Работа с одаренными детьми на уроках музыки
статья по музыке

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota-s-odarennymi-detmi-na-urokah-muzyki.docx49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках музыки

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.

Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одаренность.

Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создается благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширение их знаний по данному предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала на уроках музыки я использую современные развивающие образовательные технологии. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Дети создают иллюстрации к песням, опере, балету…

Любят работать  над  проектами  по заданным темам  ( Музыка- главный герой сказки», «Почему Бах не писал оперы», «География творчества М.И.Глинки» и др…

В связи с современной насыщенностью учебным материалом невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему поможет решить  внеурочная деятельность, дополнительное образование.

Выявлять и развивать одаренных учащихся можно через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательных работ. Для этого можно использовать разнообразные формы работы:

– предметные викторины

– творческие и интеллектуальные конкурсы

– «мозговые штурмы»

– интеллектуальные марафоны и т.д.

Также можно создавать группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы с детьми в этом направлении определяется успехами учащихся на различного рода конкурсах. Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся , растет интерес детей к занятиям, расширяется кругозор учащихся, повышается «качество знаний», развиваются коммуникативные, интеллектуально-коммуникативные и творческие способности учащихся.

В свой план работы с одарёнными детьми непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса и разучиванию многоголосия. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях недостаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

- пения без музыкального сопровождения, под  фортепиано, под минусовую  фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику и строить голоса;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

Подбор репертуара:

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж”.

5. Использовать народные песни, образцы церковной музыки, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6.  Включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)

7. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.

8. Все песни должны соответствовать  возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Работать с детьми -  это настоящее счастье, удовольствие, творчество,  самовыражение, а   ещё огромная ответственность и труд.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который

всегда готов помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), он раскрывает все свои таланты и мы всегда  рады видеть этих детей на  внутришкольных  мероприятиях: «Праздник 1 звонка»; «Последний звонок 11 класса»; «День учителя»; «Праздник осени и вежливости»; «Битва хоров», «Новогодние представления». «Путешествие в мир сказок»…

Я  своей работой  стараюсь увлечь детей, расширить их кругозор в мир музыкального искусства.

Где дети занимают призовые места.

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшихся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильно плод».

В.А.Сухомлинский.

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В практике часто встречаются такие дети, к которым нужно найти правильный подход, что позволит достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителем, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одаренность состоит из различных способностей.
Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).

Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

- способность к переживанию в форме музыкальных образов;

- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

- метод наблюдения за музыкой;

- метод сопереживания;

- метод моделирования художественного творческого процесса;

- метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.
В современном образовании так мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои способности в чём-либо, и потом направить его внимания в ту область деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный » . Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они « намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка. Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают .Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным ,то есть исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии - людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Наблюдение может быть непрерывным , изо дня в день, а может и с перерывами.

-На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально- одарёнными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток ( в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. Детям в начальной школе очень нравиться слушать произведения Э.Грига из сюиты « Пер Гюнт». Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela),и театральные (изображая образы героев литературногоисточника сюиты),и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшее в воображении, образы героев и цветов ощущения).

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. « Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться».

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей. Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку- способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность. Выявляя музыкальные способности детей с помощью различного вида их творческой деятельности, мы стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей. Методы, применяемые для развития музыкальных способностей: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа. В современном образовании так мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одаренных. Скорее нам педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определенные способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребенок одаренный может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.

Типы одаренности

Зачем учителю нужно знать типы одаренности?

Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.
Учитель должен знать тины одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.
Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.
Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их принято называть, «вундеркиндов». Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных детей не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и творчески, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким , а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учеников получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышение способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности – и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники – это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.
Как и предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.
Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предлагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и вне меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

Понимание типологии одаренности – это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Нетрадиционные формы обучения музыке

Так каким же должен быть современный урок? Как сделать урок лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является урок. Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий, твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом
Урок как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже белее трехсот лет. Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ученика. Конструируя современный урок, не следует упускать из виду того, что наш ученик – это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрозненном виде, образной форме.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что урок представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает учителям решать педагогические проблемы. Однако урок, в его обычном понимании, не является единственной формой организации учебной работы в школе.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения
В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И. Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм. Инновационная деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения и привела в своё время к созданию нетрадиционных форм обучения.

В настоящее время термин «нетрадиционный» получил довольно широкое распространение. Это «нетрадиционная медицина», «нетрадиционные подходы в экономике», «нетрадиционные политические взгляды» и др. особое место в этом перечне мы отводим»нетрадиционным формам» организации учебного процесса.

В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный – это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариантность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построением урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут соответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а необычность такого занятия проявляется в форме построения и ведения урока, которая основана на творческом воображении ребят и фантазии учителя.
Для многих учителей рамки традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда учитель стремится сделать занятия ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-путешествие, урок-диспут, экскурсии.
Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на уроке. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок.

Новаторская деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

Когда учитель стремится сделать занятия эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Система работы с одаренными детьми на уроках музыки.

Цель:
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, а также создание среды способствующих формированию творческих способностей в области искусства.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями( или имеет внутренними предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально эстетического образования. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность. Пение – ведущий способ музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
Музыкально- одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения , свои музыкальные приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы их слушать снова и снова, а к другим они равнодушны.
Музыка развивает общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Выразительность исполнения невозможна без осознания смыслового содержания словесного текста, особенностей интонационного музыкального развития и их взаимосвязи.
В своей практике я не часто, но сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять активное участие. Выходя на сцену выступать( к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным.
Лонгитюдным (англ. Longitude – долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии – людей) в течении времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и перерывами.
- На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;
- способность к переживанию в форме музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:
- метод наблюдения за музыкой;
- метод сопереживания;
- метод моделирования художественного творческого процесса;
- метод интонационно стилевого постижения музыки.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.
Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства, каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащегося.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке музыке: - интегрированные уроки: музыка – чтение, музыка - изо, музыка – труд, музыка – ритмика: а также: урок – путешествие, урок – экскурсия, КВН, урок- игра, урок – сказка, урок – концерт.
Урок – КВН – также используется на уроках музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь всё как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри – это педагоги, учащиеся старших классов. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие уроки доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие уроки просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными.
Урок-концерт. Разновидность обобщающего урока в конце. Цель его – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течении учебного года.
Урок-концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно параллельных классов. Строить урок-концерт можно следующим образом. Вначале учитель рассказывает родителям, учителям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Затем учитель приглашает в зал учащихся, которые входят в зал под музыку.
На уроке-концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года.
Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Существует прием цвет-настроение. Он позволяет детям принять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Действительно, одно из форм процесса обучения – игра – по сей день является  самой занимательной, увлекающей, доставляющей удовольствие ученикам в овладении знаниями. Это прием так же помогает выявить  реакции детей на музыку, закрепить представление о ее характере. Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый ) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным торжественным характером. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки соответствуют характеру музыки и почему
Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках музыки"

Создание благоприятных условий для активной познавательной деятельности учащихся на уроках музыки. Методы и формы  работы с одаренными детьми....

Работа с одаренными детьми на уроках музыки.

В статье рассматривается вопросы выявления одаренных детей, работа с ними, подбор репертуара. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Работа с одаренными детьми на уроках музыки

Работа с одаренными детьми на уроках музыки...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....