Конспект урока "Авторская песня -прошлое и настоящее"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с жанром авторской песни.Кто такие были ваганты? И каким этот жанр стал в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_6_klasse.docx | 21.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Цель урока:
осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемое оборудование: фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», инструмент фортепиано, видеоаппаратура.
Задачи урока:
- Обучающие: помочь учащимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически–исповедальных, романтических песен; познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни:
В. Высоцким, Б.Окуджавой, С.Никитиным и другими авторами и исполнителями,
ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни?; расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем; - развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; ,навыки с помощью интонации, эстетический слух;
- воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории , воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.
Ход урока:
Фрагмент художественного фильма «Садко».
Учитель: Ребята, вы узнали героя фильма? Это былинный певец, поэт, гусляр Садко. О чем он спел? Что слышится в песне? Какова интонация музыки и голоса исполнителя? А кто автор этой песни? (ответы)
Звучит «Серенада Трубадура» из мультипликационного фильма «По следам бременских музыкантов» в исполнении М.Магомаева.
Учитель: Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействии музыки на человека. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, говорили о музыке Бетховена и о других композиторах.
Сегодня мы познакомимся с одним из музыкальных жанров нашей отечественной музыкальной культуры, имеющей удивительную силу воздействия на человека, и наша задача - ответить на вопрос, в чем же ценность такой музыки?
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песни звучали в самом начале урока? (ответы обучающихся) Сегодня у вас будет урок–открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней.
Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Прозвучала знаменитая «Серенада Трубадура», которая получила широкую популярность, благодаря фильму о бременских музыкантах.
Цель нашего урока - ответить на вопрос, что такое авторская песня, в чём её ценность?
Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
(ответы учащихся)
Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы учащихся)
Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете его.
Авторская или бардовская песня. Само слово «бард» происходит от кельтского слова «бардос», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нашего уха. Но не все, наверно, вы знаете, что так называли народных певцов древних кельтских племен. В дальнейшем они стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах,
Учитель: В середине XX века в нашей стране зародился новый музыкальный жанр – авторская песня. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Это – своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими или туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы – исполнители этих песен? Ребята, назовите, кого вы знаете из современных композиторов- бардов? (Это – Б.Окуджава, В.Высоцкий, С.Никитин, А.Макаревич, О.Митяев и др.)
Знакомы ли вам эти имена? (ответы учащихся)
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем «Песню о друге» Владимира Высоцкого, которая была написана для фильма Станислава Говорухина «Вертикаль». В нем песни Высоцкого впервые прозвучали на всю страну, тем более, что кино тогда в 60-е было очень популярным. Люди ходили в кино по нескольку раз смотреть один и тот же фильм, к тому же еще и предоставлялась возможность услышать песни Высоцкого.
(после слушания) Каковы ваши впечатления о песне?
(ответы учащихся)
Учитель: Мне хочется дать вам послушать еще одну песню Владимира Высоцкого. «Братские могилы». Это одна из его многочисленных песен о войне, на которой он в силу своего возраста не бывал, но люди, слушая его песни, были убеждены в достоверности событий, о которых поется в песне. Кстати, Высоцкий говорил, что он «исполняет свои стихи под гитару» и не называл свои песни «песнями в музыкальном смысле».
(после прослушивания делимся впечатлениями).
Учитель: Ребята, во время урока мы среди композиторов-бардов назвали Б. Окуджаву. Знаете ли вы что-нибудь об этом человеке?
(слушание ответов учащихся).
Учитель: Послушаем «Грузинскую песню» или, как она еще называется среди любителей бардовской песни, «Виноградную косточку» в исполнении ансамбля бардов «Песни нашего века».
Учитель: Ребята, какими средствами выразительности передал композитор содержание песни? ( характер, ритм, интонация, музыкальный образ).
Учитель: Сергей Никитин. Это имя знакомо и детям и взрослым. Один только «Ёжик резиновый» чего стоит! Но сегодня у нас с вами лирическое настроение, мы послушаем песню «Под музыку Вивальди» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Имя композитора эпохи барокко Антонио Вивальди вам знакомо. Наверное, это любимый композитор Никитиных. Давайте и мы вспомним музыку итальянского барокко!
(после слушания делимся впечатлениями)
Учитель: Хочется сейчас сказать и об Андрее Макаревиче, тем более, что он отмечает юбилей, и вы, наверное, слышали об этом и видели передачи с его участием по телевидению. Он, вообще-то не совсем бард, даже скорее рок-исполнитель, но песни свои он пишет сам, и тематика их совпадает с бардовской песней. Послушаем песню «Пока горит свеча». (после прослушивания делимся впечатлениями)
Учитель: Мы вами можем утверждать, что авторская песня ведет нас по дороге музыкальных впечатлений и в прошлое и в настоящее, а, может, потом мы встретим и такие песни, которые дадут нам ощущение, как будто бы мы заглянули в будущее!
Учитель: Ребята, задумайтесь над тем, что отличает песни Б.Окуджавы и других композиторов-бардов от общепринятого песенного творчества композиторов? ( в этих песнях авторы размышляют о смысле жизни, признаются в любви, воспевают дружбу, всё, что самое главное должно быть в жизни каждого человека. Они поются легко, просто, в кругу друзей.)
Учитель: Так в чём же ценность авторской песни? Ответим на вопрос нашего урока.
( в её искренности, доверии, с которым она звучит и которые вызывает у слушателей;
доступна для исполнения и восприятия любого человека; это ее индивидуальность, в каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме)
Учитель: Правильно, ребята. Авторская пеня – это настоящая поэзия и музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют – они непременно должны звучать. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Учитель : Ребята, сегодня на уроке мы с вами исполним, ранее разученную песню «Ты да я да мы с тобой», которая хоть и не является бардовской, но поется в ней о тех же вечных ценностях, о которых пели в своих песнях барды.
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? (ответы учащихся). На следующем уроке мы продолжим с вами разговор на эту тему и разучим новую авторскую песню.
Задание на дом: найти в сети интернет или любой другой литературе значение слов романс, речитатив, баллада, серенада. Спасибо всем за работу на уроке.
И подвести итог нашего урока мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни:
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
Закончить урок хочется музыкой в исполнении французского оркестра Поля Мориа, который сделал инструментальную обработку моей любимой песни Сергея Никитина «Под музыку Вивальди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская песня - прошлое и настоящее"
здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Экскурсия в историю создания авторской песни...
Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...
План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Конспект урока по программе Критская, Сергеева....
Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее
Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, Б.Окуджава, О.Митяев....
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее" 6 класс
Цель урока:Продолжить рассмотрение темы «Мир вокальной и инструментальной музыки» на уроках в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г...