Конспекты музыкальных занятий "Путешествие в осенний лес"
план-конспект по музыке

Никитушина Любовь Валерьевна

Представляю цикл музыкальных занятий на тему "Путешествие в осенний лес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_puteshestvie_v_osenniy_les.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия им.В.Н.Татищева

КОНСПЕКТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

НИКИТУШИНА ЛЮБОВЬ ВАЛЕРЬЕВНА,

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

г.Клин

2022 г.

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

  1. Воспитывать чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр.
  2. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление).
  3. Формировать музыкально-двигательные способности детей (развитие ритмичности, совершенствование координации движений, ориентировка в пространстве).
  4. Активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности.
  5. Развивать ладотональный слух.  Правильно передавать мелодию  
  6. песен.  Начинать петь сразу после вступления. Правильно брать дыхание между музыкальными фразами, выполнять логические ударения. Мягко заканчивать концы музыкальных фраз. Петь плавно, напевно с любовью.
  7. Учить детей импровизировать отдельные элементы народной пляски.

Содержание занятия:

  1. Упражнение «Приставной шаг» р. н.  м., «Легкий бег» Майкапара
  2. Ритмо-речевое упражнение «Качели»
  3. Музыкально-дидактическая игра  «Качели»
  4. Видео презентация «Октябрь» П.И. Чайковского
  5. Слушание «Осень» Александрова
  6. Игра «Волшебный лес»
  7. Пение «Ах, какая осень» З.Роот
  8. Хороводная игра «За грибами» р. н. п.
  9. Танцевальное творчество: «Полянка» р. н. м.
  10. Ритмическая игра «Мы шагаем по дорожке»
  11. Игра «Собери букет»

Оборудование:

  • осенние листья;
  • нарезанные листки гофрированной бумаги;
  • шапочки зверей;
  • музыкальные треугольники;
  • иллюстрации с осенним, зимним пейзажами;
  • цветные карточки;
  • лёгкие косыночки осенних тонов для импровизации танца.

Предварительная работа:

  • Слушать произведение «Октябрь» П.И.Чайковского;
  • Разучить песню «Ах, какая осень» З.Роот;
  • Познакомить с игрой «За грибами» р.н.п.;
  • Повторить русскую народную сказку «Колобок»

Ход:

М.р: Сегодня мы совершим с вами чудесное путешествие.
«Волшебная дорожка
Нас в осенний лес зовёт,
Поскорей за мной идите,
Пусть никто не отстаёт!»
Упражнение: Приставной  шаг» р. н. м.  

Показ движения воспитателем. Дети повторяют, идут по кругу, держась за руки.

«Легкий бег»  Майкапара

1р. показывает бег с лентой. «Будем также легко двигаться, как летит по ветру лента», все бегут за ведущим  ребенком.

М.р:  А вот качели на площадке,
         Покачаемся ребятки?
Ритмо-речевое упражнение «Качели»

Всё лето качели смеялись и пели, (Раскачивание рук вверх-вниз с «пружинкой»)
И мы на качели к небу летели. (Положение рук должно быть верхним)
Настали осенние дни, (Опустить вниз голову)
Качели остались одни. (Опустить вниз кисти рук)
Лежат на качели два жёлтых листка, (Опустить руки к плечам)
И ветер качели качает слегка. (Качание корпуса вправо-влево)

Музыкально-дидактическая игра  «Качели»

М.р: Мы в волшебный лес попали,
        Мы тут раньше не бывали,
        Полон звуков этот лес,
        Очень много здесь чудес…
В записи звучит «Октябрь» П. И.Чайковского из цикла «Времена года».
М.р: Ребята, слышите? Это звуки  чудесной мелодии. Давайте, посидим  послушаем  музыку, и насладимся красотой осеннего леса.

Видео презентация «ОКТЯБРЬ» на  музыку Чайковского

М.р: (играет отрывок произведения) А это, что за музыка? Как она называется?

Слушание «Осень»  Александрова

Из нескольких карточек дети выбирают соответствующие (иллюстрации с осенним, зимним пейзажами, цветные карточки)

М.р: (держит в руках осенний листик)

Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой,
Вьётся и летает над колючей ёлкой.
Мы будем передавать друг другу осенний листочек, и делиться своими впечатлениями.
Игра «Волшебный лес»
Дети, передавая листок, придумывают слова об осеннем лесе (сказочный, дождливый, грустный, красивый, золотой).
Звучит вступление к песне «Ах, какая осень».

М.р: Вот и дождик осенний затянул свою песню.
Песня «Ах, какая осень! »  З. Роот
На проигрыш несколько  ребят  играют на музыкальных треугольниках, имитируя «дождик». Остальные дети на запев  исполняют легкие взмахи руками вправо, влево, на припев – показывают, как падают листья – взмах сверху - вниз.
М.р: На лесную опушку собираются зверушки..
Хороводная игра «За грибами» Русская народная мелодия
Все зверушки на опушке (Идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали. (Скачут поскоками)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (На лёгком беге изображают лисичку)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Прыгают на двух ногах)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил! (Идут на внешней стороне стопы)
Все дети двигаются в хороводе, на проигрыш выходят соответствующие тексту звери и танцуют, остальные хлопают.

Танцевальное творчество: «Полянка» р. н. м.

Дети вспоминают знакомые движения, самостоятельно импровизируют. Отметить лучших танцоров.

Игра «Колобок» р. н. м.

Дети вспоминают персонажей сказки, поют песенку. Слушают музыкальные  отрывки с пояснениями. Показывают движения персонажей игры

М.р:  Играете вы дружно, а загадки отгадывать умеете?
Гуляют Саша и Наташа
По тропиночке лесной,
Раздаются всюду звуки
Вот такой (шелест бумаги) и вот такой (шелест гофрированной бумаги).
Что же это? Угадайте. (Ответы детей)
Это листики шуршат,
Под ногами шелестят.
Ритмическая игра «Мы шагаем по дорожке»
Мы шагаем по дорожке
Что же слышится вокруг?
Это шелестят листочки
Издают такой вот звук…
Задан ритм «две восьмые + четверть». Дети произносят слова и исполняют ритмический рисунок с помощью шуршания гофрированной бумаги («листики»).

М.р: Ребята, а листья в нашем лесу все одинаковые? (Ответы детей.) Да, они разные и по форме и окраске. Давайте соберём из осенних листьев красивый букет. Вы будете собирать листья в форме треугольника, а вы в форме овала.

ИГРА  «Собери букет»
М.р
: Славно провели мы время! А теперь настала пора попрощаться нам со сказочным осенним лесом.
Звучит музыка «Осенний сон» Джойса.

М.р.  предлагает взять в руки лёгкие косыночки. Под музыку дети импровизируют «Танец Осенних листочков» и покидают зал.

     

Тема: «Золотая Осень»

Программное содержание:

1. Закрепить  представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.  Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2.Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

3.Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

4.Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

5.Закреплять умение детей слышать поступенное движение мелодии сверху вниз. Выпевать долгие звуки в конце фраз, правильно передавать мелодию в поступенном движении вниз.

6.Учить детей выразительно передавать игровые образы.

Содержание нод:

1. Игра "Погода осенью"
2. Слушание «Осень» Александрова, «Скворушка прощается» Т. Попатенко

3.Пение «Листопад» Березняк, «Ах, какая осень» Роот

4. Муз. дид. игра «Лесенка»

5. Танцевальная импровизация "Листочки" Джойс

6. Игра:  «Осенние слова» 

7. Игра «Колобок» р. н. м.

Оборудование: 

  • ларчик с шапочками персонажей сказки «Колобок»;
  • письмо;
  • мячик;  
  • ветки в вазах;  
  • иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень";
  • зайчик би-ба-бо;
  • конверт с письмом.

Предварительная работа:

  • Расширять словарный запас по теме «Погода осенью»;
  • Повторить тему «Перелётные птицы»

Ход:
М.р: Сегодня мы с вами опять совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима». (Осень).

Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
М.р: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад N 70  детям подготовительной группы.
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?  Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы им поможем. Что это такое? (дождь, снег, туман).  Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Дети, а какая бывает погода осенью?  Осенью  идет дождь -  погода дождливая и т. п.  Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?  Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя)
М.р: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Слушание «Осень» Александрова

На запев дети выполняют  движения с листиками, на припев – со снежинками.

 «Скворушка прощается» Т. Попатенко

Беседа  о птицах, улетающих в южные края. При повторном исполнении  дети определяют вступление, заключение, припев, запев песни.

М.р: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
«В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу».
Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
М.р: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Пение  Распевание «Листопад» Березняк 

Дети поют попевку по графическому изображению мелодии на фланелеграфе.

 «Ах, какая осень» З. Роот

Пропевание мелодических оборотов с голоса м.р. долгие звуки выпевают с показом дирижерского жеста.

Музыкально-дидактическая  игра «Лесенка»

М.р:  Ребята, представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Танцевальная импровизация "Листочки" Джойса
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра:  «Осенние слова»  

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
(ответ)
 Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.
М.р: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Посмотрите, какие в ней красивые шапочки.

Игра «Колобок» р. н. м.

Дети сами выбирают персонажей игры, используя знакомую считалку.

По окончании игры выходят из зала.

       

Тема: «Осеняя фантазия»

Программное содержание:

  1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыкальное, изобразительное искусство.  
  2. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
  3. Развивать умение давать эстетическую оценку, высказывать собственные суждения, соотносить по настроению образцы музыки, живописи.
  4. Развивать фантазию, творческие способности.

Содержание нод:

 1. Упражнение «Хороводный  шаг» р. н. м.

 2. Танцевальные импровизации с листочками «Вальс» П.Чайковского,  «Осенний сон»

     Джойса.

 3. Слушание «Осенняя песнь» П.Чайковского,   «Листопад» Попатенко.

 4. Пение «Листопад» Березняк, «Скворушка прощается» Попатенко.

 5. Инсценирование песни  «Ах, какая осень» З.Роот.  

 6. «Осенние композиции из листьев» (аппликация).

Оборудование:

  • осенние листочки;  
  • карточки со знаками «крещендо и диминуэндо»;
  • металлофон.

Ход: 

Звучит пьеса  «Осенняя песнь» Чайковского, дети входят в зал.  

Воспитатель  загадывает детям загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» Дети отвечают. А чем же так красива осень? (ответы детей)

М.р:  Осень в гости к нам пришла нас в дорогу позвала.

УПРАЖНЕНИЕ «Хороводный шаг» р. н. м.

М.р: Пришли мы на осеннюю  лесную полянку. Как красиво в осеннем лесу. Деревья стоят в разноцветных нарядах – желтых, красных, оранжевых.

   «Закружился надо мной дождь из листьев озорной.

    До чего же он хорош, где такой еще найдешь?

    Без конца и без начала танцевать под ним я стала.

    Мы плясали как друзья, дождь из листиков и я».

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ С ОСЕННИМИ ЛИСТОЧКАМИ

«Вальс» П.Чайковского

М.р: Музыка Чайковского наполняет нас радостью, надеждой. Мы все словно попадаем в мир счастья и красоты. И в то же  время в чудесную осеннюю пору мы от чего-то грустим. Почему?

(ответ: природа прощается, природа готовится к зимнему сну и т. п.)

М.р: Очень нас, друзья, зовет в величавый хоровод.

Хоровод «Осенний» Т. Морозовой

М.р: В любом музыкальном произведении есть самое яркое место – кульминация. Сила звука растет, и это на музыкальном языке называется «крещендо» (показываю соответствующий музыкальный фрагмент) Вокруг нас много звуков. Послушайте и определите крещендо.

Слушание «Листопад» Попатенко  (дети определяют крещендо»)

М.р: Звуки бывают разные: длинные и короткие, громкие и тихие, а также разные по тембру или окраске: глухие, звонкие и т. д.  Музыка – это разные звуки, нанизанные на общую нить, как бусы.  Любая мелодия – это звучащие бусы. Запомните: «Там, где стрелка вот такая – мы играем затихая.  Повернулась стрелка вдруг – надо здесь усилить звук» (показ детям «крещендо и диминуэндо», предлагаю детям выбрать карточки в соответствии с исполнением музыкальной пьесы)

 Слушание  с показом карточек.

М.р: Дети, если соединить поэзию и музыку – что получится?  (песня)

Верно! Вспомним осенние песни и споем их выразительно, ярко, четко, ритмично, с нарастанием «крещендо» и затиханием «диминуэндо».

ПЕНИЕ «Листопад» Березняк,  «Скворушка прощается» Попатенко

М.р: Музыка – сестра живописи. Музыка , как и живопись, передает мысли и чувства того, кто ее создал.  Попробуем почувствовать, как звучат краски осени.

Воспитатель: Какие краски приносит осень? (цвета осенней палитры) Попробуем выложить осенние листья по мере усиления интенсивности краски, и у нас получится крещендо в листьях.

Дети выкладывают на фланелеграфе   листья от зеленого к желтому.

В живописи это называют «растяжкой».

Воспитатель предлагает детям выбрать листочки и построиться в соответствии с цветом листьев.

ТВОРЧЕСТВО  «Осенний сон» Джойса  (импровизация с листьями)

После импровизации дети выкладывают листочки в узоры (по впечатлению от музыкального произведения)  

Воспитатель и музыкальный руководитель оценивают работы детей, благодарят их, под музыку дети спокойно выходят из зала.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Прогулка в осенний парк" для детей младшей группы

Конспект музыкального занятия для детей младшей группы ЦЕЛИ1. Двигаться соответственно характеру музыки.2. Различать высокий и низкий регистры.3. Танцевать в парах.4. Начинать и з...

конспект музыкального занятия для детей с УО "путешествие в осенний лес"

конспект музыкального занятия для детей с легкою умственной отсталостью, 2 этапа обучения - "Путешествие в осенний лес"....

Конспект интегрированной музыкально - речевой деятельности "Осеннее настроение".

Интегрированная музыкально - речевая деятельность "Осеннее настроение" проводилась с детьми старшей группы....

Конспект занятия на тему "Осень, осень, листопад..."

Конспект занятия "Осень, осень, листопад..." разработан для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Это занятие дает представление о временах года, помогает уточнить основные признаки осе...

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя...

Конспект музыкально - игрового занятия «Осенний теремок» с использованием дидактической игры для детей 2 – 3 лет

Цель: приобщать детей к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, подпеванию песен, выполнению танцевальных и игровых движений под музыку, способствовать развитию навыков ...