План подготовки музыкального руководителя к новому учебному году
учебно-методический материал по музыке
На 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11._plan_podgotovki_muz.ruk-lya_k_novomu_uchebnomu_godu.docx | 859.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
План подготовки музыкального руководителя к новому учебному году
Составитель: Побожакова А.О.
Полысаевский ГО
Педагогический процесс | Срок выполнения: |
1. Оформить документацию: |
|
1.1. Перспективный план работы по реализации задач в образовательной области «Музыка» для детей всех возрастов на 2023-2024 учебный год. 1.2. Перспективный план работы с воспитателями по реализации задач в образовательной области «Музыка» на 2023-2024 учебный год. 1.3. Перспективный план работы с родителями по реализации задач 1.7. Перспективный план культурно-досуговой деятельности детей на 2023-2024 учебный год. 1.8. Перспективный план праздничных мероприятий на 2023-2024 учебный год. 1.9. План тематических консультаций по вопросам музыкального воспитания и образования детей для воспитателей на 2023-2024 учебный год. 1.10. План тематических консультаций по вопросам музыкального воспитания и образования детей для родителей на 2023-2024 учебный год. | |
2. Обогатить картотеку праздничных мероприятий детского сада сценариями для старшего дошкольного возраста к праздникам. | |
3. Изучить новинки методической литературы за 2023-2024.: - журнал «Музыкальная палитра»; - журнал «Музыкальный руководитель». | |
4. Систематизировать сценарии праздничных мероприятий по всем возрастам. | |
5. Составить рабочую программу в соответствии с ФОП | |
Дооборудование педагогического процесса | |
1. Подготовить перечень музыкально-дидактических пособий в музыкально-театрализованные центры на все возрастные группы. | |
2. Оформить материал для файловых папок воспитателей по вопросам музыкального образования детей на все возрастные группы. | |
3. Оформить материал для файловых папок родителей по вопросам музыкального образования детей на все возрастные группы. | |
4. Подготовить перечень необходимых костюмов и атрибутов |
Ведущие задачи в образовательной области «Музыка»
для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развитие | ЗАДАЧИ |
Слушание | Развить музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с прекрасными образцами народной, классической и зарубежной музыки. |
Развить эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания двух-, трёхчастных произведений. | |
Развить музыкальное мышление, позволяющее отслеживать форму произведения, контрастные темы. | |
Развить представление о различных жанрах музыки (в т.ч. театрально-драматических): опера, оперетта, балет. | |
Познакомить с названием, внешним видом, способом звукоизвлечения и тембром звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. | |
Учить сравнивать, обобщать, различать не только жанры музыки, но и их виды. | |
Развить умение давать оценку прослушанным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развернуто и доказательно. | |
Побуждать моделировать форму музыкального произведения и содержание, характер, настроение музыки. | |
Побуждать детей художественными движениями индивидуально передавать эмоционально-образное содержание программной музыки. | |
Побуждать творчески передавать движениями рук особенности музыкальной ткани произведения: характера, эмоций, смену музыкальной выразительности. | |
Пение | Закрепить представления детей об образвной природе песен, знакомить с песнями, в которых представлены 2-3 музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии. |
Закрепить представление о различных видах песни. | |
Закреплять понимание различных видов певческой техники, развить восприятие техники «эхо», простейшего канона, понимание красоты его звучания, уделить особое внимание восприятию пения без сопровождения. | |
Совершенствовать певческие умения и навыки: | |
Совершенствовать пение в знакомых видах певческой техники, освоить поннятие такого ее вида, как «эхо». | |
| Побуждать к творческой самореализации в исполнении песен, в сочинении мелодий на заданный литературный текст, к импровизации текста и музыки песни определенного содержания, к импровизации слов и мелодий, соответствующих настроению ребенка, к импровизации песенных мелодий в ритме польки, вальса, марша. |
Музыкально-ритмические движения | Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. |
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений и шагов (простой тройной шаг, простой каблучный шаг, русский переменный шаг, русский тройной дробный шаг, тройные дроби, присядка, падебаск, кружение на припадание, танцевальные шаги и движения украинского танца, польки, полонеза, вальса, краковяка, менуэта, современного детского игрового танца). | |
Учить понимать ориентировку в пространстве: перестроение из ходьбы друг за ддругом четверками в четыре колонны, в четыре шеренги; варианты хороводных композиций: «змейка», «спираль», «воротики» и др.; моделировать все построения. | |
Побуждать к самостоятельности в выражении оценки исполненного репертуара в эстетических суждениях, а также к передаче своего отношения к нему в творческой исполнительской деятельности: в певческих импровизациях, в рисунке. | |
| Побуждать к творческой самореализации в исполнении фиксированных танцев и постановочных игр. |
Побуждать детей к творческой передаче действий персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах. | |
Побуждать в игровых импровизациях к поиску движений, помогающих детям более точно передать особенности содержания и характера музыки. | |
Побуждать (на основе знакомых движений) придумывать новые танцы на предложенную педагогом музыку (индивидуальный, групповой), в том числе по предложенному условно-схематическому рисунку (схеме формы танца) и исполнить его. | |
Побуждать импровизировать песни, передавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки. | |
| Побуждать выразительно передавать в оркестре различный характер музыки двух-, трехчастной пьесы; взаимодействие двух-трех музыкальных образов произведения. |
Отработать слаженность и выразительность исполнения простых пьес в оркестре. | |
Обучить способам игры на различных инструментах детского оркестра. | |
Побуждать играть на инструментах в самостоятельной деятельности в детском саду, в семье. | |
| Импровизировать мелодии таинственного, мужественного и других характеров. |
Подбирать на слух знакомые мелодии. | |
Импровизировать на различных детских музыкальных инструментах в играх-драматизациях. | |
Импровизировать мелодии на стихотворные тексты контрастного содержания. |
Примерный музыкальный репертуар:
Слушание
И. Бах «Менуэт»; И. Гайдн «Соната №7, ре мажор»; А. Гречанинов «Мазурка»;
Э. Григ «Танец эльфов», «В пещере горного короля», «Шествие гномов»;
Н. Леви «Вальс»; С. Майкапар «Мимолетное видение», «Вальс», «Менуэт»;
В. Моцарт «Менуэт», «Симфония №40, си минор» (отрывок); М. Мусоргский «Гном», «Старый замок»; П.Чайковский «Ноктюрн», «Мазурка», «Русская песня», «Вальс», балет «Лебединое озеро»: танец маленьких лебедей, вальс; Ф. Шопен «Прелюдия №4, ми-минор»; Ф. Шуберт « Ave Maria», «Музыкальный момент»; «Во поле береза стояла» - р.н.м. в обр. Н. Римского-Корсакова; М. Глинка «Жаворонок»; Э. Григ «Утро»; С. Прокофьев «Вечер», «Петя и волк»; К.Сен-Санс «Карнавал животных», «Длинноухие персонажи», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь»;
П. Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник»; Д. Шостакович «Танцы кукол».
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса:
«Зайчик» - р.н.м., обр. В. Попова; «Как пошли наши подружки» - р.н м., обр. М. Иорданского; «Вставала ранешенько» - р.н.м., обр. А. Гречанинова; «Скворцы прилетели» - р.н.м., обр. Б. Добровольского; «Маки, маки, маковочки» - р.н.м.,
обр. А. Гречанинова; «Гуси» - муз. Е. Тиличеева; «Вверх вниз» - муз. Е. Тиличеева; «Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко; «Музыкальное эхо» - муз. М. Андреевой; «Две тетери» - р.н.м., «Ехали медведи» - муз. М. Андреевой.
Песни:
«Моя Россия» - муз. Г. Струве; «Родина моя» - муз. Т. Попатенко; «Что такое Родина» - муз. Ф.Флерковского; «Родной город» - муз. Н. Бордюг; «День рождения» - муз. В. Герчик; «Мальчишки» - Л. Вахрушеной; «Песенка клавишей рояля» -
Т. Шутенко; «Песенка про Карлсона» - И. Пономаревой; «Песенка о гамме» -
Г. Струве; «Грустная песенка» - Г. Струве; «Кто придумал песенку» - В. Кожухина; «Маленькая мама» - Г. Струве; «Песенка-шутка» - Е. Тиличеевой; «На мосточке» -
А. Филиппенко; «Домовенок-домовой» - И. Пономаревой; «Полька» А. Филиппенко; «Урок» Т. Попатенко; «Мамин праздник» Е. Тиличеевой; «Самая хорошая»
В. Иванышкова; «Песенка для папы» - И. Пономаревой; «Про бабушку» -
Л. Вахрушевой; «Родной край»; «Зимняя песенка» М. Красева; «Зимняя забава»
Л. Вахрушевой; «Будет горка во дворе» - Т. Попатенко; «Елка-елочка» Т. Попатенко; «Весенний вальс» А. Филиппенко; «Солнышко» Е. Гомоновой; «Во поле береза стояла» - р.н.м.; «Какого цвета лето?» Л. Вахрушиной; «Листопад» Т. Попатенко; «Скворушка прощается» Т. Попатенко; «Дождик» Д. Львова-Компанейца; «На горе-то калина» р.н.м., бр. Ю.Чичкова; «Игрушки заводные» Л. Сидельникова; «Рыжий пес» Г. Струве.
Песенное творчество:
«Поезд» Т. Бырченко; «Осенью» Г. Зингер; «Колыбельная» В. Агафонникова; «Плясовая» Т. Ломова; «Веселая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова; «Весной» Г. Зингер; «Марш» В. Агафонникова.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения основные:
«Не будь зевакой» М. Глинки «Марш Черномора»; «Чьи дирижеры лучше» р.н.м. «Коробейники»; «Поезд» М. Староподомского; «Слушай» Ф. Шуберта «Вальс надежды»; «Передай мяч» М. Глинки; «Будь внимательным» И. Гайдна, отрывок из Оксфордской симфонии.
Упражнения образные:
«Наши гости» р.н.м. «Коробейники»; «Ветер, дождь и пузыри по лужам» без музыки; «Марш Утки» авт.неизв.; «Дыхание и трепет» К. Черни; «Шарманщик поет» П. Чайковского; «Бабочки» Ф. Гершовой.
Этюды:
«Мдведь и пчела» Ф. Гершовой; «В новогоднюю ночь» Ф. Гершовой; «У ручейка» В. Губи; «На лугу» Ф. Гершовой; «Этюд с воображаемыми цветами» муз. П. Чайковского; «Ходила младешенька по борочку» р.н.м.
Танцы и пляски:
«Кадриль» р.н.м., обр. Е. Туманян; «Сударушка» р.н.м., обр. Ю. Слонова; «Русский танец» р.н.м.; «Украинский танец» укр.н.м.; «Падеграс» Т. Ломовой; «Вальс в парах» муз.неизв.авт.; «Современный танец» Л, Олнас; «Чарли» Р. Паулса.
Подгрупповые:
«Петрушки с барабанчиками» И. Штрауса; «Танец снежинок» П. Чайковского; «Танец моряков» р.н.м. «Яблочко»; «Новый бант» О. Хромушиной; «У меня есть сарафан»
З. Люзинской.
Инсценировка песен:
«Пошла млада за водой» р.н.м., обр. В. Агафонникова; «Помогите» Е.Тиличеевой; «Вышел зайчик погулять» Е. Тиличеевой; «Наш огород» В. Витлина; «Карцсельные лошадки» Б. Савельева.
Хороводы:
«К нам приходит Новый год» В. Герчик; «Хоровод с подснежниками» укр.н.м.; «Хоровод цветов» Ю. Слонова; «Прялица» р.н.м., обр. Т. Ломовой; «Хоровод дружбы» Е. Тиличеевой; «Веночек» венг.н.м.; «Березонька» р.н.м.
Музыкальные игры:
Игры с пением:
«Плетень» р.н.м., «Гори, гори ясно» р.н.м.; «Пойду ль, выйду ль я» р.н.м.; «В хороводе были мы» р.н.м., обр. Б. Добровольского; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой,
слова народные.
Игры с под инструментальную музыку:
«Колобок» р.н.м., обр. Е. Тиличеевой; «Ищи» Т. Ломовой; «Поездка за город» В. Герчик; «Зимняя игра» М. Чулаки; «Третий лишний» И. Саца; «Узнай по голосу» В. Ребикова; «Игра с двумя шариками» муз. А. Гурилева «Экосез».
Музыкально-дидактические игры:
Развитие звуковысотного слуха – «Бубенчики», «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».
Развитие чувства ритма – «Охотники и зайцы», «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
Развитие тембрового слуха – «Наш оркестр», «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха - «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти - «Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Ведущие задачи в образовательной области «Музыка»
для детей старшей группы (от 5 до 6 лет).
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развитие | ЗАДАЧИ |
Слушание | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. |
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2-х и 3-хчастного музыкального произведения, с построением песни. | |
Продолжать знакомить с композиторами. | |
Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли). | |
Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). | |
Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). | |
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). | |
Пение | Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. |
Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. | |
Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус. | |
Песенное творчество | Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. |
Музыкально-ритмические движения | Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. |
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). | |
Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов. | |
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. | |
Развитие танцевально-игрового творчества | Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. |
Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. | |
Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. |
Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям. |
Примерный музыкальный репертуар:
Слушание
«Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой»,
муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Зима»,
муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева; «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского). «Полька», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве,
сл. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца,
сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Дед Мороз», чуз. Н. Елисеева, сл. 3. Александровой. «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома»
П. Чайковского); «Музыка», муз. Г. Струве; «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», •Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты)
Л. Бетховена. «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); «Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7
Ф. Шопена.
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса:
«Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка; «Ворон», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Бубенчики», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой; «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Снега-жемчуга», муз. М. Парха-ладзе,
сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?», муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина. «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барабана,
муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Тучка», закличка; «Колыбельная»,
муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; рус. нар. песенки и попевки.
Песни:
«Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли»,
муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Огородная-хороводная»,
муз. Б. Можжевелова, сл. Н. Пассовой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского,
сл. М. Клоковой; «Гуси-гусеняга», муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Курица», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Березка», муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько; «Ландыш», муз. М. Красева,
сл. Н. Френкель; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко, сл. Г Бойко; «Тяв-тяв», муз. В Герчик, сл. Ю. Разумовского, «Птичий дом», муз. Ю. Слонова,
сл. О. Высотской; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси»,
муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Песенное творчество:
«Колыбельная», рус. нар. песня; «Марш», муз. М. Красева; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар. песня, сл. Е. Макшанцевой; «Придумай песенку»; потешки, дразнилки, считалки и другие рус. нар. попевки.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения:
«Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой: «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»); «Росинки»,
муз. С. Майкапара; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Упражнения с предметами:
«Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с ленточками», укр. нар. мелодия,
обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера.
Этюды:
«Тихий танец» (тема из вариаций), муз. В. Моцарта; «Полька», нем. нар. танец; «Поспи и попляши» («Игра с куклой»), муз. Т. Ломовой; «Ау!» («Игра в лесу»,
муз. Т. Ломовой).
Танцы и пляски:
«Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец»,
муз. Ан. Александрова («Полька»); «Приглашение», рус. нар. мелодия «Лен»,
обраб. М. Раухвергера; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Зеркало», «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодии; «Круговая пляска», рус. нар. мелодия,
обр, С. Разоренова; «Русская пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы:
«Матрешки», муз. Б. Мокроусова; «Чеботуха», рус. нар. мелодия, обраб. В. Золотарева; «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска Петрушек», хорват, нар. мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизель-ваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова; «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева; «Пляска медвежат», муз. М. Красева; «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой.
Хороводы:
«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М, Ивенсен; «Урожайная»,
муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год»,
муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», рус. нар. песни, обр. В. Ага-ронникова; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой; «Возле речки, возле моста»; «Пошла млада за водой», рус. нар. песни,
обр. В, Агафонникова.
Музыкальные игры:
Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди себе пару», латв. мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Игра со звоночком»,
муз. С. Ржавской; лот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки»,
муз. Т. Вилькорейской; береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар. песня, обр. Фрида.
Игры с пением:
«Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус.нар. песни; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня,
обраб. А. Рубца; «Ворон», рус. нар.мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Две тетери»,
рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева,
сл. Н. Френкель; «Ёжик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой,
слова народные.
Музыкально-дидактические игры:
Развитие звуковысотного слуха - «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».
Развитие чувства ритма - «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
Развитие тембрового слуха - «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха - «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти - «Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Ведущие задачи в образовательной области «Музыка»
для детей средней группы (от 4 до 5 лет).
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развитие | ЗАДАЧИ |
Слушание | Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. |
Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). | |
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. | |
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). | |
Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. | |
Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). | |
Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). | |
Пение | Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). |
Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. | |
Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. | |
Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). | |
Песенное творчество | Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»). |
Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. | |
Музыкально-ритмические движения | Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. |
Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. | |
Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. | |
Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный). | |
Развитие танцевально-игрового творчества | Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). |
Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. |
Примерный музыкальный репертуар:
Слушание
«Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина, «Ах ты. береза», рус. нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины лас-муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», П. Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Котик болел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», нар, мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского; «Веснянка», укр. нар. песня . обраб. Г. Лобачева, сл. О.Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник»
(из «Альбома для юношества») Р. Шумана; «Жаворонок», муз. М.Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» из «Альбома для юношества» Р. Шумана; а также любимые произведения детей, которые они слушали в течение года.
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса:
«Две тетери», муз. М.Щеглова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница» — песня-шутка; муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите»; «Где был Иванушка», рус. нар. песня; «Гуси», рус, нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные.
Песни:
«Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М. Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус. нар. мелодия, обраб. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высогской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. A.Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснянка», укр. нар.песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зайчик», муз.М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ломовой, сл.М. Ивенсен; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской.
Песни из детских мультфильмов:
«Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые песни, выученные ранее.
Музыкально-ритмические движения
Игровые упражнения:
«Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, обраб, Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. B.Витлина; потопаем, покружимся под рус. нар. мелодии. «Петух», муз.Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Упражнения с цветами» полмуз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева.
Этюды драматизации:
«Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой.
Хороводы и пляски:
«Пляска ларами», латыш, нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. мелодия «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обраб. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова, сл. народные; «Покажи ладошку», латыш, нар. мелодия; пляска «До свидания», чеш. нар. мелодия; «Платочек», рус. нар. мелодия в обраб. Л. Ревуцкого; «Дудочка-дуд а», муз. Ю. Слонова, сл. народные; «Хлоп-хлоп-хлоп», зет. нар. мелодия, обраб. А. Роомере; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя.
Характерные танцы:
«Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы Рогнеда (отрывок); «Танец зайчат» из «Польки» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского; повторение танцев, выученных в течение года, а также к инсценировкам и музыкальным играм: «Котята-поворята», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл. народные, муз. М. Магиденко.
Музыкальные игры
Игры:
«Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова;«Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова. «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз, М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар. мелодия; «Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года.
Игры с пением:
«Огородная-хороводная», муз. Б, Можжевелова, сл. Я, Пассовой; «Кукла», муз, Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской; « Рыбка», муз, М. Красева. «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р Борисовой,
Песенное творчество
«Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка»; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева, сл. народные; «Котенька-коток», рус. нар. песня.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята». «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску Петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха - «Птицы и птенчики», «Качели».
Развитие ритмического слуха. «Петушок, курочка и цыпленок», «Ктс как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я».
Развитие тембрового и динамического слуха - «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чем играю».
Определение жанра и развитие памяти - «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин».
Игра на детских музыкальных инструментах - «Мы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенкос «Кап-кап-кап...», румын, нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.
Ведущие задачи в образовательной области «Музыка»
для детей II младшей группы (от 3 до 4 лет).
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развитие | ЗАДАЧИ |
Слушание | Приобщать детей к народной и классической музыке. |
Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. | |
Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. | |
Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. | |
Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо). | |
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). | |
Пение | Учить выразительному пению. |
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). | |
Песенное творчество | Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. |
Музыкально-ритмические движения | Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. |
Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. | |
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. | |
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. | |
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, | |
Развитие танцевально-игрового творчества | Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. |
Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. |
Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. |
Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М, Журбина; «Плясовая», рус. нар. мелодия; «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи. «Колыбельная», муз. С. Разаренова; «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. Кабалевского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Елочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова; рус. плясовые мелодии по усмотрению музыкального руководителя; колыбельные песни.
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса:
«Лю-лю, бай», рус, нар. колыбельная; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера; «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. 3. Петровой; пение народной потешки «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные; «Солнышко», укр. нар. мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой;«Дождик», рус. нар. закличка; «Тише, тише», муз. М. Сребковой, сл. О. Высотской.
Песни:
«Петушок» и «Ладушки» рус. нар. песни; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Плачет котик», муз. М. Пархаладзе; «Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», чуз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. Метлова; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Песенное творчество:
«Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Как тебя зовут?», «Спой колыбельную», «Ахтыкотенька-коток», рус.нар.колыбельная; «Закличка солнца», сл. .;р., обраб. И. Лазарева и М. Лазарева; «Петух и кукушка», муз. М. Лазарева, Л. Дымовой; придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии.
Музыкально-ритмические движения
Игровые упражнения:
«Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топатушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки); «Поезд», «уз. Л. Банниковой; «Упражнение с цветами», муз. А. Жилина «Вальс».
Этюды драматизации:
«Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович -Марш»); «Зайцы и лиса»,
муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; -Птички», муз. Л. Банниковой, «Жуки», венгер. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена.
Игры:
«Солнышко идождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки : Мишкой»,
муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра луклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; Лгра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; Лрогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус. нар. мелодия; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
Хороводы и пляски:
«Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. плясовую мелодию; «Пляска : листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой, «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус. нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай ты дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус. нар. мелодия «Архангельская мелодия».
Характерные танцы:
«Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар. полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Пляска», муз. Р Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха - «Птицы и птенчики?, «Веселые матрешки», «Три медведя».
Развитие ритмического слуха - «Кто как идет?», «Веселые дудочки».
Развитие тембрового и динамического слуха - «Громко —тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики».
Определение жанра и развитие памяти - «Что делает кукла?», «Узнай и слой песню по картинке».
Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах - народные мелодии.
Ведущие задачи в образовательной области «Музыка»
для детей I младшей группы (от 2 до 3 лет).
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Развитие | ЗАДАЧИ |
Слушание | Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. |
Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. | |
Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). | |
Пение | Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). |
Постепенно приучать к сольному пению. | |
Музыкально-ритмические движения | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. |
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). | |
Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). | |
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. |
Примерный музыкальный репертуар
Слушание:
«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П.Чайковского; «Весною», «Осенью»,муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «'Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус, нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр.
Е.Тиличеевой.
Пение:
«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз, Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. В. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.
Музыкально ритмические движения:
«Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н, Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. B.Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского; «Пляска с. платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз.Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл.С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус, нар. плясовая мелодия, обр.Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануривой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.
Игры с пением:
«Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова,
сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня.
Инсценирование песен:
«Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. 3. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд»,
муз. Э. Компанейца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы мастера производственного обучения при подготовке к новому учебному году
В статье даются методические рекомендации, как мастеру подготовиться к новому учебному году....
Подготовка к новому учебному году
Памятка для родителей...
План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями.
Здесь находятся планы взаимодействий с воспитателями....
Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)
В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...
Методические рекомендации по подготовке к новому учебному году
Методические рекомендации по подготовке к новому учебному году...
План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями на 2020 – 2021 учебный год
План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями ....
Выступление на педсовете.Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года.
Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года....