Стать на тему: "Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"
статья по английскому языку
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №617 Приморского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«РАЗВИТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Составила:
Учитель английского языка
Шелковникова Юлия Леонидовна
г. Санкт-Петербург
2021
РАЗВИТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Современное общество и новые ФГОСы предъявляют все новые и новые требования к знаниям, умениями и навыкам современных школьников, к формированию УУД у всех учащихся для воспитания многогранной и успешной личности. Особенно часто используется такое понятие, как функциональная грамотность. Но что это такое и как в рамках урока помочь учащимся ее развить?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и успешно функционировать в ней.
Развивать функциональную грамотность можно и необходимо на всех уроках вне зависимости от направленности, что будет способствовать более высокому результату и формированию успешной и целостной личности.
Существуют различные способы и методы развития функциональной грамотности на уроках английского языка. Для решения задачи формирования функциональной грамотности изучение иностранного языка является одним из самых простых способов, т.к. учащиеся познают другую культуру, новый язык, новый мир со своими ценностями, особенностями, историей, традицией, учатся принимать другую культуру и функционировать ней. Просмотр фильмов, работа с аутентичными и любимыми многими учащимися песнями позволяют пополнять информационный запас обучаемых. Также можно использовать работе метод учебного проекта, что позволяет углубиться в тему, изучить ее самостоятельно, выразить свое отношение и прожить те чувства, которые вызывает изучаемая тема.
На уроках необходимо и важно использовать разноуровневый подход, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей. Можно разрабатывать экскурсии, составлять туристические и исторические маршруты, используя иностранный язык. Данная работа позволяет не только изучать особенности другого народа и мировосприятия, но также пополнять лексический запас, формировать навыки монологической диалогической речи, учиться работать с большим объемом информации.
Также важно формировать у учеников осмысленный подход к обучению и изучению мира для того, чтобы сформировать УУД и успешно решать поставленные задачи.
Под функциональной грамотностью также понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»».
Для этого на уроках иностранного языка уделяется много времени реализации главной цели обучения иностранному языку – коммуникативной. Учитель формирует у учащихся не просто навыки работ с текстом и незнакомыми словами, но умение перерабатывать и анализировать информацию, выделять ключевые аспекты и понимать основную суть прочитанного, выбирать способ работы с информацией, использовать знания из всех областей. Это не сложно правильно организовать, т.к. иностранный язык является уникальным предметом, на котором возможно использовать и соединять информацию из самых различных областей жизни.
ФГОСы нацелены на развитие функциональной грамотности учащихся и УУД.
Одни из самых распространённых методов для развития функциональной грамотности являются:
1. Технология смыслового чтения
Технология обучения смысловому чтению помогает развить у учащихся навыки работы с текстом, осознанность, развивает мышление и умение анализировать и размышлять, влияет на развитие письменной речи и вообще всех видов речевой деятельности, т.к. любое задание нацелено на то, чтобы точно понять его суть.
2. Проектная методика
Данная методика позволяет научиться грамотно работать с информацией, анализировать, рассуждать, искать, учит взаимодействию с одноклассниками, учителями. Также она развивает мышление, аналитические и творческие способности и мотивирует на дальнейшее углубление знаний в различных областях.
3. Контекстная технология
Она позволяет создавать и обыгрывать реальные жизненные ситуации, что приближает учащихся к реальной жизни и использованию своих навыков в различных ситуациях, они же стимулируют изучение материала и вырабатывают оптимальное и естественное поведение.
4. Реальное общение
Обучение детей становится более ярким, осознанным и интересным, если педагог находит возможность для общения детей с носителями языка, либо с учащимися из других сран путем письменной речи, организация веб-встреч, реальных встреч, а также поездок в лагеря и другие страны. Это
позволяет показать ученикам практическое применение своих знаний
лексики и грамматики на практике.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ-технологий позволяет работать с аутентичными материалами, содержать современную и актуальную информацию, аудиофайлы и видеофайлы, затрагивающих актуальные темы современности, помогают реализовать индивидуальный план образования, разнообразить урок и задания.
6. Драматизация
Учащиеся получают возможность познакомиться с новыми способами общения на изучаемом языке, на практике применять иностранный язык. Постановка сценок не только мотивирует, но и развивает творческие способностей.
Методов и технологий для развития функциональной грамотности на уроках иностранного языка существует много. Главное, наличие у педагога и учащихся желания развиваться. Сотрудничество образовательного учреждения и родителей является основой и дополнительной возможностью в развитии навыков в школе. Педагогам
необходимо развивать личность учащегося, создать
особую образовательную среду, которая поможет сформировать все необходимые навыки для успешной жизни в обществе и мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...
Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...
Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.
Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...
Статья: "Функциональная грамотность на уроках английского языка."
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, ...
Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"
Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...