"История русского церковного пения"
презентация урока для интерактивной доски по музыке (6 класс)

Макарова Татьяна Григорьевна
      История церковного пения корнями уходит в глубокую древность.
С религиозной точки зрения пение, как и речь, служит выражению высоких чувств богопочтения.
Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песнопения. 
 

Когда человек приходит в храм на богослужение, то сразу же обращает внимание на звучащую молитву в исполнении хора, то есть на само присутствие музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_russkogo_tserkovnogo_peniya.pptx1.2 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Церковное пение: происхождение, история, смысл

Слайд 2

История церковного пения корнями уходит в глубокую древность. С религиозной точки зрения пение, как и речь, служит выражению высоких чувств богопочтения . Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песнопения. Когда человек приходит в храм на богослужение, то сразу же обращает внимание на звучащую молитву в исполнении хора, то есть на само присутствие музыки.

Слайд 3

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков . Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Слайд 4

Знаменный распев ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ [знаменный роспев , знаменное пение, крюковое пение] – основная певческая традиция Древней Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении . Когда появился большой знаменный распев? Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению с репертуаром знаменного распева.

Слайд 5

Вплоть до XVII века в русских церквях звучала одноголосная музыка. Древние напевы записывались особыми знаками – знаменами. Поэтому образцы старинной русской духовной музыки называют знаменным распевом.

Слайд 6

Как на Руси назывались безлинейные знаки для записи знаменного распева? Название происходит от старославянского слова "знамя", т. е. знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов.

Слайд 7

Священномученик Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, по образцу слышанного им пения ангелов ввел еще один способ пения, широко распространившийся к IV веку, — пение антифонное , то есть попеременно двумя хорами. Этот способ и по сей день употребляется в высокоторжественных случаях — на праздничном богослужении в больших соборах и монастырях.

Слайд 8

Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения. По мере накопления опыта создавались разнообразные приемы облегчающие исполнение распевов. Так, скажем, для приобретения умения распевать различные тексты по напеву каждого из восьми гласов у русских певцов были в большом ходу мелодические формулы, распеваемые на облегченные тексты, что называлось памятогласием . Конец XVI и начало XVII веков были временем исправления богослужебных книг. Понятна горячность споров, которая возникла и в певческом мире. Певцы крепко держались за старину и предание. Но реформа была нужна как в области текстов, так и в области пения.

Слайд 9

Вторая половина XVII столетия знаменуется переходом от знаменного распева к партесному 2 (от латинского слова партес — голоса), появившемуся в церкви вскоре после заимствования линейной нотописи . Это пение своим распространением немало обязано поддержке патриарха Никона , который, будучи еще Новгородским митрополитом, ввел его в своей епархии, а затем перенес в Москву.

Слайд 10

В XVIII веке, когда в России появилась опера, начался новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. В 1736 году для постановки оперы итальянского композитора Франческо Арайи обратились к певчим придворного церковного хора с целью воспользоваться опытными хоровыми певцами, так как отдельного оперного хора не существовало. Событию этому суждено было открыть новую главу в истории русского церковного пения — главу с название « итальянщина » .

Слайд 11

Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как Максим Березовский, Артемий Ведель , создатель первого государственного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрий Бортнянский и Степан Дегтярёв . После вмешательства императора Павла I из церковного репертуара были исключены облегченные мирские композиции. Но традиция духовного концерта жива и ныне .

Слайд 12

Существенно новым для церковного пения здесь явилось именно само обращение с мелодическим содержанием древних распевов. Его перестали привлекать только в качестве предлога и материала для гармонических ухищрений, чем он был до сих пор. В новых опытах он стал более гибким, живым, обнаружил необыкновенную силу выразительности и красоты, так как его освободили от обязательного приложения к нему гармонии. При таком обращении настала пора настоящей художественной реставрации древних напевов, каковой и явились лучшие произведения авторов этого направления: Александра Кастальского, Павла Чеснокова , Сергея Рахманинова и Александра Гречанинова.

Слайд 13

Высшим достижением московской школы стало «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова (1915), писавшееся для Синодального хора и рассчитанное на его неординарные художественно-технические возможности (ранее, в 1910 году, Рахманиновым была создана «Литургия»). Большая часть песнопений этого цикла — высочайшего артистического уровня обработки знаменного, греческого и киевского распевов.

Слайд 14

90-е годы ХХ столетия смело можно назвать эпохой восстановления Русской Православной Церкви. Русь Святая смогла, наконец, окончательно сбросить с себя оковы безбожной власти. Это период реконструции и строительства новых храмов и монастырей. Огромный поток верующих хлынул в храмы, больше не боясь и не скрывая своей веры. Вместе с церковными традициями богослужения возрождается и церковное пение. На клирос приходит музыкально образованная молодежь. Композиторы вновь обращаются к жанру церковной музыки. Этим объясняется появившееся огромное количество авторских сочинений и обработок древних распевов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» «Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗ...

: «История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»  «Есть сила благодатная...

«Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения»

Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детейи подростков. Помогает им более широко взглянуть на о...

Церковное пение 1-5 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Церковное пение" предназначена для учащихся 1-5 классов общеобразовательной школы....

Церковное пение 6-11 классы

Рабочая программа из области кружковой работы "Церковное пение" предназначена для учащихся 6-11 классов....

урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"

Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...