"Природа России в музыке и поэзии 19-го века"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Природа России в музыке и поэзии 19 века».
Данный урок является обобщающим при изучении пейзажной лирики русских поэтов XIX века, на котором используется нетрадиционная технология интегрированного обучения. Использование данной технологии даёт возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, её реализации в учебном процессе, в воспитании отношения к жизненным ситуациям. Основная задача интегрированного урока – сформировать целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как единой системе. Технология интеграции даёт возможность изучать тему с позиции различных предметов. Синтез искусств и органичное их сочетание влияет на эстетическое восприятие, вызывает качественные изменения в нём, обогащая и перестраивая его. Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы России.
Цели урока:
Образовательная: повторить понятие лирики, её отличительные особенности как литературного рода, познакомить с образцами русской классической лирики, сравнить лирические образы в восприятии разных поэтов, формировать умение читать и воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами и композиторами,, формировать умение анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста, музыкальных произведений и произведений живописи
Развивающая: развитие связной речи через монологическое высказывание, абстрактного и логического мышления, памяти, умения выразительного чтения и чтения стихотворений наизусть; развивать умения определения настроения музыкального отрывка и навыки интонационного и ритмического пения.
Воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы через поэтическое слово, внимательное отношение к содержанию поэтического слова.
Тип урока: интегрированный урок литературы и музыки.
Основные понятия, термины: лирика, поэзия, пейзажная лирика, изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение).
Оснащение урока:
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Front Page.
План урока:
- Организационный момент.
- Прослушивание музыкального фрагмента.
- Целеполагание и запись темы урока.
- Словарная работа.
- Устное словесное рисование.
- Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- Словарная работа.
- Аналитическая беседа.
- Слово учителя
- Чтение стихотворения А.Фета «Печальная берёза».
- Самостоятельная работа
- Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Март».
- Эксперимент.
- Прослушивание музыкального фрагмента.
- Творческая работа.
- Создание проблемной ситуации.
- Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь».
- Аналитическая беседа.
- Исполнение песни «Вижу чудное приволье»
- Итоги урока.
- Индивидуальное домашнее задание.
Ход урока:
Этап, дидактический момент | Задача дидактического момента | Содержание учебного материала | Метод обучения | Форма организации познавательной деятельности | Конкретный результат |
1.Организационный момент. | Мобилизовать внимание, создать мотивацию к изучению материала. | - Что ближе каждому из вас: проза или поэзия? Сегодня на уроке мы вновь обратимся к изучению лирики. Слайд № 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | Поэзия помогает выразить свои чувства, переживания. |
2.Словарная работа. 3.Прослушивание музыкального фрагмента и эпиграфа к уроку. | Актуализировать знания, повторить значение термина. Настроить на лирическую волну, на восприятие поэзии и музыки. | - Вспомним, что же такое лирика? Слайд № 2 Прозвучит музыкальный отрывок -Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Слайд № 3 -Чем отличаются слова слушать и вслушиваться, смотреть и всматриваться | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная Фронтальная | Повторение литературоведческих понятий: Лирика-род художественной литературы, отражающий действительность путём передачи чувств и переживаний автора, а также совокупность произведений этого рода. Лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни, отражает образные переживания, чувства и мысли. И поэзия, и музыка отражают взгляд человека в глубину души, сердца. В этом их волшебство. Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии. |
4.Целеполагание и запись темы урока. | Определить цели урока. | Сегодня мы попытаемся всмотреться и увидеть, как воспринимали природу в разные времена года русские поэты, художники, вслушаться и услышать, как воспевали ее композиторы. Слайд № 4 | |||
5.Устное словесное рисование. | Оживить впечатления | Любое слово вызывает у человека определённые эмоции, ассоциации. Иногда, услышав слово, мы можем почувствовать запах, вкус, услышать звуки. - А сейчас на мгновенье закройте глаза. Я произнесу слово, после мы поделимся впечатлениями. Итак, это слово – ОСЕНЬ. - Какую осень вы увидели? - Посмотрите, какие разные картины вы увидели! - А какие запахи почувствовали? - Какие звуки удалось услышать? - Мы словно говорим о разной осени! - Почему? Очевидно, это происходит от того, что в каждый из своих месяцев она разная. Но ведь осень ещё разная и потому, что каждый человек воспринимает её по-своему. Особенно, если это человек творческий – поэт, художник, музыкант. А.С.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило вдохновение. | Творческий | Фронтальная | Результат впечатлений: - высокое голубое небо в солнечные дни - серое, всё в тучах в пасмурную погоду. Моросит дождь, сырость, слякоть, ветрено. - запах сырости, слякоти - запах приближающейся зимы - шум ветра, сильный, резкий свист дождя, крик журавлей, улетающих на юг. |
6.Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной». Слайд № 6 | Способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов. | Об осени писал не менее известный поэт XIX века – Ф.И.Тютчев. Слайд № 5 Он долго жил за границей, а в свои стихи вложил огромную любовь к Родине, к её удивительной красоте. Послушаем выразительное чтение наизусть ученика. - Что вы видите? - Что вы слышите? - Что чувствуете при чтении этого стихотворения? | Творческий(ребята получают карточки с опережающим заданием) | Индивидуальная | |
7.Словарная работа. | Познакомить с новой лексикой, обогатить словарный запас учащихся. | - Все ли слова понятны? - Объясните значения слов, выражений: праздный, первоначальная осень, лучезарны вечера, бодрый серп, льётся лазурь. Слайд № 7 | Толкование лексического значения слов: праздный – отдыхающий, свободный, первоначальная осень – начало осени, лучезарны вечера – ясные вечера с красивым закатом, бодрый серп – имеются в виду жнецы, а не серп, льётся лазурь – воздух над полем кажется голубым и сливается с небом. | ||
8.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения. | Научить анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа. | - Как долго может находиться природа в том состоянии, в котором описал её поэт? - Какой увидел осень Тютчев? - В чём прелесть этого стихотворения? - Зачем Тютчеву вообще понадобилось писать об осени? Может быть, он хотел указать на что-то в человеческой судьбе? - А что тогда значит свет, которым пронизан этот пейзаж? - Почему с неба льётся лазурь? Основной приём пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека. | Творческий | Фронтальная | Выводы после аналитической беседы: Осень –старость, зима –смерть, человек прожил жизнь и пожал её плоды. Теперь он спокоен и исполнен светлой печали. Самая ясная подсказка – паутина, то есть седина. Нет птичьего пения – прошла пора любви. Небо – Бог. Это он даёт свет и покой. |
9.Проверка домашнего задания. | Актуализировать знания, необходимые для изучения и понимания нового. | ЗИМА. Снег мягким пушистым ковром закутает озябшую землю. Деревья оденутся в белые шубки и шапки. - Продолжите описание так, чтобы оно соответствовало этому настроению. Слайд № 8 | Творческий | Групповая | Творческая зарисовка. |
10.Слово учителя. | Заинтересовать учащихся. | Образ зимы мы встречаем во многих стихотворениях Фета. А.Фет не менее известный поэт XIX века, чем Тютчев. Слайд № 9 Фет очень любил русскую природу – ведь он вырос в деревне. Именно русской природе посвящена значительная часть его стихотворений. Ярким примером восприятия зимы является стихотворение «Печальная берёза». | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | |
11.Чтение стихотворения А.Фета «Печальная берёза» Слайд № 10 | Формировать умение воспринимать пейзажную лирику. | Послушаем выразительное чтение наизусть ученика. - Какой видит Фет зиму? - Какие образы возникают при чтении? | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | |
12.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения под музыку. | Научить находить и определять изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение) | - Что это за наряд? - Как он нарисован Фетом? - Каково отношение автора? Докажите текстом. Слайд № 11 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | Выводы после аналитической беседы: Наряд берёзы живописен. Сначала -пышность («И прихотью мороза разубрана она» - метафора), затем- сравнение –«Как гроздья винограда». Автор любуется красотой зимнего пейзажа, рисуя её при помощи эпитетов и олицетворения. |
13.Устное словесное рисование. | Оживить впечатления. | Пройдёт ещё немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, радостные крики птиц возвестят о приходе ВЕСНЫ. - Какой вам представляется весна? | Творческий | Фронтальная | Результаты впечатлений: Первый весенний месяц несёт природе обновление. И это радостное пробуждение природы поможет нам увидеть всё заново. |
14.Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Март». Слайды № 12, 13 | Научить анализировать произведение живописи. | Весна нашла отражение в творчестве одного из известнейших пейзажистов XIX века – Исаака Левитана. Он очень любил весну, своему другу из-за границы он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, реки разлились, оживает всё……Нет лучше страны, чем Россия!» - Всмотритесь в картину и скажите, что же привлекло художника в этом мартовском дне? | Исследовательский | Фронтальная | Анализ репродукции картины: Ярко светит солнце, мир залит светом, простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника, весны, освобождения от скованности, оцепенения. Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Такой увидел весну Левитан! |
15.Чтение стихотворения Плещеева «Весна». Слайд № 14 | Научить выразительно читать стихотворение, способствовать личностному восприятию и осмыслению образов, созданных поэтом. | Текст стихотворения лежит на партах. Чтение стихотворения учителем. - Какой видит весну Плещев? | Частично-поисковый | Фронтальная | |
16.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения. | Научить анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа. | - Слова какой части речи помогают передать стремительность весны? -Найдите примеры эпитетов, которые использует поэт, чтобы описать картину весны. - Как вы думаете, почему в первой строфе больше глаголов? | Частично-поисковый | Фронтальная | Выводы после аналитической беседы: Для автора более важной задачей является показать приход весны, её действие, движение, а затем описать картину весны, её образ. |
18.Эксперимент. | Развивать творческое воображение. | - Какой была бы ваша музыка на стихотворение Плещеева? | Проблемный | Фронтальная | |
19.Прослушивание музыкального фрагмента. Слайд № 17 | Способствовать развитию умения воспринимать и осмысливать музыкальные образы. | Весна – образ, нашедший выражение не только в поэзии, живописи, но и в музыке. Многие композиторы посвящали свои произведения весне: это и Антонио Вивальди, и П.И.Чайковский. Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века. Своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине, к русской природе. | Фронтальная | ||
20.Творческая работа. | Развивать творческое воображение. | Прослушайте музыкальный фрагмент и опишите, что вы при этом чувствовали, какие картины представляли, что слышали? Слайд № 18 | Творческий | Индивидуальная | Я вижу…… Я слышу…. Я чувствую…… |
21.Создание проблемной ситуации. | Формировать умение сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи. | - Сравните весну художника, поэта и композитора. Какая она? - Какой образ весны вам более близок? Слайд № 19 | Проблемный | Фронтальная | Выводы после сопоставительной работы: Весна – излюбленный поэтический образ литературы, к которому обращались не только поэты XIX века. Поэты XX века также не оставляли без внимания этот образ, символизирующий смену времён года, вечный природный цикл, постоянное обновление природы. |
22.Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь». | Формировать умение воспринимать пейзажную лирику. | Послушайте выразительное чтение наизусть учащегося. - Какое время года нарисовал поэт в данном стихотворении? Слайд № 20 | Частично-поисковый | Индивидуальная | |
25.Итоги урока. | Развивать умение обобщать и делать выводы, оформлять знания, полученные на уроке, в виде устного высказывания. | Мы прочитали стихотворения русских поэтов и почувствовали, что за каждым произведением скрывается огромный мир человеческих чувств и мыслей. - Какие чувства вызвала у вас пейзажная лирика? | Репродуктивный | Индивидуальная | Выводы, к которым приводит учащихся учитель. Стихи русских поэтов открывают красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии, который открывается только умному, доброму, чуткому человеку. Постараемся же и мы стать такими! |
26.Домашнее задание. Слайд № 24 | Индивидуальные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская природа в музыке и поэзии
Презентация "Русская природа в музыке и поэзии" 8 класс...
Образ природы в музыке и поэзии
Разработка урока в 3 классе с использованием регионального компонента...
"Природа в музыке и поэзии"
Классный час в 8 классе...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Урок музыки в 5 классе " Музыка и поэзия"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Тема соответствует теме 1-го полугодия " Музыка и литература". В содержании урока- сравнение и сопоставление творчества поэта Серебряного века...
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...
"Природа в музыке,живописи, поэзии"
Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....