Методическая разработка «Роль предмета «концертмейстерский класс» в развитии ученика-пианиста»
методическая разработка по музыке (7, 8 класс)
. Этот предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано необходимых для дальнейшего совершенствования практической деятельности будущего пианиста, в том числе в качестве концертмейстера. Изучаемый предмет предлагается для практической деятельности весь учебный год 7 класса и первое полугодие 8 класса. Этот период является осознанным и ответственным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._klass.docx | 21.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств»
Методическая разработка «Роль предмета «концертмейстерский класс» в развитии ученика-пианиста»
Подготовила:
преподаватель отделения
ДПОП «Фортепиано»
Малышева С.Н.
2024г.
Предмет «концертмейстерский класс» в ДШИ по специальности фортепиано является составной частью в предпрофессиональной подготовке обучающихся и является одним из основных направлений в обучении и воспитании юных пианистов- любителей. Этот предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано необходимых для дальнейшего совершенствования практической деятельности будущего пианиста, в том числе в качестве концертмейстера. Изучаемый предмет предлагается для практической деятельности весь учебный год 7 класса и первое полугодие 8 класса. Этот период является осознанным и ответственным.
На протяжении всего периода обучения необходимо помнить, что концертмейстерская деятельность- это один из пластов в музыкальном исполнительском искусстве, что концертмейстер- это важная и ответственная составляющая любого исполнения: вокалиста, струнника, духовика… С первых уроков надо учить начинающего пианиста так, чтобы основным в обучении было умение видеть нотный текст и осознавать важность этого процесса.
Уроки «концертмейстерского класса» позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами вокальной и инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, развить умение слушать иллюстратора. Концертмейстерская практика предполагает владение всем арсеналом пианистического мастерства и множеством дополнительных умений: навык видеть всю партитуру, выстраивать вертикаль обеих партий, обеспечивать баланс и пульсацию музыкальной ткани, добиваться того, чтобы партия солиста и музыкальная ткань сопровождения слились в одно целое.
Приобретение ансамблевых и ансамблево-концертмейстерских навыков способствует воспитанию сопереживания и определяет более зрелый статус эмоциональной сферы.
Применительно к деятельности музыканта-пианиста, концертмейстерство- это одна из самых распространённых и востребованных профессий, несмотря на тот факт, что методика преподавания этого предмета в полном и достаточном объёме обучения отсутствует. С этим видом деятельности необходимо учащегося познакомить и, как можно, в более раннем возрасте.
Что такое аккомпанемент? В 20 веке этому слову дали чёткую формулировку- это музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту. Характер и роль аккомпанемента зависит от эпохи, национальной принадлежности и её стиля.
В средние века было унисонное или октавное удвоение вокальной или инструментальной мелодии. С развитием полифонно-гармонического склада в конце 16-го начале 17-го в. Аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. Со времён Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена аккомпанемент выписывается авторами полностью. Истории клавирного аккомпанемента в России около 3-х веков. Становление этого вида связано с развитием вокальной музыки. Многие русские композиторы были прекрасными концертмейстерами: А.Варламов, А. Доргомыжский, А. Гурилёв, М. Глинка.
Процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался во второй половине 19-го века, завершился в 20-м столетии.
Сейчас видна важность роли концертмейстера в исполнительстве. Для многих пианистов профессия концертмейстера является основной. Её престиж поддерживается всероссийскими и международными конкурсами.
Организация учебного процесса.
Важным фактором является правильное планирование работы и продуманный выбор репертуара .Что подразумевается под планированием занятий? Это составление индивидуальных планов на каждого учащегося с учётом его возможностей на каждое полугодие. В этот план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.
Главное, не следует включать произведения, превышающие музыкально- исполнительские возможности учащегося и несоответствующие его возрастным способностям. В классе аккомпанемента решаются следующие задачи:
- Развитие навыков игры;
- Расширение музыкального кругозора;
- Развитие творческих способностей учащегося с разным уровнем способностей.
Одарённость учащегося и его способности точно аккомпанировать не всегда совпадают. Учащимся, которые любят выступать соло, бывает трудно перестроиться на рол концертмейстера и наоборот. Ак-компаниатор является опорой для солиста. У маленького музыканта воспитываются качества:
- Умение слышать партнёра;
- Согласовывать свои действия с его;
- Слышать слияние всей звуковой ткани.
Для успешного формирования навыков концертмейстера необходимо планировать работу на уроках.
- Разбор текста, партии солиста;
- Самостоятельно или с помощью педагога разбор произведения;
- Проучивание партии сопровождения, работа над звуком;
- Создание музыкального образа в ансамбле с солистом;
- Публичное выступление.
На занятиях необходимо постоянно развивать навык чтения с листа. Главный результат этой работы- умение охватить пьесу в целом. В этом процессе есть ряд недостатков, если этой работой не заниматься:
- Не обращает внимание на смену ключевых знаков;
- Ученик может озвучивать паузы;
- Аккорды могут читать сверху вниз;
- Не дослушивает длинные ноты;
- Долго вычисляет ноты на дополнительных линейках;
- Обе вольты может играть подряд.
На уроке следует читать лёгкие пьесы (легче на 2-3 класса). Можно использовать такие средства:
1.Учитель играет, ученик проверяет и наоборот.
2. Ученику поручается переворачивать ноты своему товарищу- это приковывает внимание.
Самые главные моменты в работе над аккомпанементом или этапы этой работы:
- Предварительное зрительное прочтение нотного текста: размер, темп, фактура изложения, тональный план.
- Воспроизведение нотного текста на инструменте. Можно проиграть произведение самому педагогу, чтобы лучше понять характер музыки.
- Проучивание текста каждой рукой, наметить удобную аппликатуру, обратить внимание на бас, так как это фундамент гармонии.
- Отработать эпизоды с различными элементами трудности.
Главная задача педагога – научить ученика:
1.Не перекрывать партию соло, не играть серым, без красок, звуком;
2. Координировать силу звука по отношению к солисту;
3. Умело распределять постепенное нарастание или ослабление силы звука;
4.Уметь выразительно исполнять цезуры, соблюдать паузы;
5. Точное исполнение штрихов;
6. Умелое пользование педалью.
7. Если есть вступление, следует определиться с темпом. Если вступление отсутствует, то можно договориться с солистом о каком-то общем жесте.
Концертное выступление - это итог всей ранее проделанной работы. Главная цель совместного выступления – раскрыть и донести до публики музыкально-художественный замысел.
Развитие концертмейстерского мастерства является важным в подготовке музыканта. Задача педагога- воспитать у учащегося желание и интерес, привить ему навыки инстру-ментального и вокального аккомпанемента.
Если принять во внимание необходимость правильно использовать интеллектуальные и эмоциональные воздействия на ученика, то становится ясно, что реальное достижение этой проблемы должно осуществляться именно в учебно-воспитательном процессе. Умение точно объяснить нужные приёмы для создания художественного образа- это те факторы, которые важны для роста учащегося в освоении такого предмета, как « концертмейстерский класс».
Список используемой литературы:
Савельева М. В. Обучение учащегося – пианиста в концерт-мейстерских классах чтению с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии// Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3-М; Музыка, 1991.
Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента// С. М. 1969.
Винокур Л. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. – М.; Музыка 1978.
Кубанцева Е. Н. Концертмейстерский класс. – М. Музыка 2002.
Хавкина- Трахтер Р. Работа в концертмейстерском классе // Вопросы фортепианной педагогики. М. Музыка № 4 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация образовательной предпрофессиональной программы по предмету Концертмейстерский класс.
В презентации представлена актуальность, новизна программы Концертмейстерский класс....
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Концертмейстерский класс" ПО.01.УП.03.В.03
Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся фортепианного отделения детской школы искусств....
Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...
Методическая разработка урока в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"
Методическая разработка урока по истории России в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"...
Методическая разработка "Роль хореографии в развитии детского творчества"
В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо на...
Методическая разработка "Роль воспитателя в развитии критического мышления школьников".
Методическая разработка посвящена проблемам формирования критического мышления школьников в впроцессе обучения и воспитания в современных условиях....
Методическая разработка. Русский язык 5 класс. Развитие речи. Описание предмета
Представлена технологическая карта урока.Задачи урока: - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи,- знакомиться со структурой текста типа «описание», с...