Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021года № 287.
Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, соответствует УМК «Школа России», с использованием учебника «Музыка» 6 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzyka_6_klass.docx | 69.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся
6 класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64101).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Основной образовательной программы МБОО Лицей г. Фрязино Московской области на 2023 -2024 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2023 -2024 учебный год.
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021года № 287.
Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, соответствует УМК «Школа России», с использованием учебника «Музыка» 6 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видах учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
- реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
- разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 6 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
Для обучающихся с ОВЗ в рабочей программе предусмотрены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования, в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.).
Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).
Программная музыка.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »
Музыка цифрового мира
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Творческие работы | Прак тические рабо ты | ||||||
Модуль 1. Музыка моего края | ||||||||
1.1. | Календарный фольклор | 4 | 1 | Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 4 | |||||||
Модуль 2. Народное музыкальное творчество России | ||||||||
2.1. | Фольклорные жанры | 4 | 1 | Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов. Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен. На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России. Музыкальный фестиваль «Народы России» | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 4 | |||||||
Модуль 3. Музыка народов мира | ||||||||
3.1. | Музыка — древнейший язык человечества | 3 | 1 | Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации. Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т. п.). Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке. На выбор или факультативно Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков» | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 3 | |||||||
Модуль 4. Европейская классическая музыка | ||||||||
4.1. | Музыкальный образ | 4 | 1 | Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения. Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т. д.) | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 4 | |||||||
Модуль 5. Образы русской и европейской духовной музыки | ||||||||
5.1. | Развитие церковной музыки | 3 | 1 | Знакомство с историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты). Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие). Слушание духовной музыки. Определение на слух: — состава исполнителей; — типа фактуры (хоральный склад, полифония); — принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции. На выбор или факультативно Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки. Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки. | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 3 | |||||||
Модуль 6. Русская классическая музыка | ||||||||
6.1. | Золотой век русской культуры | 4 | 1 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века. Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века. Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 4 | |||||||
Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства | ||||||||
7.1. | Музыка и литература | 3 | 1 | Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки. Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»). Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения. Рисование образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | ||||||||
Модуль 8. Жанры музыкального искусства | ||||||||
8.1. | Циклические формы и жанры | 4 | 1 | Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла. Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла. Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат. На выбор или факультативно Посещение концерта (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 4 | |||||||
Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления | ||||||||
9.1. | Музыка цифрового мира | 4 | 1 | Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас. Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств. Разучивание и исполнение популярной современной песни. На выбор или факультативно Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека. Создание собственного музыкального клипа. | Письменный контроль, Устный опрос. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ | ||
Итого по модулю | 4 | 9 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 |
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе (34ч)
Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
№ п/п | № урока | ТЕМА УРОКА | По плану | По факту |
Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17 часов | ||||
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов с.6-9 | ||
2 | 2 | Песня-романс. Мир чарующих звуков с.10-13 | ||
3 | 3 | Два музыкальных посвящения с.14-19 | ||
4 | 4 | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея с. 20-23 | ||
5 | 5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» с.24-25 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея с.26-29 | ||
6 | 6 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов с.30-37 | ||
7 | 7 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения с.38-39 | ||
8 | 8 | «Старинной песни мир». Песни Ф. Шуберта. Картинная галерея 40-47 | ||
9 | 9 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси с.48-53 | ||
10 | 10 | Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт с.54-55 | ||
11 | 11 | Фрески Софии Киевской. Орнамент с.58-61 | ||
12 | 12 | «Перезвоны» Молитва с.62-65 | ||
13 | 13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха с.66-67 | ||
14 | 14 | Полифония. Фуга. Хорал с.68-71 | ||
15 | 15 | Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром…» «Кармина Бурана» с.72-79 | ||
16 | 16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов с.80-87 | ||
17 | 17 | Джаз – искусство 20 века. Спиричуэл и блюз с.88-93 |
Тема: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 часов)
18 | 1 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины с.96-101 | |||
19 | 2 | Инструментальная баллада Ф. Шопена с.102-103 | |||
20 | 3 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея с.104-107 | |||
21 | 4 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» с.108-113 | |||
22 | 5 | Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов? Картинная галерея с. 114-119 | |||
23 | 6 | Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна. Осень». с. 120-125 | |||
24 | 7 | Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»: «Романс», «Пастораль» с.126-127 | |||
25 | 8 | Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»: «Военный марш», «Венчание» с.128-131 | |||
26 | 9 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален» с.132-137 | |||
27 | 10 | Связь времен с. 136-137 | |||
28 | 11 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена с.138-139 Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена. Скорбь и радость с.140-141 | |||
29 | 12 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского с.142-145 | |||
30 | 13 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского с.146-149 | |||
31 | 14 | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева.С.150-153 | |||
32 | 15 | Мюзикл «Вестсайдская история» Опера и рок-опера «Орфей и Эвридика» с.156-159 | |||
33 | 16 | Образы киномузыки с.160-163 | |||
34 | 17 | Резервный урок |
Учебно-методическое обеспечение
Музыка. 6 класс учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
Критская, Е. Д. Музыка. 6 класс рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. -М.: Просвещение, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-Rom).
Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 5-7 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2011.
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...