Проект «Развитие речевых и певческих интонаций с использованием здоровьесберегающих технологий»
проект по музыке
Проектная деятельность является ведущей в работе любого педагога. Проект музыкального руководителя Вараксиной Г.А. поможет разобраться, что такое речевые и певческие интонации, и как их развивать с использованием технологий здоровьесбережения у воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-varaksinaga.docx | 54.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие речевых и певческих интонаций с использованием здоровьесберегающих технологий»
Информационная карта проекта
Наименование проекта | «Развитие речевых и певческих интонаций с использованием здоровьесберегающих технологий» |
Вид проекта | Краткосрочный |
Основание для разработки проекта | -закон РФ «Об образовании»; -«Конвенция о правах ребёнка»; -ООПДО МБОУ «Д\с№19» |
Цель проекта | Развить речевые интонации через различные виды музыкальной деятельности (пение, валеологические распевки, дыхательные упражнения, музыкально–дидактические игры) у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1.Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в певческой деятельности, используя здоровье сберегающие технологии, повышающие адаптивные возможности детского организма. (Активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). 2. Обогатить музыкальную предметно - развивающую среду и условия в ДОУ для развития активной самостоятельной певческой деятельности. Раскрыть педагогам важность, пользу пения в развитии и оздоровлении дошкольников. Разработать набор дидактических пособий и игр, обеспечивающих последовательное развитие певческих навыков. 3. Повысить уровень мотивации родителей к участию в совместной проектной деятельности по оздоровлению детей через певческую деятельность, в VII районном конкурсе «В семейном кругу». |
Сроки реализации проекта | сентябрь 2019 г. – май 2020 г. |
Этапы реализации проекта | I этап – подготовительный: - анализ предметной среды группы; - беседа с детьми и родителями; - формулирование целей и задач проекта; - подбор и изучение литературы по теме проекта. II этап - основной этап: - создание в группе условий для реализации проекта; - деятельность в соответствии с планом проекта. III этап - итоговый этап: - - - организация фотоотчёта (совместная работа детей и родителей). |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатели ДОУ. |
Место реализации проекта | г. Коркино, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» |
Разработчик проекта | Вараксина Г.А. |
Ожидаемые результаты | Для детей: Через певческую деятельность, обладающую большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития, укрепить и сохранить психическое и физическое здоровья ребёнка, Повысить уровень певческой культуры у 90% старших дошкольников. Снизить уровень заболеваемости у детей. Для педагогов: Создать условия, методическое обеспечение проекта; Стимулировать желание детей заниматься певческой деятельностью Создать мотивацию к занятию певческой деятельностью; Активно использовать детские песни в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми; Для родителей: Создавать условия для певческой деятельности в домашней обстановке; Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению знакомых песен, участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми. Показатели достижения результата. Развитие двигательной сферы детей с нарушениями речи, повышение эффективности социальной реабилитации. |
Актуальность данной работы.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
У 20-50% детей, поступающих в детский сад, выявлены проблемы со здоровьем: отмечается высокий уровень заболевания (в большей степени простудными заболеваниями), а также проблемы в развитии голосового аппарата: маленький диапазон голоса, короткое дыхание, недостаточная сформированность музыкального слуха, речевые нарушения.
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи.
Дети с такими нарушениями отстают от здоровых детей, малоэмоциональны и неуверенны в себе. Для устранения этих недостатков требуется комплексное воздействие логопеда и музыкального руководителя.
Недостаточно внимания к организации певческой деятельности в ДОУ и в семье, как к виду деятельности благотворно влияющему на весь организм ребенка, оказывая психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, используя программы и методические пособия по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия», А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе».
Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных и речевых навыков и умений.
Таким образом, перед нами встала проблема:
Может ли быть обеспечено развитие речевых и певческих интонаций у детей старшего дошкольного возраста при выполнении следующих педагогических условий:
- учет музыкальных предпочтений и вкусов ребенка;
- использование системы специально подобранных музыкально-игровых заданий;
- организация музыкально-обогащенной среды в детском саду и дома для самостоятельной деятельности.
- создание системы музыкально-оздоровительной работы, объединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Цель данного проекта:
Развить речевые интонации через различные виды музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии (пение, валеологические распевки, дыхательные упражнения, речевые пальчиковые игры, музыкально–дидактические игры) у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать вокально-певческие умения и навыки.
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Развивающие:
Развивать музыкальные способности:
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- ладовое чувство;
- музыкально – слуховые представления;
- чувство ритма
- формировать основы певческой и общественной культуры:
- эстетические эмоции;
- интересы, оценки;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, к песням через разные виды музыкальной деятельности
- формировать навыки коммуникативного общения
- развивать положительную самооценку
Сроки и этапы реализации проекта:
I этап – начальный (констатирую-щий) | сентябрь | Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта, диагностирование детей, (начальное) выявление уровня знаний по теме, уровень развития детей в певческой деятельности, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках проекта, создание творческой группы, составление плана работы над проектом, углубленный осмотр детей медиками. Анкетирование родителей на тему «Музыкальное воспитание в вашей семье» и распространение дисков с песнями лучших детских коллективов, создание домашней фонотеки. | Конспекты НОД; консультации, беседы, наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, наблюдения, прослушивание аудиозаписи. |
II этап – основной (формирующий) | Октябрь-март | На формирующем этапе была проведена | Открытые мероприятия; наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды, чтение художественной литературы, опыты, исследования, продуктивная деятельность. |
III этап – заключительный (контрольный) | Апрель-май | Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования: - Участие в VII Районном песенном поэтическом фестивале «В семейном кругу» в вокально-хоровой номинации; - Творческий отчет в форме концерта с детьми старшей группы для родителей и педагогов «Наши любимые песни» - Презентация для педагогов: «Здорово живётся , если песенка поётся» - Отслеживание эффективности реализации поставленных задач, проведение анкетирования - Подведение итогов на педагогическом совете. | Итоговые мероприятия с участием родителей, обобщение результатов работы, фотоотчёт для родителей. Самоанализ. |
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Через певческую деятельность, обладающую большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития, укрепить и сохранить психическое и физическое здоровья ребёнка
Создавать условия для певческой деятельности в ДОУ и домашней обстановке .
Повысить уровень певческой культуры у 90% старших дошкольников.
Снизить уровень заболеваемости у детей.
Для педагогов:
Создать условия, методическое обеспечение проекта;
Стимулировать желание детей заниматься певческой деятельностью
Создать мотивацию к занятию певческой деятельностью;
Активно использовать детские песни в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.
Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми на утренниках, в конкурсах;
Для родителей:
Привлечь родителей к пошиву детских костюмов для участия в утренниках, занятиях.
Беседы с родителями на тему «
Консультации для родителей
Памятки для родителей
Побуждать родителей к прослушиванию и исполнению знакомых песен совместно с детьми.
Перспективное планирование
1 год
Сентябрь | ||
1 | Артикуляционное упражнение «Язычок» Дыхательное упражнение «Ворона» Распевание «Ёжик» | |
2 | Упражнение на развитие дыхания «Гармошка» Игровой самомассаж «Наша дочка» Распевание «Скок –поскок» Пение «Весёлые гуси» | |
3 | Дыхательная гимнастика «Жёлтые листочки» Распевание «Кукушка» | |
4 | Речевая игра «Ёжик и барабан» Распевание «Гамма» Пение «Осенние дорожки» Подвижная игра «Здравствуй .Осень!» | |
Октябрь | ||
1 | Распевание «Осенняя гамма» к сказке «Волк и семеро козлят» Речевая игра «Дождик» Подвижная игра с пением «Здравствуй , Осень!» | |
2 | Распевание «Гамма Пение «Осенние дорожки» | |
3 | Игровое распевание (кластерное) «Волшебный лес» к сказке «Волк и семеро козлят» Упражнение -игра на дыхание «Гуси летят» Пение «Осенние дорожки» к сказке «Волк и семеро козлят» | |
4 | Комплексное занятие «Краски Осени» Аппликация из листьев на тему песни «Осенние дорожки» | |
Ноябрь | ||
1 | Игра –распевка «Знакомство» Упражнение на дыхание «Комарик» Музыкально –дидактическая игра «Планета звуков» Пение «Осенний листопад» Валеологическая песня «Лучше всех» | |
2 | Игра «Эмоциональные облака» на развитие эмоций Дыхательная гимнастика «Ветерок» Музыкально –дидактическая игра «Куда идёт Буратино?» Пение «Осенний листопад» | |
3 | Валеологические осенние распевки «Календарики» Упражнение для массажа «Капуста» Пение «Осенние дорожки» Музыкально –дидактическая игра «Ножки и ладошки» | |
4 | Игра –приветствие с элементами самомассажа «Доброе утро» Распевание «Ёжик» Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | |
Декабрь | ||
1 | Игровой массаж «Грибной дождик» Дыхательная гимнастика «Дерево» Распевание «Поющие клубочки» Музыкально –дидактическая игра «Куда идёт Буратино?» Драматизация сказки «Три поросёнка» | |
2 | Валеологические зимние распевки - «Календарики» Пение «Зимняя песенка» Музыкально –дидактическая игра на развитие ритма «Ритмохлоп» | |
3 | Игровой массаж «Зима» Музыкально –ритмические движения «Зимняя дорожка» Пение «Зимняя песенка» Драматизация сказки «Теремок» | |
4 | Новогодний праздник « Морозко» Пение песен , упражнений. | |
Январь | ||
1 | Распевание «Волшебные клубочки» Речевая игра «Ты , Мороз!» со звучащими жестами Музыкально –дидактическая игра «Гусеница» Драматизация сказки «Колобок» | |
2 | Артикуляционное упражнение «Язычок» Игровой массаж «Зима» Распевание кластерное «Зима в лесу» Изготовление поделок –снежинок на тему «Зимние забавы» | |
3 | Речевая игра «У Зимы в лесу изба» Пение песни «Где был , Иванушка?» Рисунки на тему «Зима в лесу» | |
4 | Распевание «Весёлая мышка» Упражнение на дыхание «Кошка –царапушка» Музыкально –дидактическая игра «Куда идёт Буратино?» Музыкально –ритмические движения «Зимняя прогулка» | |
Февраль | ||
1 | Музыкально –дидактическая игра на определение высоты звуков «Солнышко» Театрализация песни «Где был, Иванушка?» | |
2 | Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Весёлые подружки» Валеологическая песня –диалог «Лучше всех!» Пение песни «Бравые солдаты» | |
3 | Двигательное игровое упражнение – «Здравствуй! говори» Пение частушек «Мы частушки вам споём» Обыгрывание музыкальными инструментами | |
4 | Распевание –кластер «Сигналка» Исполнение песен по желанию детей | |
Март | ||
1 | Распевание «Поющие ленточки» Музыкально –дидактическая игра «Кот и мыши» на развитие навыков чистого интонирования Музыкально –двигательное упражнение с элементами самомассажа «Мамины помощники" | |
2 | Валеологические весенние распевки «Календарики» Дыхательная гимнастика «Весенние листики» Исполнение песни «Мама моя» | |
3 | Массаж пальцев «Воробьи» Валеологическая игра –распевка «Весенние звуки» Дыхательное упражнение «Воздушный шар» Пение песни «Мама моя» | |
4 | Музыкально –двигательное упражнение «Кузнечики» Речевая игра «Солнечный зайчик» Ритмическая игра со звучащими жестами «Ручеёк» Пение песни | |
Апрель | ||
1 | Речевая игра «Ромашка» Пение песни «Божья коровка» | |
2 | Комплексное занятие «Веснянку зазываем» | |
3 | Музыкально –дидактическая игра «Повтори звук» на развитие звуковысотного и тембрового слуха Валеологическая игра –распевка «Цветочек» | |
4 | Концерт- занятие для родителей «Весёлое настроение» | |
Май | ||
1 | Упражнение на развитие дыхания «Кузнечик» Пение песни «Весенняя» | |
2 | Участие в 8 районном песенно –поэтическом конкурсе «В семейном кругу» | |
3 | Ритмическая игра –массаж «Строители» | |
4 | Оздоровительное упражнение для горла «Ворона» |
Работа с родителями
1 год
Сентябрь | Анкетирование родителей старшей группы для детей с ОВЗ «Музыкальное воспитание детей в семье» |
Октябрь | Совместная творческая работа детей и родителей: аппликация из листьев на тему «Осенние дорожки» |
Ноябрь | Консультация для родителей «Почему дети не поют» |
Декабрь | Изготовление памятки для родителей «Мир музыки» |
Январь | Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих игровых способностей ребёнка» |
Февраль | Консультация для родителей «Музыкальная природа ребёнка» Консультация для родителей «Валеологические распевки» (здоровьесберегающие технологии) |
Март | Презентация для родителей «Какую музыку слушать детям» |
Апрель | Участие родителей в пошиве костюмов и изготовлении и атрибутов к концерту «Весёлое настроение» Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика в игровой форме для дошкольников |
Май | Участие родителей в 8 –м районном песенном поэтическом конкурсе «В семейном кругу» |
Работа с педагогами
1 год
Сентябрь | |
Октябрь | Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего возраста» |
Ноябрь | Выступление –презентация для педагогов и учителей логопедов «Оздоровительная функция музыки» |
Декабрь | Изготовление памятки для педагогов «Мир музыки» |
Январь | Наглядная консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» |
Февраль | |
Март | Консультация для педагогов «Семь нот здоровья» |
Апрель | Презентация для педагогов по реализации проектной деятельности «Здорово живётся ,если песенка поётся» |
Май | Участие родителей в 8 –м районном песенном поэтическом конкурсе «В семейном кругу» |
Центр дидактических игр, игр с правилами:
| Центр слушания музыкальных произведений:
| Центр речевого развития:
|
Центр физической культуры:
| Центры самостоятельной творческой деятельности детей | Центр сюжетно –ролевых игр:
|
Центр нравственно - патриотического воспитания:
| Центры ИЗО и ручного труда:
| Центр экспериментирования
|
Центр мелкой моторики:
| Центр пения и певческих интонаций:
| Центр театральных музыкальных и сюжетно-ролевых игр, литературно-художественный центр:
|
Презентация проекта.
- Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
- Обобщение и распространение опыта работы.
- Презентация проекта в ДОУ. (приложение №1).
Результаты проектной деятельности
- Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к объектам природы.
- Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.
Выводы
На уровне детей:
Пение положительно повлияет на укрепление и сохранение психического и физического здоровья ребёнка, обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Повысился уровень певческой культуры у 90% старших дошкольников.
Снизился уровень заболеваемости на 7%
На уровне педагогов:
Повышение мастерства, совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, художественно-эстетического музыкального развития.
На уровне родителей:
Повысился уровень заинтересованности родителей во взаимодействии с ДОУ, формирование у родителей культуры в музыкальном воспитании и образовании детей.
Подобран наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры, конспекты и сценарии НОД, консультаций, бесед и другого дидактического материала и оборудования (приложение №2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Актуальность проектаобусловлена построением новой модели ДОУ:• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;• Желание родителей поднять уровень...
Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитие певческих навыков младшего возраста
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их пси...
Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....