне (сопрано d1 – f2, альты h – c2), петь в академической манере, используя мягкую, при необходимости твёрдую атаку звука; петь в динамическом диапазоне p – f, сохранять округлость, полётность звука при увеличении силы и яркости звучания голоса, эпизодически подключать элементы филировки звука, владеть штрихами legato, non legato, staccato, marcato, tenuto; 3) участвовать в исполнении различных видов двухголосия: двухголосие с выдержанным звуком, подголосочный склад, гармоническое двухголосие по принципу вторы, гетерофония, канон;
  1. исполнять более сложные (мелодика с хроматизмами и модуляциями, скачками на неустойчивые ступени лада, ритмическими сложностями, длинными фразами, в том числе в подвижном темпе) музыкальные произведения разных жанров, различной формы (в том числе сложная трёхчастная форма, рондо, вариации, части из циклов);
  2. уметь самостоятельно исполнить выученные произведения a capella, соло, небольшим ансамблем, в том числе двухголосно;
  3. довести до автоматизма певческую установку: активное свободное положение корпуса, плечи расправлены, ощущение упругости грудных и поясничных мыщц, мыщц брюшного пресса;
  4. владеть приёмами и навыками оптимального певческого дыхания в различных темпах (сдержанный темп: медленный вдох через нос, выдох через рот, губы остаются мягкими; быстрый темп — вдох бесшумный одновременно через рот и нос, плечи не поднимаются), формировать навыки цепного дыхания;
  5. контролировать певческую дикцию, выполнять правила вокальной орфоэпии, стремиться к округлости и ровности гласных, чёткому, ясному единовременному произнесению согласных в конце слова, фразы;
  6. гибко следовать за дирижёрским жестом во время исполнения музыки при контрастной смене темпа, динамики, характера звука;
  7. целенаправленно развивать свой музыкальный слух и голос, соблюдать правила охраны голоса;
  8. во время исполнения слушать себя и других; вслушиваться в гармонию, интервалы, возникающие при пении двухголосия, в сочетании вокальной партии и аккомпанемента, слышать красоту многоголосной музыки;
  9. замечать недостатки и исправлять их при повторном исполнении, работать над качеством унисона, ансамбля, хорового строя;
  10. подбирать на доступных музыкальных инструментах ритмические аккомпанементы, мелодические подголоски, простейшие гармонии  к разучиваемым музыкальным произведениям;
  11. исполнять музыкальные произведения, ориентируясь по партитуре;
  12. уметь читать нотную запись: звуковысотность в пределах певческого диапазона, ключевые и случайные знаки, ритмические фигуры на основе изученных длительностей, в том числе с синкопами, распевами; узнавать в нотной записи освоенные интервалы, аккорды;
  13. определять на слух мажорные и минорные лады, тонику, устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические и гармонические интервалы (секунда, терция, кварта, квинта, октава);
  14. понимать значение понятий и терминов: переменный лад, пентатоника, интервал, вариации, рондо, аккорд, тоническое трезвучие, вокализ, речитатив, эпизод, дуэт, трио, импровизация, музыка в народном стиле, мюзикл, джаз, a capella;
  15. сольфеджировать песни и попевки в процессе разучивания, по нотам и наизусть с ориентацией на наглядную клавиатуру, с одновременным тактированием в музыкальном размере исполняемого фрагмента;
  16. участвовать в театрализации, поиске сценических решений для исполнения выученных музыкальных произведений;
  17. принимать участие в сводных хоровых выступлениях, певческих праздниках в своей образовательной организации и за её пределами, в том числе на городских, областных культурных и общественных мероприятиях;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.

Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха. Большую роль в становлении певцов – артистов играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом общеобразовательной школы, это может быть участие:

- в различных праздниках внутри школы;

- в концертах для родителей;

- в общешкольных мероприятиях;

- в отчётных концертах;

- в районных и городских конкурсах.

По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.

Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.

В соответствии с модульной структурой программы по «Музыке» рекомендуется постоянно включать в репертуар, выдерживать содержательный баланс между следующими пластами музыкальных произведений1:

—музыка русских и зарубежных композиторов-классиков;

—обработки народных песен (русских; своей республики, края; других народов России и мира);

—песни современных композиторов (в том числе песни из популярных мультфильмов, кинофильмов, мюзиклов).

В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отводимое на знакомство с основными вокально-хоровыми навыками, изучение сопутствующих теоретических знаний, разучивание репертуара. Порядок и конкретная формулировка тем может варьироваться по усмотрению учителя.

На практике подготовка к освоению конкретного навыка, усвоению тех или иных терминов и понятий может начинаться заранее. Закрепление, совершенствование и проработка навыков и понятий также может продолжаться столько, сколько будет необходимо для их устойчивого формирования. Указанное разделение по часам является условным и призвано показать пропорции распределения учебного времени между различными дидактическими единицами, элементами содержания. В реальном учебно-воспитательном процессе несколько тематических блоков могут и должны присутствовать на каждом занятии, позволяя обучающимся осваивать ритмические, мелодические, выразительные и иные стороны музыки в неразрывном единстве.

5 класс

№ п/п

Раздел, тема занятия

кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

Вводное занятие. Инструктаж.

План работы на учебный год

1

1

-

предвари

тельный

I

Вокальная работа.

19

1.

Певческая установка.

1

-

1

текущий

2.

Работа над дыханием.

5

1

4

текущий

3.

Работа над атакой звука.

4

1

3

текущий

4.

Артикуляция.

4

1

3

текущий

5.

Работа над дикцией.

5

1

4

текущий

II

Распевание.

10

1.

Вокально – интонационные упражнения.

10

1

9

текущий

III

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

32

1.

Ансамбль.

8

1

7

текущий

2.

Строй.

8

1

7

текущий

3.

Стили хоровых произведений.

3

1

2

текущий

4.

Разучивание песенного репертуара.

13

3

10

текущий

IV

Концертно - исполнительская деятельность

6

1

5

Итоговый

Итого:

68

13

55

6 класс

№ п/п

Раздел, тема занятия

кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

Вводное занятие. Инструктаж.

План работы на учебный год

1

1

-

предвари

тельный

I

Вокальная работа.

19

1.

Певческая установка.

1

-

1

текущий

2.

Работа над дыханием.

5

1

4

текущий

3.

Работа над атакой звука.

4

1

3

текущий

4.

Артикуляция.

4

1

3

текущий

5.

Работа над дикцией.

5

1

4

текущий

II

Распевание.

10

1.

Вокально – интонационные упражнения.

10

1

9

текущий

III

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

32

1.

Ансамбль.

8

1

7

текущий

2.

Строй.

8

1

7

текущий

3.

Стили хоровых произведений.

3

1

2

текущий

4.

Разучивание песенного репертуара.

13

3

10

текущий

IV

Концертно - исполнительская деятельность

6

1

5

Итоговый

Итого:

68

13

55

7 класс

№ п/п

Раздел, тема занятия

кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

Вводное занятие. Инструктаж.

План работы на учебный год

1

1

-

предвари

тельный

I

Вокальная работа.

10

1.

Певческая установка.

1

-

1

текущий

2.

Работа над дыханием.

2

1

1

текущий

3.

Работа над атакой звука.

2

1

1

текущий

4.

Артикуляция.

2

1

1

текущий

5.

Работа над дикцией.

3

1

2

текущий

II

Распевание.

5

1.

Вокально – интонационные упражнения.

5

1

4

текущий

III

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

14

1.

Ансамбль.

3

1

2

текущий

2.

Строй.

3

1

2

текущий

3.

Стили хоровых произведений.

2

1

1

текущий

4.

Разучивание песенного репертуара.

6

2

4

текущий

IV

Концертно - исполнительская деятельность

4

1

3

Итоговый

Итого:

34

12

22

8 класс

№ п/п

Раздел, тема занятия

кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

Вводное занятие. Инструктаж.

План работы на учебный год

1

1

-

предвари

тельный

I

Вокальная работа.

19

1.

Певческая установка.

1

-

1

текущий

2.

Работа над дыханием.

5

1

4

текущий

3.

Работа над атакой звука.

4

1

3

текущий

4.

Артикуляция.

4

1

3

текущий

5.

Работа над дикцией.

5

1

4

текущий

II

Распевание.

10

1.

Вокально – интонационные упражнения.

10

1

9

текущий

III

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

32

1.

Ансамбль.

8

1

7

текущий

2.

Строй.

8

1

7

текущий

3.

Стили хоровых произведений.

3

1

2

текущий

4.

Разучивание песенного репертуара.

13

3

10

текущий

IV

Концертно - исполнительская деятельность

6

1

5

Итоговый

Итого:

68

13

55

Учебно-тематический план работы с солистами.

№ п/п

Раздел, тема занятия

кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

Вводное занятие. Инструктаж.

План работы на учебный год

1

1

-

предвари

тельный

I

Вокальная работа.

29

1.

Певческая установка.

1

-

1

текущий

2.

Работа над дыханием.

      10

     2

      8

текущий

3.

Работа над атакой звука.

8

1

7

текущий

4.

Артикуляция.

5

1

4

текущий

5.

Работа над дикцией.

5

1

4

текущий

II

Распевание.

10

1.

Вокально – интонационные упражнения.

10

1

9

текущий

III

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

56

1.

Ансамбль.

11

1

10

текущий

2.

Строй.

11

3

8

текущий

3.

Стили хоровых произведений.

10

2

     8

текущий

4.

Разучивание песенного репертуара.

24

4

20

текущий

IV

Концертно - исполнительская деятельность

6

1

   5

Итоговый

Итого:

     102

18

84

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. — М., 2005.

Альбова Е., Шереметьева Н. Вокально-хоровые упражнения для начальной школы. — М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1949.

Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб. статей. — М., 1953.

Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй / Сост. Б.Э. Биринская. — Л., 1977.

Гембицкая Е. Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы. — М., 1960.     Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып. 1: 1—4 классы. — М., 1964.

Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. — М., 1972.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 1997.

Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003. Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. — М., 1976.

Лукашин А. М., Перепелкина А. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. — М., 1964.

Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. — Л.: Музыка, 1966. — 87 с. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2003. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. — Л., 1972. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. — М., 1999.

Распевание в школьном хоре / Сост. Н. Добровольская. — М.: Музыка, 1969. — 90 с.133

Рачина Б. С. Распевание в детском хоре. 210 упражнений [Ноты]: учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2016. — 104 с.

Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. — СПб.: «Композитор, 2007. — С. 103.

Садовников В. И. Орфоэпия в пении. — М., 1952.

Соколов В. Г. Работа с хором. — М., 1983.

Струве Г. А. Музыка для всех. — М., 1978. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. — М., 1986.

Струве Г. А. Школьный хор. — М., 1981.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.    Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.

Яковлев А. С. Физиологические закономерности певческой атаки. — Л., 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Примерный тематический план программы дополнительного образования в 4-5 классах.

Данный материал может использоваться для дополнительного образования учащихся 4-5 классов во второй половине дня....

Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.

Представленна программа дополнительного образования по баскетболу,  7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Рабочая программа дополнительного образования для 3-4 классов

       Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и ф...