Музыка на балах в России 19 века
творческая работа учащихся по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 105»
ИТОГОВЫЙ |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ |
на тему |
«Музыка на балах в России XIX века» |
Выполнила ученица 9Б класса | |
Бочкарева Алина | |
Руководитель (куратор) проекта | |
Романенко Ирина Геннадьевна |
2023 год
Содержание
Введение
Глава 1. История происхождения балов в России……………………………..4
1.1 Что такое бал………………………………………………………………4
1.2 Разновидности балов и их функции……………………………………...4
1.3 Бальные традиции и этикет……………………………………………….5
1.4 Бальный костюм…………………………………………………………...6
Глава 2. Бальные танцы………………………………………………………….8
1.1 Полонез…………………………………………………………………….8
1.2 Вальс……………………………………………………………………….8
1.3 Мазурка…………………………………………………………………….9
1.4 Полька……………………………………………………………………...9
1.5 Котильоны…………………………………………………………………10
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Балы и танцевальные вечера XIX в. воспроизведены во многих классических произведениях русской литературы, особенно в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Война и мир» Л. Н. Толстого. А также в спектаклях, операх и в музыкальных иллюстрациях классической литературы (Приложение 1).
Танцевальный вечер — это не только дамы и кавалеры, парящие в танце, но и декольтированные платья, веера, фраки, лайковые перчатки, шарфы, маски, улыбки и мягкие взгляд, поклон и поцелуй руки…
Сейчас культура светских балов вновь возрождается; танцевальные вечера, салоны и балы становятся все более популярными. Как и раньше, на них встречаются, знакомятся и разговаривают (на них можно прийти даже одному). Танцы, сверкавшие в прошлых веках и исторически исполняемые на балах, снова интересны и модны, во многом вследствие своей доступности,
«нетребовательности», элегантности и красоте.
Актуальность выбранной темы лично для меня связана с тем, что я сама была участницей бала. А также необходимость сохранения исторического и культурного наследия нашей страны.
Цель: познакомиться с танцевальными жанрами русских балов 19 века, углубить исторические знания в вопросе русской культуры.
Задачи:
- Изучить материал по выбранной теме
- Послушать примеры танцевальной музыки
- применять полученные знания на практике
- Записать небольшой мастер- класс по обучению медленному вальсу
Объект исследования: музыка на балах в России.
Глава 1 История происхождения балов
- Что такое бал
Выражение «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе оно означает «мяч».
В старину в Германии был такой обычай: на Пасху сельские барышни с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, насаженному шерстью или пухом. В ответ молодая женщина должна была организовать для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. В России до конца XVIII в, ничего подобного не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первоначальными русскими балами. Бал имел свои правила, свой порядок танцев и свой этикет, особенные для любой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр музыкантов. Танцы под фортепиано балом не считались.
1.2. Разновидности балов и их значение функция
Балы выполняли весьма важные общественные функции. Они позволяли создавать и поддерживать связи между различными кругами общества (в рамках одного социального слоя).
Придворные балы, изрядно чопорные и скучные, являлись официальными мероприятиями. На них собирались тысячи гостей.
Участие в придворных балах было неизбежным для приглашенных. Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору владельцев дома из числа их друзей, родственников и знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с наслаждением наезжала в Москву из Петербурга.
Социальные балы часто давались в провинции. Средства на подобные балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.
Семейные балы- самые непосредственные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили различные аукционы и конкурсы, а вырученные средства шли в помощь приютам.
Детские балы — это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо в помещении танцклассов. Туда привозили и совсем маленьких детей, и подростков. На детских балах танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые являлись невестами. Детские балы отличались весельем.
Особенной традицией были балы кадетские и юнкерские. Их отличительной чертой было то, что под строгим надзором педагогов на этих балах встречались кадеты, юнкера и их сверстницы из гимназий или институтов благородных девиц. На этих балах грядущую элиту российского общества обучали использовать правила этикета на практике, правильно себя вести. Собственно, на этих балах шло непримиримое соревнование представителей различных корпусов в искусстве танца.
Балы-маскарады были очень любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Обстановка таинственности располагала к раскрепощенному общению. К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных.
1.3. Бальные традиции и этикет
Главными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на данный счет выработала эластичную систему элементов, которая могла колебаться в зависимости от повода, числа и возраста гостей и многих прочих обстоятельств.
Еще в петровскую эпоху возникла первая инструкция по этикету и хорошему тону. Называлась она "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда разговариваешь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай».
Организаторы бала ровно в определённый момент собирались у входа в помещение, где должно было протекать торжественное мероприятие, чтобы встречать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если публичный - ответственные члены подготовительного комитета.
Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с владельцами гости проходили в бальную залу.
В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть. Было принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми они сидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидела за другим столом, мужчине не следовало приглашать ее, пока он не удостовериться в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой со своими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. По правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов.
Менять партнеров можно было только в перерывах между танцами или тогда, когда музыканты играли «на бис». Когда танцы заканчивались, каждый гость перед уходом должен был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.
1.4. Бальный костюм
Одежда для бала подчинялась некоторым правилам. Вплоть до 60-х годов ХVII века мужчинам считалось непристойным приезжать на бал в брюках. Для этого имелись особые короткие, до колен, светлые штаны. К ним, надевались белоснежные чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой).
Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из невесомых материалов - шелка, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, намеривается ли дама танцевать.
Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились очень тщательно. Обычно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам.
Мужчины являлись на балах без головных уборов. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и относительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т. п.
В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях не возбранялось. Бальное платье было просто только с виду.
Передвижение в бальном платье — это особое искусство: требуется вовремя подобрать юбки для шага или реверанса. В танцах длинный шлейф просто перебрасывается через руку или крепится к кисти, специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо помнить, что прежде, чем сойти с места, следует посмотреть, не стоит ли кто на нем.
Глава 2 Бальные танцы
1.1 Полонез
Полонез (фр. danse polonaise =« польский танец ») – польский танец-шествие, открывающий бал. Ритм полонеза пунктирный, размер ¾; характер торжественный, гордый, величественный, неторопливый. С ХVI века придворный бальный танец. Движение пар построено на мягком шаге, акцентированным на 3 доле плавным изящным приседанием.
Под торжественно-фанфарную музыку гости демонстрировали себя, свой наряд, хорошие манеры и благородство. В первой паре полонеза шествовал сам хозяин дома с самой почитаемой или прекрасной гостьей. Полонез вошёл в моду в России со второй половины XVIII века – в правление Екатерины II. Продолжался полонез 30 минут. Все должны были принять в нём участие. Иностранцы именовали этот танец «ходячий разговор». Полонез широко был распространён в творчестве разных композиторов (приложение 2).
- Вальс
Вальс (фр. Valse, нем. Walzer – от walzen = «прокатывать») – бальный танец немецкого происхождения. Размер ¾, темп от самого медленного до самого быстрого. Ведет начало от крестьянского австрийского танца под названием «лендлер». Его еще называли «Тирольский танец», «Немецкий танец», «Вальцер», что значит «крутящийся». «Королём вальса» справедливо называют австрийского композитора Иоганна Штрауса, который написал около 500 танцевальных пьес. В XIX веке «лендлер» проник в город и стал там популярен. Вальсы стали танцевать повсюду: на улицах и площадях, на вечерах и балах, и вскоре этот танец стал «королём» балов. Популярности вальса в значительной степени способствует музыка. Ее пишут композиторы самых различных национальностей, создавая подлинные шедевры танцевальной музыки (приложение 3).
- В газете «Таймс» писали, что вальс – это «чувственный» и «непристойный» танец. Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! ˂…˃. Некоторые считали вальс настолько интимным танцем, что клялись: не позволят своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. ˂…˃
1.3 Мазурка
Мазурка (польское mazur) – польский народный танец; танцуют парами, двигаясь по кругу. В Польше есть область Мазовия, а люди, проживавшие в этой области, назывались Мазуры; отсюда и название танца – мазурка.
Мазурка - стремительный, динамичный и даже воинственный танец, но вместе с тем – изящный и лиричный по манере исполнения. Главное движение танца — это подскоки и пристукивание каблуками. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Мазурка требовала от танцоров большой ловкости, импровизационности и творческой изобретательности.
После мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.
Трудно сказать, была бы в наши дни мазурка столь хорошо известна, если бы не выдающийся польский композитор Фредерик Шопен, который написал более полусотни мазурок. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво. Среди них множество истинных шедевров (Приложение 3).
1.4 Полька
Полька (от чешского pulka= «половина») – старинный чешский народный танец, а не польский, как ошибочно иногда считают из-за созвучного названия. Музыкальный размер 2/4, темп подвижный Само слово полька происходит от «пулька», что по-чешски означает «половинка».
Основное движение этого веселого танца состоит из полушагов, соединенных приставкой. Танец обычно открывается одной парой, ее подхватывает вторая, третья, уже танцуют все по кругу. Основные движения польки, - шаг с подскоком, который надо исполнять легко.
Из народного чешского танца и возникла бальная полька. В 19 веке появились полька – галоп, котильон, полька – мазурка и другие, но только полька пережила всех своих наследников и по сей день имеет в танцевальном искусстве большой успех (Приложение 3).
1.5 Котильоны
Котильон - бальный танец - игра французского происхождения, близкий контрдансу, в котором танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из разных, популярных в то время танцев (вальса, мазурки, польки, кадрили). Котильон напоминал массовую танцевальную игру, разнообразие которой зависело от ведущей пары, возглавляемой кавалером-распорядителем. Ударами в ладоши он давал сигнал оркестру менять танцы, громко называл фигуры, следил за согласованностью движений пар. На балах он являлся своего рода концом вечера - как бы прощальным выступлением всех участников.
Заключение
Танцы 19 века можно услышать и в наши дни, так как эти жанры встречаются в творчестве многих известных композиторов-классиков, музыка которых звучит на концертах. В СМИ то и дело можно встретить репортажи и публикации о балах в гимназиях и лицеях, а также для кадетов, участников патриотических объединений. Возрождение таких балов и участие в них именно молодого поколения несёт очень важные функции - воспитывает отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве (музыка, живопись, литература), любовь к национальным традициям и интерес к истории Отечества.
Список используемых источников
- Демуцкая Оксана. Методическая разработка сценария «Бал. Танцевальная музыка XVIII-XIX ВЕКА» https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-scenariya-bal-tancevalnaya-muzika-viii-i-veka-1923263.html
- Желнина Ирина Гавриловна. Исследовательский проект «Бальный этикет 19 века» https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo
- Изобразительное искусство. Музыка. - М.: Современник, 1997.- 237 с.: ил.- (Словари школьника)
Приложение
Приложение 1. Бал в произведениях литературы и музыки
Литературный источник | Музыкальное воплощение |
М.Ю. Лермонтова «Маскарад» | А.И. Хачатурян. Вальс из спектакля «Маскарад» |
А.С. Пушкин «Метель» | Г.В. Свиридов. Вальс из Музыкальных иллюстраций к повести «Метель» |
А.С Пушкин «Евгений Онегин» | П.И. Чайковский. Полонез из оперы «Евгений Онегин» |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | С.С. Прокофьев. Полонез, вальс и мазурка из оперы «Война и мир» |
Приложение 2. Композиторы, писавшие полонезы.
Полонез встречается в танцевальных Сюитах Баха и Генделя; у Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта. Широкое распространение этот жанр получил в фортепианном творчестве Шопена.
Приложение 3. Список музыкальных примеров из творчества композиторов-классиков 19 века:
Композитор | Известное произведение |
Фридерик Шопен | «Осенний вальс», «Вальс» до-диез минор №7, «Полонез» A-dur op. 40 №1, «Полонез» es-moll op. 26 №1, «Мазурка» ля минор op.68 №2 |
Иоганн Штраус | Вальс «На прекрасном голубом Дунае» |
А.С. Грибоедов | «Вальс» ля-бемоль мажор», «Вальс» ми минор» |
М. Глинка | Вальс «Фантазия» |
П.И. Чайковский | «Вальс цветов», Польки («Детский альбом») |
С.В. Рахманинов | «Итальянская полька» |
М.А. Балакирев | «Полька» |
А.Г. Рубинштейн | «Полька» op. 82 №7, «Полька» op. 14 №6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Природа России в музыке и поэзии 19-го века"
Интегрированный урок музыки и литературы...
Фильм "Рыцарская любовь в литературе, музыке и живописи середины XV века".
Мультипликация на основе миниатюр художника середины XV века Бартелеми Д"Эйка к книге Джованни Боккаччо "Тезеида". Звучит музыка этого времени - песни Гийома Дюфаи, придворного композитора герцо...
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
цикл уроков "История бала в России"
Цикл уроков "История бала в России" был проведен в декабре 2013 года в рамках подготовки общешкольного проекта "Бал". Уроки разработаны для учеников 5,6,8,9,11 классов. Основу урока составлет работа с...
Фрагмент рабочей программы общепрофессиональной дисциплины "Музыка в истории культуры XX века"
Фрагмент рабочей программы учебной дисциплины, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисци...
Фрагмент фонда оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине "Музыка в истории культуры XX века"
Фрагмент фонда оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины "Музыка в истории культуры xx века". Включает 20 вариантов комплектов (по количеству об...