Статья на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки».
статья по музыке

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки».

Битнер Наталья Николаевна,

учитель музыки

МБОУ «Гуровская СОШ»

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

На уроках музыке формируется музыкальная грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий.

Музыкальная грамотность (Д.Б. Кабалевский):

- Это способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывное с жизнью связанное»;

- Это особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого»;

- Это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения»;

- Это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы»

Учитель музыке ставить перед собой следующие вопросы:

  1. Как интерпретировать функциональную грамотность применительно к уроку музыки?
  2. Какие виды функциональной грамотности мы развиваем на уроках музыки?
  3. Как урок музыки способствует личностному росту учащихся, их действиям в конкретной культурной среде?

В первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

главная задача учителя музыки – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения.

Условия формирования функциональной грамотности на уроках музыки:

• поисковая деятельность;

• преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;

• межпредметные связи и параллели;

• развитие рефлексии;

• развитие мышления, а на его основе – речи;

• развитие гибких или мягких навыков и коммуникативных умений.

Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка»:

• восприятие музыки и размышления о ней;

• певческая деятельность: хоровая, сольная, ансамблевая;

• музицирование: игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, импровизации;

• освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной

грамоты;

• работа с «текстами» учебников и рабочих тетрадей;

• при поиске информации в Интернете, словарях;

• в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

• в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

• при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;

• при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

• в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

• при музыкальном самообразовании школьников.

Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов:

- индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя;

- его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов;

- от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:

  • написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;
  • подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
  • ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;
  • заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.

Информационная грамотность:

  • найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
  • посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
  • использовать данные из СМИ;
  • пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;
  • анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

  • работать в парах, группе, команде;
  • расположить к себе других людей;
  • не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть в постоянном творческом поиске. И, конечно же, развивать духовный мир ребёнка, помочь с определением музыкальных предпочтений, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик.

Список литературы.

  1. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012.
  2. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. Москва, 2009.
  3. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования/Начальная школа плюс до и после,2009, № 12.
  4. Журавлёва О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: автореф. дис. д-ра пед. наук: – СПб, 2013.
  5. Журавлёва О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11.
  6. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, г. URL:
  7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014.
  8. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...