Фрагмент фонда оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине "Музыка в истории культуры XX века"
методическая разработка по музыке

Мартыненко Люцина Римовна

Фрагмент фонда оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины "Музыка в истории культуры xx века". Включает  20 вариантов комплектов (по количеству обучающихся  в группе): выполнение заданий с открытой формой ответов (музыкально-исторический анализ), заданий на установление соответствий (музыкальная викторина), представление беседы о музыке м исполнением музыкальных тем, оценивания  портфолио учебных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_muzyka_v_ist._k-ry_xx_veka.doc181 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

 

Комплект контрольно-оценочных средств

для оценки результатов освоения

ОП.14 Музыка в истории культуры XX века

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование

        год начала подготовки по учебному плану 2019

Нижневартовск, 2019


Разработчик:         

Преподаватель НСГК Мартыненко Л.Р., к.к.н., высшая категория

__________________

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)

музыкального образования

Руководитель методической комиссии (кафедры)

Мартыненко Л.Р.

 «___»                 2019 года


I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1. Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП. 14 Музыка в истории культуры XX века 

В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:

Таблица 1


Объекты оценивания

Показатели

Критерии

Тип задания;

№ задания

Форма промежуточной аттестации

1

2

3

4

5

Обучающий  должен

знать:

З1. Основные этапы истории мирового музыкального искусства и важнейшие закономерности его развития;

З2. Музыкально-исторические и биографические сведения о пройденных композиторах, и/или исполнителях XX века

З3. Жанровая принадлежность, стилевая характеристика, строение изученных музыкальных произведений, логические основы их композиции, музыкальные выразительные средства

ОК 1. – ОК 3., ОК 5, ОК 8.

П1.

Демонстрирует ориентацию в периодизации, хронологии и содержания

истории музыки XX века

П.2

Демонстрирует ориентацию в жизненном и творческом пути композиторов и/или  исполнителей

П3. Демонстрирует владение алгоритмом анализа стилистической и жанровой принадлежности, формы, содержания музыкальных произведений

К1. Точное определение последовательности этапов развития  истории музыки в XX веке и их содержания

К2. Уверенная ориентация в творческой биографии композиторов и/или исполнителей

К3. Точное и полное определение стиля, жанра, формы произведения.

Задание № 1:

Письменный музыкально-исторический анализ произведения

Дифференцированный зачет

Обучающий  должен

уметь:

У1. Узнавать изученные музыкальные произведения и определять имя композитора и/или исполнителя на слух;

У2. Соотносить на слух музыкальные произведения XX века с определенной эпохой, стилем, направлением.

ОК 1. – ОК 5., ОК 8.

П.2

Демонстрирует ориентацию в жизненном и творческом пути композиторов и/или  исполнителей

П3. Демонстрирует владение алгоритмом анализа стилистической и жанровой принадлежности  музыкальных произведений

К4.

Количество правильных ответов при  определении музыкальных фрагментов на слух.

К5. Количество правильных ответов при соотнесении на слух музыкального произведения с определенной эпохой, стилем, направлением

Задание № 2 (музыкальная викторина)  с письменным ответом на установление верной связи музыкального произведения с эпохой, жанром, стилем, композитором и /или исполнителем

Обучающий  должен

уметь:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

Текущий контроль

Обучающий  должен

уметь:

У3. Использовать различные источники информации о современной музыкальной культуре.

У4. Составлять и проводить  беседы о музыке с исполнением фрагментов музыкальных произведений педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

У5. Отбирать содержание для внеурочных факультативных занятий по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.

ПК 2.8 Организовывать и проводить внеурочные факультативные занятия по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.

ОК 1. – ОК 5., ОК 8-9. ОК 12., ОК 16-17

П4. Демонстрация владения алгоритмом поиска  и обработки актуальной информации о современной музыкальной культуре

П5.

Владение навыками художественно-педагогического анализа музыкальных  произведений

П6. Содержание презентации

П7. Художественно убедительная трактовка исполнения  произведения  в соответствии с жанром, стилем;

К6. Наличие не менее 5-ти работающих информативных ссылок на текстовый и нетекстовый контент электронных ресурсов по теме беседы о музыке

К7. Соблюдение алгоритма проведения беседы о музыке

 

К8. Изложение материала в едином сжатом информационном стиле, наличие точной информации.

К.9. Музыкальные фрагменты   исполнены в   соответствии с   авторским текстом.

 

Практическое задание № 3:  представление Портфолио учебных работ

Портфолио учебных работ

Исполнение  музыкальных тем

Портфолио учебных работ

 

Текущий контроль

1.2. Организация контроля и оценивания

Форма промежуточной аттестации

Организация контроля и оценивания

Дифференцированный зачет

Накопительная система оценивания

  1. По результатам подготовки портфолио учебных  работ:  

наличие выполненных самостоятельных работ ( в электронном виде):

- самостоятельная работа № 2  «Письменный анализ песен периода  Великой отечественной  войны и 50-х и 60-х годов»,

- самостоятельная работа № 10 «Подготовка музыкального лектория для детской аудитории «Творчество С.С. Прокофьева»

- самостоятельная работа № 15 «Симфония №7 Д. Шостаковича»

- самостоятельная работа № 18:

сообщения о творчестве Г.В. Свиридова,

- самостоятельная работа № 22: «Вокальный цикл В. А. Гаврилина «Русская тетрадь».

- самостоятельная работа обучающихся № 28-29: «Аннотирование основных и дополнительных источников по современной музыкальной культуре (текстовые и электронные ресурсы)».

- самостоятельная работа обучающихся № 30 «Составление сообщения на тему «Традиции шансон в музыке».

- самостоятельная работа  № 41-42: «Составление беседы о музыке с музыкальными иллюстрациями на тему «Классический мюзикл».

  1. По результатам выполнения учебных заданий на практических занятиях:

Практическое занятие № 2 «Исполнение музыкальных фрагментов (советская массовая песня)»;

Практическое занятие № 6:  «Исполнение музыкальных фрагментов по творчеству Д. Шостаковича»;

Практическое занятие № 8 «Составление музыкальной беседы по творчеству А.Хачатуряна»;

Практическое занятие № 10: «Составление беседы о современной академической музыке»;

Практическое занятие № 13: «Анализ и исполнение фрагментов музыкальных произведений  джазовой музыки»;

№ 14-15 семинар на тему «Джаз в системе музыкального мышления 20 века»;

№ 16 «Анализ и исполнение фрагментов музыкальных произведений  рок-музыки»;

  1. По результатам контрольных работ:

Контрольная работа № 1 «Отечественная академическая музыка в первой половине XX века».

Контрольная работа № 2 «Джазовое искусство в первой половине XX века».

  1. По результатам выполнения 3-х практических заданий на дифференцированном зачете.

Итоговая оценка – среднее значение оценок по результатам подготовки портфолио учебных работ, по результатам выполнения учебных заданий на практических занятиях и выполнению 3-х заданий на дифференцированном зачете.

.


Форма промежуточной аттестации, другие формы контроля (в соответствии с учебным планом)

Организация контроля и оценивания

Дифференцированный зачет

25 вариантов. (Выполнение заданий с открытой формой ответов (музыкально-исторический анализ), заданий на установление соответствий (музыкальная викторина), представление портфолио учебных работ.

 

1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий

Контрольно-оценочные мероприятия проводятся в учебных кабинетах музыкально-теоретических дисциплин.

        Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- компьютер с мультимедийным оборудованием, проектор, колонки;

- музыкальный инструмент – фортепиано (синтезатор);

- перечень музыкальных произведений, нотный материал;

- комплект оценочных средств.

2.1. Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций, освоения умений и усвоения знаний по дисциплине «Музыка в истории культуры XX века»

В состав комплекта входят задания для экзаменуемых и пакет экзаменатора (эксперта).

Задания включают письменное задание (музыкально-теоретический анализ), задание на установление соответствий (письменная музыкальная виекторина),  представление беседы с опорой на портфолио учебных работ.

Задание № УЗ 1:

Проверяемые умения и знания

Показатели оценки

Критерии оценки

Задание предусматривает письменный ответ , представление портфолио

З1, З2, З4; У1,У2,У3,У4, У5

П1-П3

К1-К3.

Условия выполнения задания

1. Максимальное время выполнения задания: 10 мин.

2. Необходимо провести музыкально-исторический анализ произведения по 10-ти пунктам, составив логически завершенный связный текст, построенный по принципу изложения информации от общего к частному. За верное выполнение заданий экзаменуемый получает по 1 баллу за каждый пункт  анализа. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Вопросы для решения определяются случайным образом.

Максимальное количество баллов, которое может набрать

экзаменуемый, правильно выполнивший задание первой части работы с учетом дополнительного балла - 10 баллов.

Формулировка задания :

  1. Выполните письменный музыкально-исторический анализ произведения Г. Свиридов поэма «Курские песни», составив письменный ответ по следующим пунктам и :
  1. Время создания произведения и его место в общей хронологии развития музыкальной  культуры.
  2. Жанр произведения.
  3. Хронология и история развития жанра в общих чертах, яркие представители.
  4. Стилевая характеристика произведения.
  5. Краткая характеристика художественного течения, стиля, к которому относится произведение.
  6. Краткие сведения о композиторе/авторе/группе.
  7. Форма произведения, особенности композиции.
  8. Содержание произведения: либретто (сюжет, основные герои)/текст песни.
  9. Дополнительные сведения о произведения
  10. Дополнительный балл – за логику построения текста по принципу «от общего к частному»
  1. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Установите соответствия (цифра-буква).

Условия выполнения задания

1.Максимальное время выполнения задания: 30 мин.

2.Задача(и) для решения определяются случайным образом (для письменного ответа с аргументами). Максимальное количество баллов, которое может набрать

экзаменуемый, правильно выполнивший тестовое задание первой части работы, - 25 баллов.

1 – . .…; 2 –..….; 3 – .…; 4 – ...;

5 – .....; 6 –…....; 7 – …..; 8 – ..…;

 9 – …; 10  – .... ; 11 – …; 12 – …;

13 – …; 14 – …; 15 – …; 16 – …;

17 – …; 18 – …; 19 – …; 20 – …;

21 - .…; 22 - …; 23 - .…; 24 - …;

25 - .…;

Список произведений:

  1. Д. Шостакович «Симфония № 7» (1 часть Alegretto, «Эпизод нашествия»)
  2. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка», «Тема любви»)
  3. С. Прокофьев кантата «Александр Невский» («Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»)
  4. Прокофьев «Петя и Волк» (тема Пети, тема Кошки, тема Утки)
  5. С. Прокофьев «Детская музыка (12 легких пьес)» («Марш», «Прогулка», «Утро»)
  6. А. Хачатурян «Спартак» («Адажио Спартака и Фригии»)
  7. А. Хачатурян «Детский альбом для фортепиано» («Андантино», «Скакалка»)
  8. Г. Свиридов поэма «Курские песни» (весь цикл)
  9. Г. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» («Тройка», «Романс»)
  10. В. Гаврилин «Перезвоны» («Весело на душе», «Дудочка», «Ти-ри-ри»)
  11. Б. Тищенко «Ярославна» («Вступление», «Плач Ярославны»)
  12. Р. Щедрин концерт для оркестра «Озорные частушки»
  13. В. Кикта «Фрески Софии Киевской» («Орнамент», «Скоморохи»)
  14. А. Шнитке «Concerto grosso №1» («Рондо»)
  15. С. Губайдуллина «Perception»

ПАКЕТ ЭКСПЕРТА

Оцениваемые компетенции

ОК 1. Организовывать собственную  деятель- ность,  выбирать типовые методы   и способы  выполнения профессиональных    задач, оценивать их  эффективность   и качество.

ОК 2.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 3.  Ориентироваться   в условиях  частой  смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.

ПК 2.8 Организовывать и проводить внеурочные факультативные занятия по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

Показатели  оценки

П1.

Демонстрирует ориентацию в периодизации, хронологии и содержания

истории музыки XX века

П.2

Демонстрирует ориентацию в жизненном и творческом пути композиторов и/или  исполнителей

П3. Демонстрирует владение алгоритмом анализа формы и содержания музыкальных произведений

П5. Демонстрация владения алгоритмом поиска  и обработки актуальной информации о современной музыкальной культуре

П6. Интерпретация знаний о стилях и жанрах музыки в истории культуры XX века в их взаимосвязи и многообразии форм.

П7. Демонстрация понимания роли музыки в культуре XX века при отборе содержания для факультативных занятий,  выявлен педагогический контекст   произведений.

Критерии оценки

К1. Точное определение последовательности этапов развития  истории музыки в XX веке и их содержания

К2. Точность и правильность в ответах на вопросы по творческой биографии композиторов и/или исполнителей

К3. Точное и полное определение формы произведения, средств музыкальной выразительности, содержания музыкальных образов

К4. Точное определение эпохи  и жанра  произведения.

К.5 Ориентация в периодизации и хронологии развития музыкальной культуры XX века.

К6. Указание основных стилевых характеристик эпохи, художественного течения.

К.7 Установление верной связи произведения искусства с автором, эпохой создания и национальной художественной школой.

К8. Смысловая цельность, связность и в анализе произведения искусства

Условия выполнения заданий

1. Вопросы для решения в Задании № 1 определяются случайным образом. Необходимо ответить на 10 вопросов. Выбор одного ответа из предложенных 4.

2. Задача для решения Задания № 2 определяется случайным образом. Необходимо ответить на 10  вопросов и составить развернутый письменный ответ.

3. Задание предусматривает представление беседы о музыке XX века для детской аудитории  с опорой на  портфолио учебных работ

В состав комплекта входят задания для экзаменуемых и пакет экзаменатора (эксперта).

Задания включают 10 тестовых заданий с выбором ответа, 10 заданий с письменным  ответом, практическое задание.

Количество вариантов (пакетов) заданий 20

Время выполнения задания: 90 мин. 

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Максимальное время выполнения задания:

30 мин. (3 мин. на 1 задание)

30 мин

20 минут

Требования охраны труда: следить за  осанкой  при письме.

Самостоятельно составленные студентами таблицы, схемы, иллюстративный материал.

Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.): оценочная  ведомость, зачетные  книжки  студентов.


Приложение 1

Шкала оценивания образовательных достижений

  1. Процент результативности (правильных ответов) на дифференцированном зачете Задание № 1 (1-10), Задание № 2 (1-10)

9 баллов 90 –100% – 5 (отлично)

7-8 баллов  80%- 89% –  4  (хорошо)

5-6 баллов 70 –79% – 3 (удовлетворительно)

4 балла и ниже - менее 70%  – 2 (неудовлетворительно)

Задание 2:

Музыкальная викторина  с составлением письменного ответа

Баллы

К4.

Точное определение эпохи  и жанра  произведения.

Экзаменующийся указал эпоху и жанр произведения

2

Экзаменующийся указал вид и жанр произведения

или

Экзаменующийся указал вид, не указал жанр произведения

1

Экзаменующийся не указал вид, не указал жанр искусства

0

Ориентация в периодизации и хронологии развития музыкальной культуры XX века.

К5

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, точно указав период создания произведения искусства и место периода в общей хронологии развитиямузыкальной  культуры

2

Экзаменуемый в целом  дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, но указал только только период создания произведения

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не указал периода создания произведения искусства

0

К6

Указание основных стилевых характеристик эпохи, художественного течения.

Экзаменуемый привёл 3 стилевых характеристики, которые иллюстрируют эпоху и художественное течение

2

Экзаменуемый привёл 2 стилевых характеристики, которые иллюстрируют эпоху и художественное течение или

Экзаменуемый привёл 2 стилевых характеристики, которые иллюстрируют эпоху и не указал художественное течение 

или

Экзаменуемый не привёл стилевые характеристики, которые иллюстрируют эпоху, но указал художественное течение 

1

Экзаменуемый не привёл стилевые характеристики, которые иллюстрируют эпоху, не указал художественное течение.

0

К7

Установление верной связи произведения искусства с автором, эпохой создания и национальной художественной школой.

Экзаменуемый определил автора, эпоху создания и национальную художественную школу произведения искусства, указал навание произведения искусства.

2

Экзаменуемый не определил автора, определил эпоху создания и национальную художественную школу произведения искусства.

Или

Экзаменуемый не определил автора, определил эпоху создания и национальную художественную школу произведения искусства, указал название произведения искусства.

Или

Экзаменуемый не определил автора, определил эпоху создания и национальную художественную школу произведения искусства, не указал название произведения искусства.

1

Экзаменуемый не определил автора, не определил эпоху создания и национальную художественную школу произведения искусства, не указал название произведения искусства.

0

К8

Смысловая цельность, связность и в анализе произведения искусства.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа  лишена  композиционной  стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов викторину по критериям (К4-К8)

10

Всего

10


Приложение 2

Шкала оценивания портфолио работ

  1. Процент результативности

19-20 балла 90 –100% – 5 (отлично)

17-18 баллов  80%- 89% –  4  (хорошо)

15-16  баллов 70 –79% – 3 (удовлетворительно)

14 баллов и менее - менее 70%  – 2 (неудовлетворительно)

Наличие выполненных самостоятельных работ

Баллы

1.

Самостоятельная работа №2

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Самостоятельная работа выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

2.

Самостоятельная работа № 13

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Самостоятельная работа выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

3.

Самостоятельная работа № 18

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Самостоятельная работа выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

4.

Самостоятельная работа № 41-42

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Самостоятельная работа выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

5.

Самостоятельная работа № 46-49

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (5)

1

Самостоятельная работа выполнена на положительную отметку (3,4)

0

Самостоятельная работа выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

Максимальное количество баллов за выполнение самостоятельных работ

10

Результаты  подготовки и представления творческих работы на практических занятиях

6.

Практическое занятие № 4

Практическая работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Практическая работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Практическая работы выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

7.

Практическое занятие № 7

Практическая работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Практическая работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Практическая работы выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

8.

Практическое занятие № 11

Практическая работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Практическая работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Практическая работы выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

9.

Практическое занятие № 14-15

Практическая работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Практическая работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Практическая работы выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

10.

Практическое занятие № 16

Практическая работа выполнена на положительную отметку (5)

2

Практическая работа выполнена на положительную отметку (3,4)

1

Практическая работы выполнена на неудовлетворительную отметку/не выполнена

0

Максимальное количество баллов за выполнение контрольных работ

10

Всего

20

Итого по накопительной системе оценивания максимальное количество баллов по результатам выполнения письменного музыкально-исторического анализа произведения на дифференцированном зачете – 10, по результатам музыкальной викторины 25, по результатам предоставления портфолио работ – 20. Всего – 55 баллов.

Процент результативности по итогам оценивания образовательных достижений на дифференцированном зачете:

49-55 баллов 90 –100% – 5 (отлично)

43-48 баллов  80%- 89% –  4  (хорошо)

37-42 балла 70 –79% – 3 (удовлетворительно)

36 балл и ниже - менее 70%  – 2 (неудовлетворительно)

        

Разработчик Мартыненко Л.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты