публикация в сборнике ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
статья по музыке
Методическое пособие для педагогов и специалистов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений – Улан-Удэ: Типография ГПБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», 2022 – 36 с.Сборник составлен по материалам из опыта работы педагогов с детьми с ТМНР на базе ГБУСО РБ «ДДИ «Журавушка». Адресован педагогам и специалистам, занимающимся проблемами обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии в условиях коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_dokumenty.doc | 958.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Улан-Удэ
2022
УДК 376.4
ББК 74.59
О-26
Утверждено к печати решением
методического совета ГБОУ «СКОШ № 3»
Составители:
Хоженоева Альбина Николаевна
Жамбалова Дарима Будаевна
Рецензент: Жамсуева С.Ю., к.п.н., методист ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3»
О26. Обучение детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии. Методическое пособие для педагогов и специалистов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений – Улан-Удэ: Типография ГПБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», 2022 – 36 с.
Сборник составлен по материалам из опыта работы педагогов с детьми с ТМНР на базе ГБУСО РБ «ДДИ «Журавушка». Адресован педагогам и специалистам, занимающимся проблемами обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии в условиях коррекционной школы.
© ГБОУ «СКОШ №3», 2022
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ И ТЯЖЁЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Полякова Н.В.,
учитель музыки ГБОУ «СКОШ №3»
Одним из важнейших средств социализации и коммуникации детей с ТМНР, является музыка. С учетом этого, задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею. Так же творческая деятельность и развивающее ее музыкально-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья детей. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому в настоящее время большой интерес вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности детей с ТМНР.
Музыкальная деятельность занимает важное место в работе с учащимися, имеющими умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения в развитии. Вместе с формированием умений и навыков музыкальной деятельности, доступных к овладению, у них воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Художественно-образная форма отражения действительности затрагивает не только эмоциональную сферу ребенка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, на интуитивном уровне трансформировать ее, внося свои элементы в процессе создания разнообразных художественных образов.
Музыкальное развитие учащегося осуществляется в таких формах работы, которые стимулирует к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.д.).
Специфические средства воздействия на детей, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей. Исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Целью занятий является – коррекция двигательных недостатков детей, совершенствование координации движений, улучшение осанки.
Задачами этих занятий является:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;
- развитие познавательного интереса;
- воспитание у них правильного отношения к окружающему миру;
- расширение представлений о различных явлениях природы.
Учащиеся слушают музыку, выполняют под музыку разнообразные движения, поют, танцуют. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. - развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Движение – специальный компонент занятий, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие учащихся через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить и музыкальные и творческие способности. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени в соответствии с метроритмическим рисунком музыкального произведения.
В раздел «Музыка и движение» входят: целенаправленное, последовательное формирование ритмического чувства посредством музыкально-ритмических упражнений, музыкальных игр, хороводов, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах. Вся система музыкально-ритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от физических нарушений, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач музыкально-педагогической работы. Использование всего многообразия музыкально-ритмических средств в различных сочетаниях, обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием.
Большое значение в ходе занятий придаётся коррекции эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость учащегося, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащегося с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения и т.д.
Весь песенный репертуар подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями речевого развития учащихся. Мелодии песен просты; тексты – ясные, конкретные, небольшие по объёму музыкально - ритмические упражнения – доступны и понятны учащимся.
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Жамбалова Д.Б. | Специфические особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. | 3 |
Петухова Н.Н. | Предметно-практические действия при работе с детьми с ТМНР. | 8 |
Наманжуева В.В. | Приемы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. | 11 |
Жамбалова Д.Б. | Игра как метод по формированию элементарных математических представлений для детей с ТМНР. | 16 |
Стативо Т.С. | Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала. | 22 |
Полякова Н.В. | Музыкальная деятельность с учащимися, имеющими умственную отсталость и тяжёлые множественные нарушения развития. | 24 |
Приложение 1 | Карта дефектологического обследования | 27 |
Приложение 2 | Методика «Карта наблюдений! | 33 |
Методическое пособие
Составители:
Хоженоева Альбина Николаевна
Жамбалова Дарима Будаевна
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Компъютерная верстка текста: Д.Б. Жамбалова
Рецензент: Жамсуева С.Ю
Подписано в печать 25.09.2022.
Бумага офсетная. Гарнитура Times Nem Roman
Тираж 30 экз.
Отпечатано с готового оригинала макета в типографии
ГПБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж».
670034, г. Улан-Удэ, ул. Хоца Намсараева, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3 Обследование слухового восприя...
Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...
Особенности коммуникации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии.
Особенности коммуникации детей с ТМНР....
«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога, которые позволяют успешно вести учебные занятия....
«Особенности организации образовательной среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
Презентация наглядно демонстрирует и рассказывает об особенностях организации образовательной среды для детей с ТМНР...
Возможности использования дидактической игры в процессе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Данный материал раскрывает возможности различных дидактических игр для обучения развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, дается описание дидактических...