публикация в сборнике ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
статья по музыке

Полякова Надежда Владимировна

                  

 Методическое пособие для педагогов и специалистов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений – Улан-Удэ: Типография ГПБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», 2022 – 36 с.Сборник составлен по материалам из опыта работы педагогов с детьми с ТМНР на базе ГБУСО РБ «ДДИ «Журавушка». Адресован педагогам и специалистам, занимающимся проблемами обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии в условиях коррекционной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik_dokumenty.doc958.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

        

Улан-Удэ

2022

УДК      376.4

ББК       74.59

О-26

Утверждено к печати решением

методического совета ГБОУ «СКОШ № 3»

Составители:

Хоженоева Альбина Николаевна

Жамбалова Дарима Будаевна

Рецензент: Жамсуева С.Ю., к.п.н., методист ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3»

О26. Обучение детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии. Методическое пособие для педагогов и специалистов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений – Улан-Удэ: Типография ГПБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», 2022 – 36 с.

Сборник составлен по материалам из опыта работы педагогов с детьми с ТМНР на базе ГБУСО РБ «ДДИ «Журавушка». Адресован педагогам и специалистам, занимающимся проблемами обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии в условиях коррекционной школы.

© ГБОУ «СКОШ №3», 2022

        

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ И ТЯЖЁЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Полякова Н.В.,

учитель музыки ГБОУ «СКОШ №3»

Одним из важнейших средств социализации и коммуникации детей с ТМНР, является музыка. С учетом этого, задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею. Так же творческая деятельность и развивающее ее музыкально-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья детей. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому в настоящее время большой интерес вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности детей с ТМНР.

Музыкальная деятельность занимает важное место в работе с учащимися, имеющими умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения в развитии. Вместе с формированием умений и навыков музыкальной деятельности, доступных к овладению, у них воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Художественно-образная форма отражения действительности затрагивает не только эмоциональную сферу ребенка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, на интуитивном уровне трансформировать ее, внося свои элементы в процессе создания разнообразных художественных образов.

Музыкальное развитие учащегося осуществляется в таких формах работы, которые стимулирует к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.д.).

Специфические средства воздействия на детей, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей. Исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Целью занятий является – коррекция двигательных недостатков детей, совершенствование координации движений, улучшение осанки.

Задачами этих занятий является:

  • развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание у них правильного отношения к окружающему миру;
  • расширение представлений о различных явлениях природы.

Учащиеся слушают музыку, выполняют под музыку разнообразные движения, поют, танцуют. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. - развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Движение – специальный компонент занятий, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие учащихся через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить и музыкальные и творческие способности. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени в соответствии с метроритмическим рисунком музыкального произведения.

В раздел «Музыка и движение» входят: целенаправленное, последовательное формирование ритмического чувства посредством музыкально-ритмических упражнений, музыкальных игр, хороводов, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах. Вся система музыкально-ритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от физических нарушений, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач музыкально-педагогической работы. Использование всего многообразия музыкально-ритмических средств в различных сочетаниях, обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием.

Большое значение в ходе занятий придаётся коррекции эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость учащегося, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащегося с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения и т.д.

Весь песенный репертуар подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями речевого развития учащихся. Мелодии песен просты; тексты – ясные, конкретные, небольшие по объёму музыкально - ритмические упражнения – доступны и понятны учащимся.

Приложение

СОДЕРЖАНИЕ

Жамбалова Д.Б.

Специфические особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

3

Петухова  Н.Н.

Предметно-практические действия при работе с детьми с ТМНР.

8

Наманжуева В.В.

Приемы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

11

Жамбалова Д.Б.

Игра как метод по формированию элементарных математических представлений для детей с ТМНР.

16

Стативо Т.С.

Развитие мелкой моторики и сенсорики

с помощью сыпучего материала.

22

Полякова  Н.В.

Музыкальная деятельность с учащимися, имеющими умственную отсталость и тяжёлые множественные нарушения развития.

24

Приложение 1

Карта дефектологического обследования

27

Приложение 2

Методика «Карта наблюдений!

33

Методическое пособие

Составители:

Хоженоева Альбина Николаевна

Жамбалова Дарима Будаевна

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Компъютерная верстка текста: Д.Б. Жамбалова

Рецензент: Жамсуева С.Ю

Подписано в печать 25.09.2022.

Бумага офсетная. Гарнитура Times Nem Roman

Тираж 30 экз.

Отпечатано с готового оригинала макета в типографии

ГПБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж».  

670034, г. Улан-Удэ, ул. Хоца Намсараева, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое  полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3  Обследование слухового восприя...

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога,  которые позволяют успешно вести учебные занятия....

«Особенности организации образовательной среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Презентация наглядно демонстрирует и рассказывает об особенностях организации образовательной среды для детей с ТМНР...

Возможности использования дидактической игры в процессе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Данный материал раскрывает возможности различных  дидактических игр для обучения  развития детей с тяжелыми  множественными нарушениями развития,  дается описание дидактических...