Программа дополнительного образования Музыкальная капель
рабочая программа
Программа Музыкальная капель написана мною для кружковой работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, для участия в детском музыкальном оркестре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzykalnaya_kapel.docx | 42.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребёнка - детский сад № 98
236016, г. Калининград, переулок Грига 1.
тел/факс 45-38-62, ds098@edu.klgd.ru
Принята на заседании | Утверждено: |
педагогического совета | Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №98 |
от «24» ноября 2022 г. | _____________________/ Ярема Е.Н./ |
Протокол № 4 | от 24.11.2022 приказ №-о/в |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Музыкальная капель»
Возраст обучающихся: 6-7лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик: Демьянова Нина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Калининград, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная капель» имеет художественную направленность.
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на духовно-нравственное развитие дошкольников, формирует у них чувство принадлежности к своей Родине. Программа базируется на современных представлениях о совместном музицировании в оркестре и толерантному отношению и уважению к мировым музыкальным традициям и традициям народов Российской Федерации.
Отличительная особенность программы
Реализация программы «Музыкальная капель» позволяет сформировать современную практико - ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно изучать основы музыкальной культуры, выразительно и ритмично исполнять на детских музыкальных инструментах произведения мировой музыкальной классики, а также повышать уровень общего образования и культуры детей детского сада №98.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей МАДОУ ЦРР д/с №98 в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы. На полное освоение программы требуется 72 часа. Срок освоения программы – 9 месяцев.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы для детей детсада №98. Кружок сформирован из детей одного возраста. Программа предусматривает групповую форму работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах по СанПиН- 30 минут.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие музыкальных способностей учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра. В процессе реализации программы у обучающихся будут развиты ритмический и ладовый слух, музыкально - слуховые представления, освоена техника игры на детских музыкальных инструментах, сформированы знания в области элементарной музыкальной грамоты, музыкальный и эстетический вкус. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Практическая значимость.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах совершенствуются эстетические чувства ребёнка, чувство ритма, повышается качество пения, музыкально-ритмических движений, развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Музицирование способствует развитию волевых качеств: выдержке, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости, а также развитию памяти и умению концентрировать внимание. Когда ребёнок слышит звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Содержание данной программы построено таким образом, что воспитанники под руководством педагога смогут развить свою фантазию, творческие способности, музыкальный вкус и научатся понимать и любить музыку.
Цель: формирование личностных качеств детей путём приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.
Задачи:
Образовательные:
- обучать детей игре на детских музыкальных инструментах;
- познакомить с классической и современной мировой музыкой;
- научить творчески, эмоционально исполнять репертуар;
- познакомить с элементами нотной грамоты;
- формировать навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
Развивающие:
- развивать чувство ритма;
- развивать волевые качества: выдержку, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- развивать память и умение концентрировать внимание;
- развивать мышление, аналитические способности;
- развивать мускулатуры и мелкой моторики пальцев рук;
- развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, способность понимать и любить музыку;
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, гражданственность, нравственность, толерантность;
- воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности;
- воспитывать творческую инициативу;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Программа интегративна, поскольку, с одной стороны, игра на музыкальных инструментах – неотъемлемая часть всех музыкальных занятий, проводимых в ДОУ, а с другой, все занятия способствуют ее обогащению и развитию, т.е. наблюдается преемственность дополнительной общеобразовательной программы с основной образовательной программой определенной ступени общего образования. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере музыкального искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия способствуют наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, закрепляют знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Речевое развитие:
развитие движений кисти руки, например, молоточком по металлофону, ксилофону; развитие дыхания во время игры на дудочках; развитие голоса, артикуляции при исполнении прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах;
нормализация речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.
практическое овладение обучающимися нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, закличек, загадок; развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок; в процессе обсуждения сюжета произведения ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.
Художественное развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям прослушанных музыкальных произведений и сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;
предупреждать нарушение осанки;
осваивать навыки рационального дыхания с помощью дыхательных упражнений;
использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и работе на компьютере с мышкой.
Социальный заказ (родители, общество). Эти исходные установки конкретизируют современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создают условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Концертная деятельность: выступление перед родителями на всех утренниках, развлечениях, праздниках, открытых занятиях; взаимодействие с подобными коллективами из соседних детских садов; участие в творческих конкурсах различного уровня.
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, наблюдается преемственность дополнительной общеобразовательной программы с основной образовательной программой определенной ступени общего образования, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности.
Основные формы и методы
Основной технологией обучения по программе «Музыкальная капель» выбрана технология нового типа - технология сотрудничества в творческой деятельности. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок». Совместно определяют разнообразную творческую деятельность: игры, концерты, праздники, развлечения. Участие в образовательных событиях позволяет ребятам пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения в освоении основ исполнительского творчества.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата.
При реализации программы целесообразно использовать следующие методы и приемы – это демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а так же применять метод презентационного показа.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа. Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы, формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная работа, состоящая из аналитической деятельности каждого ребёнка, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на достижение поставленных целей. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес учащихся к значимым профессиональным результатам и достижениям.
Планируемые результаты.
Образовательные:
- у детей сформировано умение играть на детских музыкальных инструментах;
- дети ознакомлены с классической и современной русской музыкой;
- у воспитанников сформированы навыки творчески, эмоционально исполнять репертуар;
- дети ознакомлены с элементами нотной грамоты;
- у дошкольников сформированы навыки совместной игры, развито чувство ансамбля;
Развивающие:
- развито чувства ритма;
- развиты волевые качества: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- сформирована память и умение концентрировать внимание;
- развиты мышление, аналитические способности;
- развиты мускулатура и мелкая моторика пальцев рук;
- развиты фантазия, творческие способности, музыкальный вкус, способность понимать и любить музыку;
Воспитательные:
- сформированы чувства патриотизма, гражданственности, нравственности, толерантности;
- сформирована вера в свои силы, творческие способности;
- проявляется творческая инициатива;
- отношения в коллективе между детьми доброжелательные.
Механизм оценивания образовательных результатов.
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива. Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые произведения в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Наиболее ярко результат проявляется в концертной деятельности, где каждый обучающийся найдёт возможность проявить себя.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ №196 от 09.11.2018г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Локальные акты: Устав МАДОУ ЦРР д/с №98, лицензия на осуществление образовательной деятельности №ДДО-1354 от 21 октября 2015г; форма заявления родителей; договор со специалистами, привлекаемыми к оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Материально-технические условия.
- Музыкальный зал для занятий, соответствующий санитарным нормам СанПин.
- Интерактивная доска,
- Шкаф для пособий и материалов,
- Инструмент (фортепиано),
- Доска с нотными линейками,
- Телевизор,
- Музыкальный центр,
- Фоно- и видеотеки с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки,
- Музыкальные инструменты (детские шумовые инструменты: бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки, треугольники),
- Звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны, диатонические колокольчики;
- Дидактический материал,
- Наглядный материал,
- Раздаточный материал для музыкально-дидактических игр,
- Портреты композиторов русских и зарубежных.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Список произведений для слушания.
1. «Колокольчики звенят» В. Моцарта;
2. «Заинька» р.н.п. в обр. Н.Римского-Корсакова;
3. «Волк и Красная шапочка» Н. Ветлугиной;
4. «Итальянская полька» музыка С. Рахманинова;
5.«Игра в лошадки» из Детского альбома П.И. Чайковского;
6. «Осенняя песня» П. И. Чайковского;
10. «Клоуны» Д. Кабалевского;
11. «Валь цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;
12. «В пещере горного короля» Э. Грига;
13. «В мечтах» Г. Пахульского;
14. «Пиццикато» из балета «Севилья» Л. Делиба;
15. «Вальс» А. Аренского;
16. «Полька» музыка А. Бородина;
17. «Чебурашка» музыка В.Шаинского.
Список музыкально – ритмических упражнений.
1. «Комната наша» музыка и слова Г. Бэхли, перевод с немецкого В. Жилина;
2. «Хвостатый – хитроватый» слова М. Яснова;
3. Ритмическая цепочка «Гусеница», «Две гусеницы»;
4. «Мама», «Горн»;
5. «Весёлые палочки»;
6. «Аты – баты», «Ручеек», «Загадка», «Комар»;
7. «Сделай так», «Ворота», «Дирижёр»;
8. «Что у кого внутри?» слова И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Дидактические игры.
- «Чей колокольчик» М. Раухвергера;
- «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
- «Тихие и громкие звоночки» Р. Раухвергера;
- Дидактическая игра «Ритмические кубики»;
- «Передай ритм» игра на развитие чувства ритма;
- «Поймай снежинку»;
- «С барабаном ходит ёжик» слова Г. Виеру;
- Игра «Эхо».
Репертуарный список.
1. «Полька» музыка М. И. Глинки;
2. «Вариации на тему русских народных песен» в обработке В. Агафонникова;
3. «Неаполитанская песенка» музыка П. И. Чайковский;
4. «Субботея» русская народная мелодия;
5. «Перепёлочка» русская народная песня;
6. «Во саду ли, в огороде» русская народная мелодия;
7. «Яблочко» матросская народная песня;
8. «Озорная полька» музыка Н. Вересокиной;
9. «Травушка-муравушка» русская народная мелодия;
10. «Турецкий марш» музыка В. А. Моцарта;
11. «Смуглянка» музыка А. Г. Новикова;
12. Вальс «На прекрасном голубом Дунае» музыка И. Штрауса.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1ч | 1ч | - |
2 | Звуки музыкальные и не музыкальные | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
3 | Ритмичные кубики | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
4 | Погремушки | 1ч | 0,5ч | 0,5ч |
5 | Музыка в природе | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
6 | Ударная семья | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
7 | Колокольчик | 4ч | 1ч | 3ч |
8 | Музыка выражает настроение, чувства, характер | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
9 | Ложки в оркестре | 4ч | 1ч | 3ч |
10 | Оркестр русских народных инструментов | 4ч | 1ч | 3ч |
11 | Духовые в оркестре | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
12 | Струнно-щипковые домра, балалайка, гусли | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
13 | Музыкальный треугольник | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
14 | Выступление на детском утреннике | 1ч | - | 1ч |
15 | Сказка в музыке | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
16 | Металлофон | 4ч | 1ч | 3ч |
17 | Симфонический оркестр | 4ч | 1ч | 3ч |
18 | Ксилофон в оркестре | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
19 | Румба, маракасы | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
20 | Диатонические колокольчики | 4ч | 1ч | 3ч |
21 | Выступление на празднике для мам | 1ч | - | 1ч |
22 | Литавры, тарелки | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
23 | Бумажные истории | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
24 | Шумовой оркестр Карла Орфа | 4ч | 1ч | 3ч |
25 | Композиторы | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
26 | Виды оркестров | 4ч | 1ч | 3ч |
27 | Мажор и минор | 2ч | 0,5ч | 1,5ч |
28 | Мелодия, ноты | 4ч | 1ч | 3ч |
29 | Закрепление изученного | 1ч | 0.5ч | 0.5ч |
30 | Выступление на концерте | 1ч | - | 1ч |
ИТОГО | 72ч | 18,5ч | 53,5ч |
Содержание учебного материала
1 год обучения (72 часа , 2 часа в неделю)
Тема 1. Вводное занятие (1)
Теория: Знакомство учащихся. Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом, с правилами кружка, с понятием «оркестр». Техника безопасности, соответствующая инструкциям. Выбор репертуара, доступного по исполнительскому уровню, содержанию. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 2. Звуки музыкальные и не музыкальные (2)
Теория: Эмоционально обогатить представления детей о музыке природы, животных, птиц через музыкальный образ. Учить различать звуки по высоте. Рассказать о немузыкальных звуках – стук, шум, скрип, скрежет и др.
Практика: Прохлопать ритм своего имени и имен других детей. Пальчиковая гимнастика. Слушание «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 3. Ритмичные кубики (2)
Теория: Что такое ритм. Знакомить с ритмической пульсацией в 2-х, 3-х и 4-х дольном размере через дидактическую игру. Знакомство с понятиями «сильная» и «слабая» доля.
Практика: Освоение приёмов игры на кубиках, постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Пропевать, прохлопывать знакомые стихи в 2-х, 3-х и 4-х дольных размерах. Дидактическая игра «Ритмические кубики» на стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 4. Погремушки (1)
Теория: Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-ёмкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Знакомство с термином «пауза».
Практика: Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек. Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по столу. Слушание русской народной песни «Заинька» в обр. Н. Римского – Корсакова. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 5. Музыка в природе (2)
Теория: Учить детей прислушиваться к звукам природы, слышать в них музыку дождя, определять, какая она: быстрая, едва слышная, струящаяся. Эмоционально обогатить представления детей о музыке природы, животных, птиц, познакомить со звуками окружающего мира, рассказать о возникновении музыкальных инструментов. Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной симфонической музыки.
Практика: Показать технику и приёмы игры на кубиках, палочках, обратить внимание на правильную позу, осанку. Дети вместе с педагогом пробуют играть после знакомства с приёмами игры. Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 6. Ударная семья (2)
Теория: Знакомство детей с ударными инструментами (бубном, барабаном, бубенцами и тарелками). Освоение приёмов игры на бубне, бубенцах. Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.
Практика: Показать приёмы игры на ударных инструментах. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Упражнять детей отмечать на ударных инструментах (кубики, бубны, палочки) сильную долю такта, метрическую пульсацию. Исполнять на кубиках «Неаполитанскую песенку» П. И, Чайковского. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 7. Колокольчик (4)
Теория: Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.
Практика: Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание, толчок пальцем. Обучение приему «трель». Учить правильно, держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. Слушание пьес «Колокольчики звенят» В. А. Моцарта, дидактическая игра «Чей колокольчик?» М. Раухвергера. Музицирование на колокольчиках. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 8. Музыка выражает настроение, чувства, характер (2)
Теория: Развивать навыки восприятия музыки, умения различать настроение, умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки.
Практика: Слушание «Волк и Красная шапочка» Н. Ветлугиной - формировать представления детей об образной природе музыки при знакомстве с произведениями, имеющими два образа, передающих их характеры и взаимодействия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 9. Ложки в оркестре (4)
Теория: Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, о происхождении, о разнообразных приёмах игры на ложках.
Практика: Освоение приёмов игры на ложках. Исполнение на ложках «Вариаций на тему русских народных песен» в обработке Агафонникова. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 10. Оркестр русских народных инструментов (4)
Теория: Показать и дать послушать (видео) оркестр русских народных инструментов. Познакомить с инструментами оркестра русских народных инструментов по группам: ударные, мелодические, духовые, клавишные. Знакомство с инструментами баян, аккордеон. Рассказать о конструктивных особенностях инструментов, показать приёмы игры на них. Дирижёр - руководитель инструментальных ансамблей, оркестров, хоров, рассказать о руководящей роли дирижёра, дать попробовать себя в роли дирижёра.
Практика: Упражнять детей отмечать при помощи ударных инструментов сильную долю такта, метрическую пульсацию. Музицирование на детских музыкальных инструментах: ложках, маракасах, бубенцах, бубне. Работать над пьесой «Полька» М. И. Глинки. Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 11. Духовые в оркестре (2)
Теория: Знакомство с духовыми инструментами русского народного оркестра (свирели, жалейки, рожки). Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.
Практика: показать приёмы игры на духовых, р.н.п. «Перепёлочка». Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 12. Срунно-щипковая группа домра, балалайка, гусли (2)
Теория: Познакомить детей с инструментами русского народного оркестра домра, балалайка и гусли. Рассказать о конструктивных особенностях инструментов, их происхождении. Знакомство с русской народной песней «Во саду ли, в огороде». Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни.
Практика: показать приёмы игры на балалайке, гуслях. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Слушание пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Осенняя песня», продолжать развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию произведения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 13. Музыкальный треугольник в оркестре (2)
Теория: Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать различные по размеру музыкальные треугольники.
Практика: Освоение приёмов игры на треугольнике. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Прослушать пьесу из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Игра в лошадки». Разучивание партии каждого инструмента, соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения. Игра группами и всем оркестром. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 14. Выступление оркестра на детском утреннике (1)
Теория: Настроить и подготовить детей к выступлению на празднике. Познакомить детей с правилами поведения оркестрантов на празднике.
Практика: Игра всем оркестром ранее выученных произведений. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 15. Сказка в музыке (2)
Теория: Познакомить с портретами сказочных героев, подчеркнуть их отличительные черты, развивать творческое мышление детей: придумать музыку героя, сыграть его, подобрать музыкальный инструмент для сказочного героя.
Практика: русской народной мелодией «Субботея», играть по группам и полным оркестром. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 16. «Металлофон» (4)
Теория: Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.
Практика: Знакомство с игрой на металлофоне. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Учить самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 17. Симфонический оркестр (4)
Теория: В стране музыкальных инструментов: большой симфонический оркестр. Дать понятие о симфоническом оркестре, виртуальный концерт в концертном зале им. П. И. Чайковского; беседа обо всех инструментах оркестра, учить различать звучание и тембры каждого инструмента на слух. Основы музыкальной грамоты.
Практика: Слушание «Вальс цветов» П. И. Чайковского, продолжать развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию произведения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности
Тема 18. Ксилофон в оркестре (2)
Теория: Познакомить с разновидностями, происхождением инструмента, и приёмами игры на нём. Слушание звучания ксилофона в оркестре. Рассказать о композиторе С. Рахманинове и истории создания пьесы «Итальянская полька». Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера пьесы.
Практика: Работа над музыкальным произведением С. Рахманинова «Итальянская полька». Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения. Игра группами и всем оркестром. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 19. Румба, маракасы (2)
Теория: Познакомить с разновидностями, происхождением этих инструментов, и приёмами игры на них. Слушание звучания этих инструментов в оркестре. Знакомство с произведение «Озорная полька» музыка Н. Вересокиной. Познакомить с танцем полька, показать исполнение танца профессиональными танцорами на видео, послушать танцы «Полька», написанные разными композиторами.
Практика: Освоение приёмов игры на маракасах и румбе. Работа над произведением «Озорная полька» Н. Вересокиной, разучивание партии каждого инструмента, соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 20. Диатонические колокольчики (4)
Теория: Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами – диатоническими колокольчиками. Рассказать, что это музыкальные инструменты, имеющие звучание в диапозоне от ноты «до» I-й октавы, до «до» II-й октавы. Также диатонические колокольчики имеют каждый свой цвет, что облегчает запоминание партий.
Практика: Учить правильно, держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. Знакомство с произведением В. А. Моцарта «Турецкий марш». Разучивание партий на бубнах, музыкальных треугольниках, диатонических колокольчиках. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 21. Выступление на празднике мам. (2)
Теория: Настроить и подготовить детей к выступлению на празднике. Повторить правила поведения оркестрантов на празднике.
Практика: Исполнение всем оркестром произведения «Озорная полька» Н. Вересокиной других ранее выученных произведений. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 22. Литавры, тарелки (2)
Теория: Познакомить с разновидностями, происхождением этих инструментов, и приёмами игры на них. Слушание звучания литавров в оркестре. Прослушать эстонскую народную песню «Если нравится тебе», обработке В. Агафонникова. Выбор соответствующих музыкальных инструментов.
Практика: Исполнение на музыкальных инструментах: ложках, маракасах, треугольниках, бубне, ксилофоне, тарелках эстонской народной песни «Если нравится тебе», в обработке В. Агафонникова. Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Игра по группам и всем оркестром. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 23. Бумажные истории (2)
Теория: Рассказать и показать различные приёмы издавать шумовые звуки при помощи листов бумаги.
Практика: Пробовать разные варианты использования листов бумаги в качестве музыкальных инструментов, исполнить музыкальное произведение р. н. п. «Травушка – муравушка» всем оркестрм. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 24. Шумовой оркестр Карла Орфа (4)
Теория: Рассказать о немецком композиторе и педагоге К.Орфе, о его оркестре для детского «элементарного музицирования», об инструментах входящих в его оркестр. Прослушать русский народный танец «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов, рассказать историю создания.
Практика: Учить детей декламации стихов в сочетании с музицированием по системе Карла Орфа. Работа над музыкальным произведением - русский народный танец «Яблочко». Знакомство с русским народным танцем «Яблочко», разучивание партий. Игра по группам. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 25. Композиторы (2)
Теория: Беседа о профессии композитор, знакомить с именами композиторов. Познакомить детей с песней А. Г. Новикова «Смуглянка», слушать песню в исполнении профессиональных вокалистов, а также в инструментальном исполнении. Вспомнить приёмы игры на ложках.
Практика: Предоставить возможность детям импровизировать, самим «сочинять музыку», продолжать слушать музыку, пополнять слуховой запас произведений мировой культуры. Работать над ритмичным ансамблем на ложках под музыку песни «Смуглянка». Отрабатывать слаженность игры на ложках, используя различные приёмы исполнения. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 26. Виды оркестров (4)
Теория: Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной инструментальной, симфонической и русской народной музыки - учить сравнивать звучание различных оркестров, узнавать звучание, тембры знакомых музыкальных инструментов.
Практика: Продолжать работать над песней А. Г. Новикова «Смуглянка», совершенствовать ритмический ансамбль на ложках, используя различные приёмы исполнения. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 27. Мажор и минор (2)
Теория: Познакомить детей с понятиями мажор и минор. Связать эти понятия с примерами из поэзии и живописи. Знакомство с музыкальным произведением И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае».
Практика: Работа над музыкальным произведением И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Разучивание партии каждого инструмента, соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения. Игра группами и всем оркестром. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 28. Мелодия, ноты (4)
Теория: Основы музыкальной грамоты - объяснить основные музыкальные понятия, дать понять, что без знания этих музыкальных терминов невозможно быть профессиональным музыкантом.
Практика: Продолжать работать над музыкальным произведением И. Штрауса вальс «На прекрасном голубом Дунае». Работа над ритмом, темпом, динамическими оттенками. Игра группами и всем оркестром. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 29. Закрепление и повторение выученных произведений. (1)
Теория: Ознакомить детей с правилами поведения оркестрантов на празднике. Учить детей правильно вести себя во время выступления.
Практика: Продолжать работать над вальсом «На прекрасном голубом Дунае», над выученными ранее произведениями. Работать над выразительностью исполнения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Тема 30. Выступление оркестра на празднике (1)
Теория: Настроить и подготовить детей к выступлению на празднике. Повторить правила поведения оркестрантов на празднике.
Практика: Исполнение всем оркестром ранее выученных произведений.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Календарный учебный график
Режим организации занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяет календарный учебный график, соответствующий нормам, утвержденным СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
Содержание | Возраст 6-7 лет |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 сентября 2022г |
Окончание учебного года | 31 мая 2023г |
Сроки проведения родительских организационных и тематических собраний | сентябрь, май |
Продолжительность учебного года
Всего недель | 36 |
1-е полугодие | 16 |
2-е полугодие | 20 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | понедельник, пятница |
Время занятий | 11.40 |
Недельная образовательная нагрузка занятий | 1 |
Объём недельной образовательной нагрузки (минут) | 60 |
Сроки проведения мониторинга | сентябрь, май |
Периодичность показа деятельности | январь, май |
Итоговое занятие | открытое занятие |
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ №196 от 09.11.2018г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. От 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Для педагога дополнительного образования
1. Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.,
1982.
3. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М., 1989.
4. Ветлугина Н. Оркестр в детском саду. – М., 1976.
5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах - М, Просвещение, 1990.
6. Каплунова И. Наш веселый оркестр. 1, 2 части. Методическое пособие для
музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург, «Невская нота», 2013.
7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры. М., Просвещение, 1982.
8. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение,
1994.
9. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.
10. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования
эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. –
М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
11. Метлов Н. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.
12.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
13.Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал
«Музыкальная палитра» №6, 2006.
14.Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Учебное пособие. – М, Педагогическое
общество России, 2005.
15. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» - сборник пьес для детей. - Издательство “Советский композитор”, 1985г.
Перечень дискографии:
1. Каплунова И. Наш веселый оркестр. 1, 2 части. Аудио- (2 CD) и видео- (DVD). –
Санкт-Петербург, «Невская нота», 2013.
2. Качур Е.А. Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты» - М., Детское
издательство Елена», 2004.
3. Качур Е.А. Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» - М., Детское
издательство Елена», 2002.
4. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.
5. Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.
6.Тютюнникова Т.Э. Аудиодиск «Из чего родилась музыка?» - М., Издательство «Весть-ТДА».
7. СD и DVD диски с музыкой разных жанров, классической, народной,
современной музыкой, музыкой народов мира.
Список литературы для детей и родителей
1. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998.- №2, с. 141 -144.
2. Что такое Шульверк К. Орфа//Дошкольное воспитание.- 1998. - № 4, с.
129-134.
3. Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 144 c.
4.. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: - М.: Просвещение, 1985. - 96с.
5. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 – 104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Музыкальный театр"
Программа творческого объединения «Музыкальный театр» рассчитана на один год обучения для дополнительных занятий с детьми разного возраста: средних и старших классов. Расписание занятий строится...
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...
Программа дополнительного образования "Музыкальная литература"
Этот Курс призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами музыкальной культуры помогает выраб...
программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»
программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»...
Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»
Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»Учитель: Щербакова Наталия ГригорьевнаКласс: 1Тема занятия: Певческое дыхание.Тип занятия: повторения и обобщ...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Музыкальный момент"
Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлен...