Музыкальный фольклор народов Польши
план-конспект урока по музыке (5 класс)
5 класс
Урок №17
Модуль № 5 «Музыка народов мира».
Тема: Музыкальный фольклор народов Польши.
Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.
Задачи
Цели урока:
- Образовательная: показать особое значение роли музыканта – исполнителя при исполнении фортепианной музыки; понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;
- Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и литературы; развивать эмоционально- целостное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, воспитывать чувство стиля, интерес и уважение к музыкальному наследию
- предметные
уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
метапредметные
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
личностные
развитие чувства гордости за свою Родину на основе изучения лучших образцов русской музыки и литературы;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Вид урока: Сообщение и усвоение новых знаний.
Оборудование: компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е. Д .Критской "Музыка" для 5 класса, папка творчества, портрет Ф. Шопена, раздаточный материал.
Музыкальный материал :
Ф. Шопен «Мазурка» ля минор, «Полонез» Ля мажор Вальс №7 (Шопениана»)
«Дарите музыку друг другу» муз. О. Юдахиной сл. В. Степанова
Музыкальный словарь:
Жанр, Инструментальная музыка , Жанры фортепианной музыки Лирическое стихотворение, Фридерик Шопен Камерная музыка,
Ход урока
- I. Организационный момент. Приветствие
- II. Изучение нового материала. Показ презентации. Беседа по теме урока.
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
- Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
- Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)
. Рассказ учителя «Польская музыка»
Слайд 1
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.
Слайд 2
Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.
Слайд 3
Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.
Слайд 4
Самые ранние из польских музыкальных композиций (например, манускрипты полифонической музыки, найденные в Старом Сонче), датируются XIII веком. Примерно в это же время была написана «Богородица», самая старая известная польская песня. Но первый известный польский композитор, Миколай Радомский, жил в XV веке.
Слайд 5
Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.
Слайд 6
Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11
История происхождения танца:
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.
Интересно:
Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.
Слайд 12
В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.
Типичный ритм полонеза
Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.
Слайд 13
Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.
Михаил Клеофас Огинский приобрел большую известность среди любителей музыки благодаря своему полонезу «Прощание с Родиной», о котором он говорил, что это «полонез не для танца». Задушевная мелодия не похожа на тему торжественного полонеза, лишь в средней части отчетливо слышится характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной.
Дата рождения: 25 сентября 1765
Место рождения: Гузув, Речь Посполитая
Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)
Профессии: политический деятель; композитор
Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.
Слушание: М.Огинский, полонез «Прощание с Родиной».
Слайд 14, 15, 16, 17
История происхождения танца:
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Слайд 18
Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.
Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Типичный ритм мазурки
Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.
Слайд 19
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Слушание: «Мазурка» Ф.Шопена
III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:
Работа в группах «Знакомство с композитором»
Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.
. Презентация работы групп
- IV. Вокально-хоровая работа:
- знакомство с польской народной песней «Кукушка» в обработке А.Сигединского (беседа о содержании);
- построчное разучивание песни;
- выразительное исполнение по группам.
10. Практическое задание 4 (Слайд 20):
Вопросы-тесты для закрепления нового материала:
- Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
- Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
- Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
- Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
- В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)
Д/З: нарисовать иллюстрацию к уроку «Польская музыка», составить по ней небольшой рассказ.
11. Подведение итогов, выставление оценок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_urok_17.docx | 30.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок №17
Модуль № 5 «Музыка народов мира».
Тема: Музыкальный фольклор народов Польши.
Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.
Задачи
Цели урока:
- Образовательная: показать особое значение роли музыканта – исполнителя при исполнении фортепианной музыки; понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;
- Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и литературы; развивать эмоционально- целостное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, воспитывать чувство стиля, интерес и уважение к музыкальному наследию
- предметные
уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
метапредметные
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
личностные
развитие чувства гордости за свою Родину на основе изучения лучших образцов русской музыки и литературы;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Вид урока: Сообщение и усвоение новых знаний.
Оборудование: компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е. Д .Критской "Музыка" для 5 класса, папка творчества, портрет Ф. Шопена, раздаточный материал.
Музыкальный материал :
Ф. Шопен «Мазурка» ля минор, «Полонез» Ля мажор Вальс №7 (Шопениана»)
«Дарите музыку друг другу» муз. О. Юдахиной сл. В. Степанова
Музыкальный словарь:
Жанр, Инструментальная музыка , Жанры фортепианной музыки Лирическое стихотворение, Фридерик Шопен Камерная музыка,
Ход урока
- I. Организационный момент. Приветствие
- II. Изучение нового материала. Показ презентации. Беседа по теме урока.
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
- Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
- Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)
. Рассказ учителя «Польская музыка»
Слайд 1
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.
Слайд 2
Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.
Слайд 3
Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.
Слайд 4
Самые ранние из польских музыкальных композиций (например, манускрипты полифонической музыки, найденные в Старом Сонче), датируются XIII веком. Примерно в это же время была написана «Богородица», самая старая известная польская песня. Но первый известный польский композитор, Миколай Радомский, жил в XV веке.
Слайд 5
Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.
Слайд 6
Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11
История происхождения танца:
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.
Интересно:
Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.
Слайд 12
В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.
Типичный ритм полонеза
Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.
Слайд 13
Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.
Михаил Клеофас Огинский приобрел большую известность среди любителей музыки благодаря своему полонезу «Прощание с Родиной», о котором он говорил, что это «полонез не для танца». Задушевная мелодия не похожа на тему торжественного полонеза, лишь в средней части отчетливо слышится характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной.
Дата рождения: 25 сентября 1765
Место рождения: Гузув, Речь Посполитая
Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)
Профессии: политический деятель; композитор
Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.
Слушание: М.Огинский, полонез «Прощание с Родиной».
Слайд 14, 15, 16, 17
История происхождения танца:
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Слайд 18
Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.
Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Типичный ритм мазурки
Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.
Слайд 19
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Слушание: «Мазурка» Ф.Шопена
III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:
Работа в группах «Знакомство с композитором»
Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.
. Презентация работы групп
- IV. Вокально-хоровая работа:
- знакомство с польской народной песней «Кукушка» в обработке А.Сигединского (беседа о содержании);
- построчное разучивание песни;
- выразительное исполнение по группам.
10. Практическое задание 4 (Слайд 20):
Вопросы-тесты для закрепления нового материала:
- Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
- Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
- Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
- Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
- В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)
Д/З: нарисовать иллюстрацию к уроку «Польская музыка», составить по ней небольшой рассказ.
11. Подведение итогов, выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный фольклор народов Ямала
Цели деятельности педагога: познакомить с музыкальной историей народов Ямала, с народными музыкальными инструментами, рассказать о музыкальных жанрах, закрепить слуховое восприятие тембра ...
КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»
Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана ...
«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"
Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...