Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников
статья по музыке
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. В связи с этим, актуальность приобретает поиск инновационных технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Одной из таких инновационных технологий стала эвритмия. Этот термин возник в 19 веке, Основы искусства эвритмии были заложены австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером. Эвритмия в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deltsova_n.s.2.docx | 168.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭВРИТМИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.
Основы искусства эвритмии были разработаны основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером. Еще тогда, в 19 веке, Штайнер заметил, что слово, как и музыка, может служить импульсом для движения. В создании эвритмии большое участие приняли последователи Штайнера, среди которых были и наши соотечественники. Основой музыкальной эвритмии по методу Штайнера стало образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Штайнер и его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей, в первой вальдорфской школе в Штуттгарте.
В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой. Цель эвритмической гимнастики - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Принципы эвритмической гимнастики
Собранность | Здоровье | Творчество | Сопереживание |
Становление мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному. Приобретение опыта для раскрытия творческих проявлений и самореализации. | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. | Создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать,реализовывать свой творческий потенциал. | Ребенок в ходе занятий получает ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. |
Готовых методик проведения эвритмической гимнастики пока нет. Для внедрения данной технологии в занятия с дошкольниками специалистам необходимо проявить собственное педагогические творчество. В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.
Занятие с элементами эвритмии в детском саду, как правило, проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движением всех участников.
Этапы занятия
Предварительный | Начало занятия | Основная часть | Заключение занятия |
Подготовка пространства и костюмов. | Создание доверительной атмосферы (приветствие). | Музыкально-ритмический круг с пением, играми на развитие ритмического слуха и ориентировки в пространстве, постановками хороводов, элементов танцев. | Рефлексия, прощание, завершение. |
Рассмотрим все этапы более подробно.
1 этап. Помещение хорошо проветрено. Звучит музыка. Дети входят в зал в одежде светлых тонов.
2 этап. Все встают полукругом. На экране – схема «полукруг». Музыкальный руководитель (далее педагог) с жестом приветствует детей:
Здравствуйте, мои друзья.
Всех вас рада видеть я. А вы меня?
Дети: Да! (с жестом приветствия, разводя поднятые руки в стороны).
Педагог продолжает:
Радугою в полукруге
Улыбки дарим мы друг другу.
А теперь мы встанем в круг (все встают в круг).
Полон он друзей, подруг.
Если (Оля) уйдет вдруг (Оля делает шаг из круга),
Получится у нас круг?
Дети: Нет! (с жестом отрицания, скрестив руки на груди).
Педагог продолжает:
В нашем кругу, как и на нашей планете, абсолютно каждый очень-очень важен.
3 этап. Педагог показывает на область солнечного сплетения и говорит:
У каждого из нас внутри маленькое солнышко.
Поиграем мы сначала,
Чтоб наше солнышко сияло.
Пойдем по солнечному кругу.
Пусть каждый шаг будет по звуку! (ударяет в треугольник)
На экране схема – круг.
Педагог задает шаг и ритм треугольником, а дети соответственно двигаются по кругу. Затем педагог продолжает:
Дружат наши ручки. Все поднимают руки вверх и соединяются ладонями.
Дружат наши ножки. Все ставят ноги на ширине плеч и соединяются стопами.
Дружат наши звонкие и добрые ладошки.
На Земле мы – все друзья.
Вдохнем и пропоем мы «А». Все поднимают руки вверх, делают вдох. Педагог ударяет в треугольник, все на выдохе пропевают звук «А», стараясь петь, пока звучит инструмент. На экране - схема звука в виде галочки.
Затем педагог продолжает:
Раз, два, три, повернись, в волшебников солнечных превратись.
Все поворачиваются вокруг себя, а педагог говорит:
Вот мы волшебники теперь,
Мы – жители рек и морей,
Мы – все лесов хранители,
Ветров мы повелители.
Если только захотим,
Все с тобой мы создадим.
Чтобы море показать,
Надо нам вот так вот встать.
Педагог показывает движение – дети соединяют руки перед собой.
Вдохнуть и пропеть «О». Все делают вдох. Педагог снова ударяет в треугольник. На выдохе дети поют «О». На экране - схема звука в виде овала.
Затем появляется изображение моря.
Горы нужно нам ваять,
Левую руку вверх к солнцу поднять.
Правую опустить,
Вдохнуть и пропеть «И».
Все выполняют движение и поют «И». На экране схема звука – диагональ.
Затем появляется изображение гор.
Чтоб леса нам защитить,
Нужно руки нам скрестить,
Вдохнуть и пропеть «Э».
По тому же принципу все поют «Э». На экране схема звука – скрещенные диагонали.
Затем появляется изображение леса.
А чтоб ветру волю дать,
Нужно нам спокойно,
Вдохнуть и пропеть «У».
По тому же принципу все поют «У». На экране схема звука – две параллельные прямые.
Затем появляется изображение ясного неба.
Вот так в спокойном светлом мире
Наши солнышки и жили.
Жили-жили, не тужили,
Дружно песни заводили,
Хороводом всех дивили.
Далее следует исполнение песни в кругу по выбору музыкального руководителя или детей с прохлопыванием ритмического рисунка. Затем педагог просит детей разойтись по парам и продолжает:
Друг друга понимать без слова,
Просто чувствовать, готовы?
Дети отвечают. Педагог задает на слайдах знакомые схемы для исполнения в паре по принципу «сиамские близнецы», то есть один ребенок использует только правую сторону тела, другой – только левую. Так схема переносится из звука единицы в пару. Затем задача усложняется. Дети в хороводе под музыку, представляя в пространстве заданную педагогом схему, исполняют различные фигуры танца. То все идут по кругу, то перестраиваются в диагональ, крест и т.д. Движение может сопровождаться пением. То есть происходит перенос схемы в пространство. Так, сохраняя смысловое значение – гармонии пространства внешнего и внутреннего, с применением эвритмии создаются красивые музыкальные узоры.
4 этап. Заканчивается занятие музыкальным прощанием в кругу. Все поют:
Молодцы мы все, друзья. До встречи! До свидания!
Таким образом, занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма.
Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- развитие мелкой моторики;
- развитие крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
С помощью эвритмической гимнастики можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Список литературы:
Дубах-Донат, А. М. Основные элементы эвритмии: Рукопись / А. М. Дубах-Донат. - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998. - 284 с.
Пелтонен, Э. В. Основные черты вальдорфской (штайнеровской) педагогики / Э. В. Пелтонен // Гуманистическая направленность вальдорфской педагогики. - М.: Владос, 1999. - 324 с.
Штокмайер, К. Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ / К. Р. Штокмайер. - М.: Штейнер, 1995.- 203 с.
Штейнер, Р. Эвритмия / Р. Штайнер. - М.: Сфера, 1996. - 228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и использование элементов ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы: В наше время прерогативой является сохранение здоровья ребенка и поэтому актуальность темы очевидна. Она направлена на решение вопросов музыкального и физическ...
"Использование элементов психогимнастики на музыкальных занятиях"
Здоровьесбережение...
Методическая разработка на тему: Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"
ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей детских ...
"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"...
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения
Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...
музыкальная деятельность дошкольников
Музыкальная деятельность дошкольников-различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальное воспитание детей вы...
Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников с использованием ЭОР.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы как способ моде...