Методическая разработка по теме: "Джаз. Кратко от истории возникновения до сегодняшнего дня"
занимательные факты по музыке

Очерк предлагает разобраться в различных взглядах на джаз и его историю. Многие люди достаточно знают о том  направлений музыки, которым они увлечены,  данная работа направлена на стремление проникнуть глубже, туда, где было зарождение иностранной музыки – музыки, ставшей эталоном музыкального искусства во всём мире.

Так что же все-таки такое джаз? И как он попал в Россию?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhaz.docx23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возникновение джаза

Пожилой черный мужчина сидит верхом на барабане цилиндрической формы. Он часто ударяет пальцами и ребром ладони по поверхности барабана, создавая пульсирующий ритм. Второй барабанщик подхватывает его быстрыми и резкими ударами. Третий человек, сидящий на земле, щипает струны инструмента, корпус которого грубо выпилен из тыквы. Другую тыкву превратили в барабан, и женщина бьет по нему двумя короткими палочками. Сперва вступает один голос, ему отвечают другие. Плотная толпа темных тел – примерно 500 или 600 человек – собирается в круг и движется в ритме музыки. Всё это могло бы происходить в Африке. Однако, действие происходит в Новом Орлеане XIX века. Танец называется «Ring-shout» (англ. – звони, кричи). Разрозненные отзывы очевидцев свидетельствуют, что такие танцы происходили в Новом Орлеане на Конго Сквер, на месте современного парка Луи Армстронга. Этот африканский ритуал существовал как часть коллективной памяти черного населения города. Никому не требовалось объяснять ноты, или чувства, или ритм – всё это содержалось в душе танцующих и исполняющих музыку людей.

Новый Орлеан был основан в 1718 году. Не прошло и полвека со времени основания города, когда в 1764 году Франция уступила Новый Орлеан Испании. В 1800 году Наполеон Бонапарт добился возвращения города из-под испанского владычества, но новый период французского правления продлился лишь три года, после чего Луизиана была продана Соединенным Штатам. В результате, в начале XIX определяющую роль в создании особой атмосферы Нового Орлеана играли французские и испанские поселенцы. Латино-католическая культура, которой был пропитан Новый Орлеан, оказалась подходящей колыбелью для джазовой музыки. Музыку и танцы с Конго Сквер едва ли разрешили бы в более англизированных штатах! В Луизиане же культурная смесь испанских, кубинских, африканских элементов стала питательной почвой, на которой произросли великие музыкальные стили современности: джаз, блюз, каюн, зайдеко и другие. И самые сильные созидательные тенденции исходили от низшего афро-американского слоя. Насильно отделенные от родины, лишенные свободы, эти переселенные американцы с усиденным рвением хватались за те элементы своей культуры, которые они смогли увезти с собой из Африки. Музыка и народные сказания оказались самыми стойкими. А Новоорлеанский Большой Совет в 1817 году выделил специальное место для танцев рабов! Английские власти подобной терпимостью не отличались. В других штатах запрещалось использование барабана и других звучных инструментов. Выходцы с Британских островов пытались обращать афро-американцев к поучительным примерам западной музыки. Эффект получался обратный: европейские стили менялись и обогащались под влиянием тех африканских традиций, искоренению которых они были способствовать. Вместо унисона или многоголосия получалась полифония, которая создавалась в группе, где все поющие могли импровизировать одновременно.

Таким образом, джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.

Особенности африканской музыкальной традиции

С течением времени у каждого народа появились свои характерные особенности музыкального творчества. Так, в России, например, были широко распространены русские народные песни, пользовавшиеся большим успехом среди всего населения. Эти широкие, чаще протяжные песни поддерживали народ в трудные минуты и шли с ними по жизни.

В Тироле основался жанр «йодль». Он является звукоподражающим: пение без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков, основанная на воспроизведении звукосочетаний вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo».

Так мы распознаем принадлежность того или иного музыкального жанра к определенной нации. Что же характерно для негритянской нации?

Прием перекличек, взаимосвязь между музыкой и танцем – черты африканской музыкальной традиции. Ещё одна важная её особенность – это использование инструментов для имитации человеческого голоса. Всё вышеизложенное, а также импровизация, спонтанность, необычайное богатство ритма и проявит себя в джазе! Но, как будет утверждать один и первых джазовых музыкантов Джелли Ролл Мортон: «Если Вы не можете придать мелодии оттенок испанского звучания, Вам никогда не удастся создать нужную приправу для джаза»[1].

Судьба самого Джелли Мортона, по моему мнению, также показательна для особенностей джаза, как судьба Х. Колумба для специфики полиэтнического Американского континента.

Джелли Ролл Мортон родился в семье креола П. Ла Манта в 1885 году. Уже во младенчестве он обнаружил интерес к музыке и ритму. В детские годы начал играть в небольших струнных ансамблях. К юности он мог играть на самых разных инструментах: гитаре, скрипке, ударных, тромбоне и фортепиано. К 20-м годам ХХ века он был уже профессиональным музыкантом высокого класса. Он работал во многих американских городах, изредко возвращаясь в Новый Орлеан. Особый успех ему и его ансамблю «Jelly Roll Morton and His Red Hot Peppers» принесли безупречные в техническом отношении записи его музыки на грампластинках. Музыкальная карьера Джелли Мортона была прервана начавшейся в 1928 году Великой депрессией, когда число продаваемых пластинок резко сократилось. В начале 30-х годов Мортон остался не у дел. Это подорвало его здоровье, и 10 июля 1942 года в Лос – Анджелесе Джелли Ролл Мортон умер.

Джаз сегодня

Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой». Во многом на него повлияли сами исполнители, ведь у каждого из них была своя манера исполнения, своя интерпретация. Так, одним из наиболее известных и вошедших в историю музыкантов стал Луи Армстронг, который внес огромный вклад в развитие джаза в США. Всё началось с Чикаго, когда туда иммигрировали новоорлеанские джазовые мастера. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга «Горячая Пятёрка» и «Горячая Семёрка», но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из «Austin High School» помогла возрождению Новоорлеанской школы.

Элла Джейн Фицжеральд - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди джаза». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пении скэтом. И сегодня многие любители джаза слушают её восхитительные песни, пытаясь перенестись в ту самую эпоху джазового превосходства.

В России, а нас интересует именно Санкт-Петербург, джаз тоже стал частью культуры. Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки была открыта 1 января 1989 года благодаря энтузиазму и активной деятельности известного джазового музыканта - мультиинструменталиста с мировым именем, композитора, народного артиста России Давида Голощекина. Созданная с целью пропаганды джаза как серьезного, высокодуховного музыкального искусства, она входит в число элитарных джазовых клубов мира. Только здесь Вы можете услышать лучших профессиональных джазовых музыкантов Санкт-Петербурга, России и зарубежья, которые представят Вам все направления джаза: от блюза до современных форм.

Одной из наиболее любимых мной исполнительниц русского джаза является Лариса Долина. Её потрясающий голос необыкновенно сочетается с особенностями джазового исполнения. То, как передает джазовое настроение она, несравнимо с исполнением других джазбэндов России. Однако у каждого свои голосовые инструменты, и в силах каждого человека показать джаз с других сторон, импровизировать и создавать новые возможные интерпретаци


[1] Ted Gioia. The history of Jazz/ Foreign Affairs, 1993, с.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методическая разработка урока с применением ИКТ по истории Древнего мира "Греко-персидские войны"

Предлагаемый материал можно использовать в готовом виде, поскольку прилагается и презентация. Учитель может внести  свои коррективы, с учетом  особенностей класса....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Игра по станциям "ИСТОРИЯ СПОРТА"".

Здоровье человека - тема для разговора достаточна актуальная, а в 21 веке она становится первостепенной....

Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...