консультация для педагогов "Функциональная грамотность на музыкальных занятиях в ДОУ"
презентация к уроку по музыке

Долгих Алёна Александровна

Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_muzyke.docx18.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Функциональная грамотность на музыкальных занятиях в ДОУ.

 

Музыкальный руководитель: Долгих А.А.  первой

квалификационной категории

2022г.

Формирование развития личности ребенка неразрывно связано с музыкой. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на детей дошкольного возраста: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. 

Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.

На музыкальных занятиях для развития функциональной грамотности дошкольников я применяю три взаимосвязанных метода работы:

Наглядный метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным содержанием этого метода – прослушивание музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения.  К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.

В результате использования наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

 - Словесный метод работы на музыкальных занятиях помогает детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.

Словесный метод включает в себя такие приемы как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы, инструкции.

 Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают свое отношение к образам прослушанной музыки.

Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед прослушиванием музыкального произведения, перед музыкальными играми, танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой, зрительной гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).

Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.

Метод практической деятельности используется на музыкальные занятия во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений, танцев и плясок (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах (приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).

Применяя практическую деятельность на музыкальных занятиях, необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно, тем самым вызывая у них интерес к музыкальному занятию.

Различные сочетания трёх основных методов музыкального воспитания, обусловленные спецификой такого воспитания в каждой возрастной группе.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы:

- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

- приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

- развивать вокальные задатки ребенка, петь без напряжения в голосе.

Планируя музыкальные занятия, учитываю возрастные особенности детей. Чем старше ребенок, тем сложнее музыкальные произведения, музыкально-ритмические движения, песни, танцы, музыкально-дидактические игры и т.д.

 Так дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) наиболее эмоциальны. Они с радостью откликаются на веселые подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей формируется музыкальный слух, начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. В этом возрасте дети начинают учиться самостоятельно исполнять песни, уже более осознанно исполнять несложные танцевальные движения и игровые упражнения.

Слушая с детьми несложные музыкальные произведения («Осенняя песенка» Муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель; «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Дождик» муз.Г.Лобачева;
«Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко; «Петрушка» муз. И. Арсеева; «Тихие и громкие звоночки»муз. Р. Рустамова, сл.Ю. Островского; «Танечка, бай-бай» русская народная песня и др. произведения) необходимо обратить внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Следует обратить внимание на ритмичность движений, выразительность в время игры на музыкальных инструментах, красоту музыки.
В результате этого у детей данного возраста начинают формироваться слух, выразительность и четкость в ритмических движениях, улучшается память, повышается интерес к музыке и к музыкальным занятиям в целом.

Функциональная грамотность для детей среднего возраста (4-5 лет) на музыкальных занятиях заключается в постепенные усложнения методики. Необходимо продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. В этом возрасте дети начинают знакомиться с некоторыми группами музыкальных инструментов (ударные, духовые). Совершенствуют владение ими вовремя музицирования. Проводятся музыкально-дидактические игры, на развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Кроме этого проводится анализ прослушанных произведений («Колыбельная» муз.Р.Разоренова; «Резвушка» муз.В.Волкова; «Полька» муз.З.Бетмана; «Марш»муз.Е Теличеевой; «Лошадка» муз.М.Симанского и др.произведения).Усложняются танцы, музыкально-ритмические движения. Дети начинают чувствовать ритм в музыке. Происходит формирование у детей певческих умений и навыков. Развивается способность творческого воображения при восприятии музыки.

Для детей старшего и подготовительного к школе возраста (6-7 лет) на музыкальных занятиях используется уже более усложненная методика. Проводится прослушивание музыкальных произведений русских и зарубежных классиков («Времена года», «Баба Яга», «Детский альбом», «Щелкунчик», «Камаринская»  и др.произведения П. И. Чайковского; «Страшилище» муз.В.Витлина; «Вальс» муз. С.Майкапа; «Волшебная флейта» муз. В.А.Моцарта; «Менуэт» муз.И.С.Баха и др.).Детей этого возраста уже различают жанры музыки, умеют определять лад мелодии. Знают все группы музыкальных инструментов. Легко должны находить тембры музыкальных инструментом близкие по характеру звучащему произведению. Выразительно и ритмично играют на музыкальных инструментах. Развивают ритмический, тембровый, звуковысотный слух. Развивают певческий голос. Формируют навыки самостоятельного пения, умение слушать друг друга.

Работа по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Консультация :ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ...

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...

Консультация для родителей "Ребёнок на музыкальном занятии в ДОУ"

В данном разделе размещены консультации для родителей и педагогов детского сада....

Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...