Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassika_i_sovremennost.docx | 26.93 КБ |
opera_a._p._borodina_knyaz_igor._russkaya_epicheskaya_opera.docx | 32.28 КБ |
v_muzykalnom_teatre._balet.docx | 28.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа № 152 | Учитель музыки: Шумакова Татьяна Валерьевна |
Дата: 28.09.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 7 | Преподаватель гитары: Сайфулин Денис Владимирович |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Дорониной Ирины | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Классика и современность»
Цель: Проявление интереса обучающихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с понятиями классика, классическая музыка и современное творчество.
- Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
- Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, гитара, флешка.
Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский – Ноктюрн; Ludovico Einaudi - Fly; Битлз - Не подведи меня; Горизонт – Красная нить.
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог урока и рефлексия
Челябинск, 2023
Предварительный просмотр:
Школа № 152 | Учитель музыки: Шумакова Татьяна Валерьевна |
Дата: 05.10.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 7 | Преподаватель гитары: Сайфулин Денис Владимирович |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Дорониной Ирины | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера.»
Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с понятиями опера, ария.
- Развивающая: развивать интерес к изучению жанра оперы в музыкальной литературе.
- Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, гитара флешка.
Музыкальный репертуар: Бородин А.П. - «Ни сна, ни отдыха измученной душе», «Плач Ярославны», «Половецкая пляска с хором»
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог урока и рефлексия
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. Прошу всех садиться. Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе. | Здравствуйте! | 5 мин | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, совершенствовать эмоциональную сферу. | И так, мы с вами начинаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь". Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения. Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага. Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож 1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства. Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле. В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга. Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря. Что такое ария? Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух. Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену. Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво. Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах. Во время слушания ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)
Слушание «Ни сна, ни отдыха измученной душе» "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга. Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. В плаче Ярославны выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу! При прослушивании подумайте: Каким предстает перед нами образ Ярославны? Слушание: «Плач Ярославны» И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы. Слушание: Половецкая пляска с хором Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья. Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания. Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной. Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? Приведите примеры таких песен и докажите. А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики? | Записываю определение в тетрадь Записываю определение в тетрадь Работа в группах и индивидуально Простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Да День победы, Священная война Мужественный, сильный и т.д. | 20 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать внимание, ладовое чувство, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание её исполнять | Итак, ребята, пора нам спеть песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Как она называлась
| «Что такое осень» Поют песню | 10 мин | ||||||||
Итог и рефлексия урока | Развивать внимание | Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении). Как звали жену князя Игоря Святославича? В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси) Рефлексия: кубик Блума (электронный). Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу. Спасибо за внимание! Урок окончен! | Отвечают на вопросы | 5 мин |
Предварительный просмотр:
Школа № 152 | Учитель музыки: Шумакова Татьяна Валерьевна |
Дата: 12.10.2023 | Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Дарья Александровна |
Класс: 7 | Преподаватель гитары: Сайфулин Денис Владимирович |
Студентки 40 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Дорониной Ирины | Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна |
Тема: «В музыкальном театре. Балет.»
Цель: Ознакомление обучающихся с балетом, типами танца, балетными терминами.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с принципом единства музыки танца.
Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, гитара, флешка.
Музыкальный репертуар: Гаврилин В. – «Тарантелла», «Вариация Модеста» (балет «Анюта»), ДДТ – «Что такое осень?»
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог урока и рефлексия
Челябинск, 2023
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | Добрый день! Я рада вас приветствовать! Прошу всех садиться. Наряду с оперой, балетный спектакль является одним из самых сложных видов музыкально-театрального искусства. Само слово «Балет» происходит от итальянского «ballo» - «танцую». И сегодня этим термином обозначают особый вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. | Здравствуйте! | 5 мин | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, совершенствовать эмоциональную сферу. | Назвать точную дату и «родителей» балета невозможно. Он – дитя многих европейских культур, а его предки – народные танцы, игры, обряды, торжественные шествия и балы’. Балет – вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. Своеобразной точкой отсчёта в истории балета можно назвать эпоху Возрождения. Примерно в XIV-XV вв. в Италии танцы стали подразделять на две категории – бытовые (для развлечения, отдыха) и сценические. Сценический танец постепенно становился всё более красивым, но и более сложным. Разнообразные «па» выстраивались в нём в причудливые сочетания, танцоры составляли красивые узоры из своих движений. Сегодня для исполнения сценического танца требуется специальная подготовка, а сам танец создаёт специальный мастер танца – балетмейстер. Иногда его ещё называют хореографом – от греческих слов хорео – «танец» и графо – «пишу». Ведь балетмейстеру часто приходится записывать танцевальные фигуры на бумаге, для того чтобы танцоры могли их разучить. Балет, как и опера неразрывно связан с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены и арии – замысел писателя раскрывается здесь с не меньшей силой и глубиной. Танцоры выражают его через мимику и жесты, характер и экспрессию движений. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке, мы переживаем и радуемся вместе с любимыми героями. Но их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Именно этот воображаемый портрет и пытаются оживить создатели балета через пластику движений. Сюжетная основа балетного спектакля называется либретто. Либретто обычно основывается на литературном произведении: сказке, легенде, поэме. Однако первоначальный сюжет существенно перерабатывается с учётом хореографического и музыкального воплощения идеи. Так, знаменитый балетмейстер Мариус Петипа указывал композитору П. И. Чайковскому, сколько тактов музыки и в каком темпе необходимо сочинить для той или иной балетной сцены. Балет обладает неограниченными возможностями художественного, образного отражения окружающей действительности. Он способен воплотить любые чувства, раскрыть жизненные конфликты, противоречия. Но больше всего мы ценим искусство балета за необычайную красоту, возвышенные идеалы. Ведь он всегда воспевает в человеке прекрасные, благородные чувства. Также как и опера, балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. И так же, как в опере здесь бывают номера сольные и ансамблевые. Называют их по-французски: па-де-де (танец вдвоем), па-де-труа (танец втроем), па-де-катр (танец вчетвером). Многие балетные правила были разработаны при дворе французского короля Людовика XIV. Он сам очень любил танцевать и даже исполнял роли в балетных спектаклях. Однажды король приказал собрать воедино все танцевальные движения, отобрать самые красивые и записать их. И с тех пор, в знак уважения к вкладу французов в развитие балета, танцоры всего мира пользуются французскими словами для обозначения балетных движений. Присутствуют в балетной терминологии и итальянские слова, например, адажио (медленный лирический танец главных героев). В балете различают два основных типа танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из них также может исполняться соло, ансамблем солистов или кордебалетом (массовый танец). Костюмы являются важным элементом балетного спектакля. Они подчёркивают историческую эпоху, особенности характера персонажей, их роль по сюжету спектакля. Над эскизами костюмов работают театральные художники, которые создают также и декорации. Таким образом, в балетном спектакле возникает синтез многих видов искусства: живопись становится равноправной сестрой музыки и хореографии. Важная роль в балетном спектакле отведена дирижёру. Он не просто управляет театральным оркестром. Его работа помогает воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера-постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен. Так же, как и другие музыкальные жанры, балет постоянно меняется, совершенствуется. Тот облик балетного спектакля, который существовал во времена Чайковского, дополняется новыми сценическими решениями, порой весьма неожиданными, смелыми и даже дерзкими. Балет Валерия Гаврилина «Анюта» Гармоничное сочетание классических традиций балета и новых хореографических решений нашли авторы балета «Анюта». В основе этого спектакля – не миф и не красивая сказка, а прозаический рассказ А. П. Чехова «Анна на шее». Его героиня Анюта – молодая красивая девушка. Она ищет и не находит точку опоры ни в доме отца, ни в браке с престарелым Модестом Алексеевичем. Анюта бросается как в омут с головой в разгульную светскую жизнь, но и там не находит ничего, кроме разочарования. Через лирические, комические, а порой и гротескные образы на сцене разворачивается трагедия «маленького человека». Какие чувства или ассоциации вызывает эта музыка? Слушание Своеобразное духовное самоубийство главной героини происходит на наших глазах… «Анюта» – это актёрский балет, соединяющий в себе танец и драматическую игру. Хореографические «слова» исполнителя одной из главных ролей и одновременно хореографа Владимира Васильева просты и понятны. В сочетании с выразительной и мелодичной музыкой Валерия Гаврилина они создают необычайный эффект. Долгое время в нашей стране этот балет знали только по телевизионной версии. Гениальная актерская игра первой исполнительницы партии Анюты – балерины Екатерины Максимовой - пронзает до глубины души. Заканчивается фильм-балет немой сценой. Героиня Екатерины Максимовой смотрит на зрителя с такой щемящей тоской, что выразить словами подобную душевную скорбь совершенно невозможно… 1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении? – 1 группа 2. Как вы можете охарактеризовать произведение? – 2 группа 3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения? – 3 группа 4. Работа с картой – индивидуальное задание Слушание Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластику, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы. Этого требует новый музыкальный язык современного балета. При всём разнообразии танцевальных элементов хореографии – это не просто сумма отдельных движений, но единый стиль, целостный образ, содержательный художественный замысел. Не случайно подлинные шедевры балетного искусства создаются тогда, когда все его выразительные возможности: музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение – выступают в гармоничном единстве. | Записывают определение Рисуют схему в тетради Записывают в тетрадь Записывают в тетрадь определение адажио и типы танца | 20 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать внимание, ладовое чувство, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание её исполнять | Итак, ребята, пора нам спеть песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Как она называлась?
| «Что такое осень» Поют песню | 10 мин | ||||||||
Итог и рефлексия урока | Развивать внимание | Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Рефлексия: кубик Блума. Спасибо за внимание! Урок окончен! | Отвечают на вопросы | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты уроков музыки в среднем звене...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Конспекты уроков музыки в среднем звене:...
Конспекты урока музыки в среднем звене.
Конспекты урока музыки....
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....