Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_03.10.docx | 24.28 КБ |
urok_10.10.docx | 26.67 КБ |
urok_14.11.docx | 23.32 КБ |
urok_17.10.docx | 29.86 КБ |
urok_24.10.docx | 24.66 КБ |
urok_26.09.docx | 25.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа № 137 | Учитель музыки: Варламова С. В. |
Дата: 03.10.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Варламова С. В. |
Класс: 6 «К» | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И. Н. |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Булатова А. С. |
Евстефеевой Анастасии Денисовны | Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Цель: Продолжение обогащения знаний об эмоционально-образном строе русской музыке с помощью обращения к фольклору.
Задачи:
- Обучающая: Расширить знания обучающихся о фольклоре и русских народных традициях.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, желание слушать классическую музыку.
- Воспитательная: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке и своему народу.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: «Матушка, что во поле пыльно – русская народная песня, «Ты, река ль, моя реченька» – русская народная песня, А. Е. Ермолов «Осенний блюз».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог, рефлексия.
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Настраивать на работу | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки проведу у вас снова я, давайте с вами музыкально познакомимся и поздороваемся! (Музыкальное приветствие) | – Здравствуйте! (Музыкальное приветствие) | 2 мин. |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | - Отлично! Начнем же, на прошлом уроке мы с вами говорили о старинном русском романсе, кто скажет, что такое романс? Верно, часто романсы и песни были посвящены русской народной теме, и сегодня мы продолжим с вами знакомиться с русским фольклором, что поможет нам проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа. Скажите мне, что такое фольклор? Верно! Вместе с фольклором помогает также нам обращение к былинам, старинным преданиям. Они рассказывают нам о важных моментах в жизни человека, о народных традициях, запечатлённых в различных обрядах или народных обычаях. Один из самых красивых обрядов – старинная русская свадьба – представляет собой сложную цепь торжественных церемоний. «Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а и иногда и недель. Подразделялась она на две части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьёй и разыгрывалась в доме невесты. Смятение и тревога, переживаемые девушкой-невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно..». Давайте сейчас с вами послушаем эту русскую народную песню и ответим на вопросы: какой характер у этой песни, какое настроение, какие эмоции переживает главная героиня? (слушание) Итак, какой характер у данной песни? Отлично! Какое настроение у данной песни? Хорошо, какие же эмоции переживает главная героиня? Хорошо, как мы с вами услышали, это песня имеет такой же склад, как и романс «Красный сарафан», это песня диалог между матушкой и невестой, которой боязно выходить замуж, в речах же матери слышится сочувствие невесте. Просто и безыскусно звучат мелодии свадебных песен. Благородно и возвышенно передают они душевное состояние человека, его чувства и мысли. Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, а также плясками, катанием на лошадях, посещением родных. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход её в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами. Невеста должна была плакать и причитать даже в тех случаях, когда она шла замуж по любви или взаимному согласию. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они её «вспоили, вскормили». Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом. Давайте сейчас послушаем с вами одну из таких песен, «Ты, река ль, моя реченька» и ответим на вопросы: какой у неё характер, настроение, какие эмоции возникают у вас при прослушивании этой песни? (слушание) Итак, ребята, какое настроение и характер у этой песни? Очень хорошо, какие у вас эмоции возникают у вас при прослушивании этой песни? Хорошо, ребята, и правда, данная песня очень хорошо подходит под песни причитания, отчетливо слышны слезы невесты о былой жизни. Но почему же здесь идёт сравнение с рекой? Дело в том, что особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращённые к природе: девушка сравнивается с рекой, лебёдушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Как река течёт – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями. Вот такой вот красивый этот, свадебный обряд, нередко русские композиторы обращались к нему в своих произведениях. Например, М. Мусоргский ввёл в партитуру оперы «Хованщина» подлинную народную мелодию праздничной величальной песни, а М. Глинка для оперы «Иван Сусанин» сочинил музыку в духе народной песни. Подытожим наш урок исполнением весёлой песни «Осенний блюз»! | - В песнях и романсах. – Романс – это произведение, исполняемое в небольшом помещении для голоса или инструмента, выражает чувства человека. - Устное словесное и музыкальное народное творчество, а также словесно-музыкальные и музыкально-хореографические народные произведения. (слушание) - Быстрый, грустный, иногда спокойный – Грустное, печальное – Ей грустно, она боится выходить замуж, ей страшно. (слушание) - Грустное, очень печальное, тоскующее - Становиться очень грустно, жалко невесту, вызывает сочувствие к ней. | 22 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, | Давайте с вами распоёмся, подготовим голосовой аппарат к пению. (распевание) (поём первый куплет) Осыпает осень листьями дорогу, украшает. Давайте теперь по пробуем полностью спеть весь куплет. (припев) Осенний блюз звучит в тиши. Ты не молчи, ты напиши. Я так хочу, я так стремлюсь Услышать твой осенний блюз, Услышать твой осенний блюз. (второй куплет) Эти звуки Извлекают из рояля мои руки, Испаряя, прогоняя сердца муки Под мелодию осеннего дождя. Свет струится. Ягод спелых багровеет вереница, И качаясь на ветвях – на тонких спицах, Опадает, словно тает на глазах. Хорошо, остановимся только на одном куплете. (припев) Отлично, вы большие молодцы! | (распевание) | 11 мин. |
Итог, рефлексия | Подвести итог урока, провести рефлексию. | Вот, наш урок и подошёл к концу, а сейчас, давайте проведём небольшую викторину, для закрепления знаний. Я зачитываю вопрос, спрашиваю у вас какой должен быть ответ, а после мы вместе проверяем. Давайте приступим.
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно! Похлопайте в ладони если вам понравилось, и если нет, то оставьте руки на столе, спасибо за урок, до свидания! | Устное словесное и музыкальное народное творчество, а также словесно-музыкальные и музыкально-хореографические народные произведения. Плач, причитания Для того, чтобы украсить песню, сделать более красивой её. Свадьба делиться на 2 части, первая это прощание с невестой, где все плачут и прощаются с ней, вторая часть, это большой пир, празднования, гуляния. - До свидания! | 5 мин. |
Предварительный просмотр:
Школа № 137 | Учитель музыки: Варламова С. В. |
Дата: 10.10.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Варламова С. В. |
Класс: 6 «К» | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И. Н. |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Булатова А. С. |
Евстефеевой Анастасии Денисовны | Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Два музыкальных посвящения»
Цель: Формирование представления о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.
Задачи:
- Обучающая: Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов, совершенствовать эстетическое восприятие и чувства ребенка.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, интерес к музыке, способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств музыкальной выразительности
- Воспитательная: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: М. И. Глинка «Я помню чудное мгновение», сл. А. С. Пушкин, А. Е. Ермолов «Осенний блюз».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог, рефлексия.
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Настраивать на работу | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки проведу у вас снова я, давайте с вами музыкально познакомимся и поздороваемся! (Музыкальное приветствие) | – Здравствуйте! (Музыкальное приветствие) | 2 мин. |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | - Отлично! Начнем же, на прошлом уроке мы с вами продолжали тему русского романса, а также обратились к русскому фольклору, давайте вспомним термины с прошлого урока, что такое романс? Хорошо, что такое фольклор? Отлично! Напомните на сколько частей делилась свадьба на Руси? Хорошо, вы большие молодцы, закончим данную тему тем, что по подробней проговорим, в каких произведениях русские композиторы использовали данный обряд. М. П. Мусоргский ввёл в партитуру оперы «Хованщина» подлинную народную мелодию праздничной величальной песни. М. И. Глинка для рперы «Иван Сусанин» (»Жизнь за царя») сочинил музыку в духе народной песни. Хор девушек «Разгулялися, разливалися воды вешные по лугам» в опере «Иван Сусанин» несёт в себе свет, безмятежность, оттеняя один из самых драматичных моментов оперы. Он помогает почувствовать трагический смысл происходящего, пережить напряжённость развёртывающегося на сцене действия: увели враги Ивана Сусанина – отца Антониды. Не вернётся он больше в дом. И в ответ на слова подружек Антонида поёт свою песню-романс «Не о том скорблю, подруженьки». Задушевная, простая мелодия, трогательные интонации народных причитаний раскрывают внутренний мир героини, её боль за отца... Хорошо, ребята, вот мы и прошли данную тему, теперь приступим к следующей – «Два музыкальных посвящения». Урок будет посвящен прекрасному композитору, М. И. Глинке, и его музыкальному произведению, романс «Я помню чудное мгновение». Родился он 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки. Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки. - Романс «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинки (1804-1857) на стихи А. С. Пушкина считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начал XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы внимательно послушайте. (читаю стихотворение) Итак, вот так звучит данное стихотворение. Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом. Стихотворение обращено к Анне Петровне Керн. молодой привлекательной женщине, которую двадцатилетний поэт впервые увидел на балу в Петербурге в доме Олениных в 1819 году. Это была мимолётная встреча, и Пушкин сравнивал её с видением божественной красавицы. Глинка же сочинил романс в 1840 г. через несколько лет после трагической гибели Пушкина, и посвятил в честь дочери А. П. Керн, Екатерине Ермолаевне Керн. Нежная грация и плавность главной мелодии романса служат основой его мелодического развития, рождая всё новые гибкие варианты исходных интонаций. Сейчас мы с вами его послушаем, и ответим насколько вопросов: какой по характеру этот романс, какой у него темп? (слушание) Итак, какой по характеру этот романс, какой темп у него? Хорошо, молодцы, продолжим, трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Композитор создаёт образ мимолётного видения: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую. Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой. Её можно охарактеризовать словами Пушкина: «Всё в ней гармония». Итак, какой же вывод мы можем сделать? Почему же тема называлась два музыкальных посвящения? А. С. Пушкин посвятил стихотворение А. П. Керн, Глинка же её дочери, Е. Е. Керн, так и перекликаются между собой два посвящения. Ребята, а вы знали, что у нас в городе есть культурный объект, который посвящён данному композитору? Кто знает, о каком культурном объекте идёт речь? Верно, Открытие театра состоялось 29 сентября 1956 года. Первой постановкой стала опера «Князь Игорь». В день премьеры театру решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся было присвоено имя М. И. Глинки. И интереснейшим фактом является здесь то, что как раз романс «Я помню чудное мгновенье» звучит на протяжении антракта в данном театре, в знак почтения данному композитору. Вот мы и окончили данную тему, и под конец урока предлагаю спеть песню «Осенний блюз» по плюс и под минус, а также проработать сложные места. Начнём же! | - В песнях и романсах. – Романс – это произведение, исполняемое в небольшом помещении для голоса или инструмента, выражает чувства человека. - Устное словесное и музыкальное народное творчество, а также словесно-музыкальные и музыкально-хореографические народные произведения. (слушание) - Спокойный, не быстрый, добрый, нежный, ласковый. - Театр оперы и балете им. М. И. Глинки. | 22 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, | Давайте с вами распоёмся, подготовим голосовой аппарат к пению. (распевание) (поём первый куплет) Осыпает осень листьями дорогу, украшает. Давайте теперь по пробуем полностью спеть весь куплет. (припев) Осенний блюз звучит в тиши. Ты не молчи, ты напиши. Я так хочу, я так стремлюсь Услышать твой осенний блюз, Услышать твой осенний блюз. (второй куплет) Эти звуки Извлекают из рояля мои руки, Испаряя, прогоняя сердца муки Под мелодию осеннего дождя. Свет струится. Ягод спелых багровеет вереница, И качаясь на ветвях – на тонких спицах, Опадает, словно тает на глазах. Хорошо, остановимся только на одном куплете. (припев) Отлично, теперь попробуем под минус. (поём под минус, прорабатываем сложные места) Хорошо, вы молодцы! Давайте напоследок познакомимся с новой песней, «Есть местечко родное у нас», послушаем её и ответим на вопросы, про что она, какая по характеру? (слушание песни) Итак, ребята, про что эта песня? Совершенно верно! Песня про наш город Челябинск, а какой у неё характер? Отлично, вы большие молодцы! | (распевание) - Про Челябинск! – Быстрый, весёлый, бодрый, звонкий. | 11 мин. |
Итог, рефлексия | Подвести итог урока, провести рефлексию. | Вот, наш урок и подошёл к концу, а сейчас, давайте проведём небольшую викторину, для закрепления знаний. Я зачитываю вопрос, спрашиваю у вас какой должен быть ответ, а после мы вместе проверяем. Давайте приступим.
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно! Похлопайте в ладони если вам понравилось, и если нет, то оставьте руки на столе, спасибо за урок, до свидания! | – Романс – это произведение, исполняемое в небольшом помещении для голоса или инструмента, выражает чувства человека. Романс «Я помню чудное мгновение». А. С. Пушкин Театр оперы и балета Во время антракта - До свидания! | 5 мин. |
Предварительный просмотр:
Школа № 137 | Учитель музыки: Варламова С. В. |
Дата: 14.11.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Варламова С. В. |
Класс: 6 «К» | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И. Н. |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Булатова А. С. |
Евстефеевой Анастасии Денисовны | Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Искусство прекрасного пения»
Цель: Знакомство с прекрасным пением «бельканто», с исполнителями этого стиля , и с жанром «баркаролы»
Задачи:
- Обучающая: Познакомить обучающихся с вокальным стилем «бельканто», новым вокальным жанром – баркарола.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, интерес к музыке, умение слушать и анализировать прослушанный материал.
- Воспитательная: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку
Тип урока: Урок открытия «нового» знания.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: «Очи черные» – Ф. Шаляпин, «Вдоль по Питерской» – Ф. Шаляпин, «Баркарола» – Ф. П. Шуберт, , муз. Игорь Растеряев, сл. — Константин Рубинский – «Наш Челябинск».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Организация слушательской деятельности.
- Итог, рефлексия.
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Настраивать на работу | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки проведу у вас снова я, давайте с вами музыкально познакомимся и поздороваемся! (Музыкальное приветствие) | – Здравствуйте! (Музыкальное приветствие) | 1 мин. |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | Итак, начнем же наш урок. Сегодня мы с вами повторим то, что изучили на прошлом уроке и начнём новую тему. Итак, вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке? Хорошо, верно! Где родился Ф. Шаляпин, чем он занимался и кем был? Хорошо, молодцы! Шаляпин не только исполнял известные произведения, но и сам сочинял и исполнял свои песни. Сейчас мы с вами две из них послушаем и ответим на вопросы: какой у них характер, какие чувства вызывают они при прослушивании? Первая песня – «Очи черные» (слушание) Итак, каков характер песни? Хорошо, какие чувства вызывают они при прослушивании? Отлично, ребята! Теперь послушаем следующую песню – «Вдоль по питерской» и ответим на те же вопросы. (слушание) Итак, какая она по характеру? Хорошо, какие чувства возникают при прослушивании? Молодцы! Вот мы повторили эту тему, и послушали новые песни, а теперь давайте с вами продолжим разучивать припев нашей песни! | - О Ф. И. Шаляпине. - Родился в Казани, с девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, был оперным певцом, актёром, живописцем, графиком, скульптором. (слушание) - Средний темп, беспокойное, тревожное. – Беспокойство, восторг, важность. (слушание) - Весёлая, медленная, добрая – Спокойствие, веселье. | 15 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, | Давайте с вами распоёмся, подготовим голосовой аппарат к пению. (распевание) (припев) Город наш спортсмен и артист, (учим мелодию, проговариваем слова) (прохлопываем ритм песни, отрабатываем ритм) Хорошо, ребята, вы большие молодцы! Теперь продолжим дальше заниматься. | (распевание) (поют припев) (учат мелодию, проговаривают слова) (прохлопывают ритм песни, отрабатывают ритм) | 15 мин. |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | Давайте перейдём к следующей теме урока. Тема нашего урока – «Искусство прекрасного пения». Кто-нибудь из вас знаком с термином Бельканто? Бельканто в переводе с итальянского как раз и означает красивое, прекрасное пение. Так же называют всякое виртуозное исполнение певца-мастера, которое доставляет эстетическое наслаждение. Родиной бельканто является Италия. Композиторы, художники, певцы, артисты стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием архитектурных памятников, картин, скульптур, красотой её музыки, пения. Известными представителями данного пения были Мария Каллас – греческая оперная певица; Энрико Карузо, Марио дель Монако, и конечно наши, русские исполнители: Елена Образцова, Ирина Архипова, Анна Нетребко, в том числе и Ф. Шаляпин. Слушая его песни, сразу слышно, его прекрасный мощный голос. Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии. Это и «Песни без слов» немецкого композитора Ф. Мендельсона, одна из которых так и называлась «Песня венецианского гондольера» и «Баркарола» австрийского композитора Ф. Шуберта. Кстати о баркароле. Давайте подробней рассмотрим этот жанр и послушаем это произведение. Баркарола От итал.Barca - лодка Баркарола - первоначально - песня венецианских лодочников (гондольеров). Баркарола - песня, пьеса для фортепьяно, хор или другое музыкальное произведение, связанное с изображением катания на лодке. Для баркаролы характерны: - светлый, лирический, мечтательный характер музыки, умеренный темп Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются элементы музыкальной изобразительности. Теперь давайте послушаем «Баркаролу» Ф. Шуберта и ответим на несколько вопросов: какой характер у данного произведения? какие средства музыкальной выразительности использовались в этом произведении? (слушание) Итак, какой характер у данного произведения? Хорошо, какие средства музыкальной выразительности использовались в этом произведении? Хорошо, вы большие молодцы! Тем временем наш урок подошёл к концу, сейчас проведём небольшую викторину! | (если знают – отвечают; если нет, то поясняю) (слушание) - Быстрый, беспокойный, грустный. – Быстрый темп, мелодия разнообразна, в начале тихо, затем постепенно усиливается звук, ритм быстрый, одинаковый, поёт человек и сопровождает его фортепиано. | 7 мин. |
Итог, рефлексия | Подвести итог урока, провести рефлексию. | Давайте проведём небольшую викторину, для закрепления знаний. Я зачитываю вопрос, спрашиваю у вас какой должен быть ответ, а после мы вместе проверяем. Давайте приступим.
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно! Похлопайте в ладони если вам понравилось, и если нет, то оставьте руки на столе, спасибо за урок, до свидания! | - Красивое, прекрасное пение. – Италия. – Мария Каллас, Елена Образцова, Ирина Архипова, Анна Нетребко, Ф. Шаляпин. – Народная песня венецианских гондольеров. – Ф. Шуберта. | 2 мин. |
Предварительный просмотр:
Школа № 137 | Учитель музыки: Варламова С. В. |
Дата: 17.10.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Варламова С. В. |
Класс: 6 «К» | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И. Н. |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Булатова А. С. |
Евстефеевой Анастасии Денисовны | Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Уноси моё сердце в звенящую даль...»
Цель: Осознавание обучающимися степень влияния личности творца на создание им произведения искусства, выявление выразительно-смысловой сущности музыкальных произведений и сопоставление музыкальных образов.
Задачи:
- Обучающая: Учить вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать, совершенствовать эстетическое восприятие и чувства ребенка.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, интерес к музыке, способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств музыкальной выразительности.
- Воспитательная: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: М. И. Глинка – Вальс «Фантазия», С. В. Рахманинов – романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок», А. Е. Ермолов «Осенний блюз», муз. Игорь Растеряев, сл. — Константин Рубинский – «Наш Челябинск».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог, рефлексия.
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Настраивать на работу | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки проведу у вас снова я, давайте с вами музыкально познакомимся и поздороваемся! (Музыкальное приветствие) | – Здравствуйте! (Музыкальное приветствие) | 1 мин. |
Организация слушательской деятельности | Проверить знания обучающихся | Хорошо, начнем же урок! Урок начнется с небольшого опроса-викторины по предыдущей теме. Давайте вспомним, что такое романс? - В чём отличие романса от песни? - С каким романсом мы познакомились на прошлом уроке? - Кто является автором этого романса? - Автор стихотворения? - Кому посвятил А.С.Пушкин своё стихотворение? - Кому посвятил М.И.Глинка свой романс?
Хорошо! Все правильно назвали ответы, а теперь давайте с вами попробуем исполнить полностью песню «Осенний блюз» наизусть! | - Это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента. - И романс, и песня – это разновидности вокальной музыки. Но песня возникла как тип народного творчества. Она присутствует в каждой культуре мира. А романс – это камерное произведение, которое исполняется одним артистом с инструментальным сопровождением. Для него характерна тесная связь между поэтическим текстом и мелодией. В романсе нет припевов. - «Я помню чудное мгновение» - М.И.Глинка – А.С.Пушкин - Анне Керн - Екатерине Керн, дочери Анны Керн | 3 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, | Давайте с вами распоёмся, подготовим голосовой аппарат к пению. (распевание) (поём всю песню) (поём под минус, прорабатываем сложные места) Хорошо, вы молодцы! | 10 мин. | |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | - Отлично! А теперь продолжим, на прошлом уроке мы с вами познакомились с М. И. Глинкой и его романсом «Я помню чудное мгновение», сегодня же мы закончим с ним наше ознакомление, прослушаем ещё одно его произведение и приступим к следующей теме. Удивительное произведение русской музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», было сочинено М. И. Глинкой под влиянием сильного и глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн. Композитор написал этот вальс для фортепиано, но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Известны и три варианта оркестровки этого сочинения, принадлежащие самому Глинке, который в течение жизни неоднократно возвращался к своему произведению. Давайте послушаем это произведение и ответим на несколько вопросов: какой у него характер, настроение, какими средствами композитор передаёт единое лирическое чувство и его различные эмоциональные оттенки? (слушание) Итак, какой характер у этого произведения, какое настроение? Совершенно верно, произведение очень лиричное, спокойное, а какие же средства музыкальной выразительности придают ему эту лиричность? – Хорошо, ребята, вы отлично ответили, на этом мы закончим знакомство с М. И. Глинкой и приступим к следующей теме и композитору. Тема:, «Уноси моё сердце в звенящую даль...». Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. В краткой биографии Сергея Рахманинова указано, что он был выходцем из дворянского рода. Это, однако, не помешало ему добиться известности в СССР. Первые музыкальные уроки от родной матери он начал получать уже в четырёхлетнем возрасте. Семейное наследие оказало на всю жизнь Рахманинова огромное влияние. Мать его отлично играла на фортепиано, отец был музыкантом-любителем, а дед – известным пианистом и композитором. В возрасте 13 лет он лично познакомился с П. И. Чайковским, и эта встреча сильно его впечатлила. Начало XX в. – время, в которое жил и творил С. В. Рахманинов, было переломным для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества. С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который слышу окружающий меня мир.» Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышать. Так и случилось. С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил со соей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно... как в жизни. Великая заслуга с. Рахманинова в его напевнейшей мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязанная. Подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «Сирень». Кружевное плетение звуков фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая интонация вырастает в распевную мелодию. Давайте с вами послушаем этот романс и ответим на несколько вопросов: какой характер и настроение произведения, какие эмоции у вас возникали во время прослушивания? (Слушание) Итак, ребята какое настроение и характер у данного произведения? Хорошо, какие эмоции возникали у вас во время прослушивания? Молодцы ребята, а знаете, почему романс назван в честь «Сирени»? Сирень – этот скромный цветок, который Сергей Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его любимой родины, а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка и до самых последних дней. Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Следующий романс, это романс «Здесь хорошо». Её величество - Природа. Данному непревзойдённому Божьему творению человечество преклонялось во все времена, а люди искусства этот полный очарования удивительный мир возвеличивали в своих произведениях. Поэты отображали красоты природы в стихах, художники в картинах, композиторы в инструментальной и вокальной музыке. Романс «Здесь хорошо», не исключение. Давайте послушаем его и ответим на вопросы: какой характер, настроение, и какие эмоции проявились у вас при прослушивании? (слушание) Итак, какой же характер и настроение у данного произведения? Хорошо, какие эмоции у вас проявились во время прослушивания? Хорошо, и наконец мы послушаем последний романс, это романс «Островок». Романс «Островок» на стихи выдающегося английского поэта Перси Биши Шелли в оригинальном переводе Константина Бальмонта. «Островок» Сергей Рахманинов посвятил своей любимой кузине Соне Сатиной, которая с юных лет так боготворила природу, что родственники считали её «не от мира сего». Впоследствии Софья Александровна Сатина - младшая сестра жены композитора Натальи Александровны, стала известным профессором ботаники и Доктором биологических наук. Давайте послушаем и после ответим на вопросы: какой у него характер и настроение, про что романс? (слушание) Итак, какой характер у произведения? Хорошо, а про что этот романс? Хорошо, ребята вы молодцы, а теперь давайте сравним эти три романса? схожи они или наоборот различны, как вы думаете? Молодцы, ребята! Совершенно верно, эти три романса действительно схожи по своей теме, воспевание природы, её красоты. Вот мы и прошли данного композитора, а теперь давайте с вами напоследок начнём разучивать новую песню. | (слушание) - Спокойный, грустный, ласковый, нежный. - У него красивая мелодия, ритм вальса, будто это танец, спокойный не быстрый темп, всё это придаёт лиричности произведению. - Добрый, нежный, хороший, милый, спокойный, ласковый. - Расслабление, спокойствие, было хорошо. - Добрый, возвышенный, хороший. – Спокойствие, восторжение природой - Спокойный, добрый, ласковый, хороший. – Про островок, про природу. – Данные романсы схожи друг с другом, каждый из них про природу, возвышение её, посвящение её, воспевание, все три спокойные и лиричные по характеру, ласковые, в не быстром темпе. | 13 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке | (первый куплет) Есть родное местечко для нас Там, где плещется речка Миасс На её берегах некрутых Кто-то крепость однажды воздвиг С той поры появилось немало Парков, улочек, храмов, фонтанов, Разбегался от крепости той Город, ставший судьбой и мечтой Он кому-то покажется тихим После вечной столичной шумихи Он спокоен, разумен, уютен, Торопиться здесь некуда людям Бор сосновый шумит за рекою Солнцем залито Алое Поле И почаще, чем в гордой столице Здесь я вижу счастливые лица (учим мелодию, проговариваем слова) Хорошо, ребята, вы большие молодцы! | 11 мин. | |
Итог, рефлексия | Подвести итог урока, провести рефлексию. | Вот, наш урок и подошёл к концу, а сейчас, давайте проведём небольшую викторину, для закрепления знаний. Я зачитываю вопрос, спрашиваю у вас какой должен быть ответ, а после мы вместе проверяем. Давайте приступим.
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно! Похлопайте в ладони если вам понравилось, и если нет, то оставьте руки на столе, спасибо за урок, до свидания! | - Вальс-фантазия. - С. В. Рахманинову - «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок». - Данные романсы схожи друг с другом тем, что каждый из них про природу, возвышение её, посвящение её, воспевание, все три спокойные и лиричные по характеру, ласковые, в не быстром темпе. - До свидания! | 2 мин. |
Предварительный просмотр:
Школа № 137 | Учитель музыки: Варламова С. В. |
Дата: 24.10.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Варламова С. В. |
Класс: 6 «К» | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И. Н. |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Булатова А. С. |
Евстефеевой Анастасии Денисовны | Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
Цель: Знакомство обучающихся с исполнительским творчеством выдающегося певца Ф. И. Шаляпина.
Задачи:
- Обучающая: Обобщить понятие мастерство исполнителя, знания о певческом голосе (бас), жанрах вокальной музыки.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, интерес к музыке, способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств музыкальной выразительности.
- Воспитательная: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, чувство патриотизма, интерес к русскому исполнительскому искусству.
Тип урока: Урок открытия «нового» знания.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: М. И. Глинка – Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. И. Шаляпина, Н. А. Римский-Корсаков – Песня Варяжского князя из оперы «Садко» в исполнении Ф. И. Шаляпина, М. И. Глинка – Ария Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» в исполнении Ф. И. Шаляпина, муз. Игорь Растеряев, сл. — Константин Рубинский – «Наш Челябинск».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог, рефлексия.
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Настраивать на работу | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки проведу у вас снова я, давайте с вами музыкально познакомимся и поздороваемся! (Музыкальное приветствие) | – Здравствуйте! (Музыкальное приветствие) | 1 мин. |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | Итак, начнем же наш урок. Тема: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя». Отношение композитора к жизни, его оценка всего происходящего в мире, его душевные переживания – всё это является содержанием музыкальных образов. Музыка, записанная нотами, становится действительно музыкой только тогда, когда она исполнена и услышана. «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», – говорил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938). О нём то мы и будем говорить. Федор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери. С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках. В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», — писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов. Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа. Давайте обратимся к музыкальным образам, которые сыграл Шаляпин. Первое: это опера «Руслан и Людмила», М. И. Глинки, Ария Фарлафа. Давайте послушаем с вами это произведение в исполнении Шаляпина и ответим на несколько вопросов: Какие характерные особенности свойства голоса вы услышали? Какие чувства вызывают при прослушивании произведения? Передаёт ли тот образ Шаляпин с помощью музыки? (слушание) Итак, приступим к вопросам. Какие характерные особенности свойства голоса вы услышали? Верно! Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал очень мощно. Какие чувства вызывают при прослушивании произведения? Передаёт ли тот образ Шаляпин с помощью музыки? Хорошо, молодцы! Перейдём к следующему образу. Роль Ф.Шаляпина из оперы Римского-Корсакова «Садко» После того, как Садко выиграл спор, он обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Три заморских посла — варяжский, индийский и веденецкий (венецианский) — выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Давайте послушаем песню Варяжского князя и ответим на несколько вопросов: Каким вы представляете образ этого героя? Какие интонации мы слышим в музыке? (слушание) Итак, приступим к вопросам, Каким вы представляете образ этого героя? Какие интонации мы слышим в музыке? Хорошо, молодцы! И последнее, что мы послушаем, это Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Давайте послушаем ария и ответим на несколько вопросов: какой характер исполнения, и какой музыкальный образ. (слушание) Итак, каково характер исполнения? Хорошо, какой музыкальной образ? Отлично, ребята! «Только правдивое – прекрасно» – таково было кредо Ф. Шаляпина. Он писал: «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путём к красоте я поэтому признал для себя – правду». Вот мы и окончили данную тему, а теперь давайте с вами приступим к разучиванию нашей песни. | (слушание) - Мощь, сила, бархатистость - Бодрости, гордости, важности, да передаёт. (слушание) - Важным, грозным, величавым. - Величавость, размеренность, уверенность, красота. (слушание) - Распевное звучание, спокойный. – Эпический и драматический. | 25 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, | Давайте с вами распоёмся, подготовим голосовой аппарат к пению. (распевание) (припев) Город наш спортсмен и артист, (учим мелодию, проговариваем слова) Хорошо, ребята, вы большие молодцы! | 12 мин. | |
Итог, рефлексия | Подвести итог урока, провести рефлексию. | Вот, наш урок и подошёл к концу, а сейчас, давайте проведём небольшую викторину, для закрепления знаний. Я зачитываю вопрос, спрашиваю у вас какой должен быть ответ, а после мы вместе проверяем. Давайте приступим.
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно! Похлопайте в ладони если вам понравилось, и если нет, то оставьте руки на столе, спасибо за урок, до свидания! | - О Ф. И. Шаляпине. – В Казани. – Оперным певцом. – Фарлаф из оперы «Руслан и Людмила», Варяжский князь оперы «Садко», Иван Сусанин из оперы «Иван Сусанин» - «Только правдивое – прекрасно» | 2 мин. |
Предварительный просмотр:
Школа № 137 | Учитель музыки: Варламова С. В. |
Дата: 26.09.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Варламова С. В. |
Класс: 6 | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И. Н. |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Булатова А. С. |
Евстефеевой Анастасии Денисовны | Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс»
Цель: Знакомство обучающихся с жанром романс и обогащение знаний об эмоционально-образном строе русской музыки.
Задачи:
- Обучающая: Расширить знания обучающихся о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки.
- Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, развивать интерес к музыке, желание слушать классическую музыку.
- Воспитательная: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока: Открытие «нового» знания.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: П. П. Булахов «Гори, гори, моя звезда», А. Е. Варламов «Красный сарафан», А. Е. Ермолов «Осенний блюз».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог, рефлексия.
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Настраивать на работу | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Денисовна, и сегодня урок музыки проведу у вас я, давайте с вами музыкально познакомимся и поздороваемся! (Музыкальное приветствие) | – Здравствуйте! Музыкальное приветствие) | 2 мин. |
Организация слушательской деятельности | Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание. | - Отлично! Приступим же к уроку, сегодня нам предстоит узнать много чего интересного! Итак, в общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие. Из устного общения людей выросла и музыкальная речь. И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность. Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? (В песнях и романсах.) А что такое романс? (Романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.) Хорошо! Вот мы и подощли к нашей теме, «Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс». - Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Одним из известных русских композиторов, сочиняющих романсы, был Александр Егорович Варламов (1801-1848). Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова. Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры. Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Давайте же послушаем этот романс и ответим на несколько вопросов: О чем этот романс? Какая мелодия у романса? Как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? (Просмотр видеоклипа) - Итак, приступим к ответам на вопросы. О чем этот романс? Верно, вот вам интересный факт, почему же именно красный сарафан у невесты? Чаще всего цвет у сарафана был красным, так как это традиционный цвет радости на Руси. Слово «красный» помимо цветового значения имело прежде и значение «красивый». В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа. На венчании девушка была одета в скромный и печальный наряд. Некоторые девушки шли под венец в черном платье и черной фате. После обряда венчания невеста облачалась в праздничный, яркий, обычно красный сарафан, который символизировал начало новой жизни. Косу располагали именно вдоль спины, так как предки считали, что так она наполняла ребенка жизненной силой. Именно поэтому после замужества женщине плели две косы. Одна коса давала питание ее жизни, а другая — ее будущим потомкам. Приступим к следующим вопросам. Какая мелодия у романса? Как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Верно, ребята а как вы думаете, почему девушка просит не отдавать её замуж, не шить ей красный сарафан? – Отлично, ребята, вы большие молодцы! Сейчас мы с вами послушаем ещё один романс, но уже другого композитора. Итак, романс, который мы с вами послушаем называется «Гори, гори, моя звезда». Знаете, ребята, а ведь история этого романса поистине романтическая! Накануне 1847 года московские власти решили отметить 700-летие города. К дате объявили множество творческих конкурсов. К сочинению вдохновляла рождественская звезда (Рождество тогда предшествовало Новому году). К тому же, в это время воображение потрясало научное открытие планеты Сатурн. И в этой творческой атмосфере появился романс "Гори, гори, моя звезда". Стихи написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, композитор Пётр Булахов После слушание ответим на несколько вопросов: О каких чувствах рассказал нам этот романс? Какой он по характеру? (Просмотр видеоклипа) Итак, ребята, о каких чувствах рассказал нам романс? Верно, какой он по характеру? - Верно, ребята, вы большие молодцы! Давайте теперь попробуем сравнить эти два романса. Чем первый романс отличается от второго? Совершенно верно! Вот, мы и познакомились с этим прекрасным жанром вокальной музыки, как, романс. А сейчас давайте теперь с вами под конец урока выучим песню, песня очень красивая, в честь нынешнего времени года «Осенний блюз» (слушание песни) | - В песнях и романсах. – Романс – это произведение, исполняемое в небольшом помещении для голоса или инструмента, выражает чувства человека. (Просмотр видеоклипа) - В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости. - В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная. - Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале. - Потому что девушка не хочет замуж, не хочет лишаться девичьей воли, погулять ещё, поразвеяться. (Просмотр видеоклипа) - О любви. - Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски. - Второй романс более грустный, печальный, красный сарафан походит на русскую народную песню, и заканчивается в мажоре, на веселой ноте, а Гори, гори, моя звезда больше походит на классическое произведение, и заканчивается грустно. (слушание песни) | 22 мин. |
Организация исполнительской деятельности | Практический (пение), наглядный (показ образца) | Итак, вот такую песню, мы с вами будем учить. Давайте с вами распоёмся, подготовим голосовой аппарат к пению. (распевание) Разучивать песню мы будем с вами с помощью игры «Эхо», сначала пою я, затем вы повторяете за мной. Поехали! Осыпает осень листьями дорогу, украшает. Давайте теперь по пробуем полностью спеть весь куплет. (поём весь куплет) Хорошо, остановимся только на одном куплете. | (распевание) (повторяют строчки) (поём весь куплет) | 11 мин. |
Итог, рефлексия | Подвести итог урока, провести рефлексию. | Вот, наш урок и подошёл к концу, а сейчас, давайте проведём небольшую викторину, для закрепления знаний. Будет несколько вопросов, но они будут не сложные, все по теме урока. Я зачитываю вопрос, спрашиваю у вас какой должен быть ответ, а после мы вместе проверяем. Давайте приступим.
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно! Похлопайте в ладони если вам понравилось, и если нет, то оставьте руки на столе, спасибо за урок, до свидания! | С помощью интонации! - Романс – это произведение, исполняемое в небольшом помещении для голоса или инструмента, выражает чувства человека. - А. Е. Варламов. - Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски. - До свидания! | 5 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты уроков музыки в среднем звене...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты уроков музыки в среднем звене:...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты уроков музыки в среднем звене...
Конспекты урока музыки в среднем звене.
Конспекты урока музыки....