« Реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников»
методическая разработка по музыке (5 класс)
реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_realizatsiya_lichnostno-orientirovannogo_.doc | 157.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «ЦДТ «Младость» промышленного района г.о. Самара
« Реализация личностно-ориентированного
подхода на занятиях вокального ансамбля
младших школьников»
Работу выполнил:
Гандина Т.Н.
Педагог дополнительного образования
Самара,2023
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников
1.1 Сущность и структура личностно-ориентированного обучения
1.2 Занятие вокального ансамбля как форма реализации личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников
Глава II. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников методами Орф-педагогики
2.1 Технологии Орф-педагогики как способ реализации личностно– ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля на занятиях вокального ансамбля
2.2 Методы и приемы личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников на занятиях вокального ансамбля
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В последние десятилетие, образовательная политика была направлена, на построение и реализацию вариативного образования. В этих целях созданы различные образовательные учреждения. При всем разнообразии целей и задач большинство из них реализуют просвещенческую, «знаниевую» функцию. Ориентация на получение в процессе образования научных, социальных и профессиональных знаний заслонила собой многие важные проблемы воспитания современного ребенка. Вариативность образования рассматривается как создание условий для развития разных групп детей (одаренных, с различными физическими и психическими отклонениями и т.п.) Для этого организуются отдельные группы, классы, целые школы. Но возможен и другой подход к реализации идеи вариативности образования. Он состоит в организации условии, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающую среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития.
Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В.Бондаревской, И.С.Якиманской, Ш.А.Амонашвили, , В.А.Караковского, В.В.Серикова и других), осуществление помощи детям в их становлении возможно в условиях личностно - ориентированного подхода.
Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, на мой взгляд, актуально еще потому, что, с одной стороны, во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного подхода на практике. Некоторые педагоги считают, что личностно - ориентированное обучение в условиях классно - урочной системы осуществить невозможно, так как в классе 25 и более учеников, и построить урок, учитывая интересы и потребности каждого, педагог не в состоянии. Но смысл личностно-ориентированного обучения заключается не в этом. Учет особенностей каждого ученика предполагает в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия - к ученику. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения.
Цель работы: теоретически изучить и выявить особенности личностно – ориентированного подхода к обучения младших школьников на уроках вокального ансамбля.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ основ личностно -
ориентированного подхода к обучению младших школьников. - Выявить оптимальное содержание урока как формы реализации
личностно - ориентированного обучения. - Рассмотреть технологии Орф-педагогики как способ реализации личностно – ориентированного подхода
- Охарактеризовать методы и приемы личностно -
ориентированного подхода к обучению младших школьников на занятиях вокального ансамбля
Глава I. Теоретические основы личностно – ориентированного обучения младших школьников
1.1 Сущность и структура личностно – ориентированного подхода к обучению младших школьников
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития.
В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной, специально организованной, познавательной деятельности, в процессе которой у учеников формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к
окружающей действительности.
Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В.Бондаревской, С.В.Кульневич, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и других), осуществление такой помощи возможно в условиях личностно - ориентированного обучения. Такое обучение тесным образом связано с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.
С древнейших времен ведется поиск наиболее эффективных и совершенных путей обучения и образования детей. Самое ценное из накопленных наукой знаний, лучшее из опыта оказало влияние на совершенствование процесса обучения.
Современная дидактика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические разработки в образовании. Основу современных дидактических систем составляют объективные закономерности. Поэтому современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к пониманию и анализу процесса обучения. Несмотря на бурное развитие всевозможных технологий обучения, ни одна из них не представлена в чистом виде, одна включает элементы другой. Однако необходимыми требованиями для каждой технологии являются воспитывающий, развивающий характер обучения и активность объекта научения.
Личностно-ориентированное обучение - это такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и основные субъекты. Основной целью образовательного процесса данного типа является формирование и развитие личности школьника, с учетом его индивидуальности и неповторимости, необходимым является также учет ценностных особенностей ребенка и его ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые составляют основу внутренней модели мира ребенка.
1.2 Занятие вокального ансамбля как форма реализации личностно - ориентированного обучения
В истории образования известны такие формы организации обучения как: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно - семинарное, классно - урочная система, система взаимного обучения, бригадно - лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм основной в современной российской школе является урок. Он был разработан Я.А.Коменским в ХVII в. По внешнему признаку - числу учащихся, с которыми учитель одновременно вел работу. Если до Я.А.Коменского преподаватель учил своих учеников поочередно (индивидуальная форма обучения), то ученый обосновал возможность (и реализовал ее на практике) объединить несколько десятков детей одного возраста в группы (класс) и объяснять, повторять одновременно со всеми одну тему (урок).
Урок в дидактике считается основной формой организации обучения.
Цель личностно - ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения, как свидетельствует анализ источников, становятся:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
- использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Замысел личностно - ориентированного урока, по мнению ученых, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно, по мнению исследователей, в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны:
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;
- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Проведем сравнение построения традиционного и личностно - ориентированного уроков для полного понимания и различия структур и содержания этих понятий.
За много лет сложилась ставшая уже классической типологизация уроков, в основу которой положен взгляд на процесс обучения как передача знаний ученикам. В такой традиционной системе, как считают исследователи, одни урок преследуют цель формирования знаний (уроки изучения нового), другие - закрепления и совершенствования их, третьи -обобщение и систематизации, четвертые - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков. Каждый конкретный урок складывается из определенный этапов. Например, урок изучения нового материала имеет следующие этапы: организационный; постановки цели; актуализации знаний; ведение новых знаний; первичного усвоения знаний учащихся; оперирование знаниями; контроля усвоения; первичного обобщения; определения задания на дом, инструктаж по его выполнению. Урок обобщения и систематизации знаний сочетает этапы: постановки цели; сверки домашнего задания; повторения изученного; связи полученных знаний; подведение итогов усвоения.
В описанном выше традиционном подходе видна пассивная роль ученика, отношение к нему как к объекту, на который направлены педагогические воздействия. Хотя последовательность этапов урока обусловлена целями и логикой процесса обучения. На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приемы, средства обучения, а также формы учебной работы. Основой личностно- ориентированного урока (в отличие от традиционного), по мнению ученых, можно считать не этап, а учебную ситуацию. Необходимо четко понимать, что такая учебная ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствии с планом урока. Она не имеет заранее заданного материала и не походит одновременно для всего класса[1].
Важной особенностью личностно - ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Сравнивая деятельность
учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:
На традиционном уроке учитель: | На личностно-ориентированном уроке учитель: |
1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов. | Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. | 3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала. |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся, |
5. Планирует и направляет детскую деятельность. | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми. | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. |
Итак, раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма ее организации. Целью личностно - ориентированного урока является создание условий для раскрытия личности ученика. В личностно - ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. При построении учебно-воспитательного процесса в качестве основополагающих на уроке могут выступать идеи гуманистической педагогики и психологии, т.е. идет опора на возможности каждого ребенка, на признание уникальности и неповторимости каждого учащегося.
2. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников методами Орф-педагогики
2.1 Технологии Орф-педагогики как способ реализации личностно – ориентированного обучения
"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф
Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. В основе ее творческого метода - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. "Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок", - говорил Орф, - "задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка". Созданный Орфом в 1962 г. Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Свою систему музыкального воспитания Карл Орф создавал, учитывая опыт педагогов-предшественников: это Н. Пестолоцци - Ганс Негель, швейцарский педагог-практик, доказавший, что в основу музыкального развития должно быть положено воспитание ритмического начала; Иоганн Готфрид Гердер, утверждавший, что музыка, слово и жест в их взаимосвязи открывают новый путь для художественного творчества; Эмиль Жан Далькоз, создавший систему музыкально-ритмического воспитанияф; Бела Барток по-новому взглянувший на фольклор, на народный лады и ритмы всего этого в детском музыкальном воспитании.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит "принцип активного музицирования" и "обучение в действии", по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей.К. Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.
Прогрессивные идеи К. Орфа:
- всеобщее музыкально-творческое развитие;
- детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
- связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования
Основные принципы методики:
1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка - он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т.д.
3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т.е. для такого музицирования переполненные школьные классы - не помеха.
4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.
5. Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый ученик мог управлять исполнением.
6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой - имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это - основа восприятия поэзии и шире - литературы вообще.
7. Постижение учеником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем - переход к пятиступенному звукоряду.
8. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд
Суть системы Орфа:
Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.
Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности. Поэтому "Шульверк" - система целостного музыкально-эстетического воспитания.
Педагогические пробы К. Орфа привели к созданию "Шульверка" (SCHULWERK) - пособие по музыкальному воспитанию детей. Werk происходит от слова wirken - действовать и нацеливает на активное действие, собственное "формирование" музыкального материала, сотворчество (термин "Schulwerk" - немецкое слово, означающее "школьная работа"; музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.). Учитывая этот акцент, можно сделать вывод, что "Шульверк" - это пьесы-модели, созданные талантом крупного мастера на основе народного материала и предназначенные для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей, одаренных и менее способных, вызывать к жизни детское музыцирование, в первую очередь коллективное.
В известном смысле это роднит "Шульверк" с народным музицирование, участники которого нередко продолжают коллективно творить на основе уже созданного и вносят в устоявшееся что-то свое. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.
2.2 Методы и приемы личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников на занятиях вокального ансамбля
Организация личностно-ориентированного подхода предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- создание для учащихся ситуации успеха;
- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что ...», «мне кажется, что ...», «по моему мнению...», «я думаю, что ...» и т.д.
Таким образом, несмотря на вариативность точек зрения по поводу содержания личностно - ориентированного обучения, можно отметить, что большинство исследователей признают собственно-личностный компонент (индивидуальный опыт общения, обеспечивающий познание себя, развитие личностных функций) ведущим, в то время как базовый компонент (спектр знаний, умений, навыков) нужен школьникам, чтобы действовать в обществе, а также являться основой для функций.
Анализ теории и практики позволил сформулировать требования к организации личностно - ориентированного занятия в начальной школе:
- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Мы считаем, что соблюдение требований, названных нами выше, при подготовке и проведении урока с личностной направленностью является важным педагогическим условием реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников.Формы обучения младших школьников на уроках: коллективная и групповая работы побуждают учащихся к взаимодействию друг с другом, активизируют учение школьников и способствуют развитию личности учащихся. В условиях такого содержания и форм обучения на уроках при личностно - ориентированном обучении меняется позиция ученика, он становиться творцом, организатором своей учебной деятельности.
Необходимо помнить, что в музыкальном воспитании детей можно добиться успеха, если соблюдать следующие условия:
Музыкальное воспитание начато вовремя и с помощью игр.
Певческие упражнения соответствуют голосовому диапазону учащихся.
Слабый певец сидит между хорошими певцами.
Слабый певец систематически и как можно больше поет. Это связано с тем, что у детей одаренных процесс внутреннего слушания и исполнения проходит без особых усилий с их стороны. У маломузыкальных учащихся такая природная координация между слухом и голосом слабее, а иногда и вовсе отсутствует, и им требуется много времени, чтобы накопить музыкальный опыт, приобрести соответствующие навыки.
При хоровом пении у детей формируются творческие способности. Творчество детей, безусловно, более наглядно проявляется в импровизациях. В сочиненных незатейливых попевках учащиеся уже в младшем школьном возрасте способны передать свое отношение к окружающему миру, определенные настроения, переживания. Что касается исполнения, то и воссоздание музыкального образа также предполагает определенную свободу и самостоятельность, которые должны проявиться в трактовке, в некотором своеобразии исполнительского замысла, в поиске для его передачи наиболее выразительных средств. Поэтому в певческой деятельности результатом творческих проявлений учащихся должна выступать самостоятельная интерпретация песни.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-ансамблевом музицировании можно назвать следующие:
выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемым сочинениям и сравнение поэтической интонации с мелодией;
сочинение подголосков;
окружение разучиваемой песни «веером» сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;
активное включение в игровые ситуации, в диалоги – музыкальный «разговор»;
сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, «проживая» текст песни (пропевая, проговаривая нараспев, вслушиваясь в него), рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.
Творчество на уроках понимается как реализация внутренней сущности человека, как умение и желание сделать ту или иную музыкальную модель по-своему, неповторимо и оригинально. Возможность быть. принятым безо всяких ограничений и условий - позволяет ученику быть самим собой, а значит, проявить свою индивидуальность.
Заключение
Изучив данную проблему, проведя наблюдения, и изучив методики музыкального воспитания, я пришла к выводу, что использование системы К. Орфа на занятиях вокального ансамбля помогает детям активно включаються в коллективное музыкальное творчество, с интересом сочиняють мелодии, танцевальные движения.
Карл Орф подчеркивал, что элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она питается земными соками, безыскусственна, связана с движением тела: каждый способен ее изучит и пережить; она близка детям.
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа это уникальная возможность:
- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать, видеть и слышать окружающий мир по-своему.
- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию,
- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;
Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Пьесы "Шульверка" рассчитаны не на особо одаренных, а на всех детей. Сам Орф в несколько томов "Шульверка" включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии.
По мнению немецкого композитора, детство обращается к старейшим языковым и музыкальным формам, которые духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Несложные ритмические и мелодические музыкальные инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует "танцующий хор", исполняющий драматизированные стихотворения и сценки. Все вместе это дает возможность развивать способности, заложенные в каждой личности.
В настоящее время система традиционного обучения младших школьников все чаще показывает свою несостоятельность. Поэтому, использование методов Орф-педагогики при переходе к личностно-ориентированному обучению младших школьников, является актуальным и востребованным в наши дни.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000018/index.shtml
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;
4. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. - 2001. - №9.
5. Олейник С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации. Взрослые и дети в образовательном пространстве. - М.: Академия, 2002.
6. Т.Э. Тютюнникова "Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа" М." Астрель" 2000 г.
7. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996
8. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространсте. - М.: Академия, 2002.
Упражнения для работы на уроках
(с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа)
Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:
Играет кот на скрипке,
На блюде пляшут рыбки,
Танцуют чашки, блюдца,
А лошади смеются!
Под горою у реки живут гномы-старики.
У них колокол висит, позолоченный звонит:
Диг-диги, диги-дон –
Посмотри, откуда звон!
Черти в озере купались,
Черти рожками бодались,
Черт чертенка как толкнул,
И чертенок утонул!
Мой игрушечный петух
Развивает утром слух!
Песню слышно далеко
- Кукареку!Ко-ко-ко!
Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.
Фонопедическое упражнение-игра
“Весенние голоса”
Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)
С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)
До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)
И дальше побежал (булькаем)
Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)
Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)
Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)
Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.
Развиваем воображение
“В доме моем тишина”
сл.и муз. Т.Боровик
нотный пример 1
1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)
2. В доме моем тишина.
В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)
3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)
4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)
Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков
Речевая диалогическая игра по песенке “Таря-Маря”
Учитель: - Таря-Маря в лес ходила…
Дети: - В лес ходила?
Учитель: - Таря-Маря шишки ела…
Дети: - Шишки ела?
Учитель: - Шишки ела, вам велела.
Дети:
- Шишки ела, нам велела
А мы шишек не хотим,
Таре-Маре отдадим.
Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Когда эту игру использую на уроке, стараюсь, чтобы ребята исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами, Это помогает рождению выразительной интонации.
Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.
Активизирует творческую активность детей на уроке прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни. Часто дети предлагают проиллюстрировать музыкальную картинку своим рисунками и получаются интересные выставки детского творчества
Осенняя картина
В зарисовку включается
звуковая импровизация звучащие жесты “Дождик накрапывает”
речевая интонационная игра “Осенины”
песня об осени
Звучащие жесты:
“Дождик накрапывает”
(игра с использованием звучащих жестов”
Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Речевая интонационная игра
“Осенины, осенины”
Осенины, осенины -
У дождинок именины.
Осенины, осенины -
Паутинок именины
Осенины, осенины –
Разных красок именины
Осенины, осенины-
Тихих звуков именины.
Работая над этим текстом, важно создать атмосферу “тихой золотой” осени. Используем “естественные” звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.
По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)
Картинка “Куклы”
В зарисовку включаю
игру “Матрешки”
песенку “Неваляшки”
музыкально-ритмическая импровизация на музыку Лядова “Музыкальная шкатулка”
Матрешка
Ты, матрешка, попляши,
- Ух-ах! Ух-ах!
Нам платочком помаши!
- Ух-ах! Ух-ах!
Мы похлопаем в ладошки.
- Ух-ах! Ух-ах!
И попрыгаем немножко.
- Ух-ах! Ух-ах!
На слова “ух-ах” добавляем звучание шумовых детских инструментов, инструменты дети выбирают сами из имеющихся.
Можно ввести понятия высокие – низкие звуки: “ух” - звук высокий, “ах” - низкий.
Песня “Неваляшки”
После разучивания песни выбираем подходящие по тембру шумовые инструменты. Как правило, дети выбирают треугольники, бубенцы, металлофоны. Ребята предлагают добавить в исполнение песни движения кукол, появляется музыкально-ритмическая импровизация. В результате совместного творчества рождается зарисовка “Куклы”. Кроме того, в разных видах деятельности в момент создания зарисовки, первоклассники сталкиваются с понятиями ритм, тембр, регистр и другими теоретическими понятиями. Часто на таком уроке ребята удовольствием рассказывают о своих любимых игрушках, что придает уроку теплую эмоциональную окраску.
На уроках применяю прием имитации игры на музыкальных инструментах.
В этой деятельности использую также имеющиеся в классе детские инструменты. Хрестоматийным примером такого вида работы можно назвать песню “Веселый музыкант”.
Эту линию удачно продолжает песня-игра “Оркестр”.
Класс делится на 5 групп, каждая группа исполняет партию того или иного инструмента, которые упоминаются в песне.(скрипка, флейта, труба, бубны, турецкие барабаны ) и разучивают свои партии. Затем группы располагаются полукругом как музыканты в оркестре. Руководит оркестром дирижер. Сначала по знаку дирижера поют все общее начало. Затем поет первая группа, подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во втором проведении куплета вступают скрипачи и вместе с ними вступают флейтисты. С каждым куплетом играют все больше инструментов..Звучит оркестр. Игра интересна, когда каждая группа, дойдя до своего инструмента, далее продолжает играть только на своем инструменте. В последнем проведении припева звучит уже весь оркестр под руководством дирижера. Если есть возможность добавить настоящие шумовые инструменты, то это украсит звучание оркестра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»
Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...
Конспект занятия вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9"теремок" г. Конаково
Здесь описывается план музыкального занятия кружка "Весёлые нотки"....
Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Статья: «Вокальное развитие школьников. Интонация».
Статья: «Вокальное развитие школьников. Интонация». Одним из самых важных и основных условий хорошего хорового звучания является чистота интониров...
СИСТЕМА ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к ценностям науки и искусства. Отсутствие у младших школьников интереса к культурному наследию прошлого объясняется...
Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...