Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, Б.Окуджава, О.Митяев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_pesnya-proshloe_i_nastoyashchee.docx | 20.7 КБ |
avtorskaya_pesnya.pptx | 2.42 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ поселка Спутник
"Авторская песня - прошлое и настоящее"
разработка урока с применением интерактивных методик
учитель музыки
Абрамович Татьяна Викторовна
2015г
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс:6 класс
Предмет: Музыка
Цель урока:
Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Расширить представления учащихся об авторской песне, ее жанрах и особенностях. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи: активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт подростков, а также опыт музыкально-художественного творчества. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Д Тухманов, М. Светлов, А. Городницкий, А. Якушева, А. Розенбаум, Ю. Ким, В. Высоцким, Б. Окуджава, О. Митяев. Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
Музыкальный материал: песни известных бардов.
Зрительный ряд: презентация на тему «Творчество бардов
Литературный ряд: стихи Б. Окуджавы и др. авторов.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник «Музыка» для 6 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П..- М.: изд-во «Просвещение», 2013г.
Используемое оборудование:
Музыкальный центр, проектор.
Ход урока
(Слайд №2)
Закрепление пройденного материала
Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать словами замечательного известного советского барда Б. Окуджавы.
«Возьмемся за руки друзья, Возьмемся за руки друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!»
Сегодня снова пойдет речь об авторской песне. Это уже 2-ой урок, который мы посвятим этой теме. Давайте вспомним, что авторскую песню еще называют «бардовской». Вспомним об ее истоках, о замечательных исполнителях авторской песни, конечно же, разберемся – какую роль выполняет этот музыкальный жанр в жизни простых людей, зачем она им нужна и за что они ее любят?
(Дети исполняют песню М. Светлова «Глобус»)
(Слайд №3)
Учитель — В названии бардовская мы слышим слово — бард. – Это русское слово? — Ученик - Нет, это слово иностранное. Учитель – Что же оно означает? Ученик – Бард (от англ. и ирландского языка, переводится как певец). Народный певец у древних кельтских племен. В средние века бардами называли профессиональных поэтов – певцов, служивших при княжеских дворах в Ирландии. В наши дни бардами называют создателей авторской песни.
(Слайд №4-5)
Учитель – Ну, а что же в Древней Руси? Были у нас свои барды? Ученик – Да, свое начало этот жанр берет музыкальной культуре Древней Руси. По городам и деревням ходили древние слагатели былин – Баяны с гуслями в руках – это певцы – сказители. В своих песнях они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы и чисты. Люди их очень любили, и завидев их, бросали все дела и внимательно вслушивались в то, о чем они пели.
(Просмотр картины В. Васнецова «Баян»)
Учитель – Давайте рассмотрим на экране картину В. Васнецова «Баян». Что мы видим? (ответы детей). Да, на картине седовласый старец Баян певец – сказитель исполняет песню. Люди, сидящие рядом с ним, внимательно его слушают. В руках певца – гусли (старинный щипковый инструмент). Весь вид певца показывает нам, что песня о чем-то важном, что волнует людей.
Учитель – А с каким оперным былинным героем певцом-сказителем мы с вами знакомы? Назовите автора этой оперы и ее название. Ученик – Это певец – гусляр Садко из оперы Н. Римского – Корсакова «Садко».
( слайд №6) (Звучит песня Садко из оперы «Садко» )
Изучение нового материала.
А теперь поговорим о современной авторской песне. Свое развитие она получила в 60-е годы 20-го века. Создатели авторской песни в наше время чаще всего не являются профессиональными музыкантами. Для них в песне все таки главное – слова, текст.
В самом начале авторские песни чаще называли студенческими и туристскими, так как сочинялись они студентами, и распевались в студенческих общежитиях, и в туристических походах. Песни бардов обычно звучат под аккомпанемент – гитары. Булат Окуджава (известный советский бард) говорил, что авторская песня – это «поэзия под гитару». В Высоцкий (актер, бард) называл бардов поэтами, которые исполняют свои стихи под музыку.
Слайды №7
Кто же они – авторы – исполнители авторских песен. Назову несколько самых известных имен : Б. Окуджава , А. Галич , В. Высоцкий, Ю. Визбор, А. Дольский ,О. Митяев , А. Розенбаум.
(Звучит бардовская песня)
Учитель — В чем же ценность авторской песни?-
Несомненно это искренность, доверие, доступность для исполнения и восприятия любым человеком. В этих песнях авторы размышляют о смысле жизни, признаются в любви и воспевают дружбу, а так же много в этих песня шуток , юмора , сатиры. И в то же время это настоящая музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства человека
(Дети исполняют песню….)
Вывод: - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?-
Ученики — Мы узнали что такое авторская песня, кто является авторами и исполнителями. О чем эти песни, какую роль они играют в жизни простых людей. Узнали имена известных бардов, разучили несколько авторских песен.
Учитель – На этом наш урок заканчивается, спасибо за активное участие и работу на уроке. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Возьмемся за руки друзья, Возьмемся за руки друзья, Чтоб не пропасть поодиночке !» Булат Окуджава
Я не знаю, где встретиться Нам придется с тобой. Глобус крутится-вертится Словно шар голубой. И мелькают города и страны, Параллели и меридианы, Только тех еще пунктиров нету, По которым нам бродить по свету. Знаю, есть неизвестная Широта из широт, Где нас дружба чудесная Непременно сведет. И тогда узнаем мы, как смело Каждый брался за большое дело. И места, в которых мы бывали, Люди в картах мира отмечали . М. Светлов
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали Ваганты Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов
Бард (от кельт. * bardos ) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения. Бард — поэт и певец в Средние века . Бард — представитель авторской песни ; в более широком смысле — автор-исполнитель .
Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.
БАЯНЫ , так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская песня - прошлое и настоящее"
здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Экскурсия в историю создания авторской песни...
Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...
План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Конспект урока по программе Критская, Сергеева....
Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее" 6 класс
Цель урока:Продолжить рассмотрение темы «Мир вокальной и инструментальной музыки» на уроках в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г...
Конспект урока "Авторская песня -прошлое и настоящее"
Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с жанром авторской песни.Кто такие были ваганты? И каким этот жанр стал в наше время....